Interested Article - Моисей из Куси

Моисей бен-Яков из Куси (также Моисей га-Даршан , Моисей-проповедник; более известен как Семаг (SeMaG) — по аббревиатуре названия его кодекса « », «Большая книга заповедей») — французский раввин - тосафист и кодификатор еврейского закона; жил в первой половине XIII века .

Его обыкновенно цитируют под кратким именованием др.-евр. ד״ם מקוצי ‏‎. Действительный смысл слова מקוצי , то есть из Куси , — был раскрыт Цунцем .

Биография

Дедом Моисея с материнской стороны был ( ) из Парижа. Моисей учился под руководством рабби Иуды бен-Исаака (1166—1224), знаменитого французского тосафиста. Моисей знал французский, испанский и арабский языки и был красноречивым оратором; отсюда и его прозвище га-Даршан , то есть проповедник .

В 1235 году Mоисей путешествовал по Франции, а в 1236 году по Испании, читая проповеди в синагогах о предписаниях Моисеева закона ; он призывал своих слушателей к строгому их соблюдению, подчёркивая в то же время, что простое соблюдение закона отнюдь не может считаться заслугой, если оно не связано со стремлением к справедливости и братским отношениям к другим людям, независимо от их веры и расы. В Испании многие евреи вступали в брак с христианками или магометанками — Моисей добился расторжения этих браков.

В 1240 году был одним из четырёх раввинов, приглашённых в Париж на диспут , чтобы защищать Талмуд от обвинений Николя Донина ; говорил, однако, один только рабби Иехиель из Парижа .

В числе учеников Mоисея были его два племянника, рабби (автор комментария на Пятикнижие ) и тосафист рабби Перец бен-Илия из Корбейля .

Труды

«Книга заповедей» (1250)

В 1250 году Моисей окончил свой кодекс «Сефер Мицвот», впоследствии названный «Сефер Мицвот ха-Гадол» (Великая книга заповедей) или сокращённо «Семаг» для отличия от сделанного из неё рабби Исааком из Корбейля извлечения и названного «Сефер Мицвот ха-Катан» (Малая книга заповедей), сокращённо «Семак» .

Кодекс содержит объяснение 365 запретов и 248 велений ( 613 заповедей ) Моисеева закона , с разбором каждого из них согласно талмудическому преданию и раввинским постановлениям .

«Семаг» написан весьма ясно и является богатым источником для истории галахической литературы, цитируя многочисленных раввинских авторов прежних времён. Сочинение было встречено с энтузиазмом и всегда пользовалось большим уважением, как это видно по многочисленным изданиям, комментариям и компендиям:

Среди дальнейших изданий были вышедшие с комментариями рабби Айзика Штейна, рабби Илии Мизрахи и рабби Соломона Лурии и примечаниями Иуды Наджара (1808), затем издание христианского гебраиста Себастиана Мюнстера под заглавием «Мицвот ло-Таасе» и «Мицвот-Асе», с латинским переводом (Базель, 1533). Добавления рабби Илии Мизрахи были напечатаны также отдельно в Константинополе (1520); Вениамин Казес написал комментарий к нему (Меgillat Sefer, 1750). Иосиф Кременец составил комментарии к «Семаг» — «Биуре Семаг» (Венеция, 1605). Самуил Галанте написал краткое изложение «Нетибот га-Олам» (Львов, 1807).

Другие

  • Комментарий на трактат Иома «Тосафот Иешаним», отличающийся своей сжатостью и ясностью. Впервые напечатан во Франкфурте-на-Майне (1721) и перепечатан в новейших изданиях Талмуда.
  • Комментарий к Пятикнижию, по-видимому, был очень краток и назывался, вероятно, «Пешатим». Он цитируется во многих комментариях к Пятикнижию; комментарий рабби Иуды бен-Элиезера «Minchat Jehudah» заключает наиболее частые ссылки на это сочинение.
  • Ещё при жизни Моисея получила широкое распространение его селиха . Он желал, чтобы эту молитву произносили, стоя на коленях.

Примечания

Источник —

Same as Моисей из Куси