Статуя Юпитера (Эрмитаж)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ко́ра ( др.-греч. κόρη — «девушка») — наименование типа древнегреческой скульптуры архаического периода , женский эквивалент куроса (ок. 660 — 480 до н. э. ).
Кора — это изображение женщины (всегда молодой), в статичной позе, одетой в традиционную греческую одежду, с архаической улыбкой на устах.
Коры практически всегда изображались стоящими во весь рост, с одной ногой слегка выдвинутой вперед (с сомкнутыми ногами — редко), и с одной рукой, придерживающей одежды таким образом, чтобы не наступить на них в движении. Свободная рука часто держала приношение тому богу или богине, которому они были посвящены. Одеяния кор составляли как и ионический хитон , так и более плотный пеплос (большинство аттических статуй). Иногда пеплос надевался поверх хитона. Скульпторы находили большое наслаждение, создавая складками тканей ритмические мотивы, показывая, как они драпируются на полностью скрытом человеческим теле, а также создавая орнаментальную канву одежды, которая либо высекалась в мраморе, либо расписывалась поверх него красками.
Большинство кор выполнены в человеческий рост, или немногим меньше его. Тип статуи развивался исходя из тех же технических методов и пропорций, что и куросы. Правда, в случае кор человеческая анатомия скрыта под драпировками и не так важна. Зато взамен этого линии тканей, окутывая гладкие формы, свободно текут, создавая безмятежное, практически гипнотическое настроение, которое вдобавок дополняется мирным выражением лица и статичной позой.
Как правило, корпус выполнялся из одного куска камня, а руки приставлялись отдельно.
Эти скульптуры в древности были полностью окрашены — полихромными . Цвет подчеркивал жизнеподобие изображения — красками выделялись различные поверхности (волосы, кожа, глаза, ткань); а также служил декоративным целям, как например в случае орнамента на текстиле. Пигмент наносился на поверхность камня с помощью энкаустики : окрашивающие гранулы смешивались с воском (служившим связующим), и получившаяся смесь в горячем виде наносилась на камень. Когда воск, покрывающий поверхность, остывал, он запечатывал таким образом все поры минерала и в некоторой степени защищал его от разрушения.
Таким образом, на выбор породы камня для изготовления не влиял его натуральный цвет или прозрачность — они не были важны. На первый план выходили такие качества как долговечность и легкость в обработке. В ранний период развития на изготовление кор (и куросов) шел известняк , камень относительно мягкий и пористый. Он хорошо сохраняет краску на поверхности, но при долгом нахождении под открытым небом начинает разрушаться.
Вдобавок, так как статуи не вырезались из монолита, а собирались из отдельных деталей, некоторые известняковые элементы могли теряться еще даже при жизни посвятившего статую. Поэтому нет ничего странного в том, что вскоре скульпторы предпочли известняку мрамор , который труднее обрабатывается, зато дольше сохраняется.
За весь период иконография коры оставалась практически неизменной, хотя, как и во всем древнегреческом искусстве, характер изображения претерпевал эволюцию от геометрической стилизации до реализма.
В отличие от своих аналогов противоположного пола — куросов , обнаженными коры никогда не изображались. Они отличались хорошо проработанными прическами и одеждой. По этой причине, если эволюция куросов рассматривается с точки зрения анализа изменения трактовки человеческой анатомии, анализ развития типа кор идет по пути рассмотрения изменяющегося языка одеяний и складок вместе с выражением лица, мимикой.
Мимика в течение веков модифицировалась от наивного и беззаботного выражения лица начала VII века до н. э. до более строгого, пристального взгляда, присущего поздней архаическому и раннему классическому периодам.
Сложные одеяния, принадлежностью которых был короткий косой хитончик, наброшенный на грудь, скрывают пластику тела, но уже в 30-х годы VI века до н. э. у кор появились строгие дорийские уборы — пеплосы, которые станут основным одеянием классического периода. Формы тела становятся более крепкими, реальными, а к началу грекоперсидских войн улыбка сбегает с архаических лиц .
Первым систематическим исследователем кор был профессор 1882 года .
, работавший на акрополе сКак и куросы , создавались и с вотивными, и с мемориальными целями: богатые донаторы посвящали их как подарок божествам, значительно реже — чтобы отмечать надгробие членов семьи. Во многих случаях на базах статуй (иногда на их одеждах) высекалась короткая надпись, озвучивающая предназначение статуи, имена патрона и скульптора. Согласно большинству современных интерпретаций археологических свидетельств, коры никогда не являлись изображением какого-либо божества.
Самый крупный набор кор был найден на афинском Акрополе, они относятся к началу VI века до н. э. По сути, всю историю развития этого типа легко можно проследить по этой коллекции ( Новый музей Акрополя ), которая практически монополизирует эту тему благодаря большому количеству скульптур и их стилистическому разнообразию. Коры из Акрополя различаются по порядковым номерам, либо по каким-то особенным прозвищам. Самые известные из них — (№ 679) , «Хиосская кора» (№ 675) и «Кора с миндалевидными глазами» (№ 674) . Также интересны (№ 682), «Кора в красной обуви» (ок. 510 до н. э.) , «Кора Эутидикоса» (№ 686, № 609) . Большинство этих скульптур были повреждены в течение греко-персидских войн, и горожане не ремонтировали их, а просто погребли в землю, где они и были обнаружены в 1885—1890 годах.
Ранние коры из других собраний: « Дама из Осера » (Лувр), «Кора Никандра» с Делоса, ок. 650 года до н. э., «Гера. Дар Херамия» (Лувр, ок. 560 года до н. э.). Более поздняя — ( Национальный археологический музей в Афинах , ок. 550—540 года до н. э.)