Высотный проезд (Москва)
- 1 year ago
- 0
- 0
Высотный дом Кроха (также высотка Кроха , нем. Krochhochhaus ) — первое высотное здание немецкого города Лейпциг в федеральной земле Саксония . Было выстроено в 1927—1928 годах как офисное здание для банка Privatbank Kroch jr. KGaA . В настоящее время здесь размещаются принадлежащие университету Институт Древнего востока и Институт египтологии с Египетским музеем .
Здание выстроено на участке, который с 1872 года занимал так называемый Театральный пассаж — первый торговый пассаж города, соединявший улицы Риттер-штрассе и Гёте-штрассе и выходивший к Новому театру на Аугустусплац . С обновлением прилегающей застройки в начале XX века Театральный пассаж — особенно его часть, располагавшаяся на Гёте-штрассе — оказался как бы «зажат» между доминирующими на Аугустусплац новыми зданиями. В то же самое время внутренний город Лейпцига активно превращался в своего рода Сити , где были сконцентрированы торговля, здания банков и страховых фирм. Владелец и сын основателя банка Privatbank Kroch jr. смог в 1920 годах приобрести этот участок в целью постройки нового банковского здания. При этом размеры участка предопределили здесь строительство в высоту.
На объявленном в 1926 году конкурсе, однако, не удалось выбрать очевидного победителя, и, в конечном счёте, победа досталась занявшему одно из вторых мест проекту « Орион » Германа Бестельмейера ( нем. German Bestelmeyer , 1874—1942) из Мюнхена , предложившему возведение сдержанного в оформлении фасада двенадцатиэтажного офисного здания, увенчанного колоколом. За основу была взята венецианская Часовая башня на площади св. Марка .
Несмотря на то, что конкурс на строительство был поддержан городским советом, высота банковской башни (43 метра), равная университетской церкви , оказалась предметом жарких дискуссий (максимально допустимая высота составляла тогда 22 метра), и потому предварительное разрешение на строительство предусматривало «компромиссную» высоту 29 метров. Пытаясь убедить в гармоничности изначального проекта, по указанию Бестельмейера верхние четыре этажа были выстроены из дерева, и в декабре 1927 года здание получило окончательное разрешение на достройку.
По окончании строительства мнения относительно дома Кроха остались разделёнными: если часть критиков восприняла « странную башню » как « не слишком отрадный символ современной моды » (по словам писателя и лектора издательства «Reclam» Юлиуса Хаархауса), другие полагали, что она вышла даже слишком приземистой (городской проектировщик Вернер Хегеманн).
Выстроенное из железобетона и облицованное светлым песчаником Высотное здание Кроха отличается лаконичной простотой и функциональностью. Немногие декоративные элементы указывают на созидательную деятельность и процветание: так, фигуры на фризе над входом символизируют ремесло, торговлю и сельское хозяйство, чёрные мраморные плиты в проходе несут изображения четырёх основных элементов , видные лишь со значительного расстояния боковые фасады украшены повторящимся изображением рога изобилия .
Здание венчает установленная на его вершине массивная колокольная группа: три расположенных по «принципу матрёшки » колокола фирмы нем. Glockengießerei Schilling & Söhne из Апольды и отбивающие часы две трёхметровые мужские обнажённые фигуры с молотами в руках работы Йозефа Вакерле . Под группой находится латинская надпись OMNIA VINCIT LABOR (работа всё преодолевает), восходящая к цитате Вергилия из книги Георгики . Под ними, на высоте 12 этажа расположено парное рельефное изображение львов, попирающих шары и смотрящих в противоположные стороны, а между ними — в форме шара, частично позолоченный указатель фаз луны , напоминающий аналогичные средневековые механизмы. Этажом ниже, на месте центрального оконного проёма устроен часовой механизм с циферблатом диаметром 4,3 м.
Сохранившийся бывший операционный зал Банка Кроха считается одним из лучших образцов интерьеров в стиле ар-деко в Лейпциге.