Interested Article - Список католикосов церкви Кавказской Албании

В списке представлены главы автокефальной церкви Кавказской Албании , а с начала VIII века автономного Албанского (Агванского) католикосата Армянской Церкви .

Титул

Католикос избирался на церковных соборах из епископов. Кроме представителей духовенства на них присутствовали царь и албанская знать .

Албанский католикос являлся также патриархом и архиепископом .

Титулу «великий католикос» приравнивался титул «главный епископосапет», являвшийся дословным переводом на армянский греческого титула «archiepiskopos» («главный епископ»). Мовсес Каганкатваци , сравнивая в своей работе « История страны Алуанк » албанские и греческие церковные титулы, отмечает, что «архиепископ, который называется [у нас] епископосапетом или католикосом» .

В официальных документах именовался «католикос Албании и Баласакана» . Сохранилась, датируемая VI веком и написанная пехлевийским письмом, печать «великого католикоса Албании и Баласакана» . С 552 года глава Албанской церкви носил титул «католикос Алуанка, Лпника и Чола » .

Престол католикоса Албанской церкви до 552 года располагался в Дербенте .

Албанская церковь сохраняла самостоятельность до 704 года , когда под давлением халифа Абд аль Малика и армянского католикоса , по решению Партавского собора она оказалась в подчинении Армянской церкви . С 705 года Церковь Кавказской Албании стала частью Армянской апостольской церкви . Само название «Албания» уже с IX—X веков также являлось историческим пережитком . С XIV века резиденцией католикоса был монастырь Гандзасар . Хаченское княжество, где находился Гандзасар, был населен армянами . Титул «католикоса Албании» с резиденцией в Гандзасаре сохранился как исторический пережиток, не имевший никаких преимуществ перед остальными епископами Армянской церкви . Специалисты отмечают, что существовавшее тогда понятие «Албанская церковь» отражало лишь консервативность церковной традиции . И. П. Петрушевский , говоря об исследуемом им XVI—XVIII веках, также отмечает, что титул католикоса албанского существовал лишь как пережиток некогда независимой албанской церкви .

Автономный Агванский католикосат прекратил своё формальное существование в 1813 году и был преобразован в митрополию Армянской апостольской церкви.

Нижеследующий список католикосов, начиная с Абаса, приводится согласно сведениям, изложенным в Православной энциклопедии (Т.1., С. 455—464) . Сведения о порядке следования патриархов периода автокефалии вплоть до Захарии I изложены, в том числе, согласно исследованию М. С. Гаджиева 2004 года .

Главы церкви Временной период Резиденция Автор Источник Описание в первоисточнике
Период автокефалии
Григорис около 330 года
Иованнес (Йовхан), «епископ гуннов»
Иеремия кон. IV — нач. — сер. V в. Корюн «Житие Маштоца» И когда это приказание на деле было претворено в жизнь и завершено, блаженный епископ Иеремия немедленно принялся за перевод божественных книг, с помощью которых (варварские), празднобродящие и диких нравов люди страны Алуанк вскоре узнали пророков, апостолов, унаследовали Евангелия, были осведомлены о всех божественных преданиях .
Шупхалишо кон. V века Дербент Мовсес Каганкатваци « История страны Алуанк » I, 23,26; III, 24 «главный епископосапет», «архиепископ Партава », «католикос…, прибывший из Иерусалима »
Маттеос I Дербент
Саак Дербент
Дербент
Пант (Панд, Панон) нач. VI века Дербент
Лазар (Газар) Дербент
Григор Дербент
Абас 551/2—595/6 Партав
Виро 596—630 Партав Мовсес Каганкатваци

Себеос 44

«История страны Алуанк» II, 17

«История епископа Себеоса»

Этот также почил с миром. У него был сын Вард. Вард родил Варазмана, госпожу Шушик и Вараз-Григора , первого князя Алуанка [из рода Миhрана], принявшего крещение от католикоса Алуанка Виро .

Что же касается (приверженцев) Халкедона, как-то: Виро, католикоса Аг’вании, многих других<...> — то царь предложил обеим партиям изложить свое вероучение, (с одной стороны) Никейского собора при Константине, Константинопольского при Феодосии Великом и Ефесского при Феодосии Младшем, (с другой стороны) Халкедонского при Маркиане, все это расследовать и вывести заключение .

Захария II 629—644 или 630—647 Партав Мовсес Каганкатваци

Киракос Гандзакеци

«История страны Алуанк» III, 24

«История Армении» 10, 195

Владыка Закарий – муж святой, лет пятнадцать. Он поручился за великий город Партав и молитвами своими спас многих из полона. Он рукоположил в епископы Сюника некоего [мужа] по имени Вртанес без согласия [католикоса] армянского .

Владыка Закария — пятнадцать лет. Этот молитвами своими вернул к жизни из плена великий город Партав .

644—671 Партав
Ухтанес 671—683 или 668—680 Партав Мовсес Каганкатваци «История страны Алуанк» II, 32 Блаженный hайрапет Ухтанэс предал проклятию их бесстыдное прелюбодеяние и запретил беззаконные браки; но поскольку они не оставили свои злодеяния, то все они вообще были истреблены и стёрты с лица земли .
Елиазар 683—689 Партав Мовсес Каганкатваци «История страны Алуанк» II, 36 Затем, когда прошла печаль, утихло горе, и мучительное бедствие было несколько позабыто, все князья страны этой – нахарары и родоначальники, наместники, правители, вельможи пришли к великому архиепископу Елиазару думу думать о мире и благе страны Алуанк. Заботясь о власти в стране, они единодушно избрали одного нахарара, возвеличенного императором в сан апуипата патрикия, по имени Вараз-Трдат сына Вараз-Перожа, брата Джуаншера .
Нерсес I Бакур 689—706 Партав Мовсес Каганкатваци «История страны Алуанк» III, 9 Теперь же епископы и вся церковная братия вновь письменно предали его проклятию и скрепили это печатями [своими] и посредничеством Божьим со мною вместе подтвердили, что твердо будут стоять на той же прежней вере [отцов] и не смешаются с последователями скверной ереси халкидонской и злого учения Бакура
Период автономии
Симеон I 706—707 или 704—705 Партав Мовсес Каганкатваци «История страны Алуанк» III, 8 Потому все мы, Симэон – католикос Алуанка, Иовhаннэс – епископ Капалака, Симэон – епископ hОша, Саhак – епископ Амараса,<...>единодушно благословили и приняли апостольскую нашу веру, которая вначале проповедана была [у нас] святым Елиша, а затем утверждена святым Григорисом и до сих пор оставалась непоколебимой .
Микаэл 707—744 или 705—742 Партав Мовсес Каганкатваци «История страны Алуанк» III, 24 Владыка Микаел — лет тридцать пять, бывший [прежде] диаконом в Шаки . Это он пригласил Соломона, настоятеля монастыря Макенацоц, и предал проклятию вельмож Алуанка, женившихся на родственницах в третьем колене, и все они сгинули, настигнутые скорой карой [Божьей]. Вместе с ними они предали проклятию и Талилэ, владыку иверов за то, что он позволил незаконные [кровосмесительные] браки .
Анастас I 744—748 Партав
Овсеп I 748—765 Партав
Давид II 765—769 Партав
Давид III 769—778 Партав
778—779 Партав
Мовсес I 779—781 Партав
781—784 Партав
778—779 Партав
784 Партав Мовсес Каганкатваци «История страны Алуанк» III, 20 Тогда же и тер Соломон, католикос Алуанка, посоветовавшись со своими епископами, разрешил ее от уз [проклятий] своих предшественников. И [в результате] молитв двух [святых отцов] не осталось и следа от ее горя. А сыну Варазмана, Вараз-Трдату, Бог даровал жизнь .
784—788 Партав
788—789 Партав
Ованнес III 799—824 Бердакур (Бердак) Мовсес Каганкатваци «История страны Алуанк» III, 20 Владыка Иовhаннэс — лет двадцать пять. Этот перенес католикосскую резиденцию из Партава в Бердак, в место летнего пребывания католикосов .
Мовсес III 824
Давид IV 824—852
Овсеп II 852—877
Самуэл 877—894 Мовсес Каганкатваци «История страны Алуанк» III, 22 И все они тут же пришли к соглашению насчет смут Самуэла и Мисаела, о чем великий ишхан Армении написал армянскому hайрапету Георгу. И с согласия всех князей Алуанка он уговорил также и Самуэла. Своевольный Самуэл вынужден был против своей воли отправиться в Двин, где он вторично был рукоположен армянским католикосом Георгом в дни Ашота, ишхана Армении, в триста двадцать шестом году армянского летосчисления .
Иоанн IV 894—902
Симеон II 902—923
Давид V 923—929
Исаак (Саак) 929—947
Гагик 947—958
Давид VI 958—965 Мовсес Каганкатваци «История страны Алуанк» III, 24 Владыка Давид — лет семь. Из епископии Капалака .
Давид VII 965—971 Мовсес Каганкатваци «История страны Алуанк» III, 24 Владыка Давид — лет шесть. Настоятель монастыря Парисос. Он принял рукоположение от армянского католикоса Анании
Петрос I 971—987
Мовсес III 987—993
Маркос I 993—?
Овсеп III 1038—?
Маркос II ? — ?
Степанос I ?—1079
Ованнес III 1079—1121
Степанос II 1129—1131
Григорис I ок. 1139
Бежген ок. 1140
Нерсес II 1149—1155
Степанос III 1155—1195
Иоанн IV 1195—1235
Нерсес III 1235—1262
Степанос IV 1262—ок. 1323
Сукиас освящён в 1323
Петрос II ок. 1331
Закария II ок. 1331
Давид VIII ? — ?
Карапет 1402—1420
Ованнес V ок. 1426—1428
Матевос II ок. 1434
Атанас II ок. 1441
Григор II ? — ?
Ованнес VI 1441—1470
Азария ? — ?
Аристакес I ? — ?
Тума ок. 1471
Степанос V ок. 1476
Нерсес IV ок. 1478
Шмавон I ок. 1481
Аракел 1481—1497
Матевос III ок. 1487/1488
неизвестный ок. 1488—1515
Аристакес II 1515 — ок. 1516
неизвестный ок. 1516 — ок. 1554
Сергий I (Саркис) ок. 1554
Григор III ок. 1559—1574
Петрос III 1571
Давид IX ок. 1573
Пилиппос Тумеци ? — ?
Ованнес VII 1574—1584
Давид X ок. 1584
Атанас II ок. 1585
Шмавон II 1586—1611
Аристакес III Колатакци ок. 1588
Меликсет (Мелхиседек) Арашеци ок. 1593
Симеон III ок. 1616
неизвестный
Петрос IV Хандзкеци 1653—1675
Симеон IV Хоторашенци 1675—1701 монастырь Трёх Младенцев
Иеремия II Гасан-Джалалян 1676—1700 Гандзасар
Есаи Гасан-Джалалян 1702—1728 Гандзасар
Нерсес V 1706—1736 монастырь Трёх Младенцев
Исраель 1728—1763
Нерсес VI 1763
1763—1786
Симеон V Хоторашенци 1794—1810
Сергий II Гасан-Джалалян 1810—1828

Комментарии

  1. Вместе с царем Асвагеном санкционировал создание оригинального кавказско-албанского алфавита (нач. 420-х годов) и издание на нём Библии
  1. Единственный из албанских патриархов, чьим именем назван один из албанских монастырей в Иерусалиме. Названия всех остальных связаны с географическими объектами. Предполагается, что именно католикосу Панду принадлежала гемма-печать «великого католикоса Албании и Баласакана»
  1. Претендуя на традиционную власть католикоса Гандзасара, называл себя «духовным владыкой Карабаха и Ширвана». В преддверии вторжения османских войск в Карабах, являлся сторонником капитуляции перед турками
  1. С 1815 года с титулом митрополита
  1. Между патриархами Гасан-Джалалян и Нерсесом V, также как и между военачальниками, существовала враждебность, обусловленная ожидаемым вторжением османов в регион.
  1. Являлся епископом Мец-Иранка. Первый известный представитель Албанской церкви носивший титул католикоса и получивший его ок. 552 г. Кафедра находилась в Партаве , а летняя резиденция в Бердакуре. В период патриаршества Абаса церковь Албании придерживалась несторианства
  1. Католикос Виро являлся последователем халкидонизма
  1. Являлся епископом Гардмана . За принятие диофизитства был низложен и предан анафеме на Партавском соборе 705 года.
  1. антикатоликос, ставленник Сефевидов, анафемствован католикосом всех армян [ источник не указан 284 дня ] . Восседал в монастыре Трёх Младенцев . Преемником Симеона стал католикос Нерсес. В следующий период паства была разделена между двумя духовными центрами — Гандзасаром и монастырём Трёх Младенцев
  1. Являлся священником Партава.
  1. Являлся епископом Амараса .
  1. Являлся епископом Шеки .
  1. Являлся дьяконом Шеки.
  1. Являлся епископом Амараса.
  1. Являлся епископом Амараса.
  1. Являлся епископом Мец-Колманка.
  1. Являлся епископом Капалаки.
  1. Являлся епископом Гардмана.
  1. Являлся епископом Капалаки.
  1. Являлся епископом Мец-Колманка.
  1. Являлся епископом Мец-Колманка.
  1. Являлся епископом престола. Согласно Ананию Мокаци, был рукоположен на престол албанскими епископами.
  1. Являлся епископом Капалаки. Согласно Ананию Мокаци, был рукоположен на престол албанскими епископами.
  1. Являлся епископом Мец-Колманка. Согласно Ананию Мокаци, был рукоположен на престол албанскими епископами.
  1. Являлся епископом Гардмана. Согласно Ананию Мокаци, был рукоположен на престол албанскими епископами.
  1. Являлся епископом Гардмана.
  1. Являлся настоятелем Парисоса.
  1. Являлся архидьяконом престола.
  1. Являлся епископом Двина . Согласно Ананию Мокаци , первоначально был рукоположен на престол албанскими епископами, а позже и армянским католикосом.


См. также

Примечания

  1. V. Minorsky . Caucasia IV // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. — University of London, 1953. — Т. 15 , № 3 . — С. 506 . :

    The special «Albanian» patriarchate of the Armenian church formed the link between the two banks.

  2. Гаджиев М. С. Обычай и закон в письменных памятниках Дагестана V — начала XX в. Государство и право Кавказской Албании. — М. , 2009. — Т. 1 . — С. 38 .
  3. Гаджиев М. С. Атрибуция геммы-печати великого католикоса Албании и Баласакана и вопрос очерёдности патриаршества владык Албанской церкви // Проблемы истории, филологии, культуры.. — М. -Магнитогорск, 2004. — С. 467 .
  4. Гаджиев М. С. Обычай и закон в письменных памятниках Дагестана V — начала XX в. Государство и право Кавказской Албании. — М. , 2009. — Т. 1 . — С. 32 .
  5. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. 1 . — С. 455—464 . 1 мая 2013 года. :

    В сер. VI в. обозначился статус Албанской Церкви в триаде Церквей Закавказья: ок. 551/552 г. её предстоятель Абас получил титул «католикоса Алуанка, Лпника и Чола» с кафедрой в г. Партав (летняя резиденция разместилась в крепости Бердакур). Из «Книги посланий» известны названия входивших в состав Албанского католикосата епархий: Партав, Чол, Капалак, Амарас, Хашу, Талдзанк, Салиан, Шаки. Сохранилась печать «великого католикоса Албании и баласакана», выполненная пехлевийским (среднеперсид.) письмом и датируемая VI в.

  6. Гаджиев М. С. Обычай и закон в письменных памятниках Дагестана V — начала XX в. Государство и право Кавказской Албании. — М. , 2009. — Т. 1 . — С. 30 .
  7. Steven Runciman . The Emperor Romanus Lecapenus and his reign: a study of tenth-century Byzantium. — Cambridge University Press, 1988. — С. 162. :

    But they shared the Armenian heresy, and their Catholicus was consecrated by and subordinate of the Armenian Catholicus : so that for practical purposes they counted as members of the Armenian confederacy .

  8. И. Кузнецов, от 25 февраля 2021 на Wayback Machine :

    «Неудачная попытка перейти в халкидонитство была предпринята при агванском католикосе Нерсесе Бакуре (688—704 гг.), после низложения которого Албанская церковь потеряла автокефалию и вошла в состав Армянской (агванский католикос рукополагался армянским). Формально агванский католикосат (резиденция в Гандзасаре, Нагорный Карабах) просуществовал до середины XIX в., затем был упразднен, а соответствующие приходы Армянской церкви переподчинялись непосредственно Эчмиадзинскому католикосату (Адербеджанская и Арцахская епархии).»

  9. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. – VII в. н. э. (источники и литература). — М. - Л. , 1959. — С. 295. :

    После VII в. албанское письмо, как видно, выходит из обихода, что в значительной степени связано с тем, что в Закавказье в борьбе между монофизитами (последователями армянской церкви) и диафизитами-халкедонитами (последователями грузинской церкви) первые употребляли древнеармянский, вторые — древнегрузинский язык, они и стали канонизированными языками этих церквей. Албанская церковь с этого времени стала рассматриваться как часть армянской церкви , и языком богослужения её становится древнеармянский.

  10. Т. А. Майсак. К публикации кавказско-албанских палимпсестов из Синайского монастыря Вопросы языкознания. 2010. № 6. стр. 2:

    Когда в начале VIII в. Закавказье оказалось под властью арабского халифата, чьим покровительством пользовалась Армянская Церковь, Церковь Кавказской Албании окончательно утратила независимость, а её католикосы стали рукополагаться армянским престолом.

  11. от 6 марта 2021 на Wayback Machine М., «Восточная литература», 2002. ISBN 5-02-017711-3 :

    Впрочем, о терминах «албанский», «Албания» для IX-Х вв. следует сказать особо. В эту пору они уже были, скорее, историческими. Значительная часть албанского (разноязычного) населения на правобережье Куры была арменизирована (процесс этот начался ещё в древности, но особенно активным был, по-видимому, именно в VII—IX вв.). Источники ещё фиксируют албанский (аранский) язык в округе Бердаа в Х в., но затем упоминания о нём исчезают. Пестрое в этническом плане население левобережней Албании в это время все больше переходит на персидский язык. Главным образом это относится к городам Арана и Ширвана, как стали в IX-Х вв. именоваться два главные области на территории Азербайджана. Что касается сельского населения, то оно, по-видимому, в основном сохраняло ещё долгое время свои старые языки, родственные современным дагестанским, прежде всего лезгинскому.
    Из двух областей лишь одна, западная, сохранила старое название Аран (то есть Албания), но она не была идентична прежнему Албанскому царству.

  12. Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв. — Л. , 1949. — С. 28. :

    Есай-католикос. Есай (Исайя) Хасан-Джалалян происходил из знатной армянской фамилии наследственных [51 — 52] меликов округа Хачен в нагорной части Карабага, населенной армянами; предок этой фамилии Хасан-Джалал был князем хачена в период монгольского завоевания, в XIII в. При кызылбашском владычестве Хасан-Джалаляны сохранили своё положение меликов хаченских; члены этой фамилии нередко ставились и в католикосы албанские (агванские). Титул католикоса албанского кого известен с 552 г. н. э. как титул главы албанского монофизитской церкви. Постепенно большинство албанов вошло в состав азербайджанского народа и омусульманилось, а небольшое меньшинство (в Шеки и нагорном Карабаге), скрестившись с армянами, арменизовалось. При этом албанская церковь утратила свою автокефалию и слилась с армянской монофизитской церковью. В XVI—XVIII вв. титул католикоса албанского (или гандзасарского, как его называли по его резиденции в монастыре Гандзасаре) сохранился лишь как пережиток былой самостоятельности албанской церкви, и католикос албанский, кроме своего титула, не имел никаких преимуществ перед остальными епископами. Умер Есай в 1727 или 1728 г.

  13. А. Л. Якобсон, от 28 августа 2009 на Wayback Machine , стр. 447
  14. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев . — М. : Академкнига , 2003. — 592 с. — 2000 экз. ISBN 5-94628-118-6 .

    В то же время, авторы этих публикаций умалчивали о том, что храм являлся типичным образцом армянского зодчества X—XIII вв., что в нём сохранились многочисленные армянские надписи", что никакого Албанского государства в ту эпоху уже давно не существовало и что правитель Хаченского княжества назывался в источниках армянским князем. Что же касается названия «Албанская церковь», то оно, как указывали специалисты, лишь отражало консервативность церковной традиции

  15. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. 1 . — С. 455—464 . 1 мая 2013 года. :

    Албанские католикосы (на основе списка из АрмСЭ. Т. 1. С. 263): Абас (551—595); Виро (595—629); Захария (629—644); Иоанн (644—671); Ухтанес (671—683); Елиазар (683—689); Нерсес (689—706); Симеон (706—707); Микаел (707—744); Анастас (744—748); Овсеп (748—765); Давит (765—769); Давит (769—778); Матте (778—779); Мовсес (779—781); Аарон (781—784); Соломон (784); Теодорос (784—788); Соломон (788—799); Ованнес (799—824); Мовсес (824); Давит (824—852); Овсеп (852—877); Самуел (877—894); Ховнан (894—902); Симеон (902—923); Давит (923—929); Саак (929—947); Гагик (947—958); Давит (958—965); Давит (965—971); Петрос (971—987); Мовсес (987—993); Маркос, Овсеп, Маркос и Степанос (в период с 993 по 1079); Ованнес (1079—1121); Степанос (1129—1131); Григорос (ок. 1139); Бежген (ок. 1140); Нерсес (1149—1155); Степанос (1155—1195); Ованнес (1195—1235); Нерсес (1235—1262); Степанос (1262—1323); Сукян и Петрос (ок. 1323—1331); Закария (ок. 1331); Давит (?); Карапет (1402—1420); Ованнес (ок. 1426—1428); Маттеос (ок. 1434); Атанас, Григор и Ованнес (1441—1470); Азария (?); Фума (ок. 1471); Аристакес (?); Степанос (ок. 1476); Нерсес (ок. 1478); Шмавон (ок. 1481); Аракел (1481—1497); Матфей (ок. 1488); Аристакес (1515-ок. 1516); Саркис (ок. 1554); Григор (ок. 1559—1574); Петрос (1571); Давит (ок. 1573); Филиппос (?); Ованнес (1574—1586); Давит (ок. 1584); Атанас (ок. 1585); Шмавон (1586—1611); Аристакес Колатакци (ок. 1588); Мелкисет Арашеци (ок. 1593); Симеон (ок. 1616); Петрос Хондзкеци (1653—1675); Симеон Хоторашенци (1675—1701); Еремия Хасан-Джалалянц (1676—1700); Есайи Хасан-Джалалянц (1702—1728); Нерсес (1706—1736); Исраел (1728—1763); Нерсес (1763); Ованнес Гандзасареци (1763—1786); Симеон Хоторашенци (1794—1810); Саргис Гандзасареци (1810—1828; с 1815 с титулом митрополита)

  16. Гаджиев М. С. Атрибуция геммы-печати великого католикоса Албании и Баласакана и вопрос очерёдности патриаршества владык Албанской церкви // Проблемы истории, филологии, культуры.. — М. -Магнитогорск, 2004. — С. 465-479 .
  17. Акопян А. А. Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. — Ер. : АН АССР, 1987. — С. 100.
  18. Гаджиев М. С. Религиозная жизнь в Кавказской Албании: христианство vs зороастризм. — Вестник древней истории. — М. , 2022. — С. 673—699.
  19. Акопян А. А. Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. — Ер. : АН АССР, 1987. — С. 277.
  20. Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв. — Л. , 1949. — С. 28. :

    Титул католикоса албанского известен с 552 г. н. э.

  21. Акопян А. А. Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. — Ер. : АН АССР, 1987. — С. 191—192.
  22. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. – VII в. н. э. (источники и литература). — М. - Л. , 1959. :

    Княжение в Албании в VII в. не было наследственным. После смерти Джываншера «к великому архиепископу Елиазару собрались старейшины родов, наместники, правители стран, вельможи и все главари страны» и «согласились единодушно избрать» брата Джываншера, Вараз-Трдата.

  23. Гаджиев М. С. Обычай и закон в письменных памятниках Дагестана V — начала XX в. Государство и право Кавказской Албании. — М. , 2009. — Т. 1 . — С. 46 .
  24. Акопян А. А. Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. — Ер. : АН АССР, 1987. — С. 176.
  25. Акопян А. А. Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. — Ер. : АН АССР, 1987. — С. 241.
  26. Доусетт. Ч. The History of the Caucasian Albanians by Movses Dasxuranci. — London Oriental Series. Volume 8.. — 1961. — С. 221.
  27. Акопян А. А. Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. — Ер. : АН АССР, 1987. — С. 220.
  28. Акопян А. А. Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. — Ер. : АН АССР, 1987. — С. 221.
  29. Акопян А. А. Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. — Ер. : АН АССР, 1987. — С. 215.
  30. II // Армяно-русские отношения в первой трети XVIII века / Ионнисян А.. — Е. : Академия наук Армянской ССР, 1967. — Т. II. — С. 339.
  31. Армяно-русские отношения в первой трети XVIII века / Ионнисян А.. — Е. : Академия наук Армянской ССР, 1964. — Т. II. Ч. I. — С. LXIII.
  32. Армяно-русские отношения в первой трети XVIII века / Ионнисян А.. — Е. : Академия наук Армянской ССР, 1964. — Т. II. Ч. I. — С. LXI.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Список католикосов церкви Кавказской Албании