Вымышленные черепахи
- 1 year ago
- 0
- 0
Черепаха ( кит. трад. 龜 , упр. 龟 , пиньинь guī , палл. гӯй ) в разнообразных проявлениях занимает немаловажное место в китайской мифологии . Её образ отражен в нескольких традиционных мотивах китайского искусства , включая «чёрную черепаху севера» Сюаньу , черепаху-носителя текста биси , и «драконочерепаху», популярную в качестве фэншуйного украшения.
Китайский народ был давно знаком с черепахами. Мясо многих видов черепах считается деликатесом ; их пластроны (нижние створки панциря) широко используются в традиционной китайской медицине ; и даже древнейшим памятникам китайской письменности мы обязаны старинному обычаю гадания на черепахах .
По мнению многих исследователей, черепаха с её куполообразным карапаксом (верхним щитом панциря) и плоским пластроном (нижним щитом) напоминает древний китайский образ мироздания — круглое небо и плоская квадратная земля (天圆地方, Tiān yuán dì fāng) .
Одним из аргументов, приводимых сторонниками этой гипотезы (Сара Аллан, Лю Фэнцзюнь, и др.) является их интерпретация узоров на черепахах, изображённых на шанских бронзовых сосудах и на черепаховидных статуэтках с эпитафиями ( мучжи ) в гробницах середины 1-го тыс. н. э. как имеющую космическую символику.
Исследователь древнекитайской мифологии Сара Аллан предположила даже, на основе анализа археологических данных, гадательных надписей на черепашьих пластронах, и более поздних текстов, что в шанской космологии земля была не просто квадратной, а скорее крестообразной (в форме иероглифа 亞), состоящей из пяти квадратов (областей): центра (ср. китайское название Китая — «Чжунго» (中国), то есть «серединное государство») и четырёх краёв (四方) — сторон света. Если эта гипотеза справедлива, форма земли ещё более уподобляется пластрону черепахи (более или менее прямоугольному, с «вырезами» для ног по углам) .
Поэтому не удивительно, что как и у некоторых других народов , черепаха появляется уже в древних китайских мифах, связанных с сотворением (или, скорее, капитальным ремонтом) мира . По распространённой легенде, существующей в ряде вариантов (например, записанный в сборнике « Хуайнань-цзы » 139 г. до н. э. или в сборнике ( 論衡 ) ок. 80 г н. э.), или в более поздней книге Ле-цзы ), когда боги во время битвы сломали четыре опоры, на которых держится небо , и небесный огонь и потоп могли уничтожить всё живое, богиня Нюйва спасла Землю следующим образом. Она собрала камни пяти разных цветов, расплавила их и залатала дыры в небосводе , через которые на землю изливались вода и огонь. Затем она обрубила ноги гигантской черепахе « ао », и поставив их по углам земли, подперла ими небосвод . Таким образом, как замечает ( Lionel Giles ), «китайский Атлант был гигантской морской черепахой» .
Согласно Ле-цзы , не только Нюйва ловила черепаху ао . Верховное Божество велело морскому богу Юйцяну ( кит. трад. 禺彊 , упр. 禺强 , пиньинь Yuqiang ) послать пятнадцать черепах ао , чтобы посменно поддерживать своими головами и удерживать на месте пять гор, плавающих в океане, на которых жили бессмертные . Но великан из страны Лунбо ( кит. трад. 龍伯之國 , упр. 龙伯之国 , пиньинь Lóng Bó zhī Guó , буквально: «Страна Князя Дракона») изловил шестерых из них, и снёс их домой, погадать . В результате две горы — Дайюй (岱輿) и Юаньцзяо (員嶠) — уплыли на север и утонули. Другие же три горы-острова остались на плаву, поддерживаемые оставшимися черепахами. А в наказание за нанесённый великаном ущерб, Бог изрядно уменьшил в размере и саму страну Лунбо, и её обитателей .
Одна из ключевых фигур китайской мифологии — Юй Великий , легендарный основатель первой китайской династии Ся , известный в первую очередь своей титанической работой по борьбе со всекитайским наводнением (задача, нередкая для Китая — Нюйве тоже ведь пришлось над этим поработать!) и созданию известной нам топографии Китая. Согласно версии легенды об этом процессе, содержащейся в трактате «Забытые истории» («Ши-и Цзи») даоса IV в. ( ), Юю в его трудах помогали Жёлтый дракон (黃龍) и Чёрная черепаха (玄龜). Дракон двигался впереди Юя, роя каналы своим хвостом, а черепаха плыла за его лодкой, перевозя волшебное вещество «сижан» ( , xīrǎng), при помощи которого Юй создавал горы и возвышенности, формирующие ныне географию Китая. По одной из версий легенды, черепаха была посланцем божества Жёлтой реки , и на её пластроне были высечены иероглифы с названиями всех гор и рек Китая. Когда работа по созданию какого-либо географического объекта была завершена, Великий Юй при посредстве этой же черепахи оттискивал на нём соответствующее название.
По другой легенде, тому же Великому Юю однажды явилась из вод реки Ло ( Лохэ , ) «волшебная черепаха» (神龟 ), на панцире которой были нанесены знаки, которые стали известны как магический квадрат « » (洛书, , «письмена [реки] Ло»). Лошу упоминается уже в « Книге Перемен » и « Аналектах » конфуцианского канона, но его конкретная форма дошла до нас лишь в работах мастера фэн шуй XII в. (Cai Yuanding). Эти «письмена [из реки] Ло» часто упоминаются рядом со «Схемой [из Жёлтой] реки» (河图, «хэту») — набором триграмм , которые Фу Си увидел на « лошади-драконе » (龙马, ), вышедшем из Жёлтой реки ; существует традиция, по которой это существо тоже представляется в виде черепахи.
В представлении многих древних китайских авторов, черепаха состояла в родстве с драконом . К примеру, во II в. до н. э. Восемь хуайнаньских мудрецов писали:
Из водяной пучины панцирных существ родился первый дракон. От первого дракон родилась тёмная большая морская черепаха ( сюань юань ). От тёмной большой морской черепахи родилась божественная черепаха ( лин гуй ). От божественной черепахи народились обыкновенные черепахи. В общем, панцирные существа происходят от обыкновенных черепах.
По мнению ряда исследователей, именно форма черепахи как модели мира сделал её панцирь излюбленным материалом для гадания. Будучи плоским, и более удобным для письма, для гадания использовался пластрон — нижний щит панциря, являющий собой образ земли. Хотя лопатки крупного рогатого скота также использовались как гадательные кости , общее название гадания, появляющееся повсеместно в древнекитайской литературе, именно «гуйцэ» (龜策), то есть гадание на черепахах (龜, «гуй»).
Обычай гадания на костях и черепашьих панцирях предположительно в IV тыс. до н. э. на основе ещё более древних обычаев приносить животных в жертву духам предков, что создало предпосылки для «чтения» трещин, сделанных на костях жертвенным огнём, и достиг своего полного развития к поздней шанской эпохе.
В древней китайской литературе нередко упоминются «волшебные» (или «священные», «божественные») черепахи (神龜, «шэнь гуй»), гадание на панцирях которых дает особо хорошие результаты. Согласно историям (мифического) древнего императора Яо , народ Юэшан (越裳, вьетн. ), живший в Юго-восточной Азии, поднёс ему в дар такую волшебную черепаху, на панцире которой была написана история мира начиная с его сотворения ( кит. трад. 龜曆 , упр. 龟历 , «гуйли», букв. «черепаховая история») .
Археологи, кстати, подтверждают, что черепах действительно доставляли в качестве дани ещё шанским правителям — при этом среди них были и представители видов, которые водятся не ближе Бирмы !
Черепаха многократно упоминается в конфуцианском каноне, также, как правило, в связи с её ролью в гадании. В рекомендациях по организации жертвоприношений династии Чжоу Конфуций неоднократно рекомендует возлагать черепаху пред всеми другими дарами, ибо она знает будущее.
Сыма Цянь посвятил одну из глав « Исторических записок » гадальщикам на черепахах.
Представление о черепахе как носителе знаний отразилось на названии энциклопедии ( кит. 冊府元龜 , Большая черепаха дворцовой библиотеки), последней из «Четырёх великих книг эпохи Сун» (1013).
Сюаньу — чёрная черепаха севера
Мифологическая значимость черепахи — её форма, подобная Вселенной, её легендарная долговечность, её таинственная связь с миром богов — рано привлекли к её образу строителей надгробных сооружений. Уже в VI в. надгробные комплексы правителей династии Лян включают стелы , установленные на каменных черепахах . Такие черепахи, несущие стелы, получили название биси .
При захоронении деятелей, которые не могли себе позволить полноразмерную черепаху-биси в качестве надгробного монумента, или кому она не была положена по рангу, небольшая каменная черепашка могла служить опорой для миниатюрной стелы (таблички) c эпитафией , спрятанной внутри гробницы (так называемая «мучжи», 墓志) . Существовала и довольно редкая форма «мучжи» без стелы как таковой; в этом случае эпитафия могла быть написана прямо на черепахе .
Интересная ассоциация черепах с погребениями развилась в приморских районах провинции Фуцзянь ( Сямынь , Цюаньчжоу ). Там существует традиция сооружать сами надгробия в виде черепашьих панцирей. Часто утверждалось, что этот обычай связан с долголетием черепах, и призван обеспечивать многие годы жизни потомкам похороненного. Как полагал де Гроот, могло играть роль и желание поместить могилу под покровительство небесного воина Сюаньу .
Впоследствии черепахи-биси стали поддерживать не только надгробные стелы, но и другие стелы, установленные, как правило, в честь важных событий — от проведения гидротехнических работ под Пекином под руководством императоров Канси и Цяньлуна до годовщины победы во Второй мировой войне.
В течение многовекового развития традиции, облик самих биси также претерпевал изменения. Они сохраняли черепаший панцирь, но их головы и лапы нередко делали их всё более похожими на драконов.
Черепахе и журавлю часто приписывается легендарное долголетие. По этой причине часто нередко можно увидеть этих двух существ вместе в живописи, скульптуре и произведениях декоративно-прикладного искусства как Китая, так и других стран Дальнего Востока, в качестве пожелания долгих лет жизни (напр., лицу, которому данное произведение преподнесено в подарок) .
В Японии сюжет «журавль и черепаха» известен как «цурукамэ» (鶴亀, tsurukame ), по японскому чтению соответствующих иероглифов . «Цурукамэ» стал темой или названием японских музыкальных произведений, танца, и даже пьесы театра но (пьеса , ( яп. 鶴亀 )).
Одна из наиболее известных скульптурных композиций на тему «журавль и черепаха» — статуи (отдельные) черепахи и журавля в пекинском Запретном городе ; однако современные скульпторы, кажется предочитают ставить журавля на черепаху, как на пьедестал. Такие композиции встречаются на поздравительных открытках и конвертах для денежных подарков (особенно ко дню рождения), сувенирных медалях , постельных принадлежностях и японских вышитых платках , и даже в мастерстве резчика по арбузу (вероятно, украшающего своими творениями банкеты) .
Интересно, что в 1963 г. африканская республика Мали также выпустила марку с журавлем и черепахой .
Символика черепахи как одного из «четырёх мудрых существ» ( сы лин ) древности сохранила популярность среди современных поклонников фэншуй .
Разнообразные статуэтки, изображающиеся черепаху (как правило, в «драконоглавном» исполнении, которое с цинской эпохи стала характерна также для биси ), можно приобрести в сувенирных лавках фэншуйной направленности.
Как в Китае, так и в Японии издревле пользовались уважением черепахи, обросшие водорослями. В Китае такая особь известна как «зеленовласая черепаха» (绿毛龟, «люймао гуй»), в Японии — как «черепаха в плаще из травы» ( яп. , миногамэ). «Миногамэ» — типичный сюжет в японском искусстве , иногда описываемый иностранцами как «черепаха с пушистым хвостом».
Среди китайских аквариумистов существует увлечение «воспитанием» таких зеленовласых черепах — искусством, сочетающим содержание черепахи как домашнего животного и аквариумное растениеводство. В китайской литературе по аквариумистике уделяется внимание классификации разных типов водорослевого покрытия на панцире, лапах и голове животного, и созданию благоприятных условий для его правильного развития .
Уже на рубеже нашей эры среди фантастических созданий, упоминаемых в популярном бестиарии « Шань хай цзин », мы встречаем черепаху с головой птицы и хвостом змеи, ношение которой (как талисман?) предохраняет ог глухоты и мозолей. А в реке Ишуй водится трехногая черепаха (三足龟, саньцзу гуй ), употребление которой в пищу защищает от болезней, и в частности опухолей; мясо же трехногой мягкотелой черепхи (三足鳖, саньцзу бе ) из реки Цуншуй защищает от порчи. Другая черепаха, с белым телом и красной головой, защищает от огня.
Мясо реальных черепах и их панцири уже более двух тысячелетий используются в традиционной китайской медицине . В частности, желе, приготовляемое на основе перетёртого в порошок черепашьего панциря и лекарственных трав, и известное, в одном из вариантов, как гуйлингао ( ), сохраняет популярность и по сей день.
Вышеупомянутый мотив трёхногой черепахи из реки И перекликается с другими подобными понятиями: трёхногая черепаха би 賁 (bì, fén), ядовитая трёхногая черепаха ю 蜮 (yù). Примечательно, что аналогичная морфология приписывалась также ворону и жабе, символизирующим солнце и луну в мифологии эп. Хань.
Европейские картографы прошлого иногда рисовали «драконочерепаху» вместе с прочими фантастическими существами на неизведанных землях (см. « »). Хотя европейская публика была ознакомлена с китайским мотивом драконоглавой черепахи (или, в данном случае, скорее дракона с черепашьим панцирем) уже Афанасием Кирхером в его «China Illustrata» (1667), его прямое влияние на европейских художников и картографов сомнительно.