Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Полонища
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Коростыни — православный храм в деревне Коростынь Шимского района Новгородской области , на южном побережье озера Ильмень . Объект культурного наследия регионального значения.
До возникновения церкви Успения, согласно новгородской писцовой книге 1499 года , на погосте располагалась церковь «Великий Никола». После присоединения Новгородской республики к Московскому царству Коростынь стала дворцовой вотчиной. Писцовая книга 1629 г. гласит, что на погосте стояла деревянная шатровая церковь Николая Чудотворца , сохранившаяся после шведской оккупации 1611-1617 гг. .
Храм был возведен по заказу императрицы
Екатерины I
, сделанному в
1721 г.
, когда был заключен
Ништадтский мирный договор
и отмечалось 250-летие
Коростынского мира 1471 г.
Императрицей в Коростынь был послан итальянский архитектор
Гаэтано Киавери
, работавший в
Санкт-Петербурге
. Согласно клировой ведомости за 1882 г., храм был достроен в 1736 г.
План храма был создан архитектором в 1722 г. В настоящий момент он хранится в собрании графики
галереи Альбертина
в
Вене
. Первая публикация планов осуществлена биографом архитектора Э. Хемпелем, а в России опубликована В.Я. Шилковым
. Вокруг него ведутся споры.
План церкви именуется «Церковь в форме треугольника, посвященная святейшей Троице и построенная в Каростинофе по Указу Императрицы Московии Екатерины Алексеевны в 1722 году мной, Гаэтано Кьяуэрри, архитекторе на службе Царя и Царицы в С. Петербурге»
. В.Я. Шилков в своей публикации, сопоставив план и внешний вид церкви, делает вывод, что он действительно относится к ней в части сходства гофрированной стены главного фасада, трактовок передней и алтаря. В остальной части, полагает автор, Киавери пришлось изменить задумку, подстроившись под вкус эпохи
.
Исследовательница Костанца Караффа, считая проект неосуществленным, называет принятые на планах формы и решения наследием римского архитектора
Франческо Борромини
и
академии Сан Лука
, находит сходства с
церковью Сент-Иво
, проектом ризницы
собора Святого Петра
архитектора
. План церкви в Коростыни – это размышления автора о традиционной храмовой архитектуре с иерархическим расположением пространств и объемов при переходе от обычной квадратной схемы к треугольной, предпринятой им
.
А.Е. Ухналев называет план Киавери мистификацией
. Архитектор покинул Россию в
1728 году
и не оставил ни одной самостоятельной постройки, потому, чтобы продемонстрировать свою состоятельность перед академией Сан Лука, он создал портфолио мнимых проектов, осуществленных в России.
Как пишет Ухналев, вид церкви выдает европейский след, то есть строительство было заказано европейским архитекторам
. Предполагается, что проект храма мог разработать архитектор
Пьетро Антонио Трезини
и поручить его исполнение своему ученику Даниле Елчанинову
, или план сочинил немецкий архитектор
Теодор Швертфегер
.
Храм, единственный образец архитектуры
петровского барокко
на Новгородчине, построен следующим образом: ядро композиции –
восьмиугольник
, прорезающий сильно вытянутый прямоугольный объем. Внутри образован восьмигранный, хорошо освещенный зал. Грани украшены пилястрами с лепными
коринфскими
капителями
. Обращает внимание западный фасад с выпуклым очертанием стен и
колоннами
— наиболее характерными признаками барокко
.
Колокольня
построена в начале
XIX в.
С алтарной частью она соединена продолговатой
трапезной
по принципу «корабля». У трапезной есть два боковых придела, за которыми расположены короткий
трансепт
и
апсида
.
Вокруг церкви находится
кладбище
. От дороги церковь была отделена старой кованой оградой, которую в
2014 году
сдали в металлолом
.
Здание является объектом культурного наследия Новгородской области.
Храм был закрыт в 1930-х гг. Во время Великой Отечественной войны благодаря Псковской духовной миссии работа была возобновлена. После войны храм продолжил свою работу; согласно отчету Новгородской епархии за 1946 г., церковь в Коростыни была одной из двенадцати действовавших в Новгородском благочинии и – из 36 во всей епархии . В 1943 г. из Георгиевской церкви в Старой Руссе в храм был перенесен старинный иконостас, вернувшийся на прежнее место после войны.
Главной святыней храма является список с иконы
Старорусской Божьей Матери
, сделанный с оригинала в
1877 г.
и перенесенный из
Тихвина
год спустя
.
Список отличается от оригинала тем, что в полях написаны лики святых
: преп.
Иоанн Лествичник
; преп. муч.
Параскева Пятница
; преп.
Мария Египетская
; прор.
Анна
; новгородские святые преп.
Варлаам Хутынский
,
Михаил Клопский
,
Антоний Римлянин
; преп.
Антоний Леохновский
и
Ефрем Перекопский
.
По легенде, образ Старорусской Божьей Матери был перенесен из
Ольвиополя
в
1470 г.
по просьбе греков, которые ожидали турецкого вторжения, был передан в Новгород князю
Михаилу Олельковичу
. В
Старую Руссу
икона попала за полгода до
Шелонской битвы
, а через сто лет была перенесена в Тихвин
.
В 1961-1962 гг. в
Новгородский музей-заповедник
были переданы иконы XIX в.: «Воскресение -
Сошествие во ад
»
, «Свв.
Василий Великий
,
Иоанн Златоуст
,
Григорий Богослов
»
, «Св. Николай Чудотворец (Никола Зарайский), с житием»
. Прежде они находились в храме.
Периодически храму жертвуют иконы. В 2010 г. несколько жителей Санкт-Петербурга подарили храму образы Пресвятой Богородицы и Георгия Победоносца .