Interested Article - Дейлем
- 2021-12-08
- 1
Дейлем (Дайламан, араб. ديلام , перс. دیلمان ) — историческая горная прибрежная область на юге Каспийского моря . Восточный Табаристан (современный Мазандаран ) и западный Гилян относятся к Дейлему в широком смысле. Населена дейлемитами .
Из-за своего гористого характера Дейлем был защищен от нападений арабов и был исламизирован поздно. Дейлемиты, управляемые руководителями (каджода), приняли шиизм через зеидитских миссионеров. Арабский историк Ибн аль-Асир сказал о дейлемитах, что они приняли шиитскую религию. До исламизации большинство населения принадлежало к зороастризму . Хамза аль-Исфахани, персидский историк X века, сообщает, что персы называли дейлемитов курдами Табаристана , а арабы называли их курдами Суристана. Однако дейлемиты не были этническими курдами в современном смысле этого слова .Со времен Сасанидов , дейлемиты были популярны как пешие солдаты и использовались в качестве наемников исламскими династиями, такими как Газневиды и Фатимиды . Низам аль-Мульк в своем труде « Сиясатнама » предложил использовать тюрков и дейлемитов в качестве наемных солдат. Дейлемиты основались, среди прочих, княжеств таких как Буидов и Какуйидов . Когда крепость Аламут , один из центров Дейлема, была захвачена низаритами , группой исмаилитов , дейлемиты также использовались в качестве федаинов ислама.Во времена династских империй и династий между 800 и 1000 годами нашей эры большая группа дейлемитов иммигрировала в Анатолию . Арабский географ аль-Мукаддаси описывал дейлемитов высокими и красивыми.
Христианство
Христианство вошло в Дейлем довольно рано; в 554 г. существовала епархия Амола и Гиляна . Очевидно, что религия долгое время существовала в этих недоступных регионах: несторианский патриарх Тимофей I (780-823) возвел Гилян и Дейлем в статус мегаполиса, хотя свидетельства из письма патриарха предполагают, что этот отдельный статус был ограничен 795-98 годами.
Потомки
Согласно тезису немецкого ираниста Фридриха Карла Андреаса от 1906 года, парфяне Дейлемиты (Дейлеми), жившие в южном Каспии, были предками заза , что могло объяснить одно из их племенных самоназваний, а именно « Дымли ». Этот тезис был защищен еще в 1880 году армянским историком Антранигом, а затем нашел поддержку у русского востоковеда Владимира Минорского и немецких иранистов Оскара Манна и Карла Хаданка.
Примечания
- / Зайцев В. Н. // Большой Кавказ — Великий канал [Электронный ресурс]. — 2006. — С. 315. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8 .
- ↑ / Wolfgang Felix & Wilferd Madelung // Encyclopædia Iranica : [ англ. ] / ed. by E. Yarshater . — 1985—. — Vol. VII/4. — P. 342-347.
- Minorsky,. Fußnote 63: 30. — 1964:.
- Vladimir Minorsky,. The Guran in: Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London,. — Vol. 11, No. 1. — (1943),. — С. 75,. — 75-103, с.
- Minorsky,. . — 1965:. — С. 192–93.
- Minorsky,. . — 1928:. — С. 91, 105.
- 2021-12-08
- 1