Элизабет Лаченс
(встречается транскрипция
Лютенс
(
англ.
Elisabeth Lutyens
,
9 июля
1906
,
Лондон
—
4 апреля
1983
, там же) — британский композитор.
Биография
Отец — известный архитектор
Эдвин Лаченс
, мать — Эмили Литтон, дочь военного, спортсмена и художника
Невилла Бульвер-Литтона
. В их доме с
1911
жил
Джидду Кришнамурти
. Элизабет начала сочинять музыку в 9 лет. В
1922
занималась в
Нормальной школе музыки
в
Париже
. В
1923
сопровождала мать в Индию. Вернувшись в Великобританию, брала уроки у Джона Фоулдса и закончила
Королевский колледж музыки
(
1926
—
1930
), где училась у Гарольда Дарка. В
1933
вышла замуж за певца-баритона Йена Гленни, родила ему троих детей. В
1938
рассталась с ним, вышла замуж за дирижёра и продюсера
Би-би-си
Эдварда Кларка, ученика Шёнберга.
Творчество
Главными композиторами для Лаченс (именно в таком порядке) были
Антон Веберн
,
Дебюсси
и
Бетховен
. Среди современников она высоко ценила
Стравинского
и сохраняла с ним дружеские отношения. Дружила с
Луиджи Даллапиколой
,
Хансом Эйслером
,
Уильямом Уолтоном
. Внесла в британскую музыку
Шёнберговский
сериализм
. Вместе с тем, не воспринимала и не принимала сериализм как жесткую догму.
Активно сочиняла киномузыку, став первым британским композитором-женщиной, постоянно писавшей для кино, причем как для художественного, так и для документального, как для
авангардного
, так и для лент категории
В
. Работала на киностудии
Hammer Film Productions
, но сочиняла и для их конкурентов
Amicus Productions
, обе фирмы специализировались на
хорроре
; Лаченс даже в шутку прозвали
Королевой ужасов
(другим её, более фамильярным прозвищем было
Лиззи двенадцать тонов
). За 29 лет сотрудничества с кино Лаченс написала музыку к 29 фильмам.
Кантата Лаченс на стихи
Рембо
(
1947
) имела успех. Но в целом её произведения трудно воспринимались коллегами, критикой и публикой, и относительная известность пришла к композитору лишь в 1960-е годы. К счастью, эти же годы стали и временем наиболее активного сочинительства Лаченс. В этот период она, кроме того, частным образом занималась со многими британскими композиторами (
М.Уильямсон
, Роберт Сакстон и др.), ставшими её учениками. И все же некоторые сочинения Лаченс, в том числе —
мотет
для хора на текст трактата
Людвига Витгенштейна
, были исполнены только в семидесятые годы, а выходят в записи только сейчас.
Её музыка повлияла на творчество
Х.Бёртуистла
,
П. М. Дэвиса
,
Александра Гёра
, Ричарда Родни Беннета.
Избранные сочинения
Камерная музыка
-
String Quartet I, op.5 no.1 (
1937
)
-
String Quartet II, op.5 no.5 (
1938
)
-
String Trio, op.5 no.6 (
1939
)
-
Chamber Concerto I, op.8 no.1 for 9 instruments (1939-
1940
)
-
String Quartet III, op.18 (
1949
)
-
Concertante for five players, op.22 (
1950
)
-
String Quartet VI, op.25 (
1952
)
-
Прощание/
Valediction
for clarinet and piano, op.28 (
1953
—
1954
, памяти
Дилана Томаса
)
-
Capriccii
for 2 harps and percussion, op.33 (
1955
)
-
Six Tempi
for 10 instruments, op.42 (
1957
)
-
Wind Quintet, op.45 (
1960
)
-
String Quintet, op.51 (
1963
)
-
Wind Trio, op.52 (1963)
-
String Trio, op.57 (1963)
-
Music for Wind, for double wind quintet, op.60 (1963)
-
Plenum II
for oboe and 13 instruments, op.92 (
1973
)
-
Plenum III
for string quartet, op.93 (1973)
Вокальные и хоровые сочинения
-
Ô saisons, Ô châteaux!
, кантата на стихотворение Рембо, op.13 (
1946
)
-
Requiem for the Living
for soli, chorus and orchestra, op.16 (
1948
)
-
Motet ‘Excerpta Tractatus-logico-philosophicus’
for unaccompanied chorus, op.27 (
1951
), на текст «Логико-философского трактата»
Людвига Витгенштейна
-
De Amore
for soli, chorus and orchestra, op.39 (
1957
), на стихи
Джеффри Чосера
-
The Country of the Stars
— Motet, op.50 (
1963
), на текст
Боэция
в переводе Чосера
-
The Valley of Hatsu-Se
for soprano, flute, clarinet, cello and piano, op.62 (
1965
), на стихи старых японских поэтов
-
And Suddenly It’s Evening
for tenor and 11 Instruments, op.66 (1965), на стихи
Сальваторе Квазимодо
-
Essence of Our Happinesses
for tenor, chorus and orchestra, op.69 (
1968
), на тексты
Абу Язида
,
Джона Донна
и Рембо
-
In the Direction of the Beginning
for bass and piano, op.76 (
1970
), на стихи Дилана Томаса
-
Anerca
for speaker, 10 guitars and percussion, op.77 (1970), по эскимосской поэзии
-
Requiescat
for soprano and string trio, памяти
Игоря Стравинского
(
1971
), на стихи
Уильяма Блейка
-
Voice of Quiet Waters
for chorus and orchestra, op.84 (
1972
)
Инструментальные сочинения
-
5 Intermezzi
for piano, op.9 (
1941
—
1942
)
-
Piano e Forte
for piano, op.43 (
1958
)
-
Five Bagatelles
for piano, op.49 (
1962
)
-
The Dying of the Sun
for guitar, op.73 (
1969
)
-
Plenum I
for piano, op.87 (
1972
)
-
La natura dell’Acqua
for piano, op. 154 (
1981
)
Сочинения для малого оркестрового состава
-
Chamber Concerto II for clarinet, tenor sax, piano and strings, op.8 no.2 (
1940
)
-
Chamber Concerto III for bassoon and small orchestra, op.8 no.3 (
1945
)
-
Chamber Concerto IV, for horn and small orchestra, op.8 no.4 (
1946
)
-
Chamber Concerto V for string quartet and chamber orchestra, op.8 mo.5 (1946)
-
Chamber Concerto VI (
1948
)
-
Six Bagatelles, 113 (
1976
), for six woodwind, four brass, percussion, harp, piano (doubling celeste) & five solo strings
Оркестровые сочинения
-
Three Pieces, op.7 (
1939
)
-
Three Symphonic Preludes (
1942
)
-
Viola Concerto, op.15 (
1947
)
-
Music for Orchestra I, op.31 (
1955
)
-
Chorale for Orchestra ‘В честь Игоря Стравинского’, op.36
-
Quincunx
, for orchestra with soprano and baritone soli in one movement, op.44 (
1959
—
1960
), на текст трактата
Томаса Брауна
-
Music for Piano and Orchestra, op.59 (
1963
)
-
Novenaria
, op.67 no.1 (
1967
)
Оперная и сценическая музыка
-
День рождения инфанты
, балет для оркестра, по
Оскару Уайльду
(
1932
)
-
Мидас
, балет для струнного квартета и фортепиано (
1940
)
-
Infidelio
— seven scenes for soprano and tenor, op.29 (
1954
)
-
The Numbered
— opera in a Prologue and four acts, по
Элиасу Канетти
, op.63 (
1965
—
1967
)
-
Time Off? Not the Ghost of a Chance!
— charade in four scenes, op.68 (1967-
1968
)
-
Исида
и
Осирис
— lyric drama, по
Плутарху
, op.74 (
1969
)
-
The Linnet from the Leaf
— music-theatre for singers and two instrumental groups, op.89 (
1972
)
-
The Waiting Game
— scenes for mezzo, baritone, actor and small orchestra, op.91 (
1973
)
Киномузыка
Автобиография
-
A goldfish bowl. London: Cassell, 1972
Признание
Командор
Ордена Британской империи
(
1969
).
Примечания
Литература
-
Harries M., Harries S. A pilgrim soul: the life and work of Elisabeth Lutyens. London: Joseph, 1989 (переизд. 1991)
-
Roma C. The choral music of twentieth-century women composers: Elisabeth Lutyens, Elizabeth Maconchy, and Thea Musgrave. Lanham: Scarecrow Press, 2006
-
Mathias R. Lutyens, Maconchy, Williams, and Twentieth-century British music: a blest trio of sirens. Farnham; Burlington: Ashgate, 2012
Ссылки