Interested Article - Феофан (Быстров)
- 2020-09-20
- 2
Архиепи́скоп Феофа́н (в миру Васи́лий Дми́триевич Быстро́в ; 31 декабря 1872 [ 12 января 1873 ], деревня Подмошье , Санкт-Петербургская губерния — 19 февраля 1940 , , департамент Эндр и Луара , Франция ) — епископ Русской православной церкви заграницей ; архиепископ Полтавский и Переяславский (1913—1919).
Лично знал протоиерея Иоанна Кронштадтского , совершал с ним богослужения. По мнению Николая Жевахова , сыграл решающую роль в переезде Григория Распутина в Санкт-Петербург и стяжании им первоначальной популярности . Позднее переменил своё мнение о Распутине и стал бороться против него.
Биография
Родился 31 декабря 1872 ( 12 января 1873 ) года в деревне Подмошье Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне Шимский район Новгородской области) в семье Дмитрия Николаевича Быстрова, священника Знаменской церкви села Горки (в приход данной церкви входила и деревня Подмошье ), и Марии Ивановны, урождённой Разумовской. Кроме него в семье было ещё четверо детей .
Бедность семьи побудила родителей довольно рано отдать сына в духовное училище при Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, где за неординарные способности он был поставлен на казённый счёт .
Продолжил обучение в Санкт-Петербургской духовной семинарии . Здесь он также прилежным изучением всех дисциплин развивал свои интеллектуальные способности, благодаря которым переходил из класса в класс, обгоняя своих сверстников. Митрополит Вениамин (Федченков) писал : «Во время обучения в семинарии он на переменах поступал по-товарищески, помогал всем усвоять уроки. За это товарищи подарили ему золотой нагрудный крест большой величины вершка в 1,5—2 длины. Я сам видел его: Быстров, видимо, ценил этот дар. В семинарии он добросовестно изучал все предметы, но этому не радовался: школьные занятия не увлекали его» . Семинарию окончил в 1892 году по первому разряду, будучи лучшим учеником на курсе.
Незаурядные способности в сочетании с усердием и прилежанием к наукам обеспечили ему первенство и среди сокурсников Санкт-Петербургской духовной академии . Его жизнь в стенах академии была связана с именами профессоров В. В. Болотова и А. П. Лопухина . В 1896 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при академии профессорским стипендиатом. С 1897 года исполняющий должность доцента академии по кафедре Библейской истории.
В 1898 году был пострижен в монашество и рукоположён в сан иеромонаха . Митрополит Вениамин (Федченков) сообщал:
…перед постригом <…> пришёл за разрешением к митрополиту Антонию . Тот, между прочим, задал ему вопрос:
— Какое имя хотели бы вы получить при постриге?
<…> Василий Дмитриевич ответил митрополиту:
— Я желал бы начать монашество с отречения от своей воли.
— Хорошо! — улыбнулся ему митрополит Антоний, — так вот вам первое послушание: скажите, какое имя вы хотели бы получить?
Пойманный Василий Дмитриевич сказал:
— Если можно, мне хотелось бы назваться Феофаном, в честь епископа Феофана Затворника .
А епископ Феофан Затворник умер 4 года тому назад.
И это имя дано было новопостригаемому"— митр. Вениамин (Федченков). Записки архиерея. — М. : «Правило веры», 2002. — С. 386—387
В 1901 году возведён в сан
архимандрита
и назначен исполняющим должность инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. В начале 1900-х годов Феофан был увлечён общением с народными праведниками. В 1901 или 1902 году Феофан добился благосклонности императорской семьи к юродивому
Мите Козельскому
: сначала познакомил его с великой княгиней
Милицей Николаевной
, супругой великого князя
Петра Николаевича
, а затем и с императором
Николаем II
.
В 1905 году защитил магистерскую диссертацию «Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное имя Иеговы », после чего был возведён в звание экстраординарного профессора и утверждён в должности инспектора Санкт-Петербургской духовной академии.
4 февраля 1909 года назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии.
Архиерей
22 февраля 1909 года был хиротонисан в сан епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии . Хиротония была совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием и другими иерархами .
Член учреждённой в 1892 году Святейшим Синодом специальной Петербургской комиссии по обмену мнениями со старокатоликами , председательствовал на её заседании 15 февраля 1910 года
Награжден орденом св. Владимира IV (1907) и III (1910) степени .
С 19 ноября 1910 года епископ Таврический и Симферопольский , одновременно выбран почётным членом Санкт-Петербургской духовной академии.
27 февраля 1911 года в Александро-Невском соборе в Симферополе отслужил литургии с преданием анафеме, посмертно, Льва Толстого . Описал это событие К. А. Тренёв в повести «Владыка» (1912 г.), где Феофан выступил прототипом архиерея Иннокентия .
В начале 1911 года предложил Святейшему Синоду выразить неудовольствие императрице Александре Феодоровне в связи с поведением Распутина .
С 25 июня 1912 года — епископ Астраханский и Енотаевский . С 8 марта 1913 года — епископ Полтавский и Переяславский .
В 1917 году член Поместного собора , участвовал в 1-й сессии, член I, II, XI, XII Отделов .
В 1918 году был возведён в сан архиепископа .
Захватив власть в Киеве в свои руки, Петлюра и его сторонники потребовали от полтавского архиерея отслужить торжественную панихиду по бывшему гетману Украины Ивану Мазепе — любимцу русского царя Петра Великого , но перешедшему на сторону шведского короля Карла XII и за это преданному Русской православной церковью анафеме . На это требование архиепископ ответил отказом, за что был заключён в тюрьму. Был освобождён после того, как власти Украинской народной республики эвакуировались из Полтавы при наступлении Добровольческой армии .
С 1919 года член ВВЦУ на Юго-Востоке России .
В 1920 году в связи с наступлением Красной Армии эвакуировался в Крым ; 22 марта 1920 года вместе с епископом Вениамином (Федченковым) поддержал избрание Петра Врангеля Главнокомандующим Вооружёнными силами Юга России .
Жизнь в эмиграции
В ноябре 1920 года эмигрировал в Константинополь .
C 1921 года — настоятель монастыря Петковица в Королевстве сербов, хорватов и словенцев , член Русского Всезаграничного церковного собора, заместитель председателя Архиерейского синода РПЦЗ, затем жил в русском монастыре в городе , с 1925 года служил в Александро-Невском соборе в Софии , в 1926 году разорвал общение с РПЦЗ из-за различного толкования догмата об искуплении .
В 1931 году переехал в маленькую деревню Моун ( фр. Moune ), близ города Амбуаза на Луаре , а в самом конце своей жизни поселился в местечке , в доме бывшей полтавской помещицы Марии Федченко. Ей принадлежали несколько расположенных рядом пещер, в одной из которых владыка устроил маленькую церковь, а в другой — под названием «Три лисицы» — поселился сам, где вёл образ жизни настоящего затворника .
Скончался 19 февраля 1940 года ; погребён на общественном кладбище (под номером 432) на окраине Лимре. На похороны его никто из известных епископов не приехал, а митрополит Евлогий (Георгиевский) прислал телеграмму, в которой повелел хоронить архиепископа как простого инока . Но похоронили его всё же в архиерейском облачении .
Перезахоронение в России
30 июня — 1 июля 2016 года Архиерейский синод РПЦЗ, ознакомившись с содержанием письма руководителя управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям епископа Богородского Антония (Севрюка) о перенесении останков архиепископа Феофана с общественного кладбища на окраине Лимре в Санкт-Петербург, постановил ответить, что его члены не возражают против этого намерения дальних родственников и почитателей почившего .
21 июля 2022 года начался процесс перезахоронения праха архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана. После извлечения останков, на кладбище города (Limeray) была отслужена панихида, которую совершил архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор, временно управляющий Корсунской епархией . В тот же день останки архиепископа Феофана были отправлены в Санкт-Петербург, где на Волковском кладбище Северной столицы они будут преданы земле . 23 июля 2022 года останки архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова) прибыли из Франции в Санкт-Петербург .
Труды
- Вниманию Таврического духовенства // Таврические епархиальные ведомости. 1911. № 33.
- О самодержавии. Симферополь, 1912.
- Речь // Таврический церковно-общественный вестник. 1912. № 13.
- Возлюбленные о Господе пастыри епархии Полтавской // Полтавские епархиальные ведомости. 1915. № 7, 22; 1916. № 8.
- Предложение духовной консистории // Полтавские епархиальные ведомости. 1917. № 8-9.
- Грамоты; О Патриархе Тихоне // Церковные ведомости. 1924. № 15-18.
- Опровержение // Церковные ведомости. 1928. № 13/14.
- Икона Божия Матери, именуемая Курско-Коренная. Ср. Карловци, 1934.
- Письма. Джорданвилль, 1976.
- В память святых отец шести Вселенских Соборов (к 1300-летию VI Вселенского Собора) // Журнал Московской Патриархии. М., 1981. № 7. стр. 37-40
- О Троице // Журнал Московской Патриархии. М., 1983. № 6. стр. 44-45.
- Проповеди, письма // Беттс Р., Марченко В. Духовник Царской семьи. М., 1996 (2-е изд.).
- Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное имя Иеговы. Магистерская диссертация.
- Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник. Творения. СПб.: Об-во свт. Василия Великого, 1997. 766 с. ISBN 5-7984-0007-7 .
- О догмате Искупления. Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления. М., 1998.
- Избранные труды. М., 2000.
- Сия вера отеческая. М., 2006.
Примечания
- Жевахов Н. от 29 сентября 2007 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 12 декабря 2016. 20 декабря 2016 года.
- ↑ . Minds.by . Дата обращения: 15 апреля 2017. 16 апреля 2017 года.
- митр. Вениамин (Федченков). Записки архиерея. — СПб. : «Воскресение», 2002. — С. 313
- . Дата обращения: 15 апреля 2017. 16 апреля 2017 года.
- Труфанов С. М. Святой чёрт (Записки о Распутине). — М. : Искусство и культура, 1991. — С. 15, 101. — 193 (FB2) с. — 200 000 экз. — ISBN 5-8454-0002-3 .
- По некоторым сведениям, стал неофициальным духовником императорской семьи.
- от 30 декабря 2010 на Wayback Machine // Русская Православная Церковь, 988—1988. Очерки истории I—XIX вв. — М.: Изд. Московской Патриархии, 1988. — Вып. 1.
- ↑ Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 27. Члены и делопроизводители Собора: биобиблиографический словарь / отв. ред. С. В. Чертков. — М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2020. — 664 с. — ISBN 978-5-87389-097-2 ..
- Дата обращения: 21 апреля 2011. Архивировано из 10 апреля 2016 года.
- Варламов А. от 4 марта 2010 на Wayback Machine // Москва. — 2006. — № 11.
- . Дата обращения: 6 июля 2016. 9 ноября 2016 года.
- . cerkov-ru.com (21 июля 2022).
- . Патриархия.ru (25 июля 2022). Дата обращения: 25 июля 2022. 25 июля 2022 года.
Литература
- Аверкий (Таушев) , архиеп. Высокопреосвященный Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский : к столетию со дня рождения: 1872-1972 г.г. — Jordanville: Holly Trinity monastery, 1974. — 88 с.
-
Бэттс Р., Марченко В.
Духовник царской семьи Святитель Феофан Полтавский (1874—1940) / Предисл. игумена Германа с братией. —
М.
: Российские отделение Валаамского общества Америки, 1994. — 286 с. — (Подвижник благочестия XX века).
- Бэттс Ричард (Фома), Марченко Вячеслав. — М.: Даниловский благовестник, 2010. — 368 с.
- Добыкин Д. Г. Архиепископ Феофан (Быстров) и его исследования имени Божьего // Таврические Духовные чтения. Материалы международной научно-практической конференции к 140-летию открытия Таврической духовной семинарии. 2013. — С. 18-33.
- Семенков В. Е. Архиепископ Феофан (Быстров) об употреблении тетраграммы в библейских ветхозаветных книгах // От познания языка — к познанию мира: философские и психолого-педагогические аспекты языкознания. сборник материалов Международного круглого стола. АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании»; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. — 2019. — С. 186—196 .
Ссылки
- на сайте Русское Православие
- 2020-09-20
- 2