Interested Article - Дугин, Александр Гельевич

Алекса́ндр Ге́льевич Ду́гин (род. 7 января 1962 , Москва ) — советский и российский философ , политолог , социолог , переводчик и общественный деятель . Кандидат философских наук, доктор политических наук, доктор социологических наук. Профессор, в 2009—2014 годы — и. о. заведующего кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова .

Взгляды Дугина исследователями широко оцениваются как фашистские . Сам философ всегда отрицал эти обвинения, причисляя себя к собственной «четвёртой политической теории», которая, по его мнению, должна быть следующим шагом в развитии политики после первых трёх: либерализма , социализма и фашизма . Политическая деятельность Дугина направлена на создание евразийской сверхдержавы через интеграцию России с бывшими советскими республиками в новый Евразийский союз (ЕАС). Дугин долгое время призывал ко вторжению и аннексии Украины .

Лидер Международного евразийского движения . Почётный профессор Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилёва и Тегеранского университета . Приглашённый профессор Южного федерального университета , старший научный сотрудник Фуданьского университета ( Шанхай ).

В 2014 году американское издание Foreign Policy включило Дугина в топ-100 «глобальных мыслителей» современного мира в категории «агитаторы» .

С 2014 года внесён в санкционный список Евросоюза , а с 2015 года внесён в санкционные списки США , Канады и ряда других стран .

Биография

Родился 7 января 1962 года в Москве.

Отец — Гелий Александрович Дугин (1935—1998) — кандидат юридических наук, генерал-лейтенант Главного разведывательного управления Генштаба Вооружённых сил СССР , работал в Российской таможенной академии , мать — Галина Викторовна Дугина (Онуфриенко) (1937—2000) — врач, кандидат медицинских наук. Проживала в Москве . По его собственному утверждению, является потомком Саввы Ивановича Дугина (ок. 1695—1732) — воронежского священника, автора ряда сочинений с пророчествами и предложениями о реформах, в числе которых были восстановление патриаршества и наделение протопопов властью контролировать деятельность воевод , арестованного в 1731 году и затем казнённого .

В 1979 году поступил в Московский авиационный институт (МАИ), однако был отчислен со второго курса (впоследствии, при защите диссертации, представил в Учёный совет РГУ диплом об окончании заочного отделения Новочеркасского инженерно-мелиоративного института ) .

Вместе с Гейдаром Джемалем и Евгением Головиным входил в так называемый « Южинский кружок » — круг общения, сформировавшийся в Южинском переулке в Москве в квартире писателя Юрия Мамлеева , где проходили его собрания . Изначально участники кружка интересовались преимущественно эзотерическим мистицизмом , но постепенно их идеи все больше сближались с идеями европейских ультраправых, таким образом Южинский кружок стал одним из важных источников развития фашизма в постсоветской России . В 1980 году, в 18 лет, вместе с Гейдаром Джемалем вступил в кружок «Чёрный орден SS» , который создал и возглавил (в качестве « рейхсфюрера ») мистик , один из первых русских « новых правых » Евгений Головин ; учеником Головина он себя считает . В те же годы известен как исполнитель песен собственного сочинения под псевдонимом Ганс Зиверс (альбом « Кровавый навет »).

Вместе с Гейдаром Джемалем Дугин вступил в 1988 году в Национально-патриотический фронт «Память» Дмитрия Васильева , но затем был лишён членства в этой организации по официальной формулировке за то, что «контактировал и контактирует с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка, в частности, с неким писателем Мамлеевым» .

Дугин вспоминал, как во время Августовского путча он выглянул в окно и увидел противников ГКЧП , которые устремились по Арбату к «Белому дому»: «При виде этой толпы я понял: они как свиньи бросятся с утеса, как в евангельской притче. Я понял, что я впервые за Советский Союз, в тот самый миг, когда он погибал, я полюбил его» .

В период с 1990 по 1992 год работал с рассекреченными архивами КГБ , на основе материалов которых подготовил ряд газетных, журнальных статей, книг и телепередачу «Тайны века», транслировавшуюся на Первом канале .

  • С 1988 по 1991 год — главный редактор издательского центра « ».
  • С 1990 года — главный редактор альманаха « » .
  • С 1991 года — главный редактор журнала « » , председатель Историко-религиозной ассоциации «Арктогея».
  • С 1993 по 1995 год — колумнист газеты « Новый взгляд » .
  • С 1993 по апрель 1998 года — идеолог и один из лидеров НБП . По словам Эдуарда Лимонова , вышел из НБП из-за того, что обвинил четырёх национал-большевиков в краже у него 248 рублей . По оценке же самого Дугина, разрыв произошёл из-за идеологических разногласий, в частности из-за отсутствия у Лимонова чётко выраженной политической позиции .
  • В 1994 году — французский журнал «Актюэль» (М43/44/45, лето 1994) называет А. Дугина «наиболее влиятельным мыслителем посткоммунистической эпохи».
  • С 1996 по 1997 год — автор и ведущий радиопрограммы «Finis mundi» (Радио 101-FM).
  • 1997 год — публикация важнейшей работы Дугина « Основы геополитики », которая использовалась затем в качестве учебника в академии Генерального штаба .
  • С 1997 по 1999 год — автор и ведущий программы «Геополитическое обозрение» (радио « »).
  • С 1998 по 2003 год — советник Председателя Государственной Думы РФ.
  • В 1999 году — окончание заочного отделения НГМА (бывш. НИМИ).
  • В 2000 году — читает курс «Философия политики» в Международном независимом эколого-политологическом университете .
  • С 2000 года — председатель Политического совета (лидер) Общероссийского общественно-политического движения «Евразия». Преподавание курса «Философия политики» в Международном эколого-политологическом университете. Почётный член «Экономико-философского собрания» при Центре общественных связей МГУ .
  • С 2002 по ноябрь 2003 года — председатель политического совета партии « ». В ноябре 2003 года был исключён из партии в результате конфликта с председателем исполкома партии .
  • С 2003 по 2004 год — колумнист журнала « Сельская молодёжь » . В « Литературной газете » ведёт авторскую рубрику «Ацефал» .
  • С ноября 2003 года — лидер Международного евразийского движения . Присвоение звания почётного профессора Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилёва .
  • В сентябре 2004 года — посещение Франции для участия в международной конференции «Евразийство и неоевразийство, две идеологии русской Империи в ХХ в.» под председательством директора Центра Евразийских исследований университета г. Рен профессора Мишеля Грабара .
  • В декабре 2004 года — прибытие в Турцию для участия в «Евразийском симпозиуме», проходившем в Университете Гази . Выступления в «Американском университете Гирне» Северного Кипра и Стамбульском университете .
  • В 2005 году — выступление с лекцией в США по приглашению Института Хопкинса . Встреча с Збигневом Бжезинским в Вашингтоне .
  • В мае 2005 года награждён благодарственной грамотой Управляющего делами Московской патриархии .
  • В августе 2005 года — официальный визит в Иран. Выступление в Тегеранском институте стратегических исследований .
  • С 2005 по 2006 год — колумнист журнала Rolling Stone . Ведущий геополитической программы «Вехи» на телеканале « Спас ».
  • С 2007 года — член совета Всемирного русского народного собора.
  • С 2007 по 2008 год — ведущий радиопередачи «Русская вещь» на радио РСН .
  • В марте 2008 года — встреча в Белграде с премьер-министром Сербии Воиславом Коштуницей .
  • С сентября 2008 года — профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова , директор при социологическом факультете МГУ .
  • С сентября 2009 года по июнь 2014 года — и. о. заведующего кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова .
  • В июне 2013 — визит в Молдавию . Выступление в Народном университете г. Кишинёва .
  • В 2014 году — внесён в санкционный список Евросоюза .
  • В 2015 году — внесён в санкционный список США и Канады .
  • С 2016 по 2017 год — главный редактор телеканала « Царьград ТВ » .

Семья

Был женат на Евгении Дебрянской , писательнице и активистке ЛГБТ -движения . В настоящий момент женат на — философе , кандидате философских наук , публицисте, директоре издательства «Арктогея», преподавателе философии в МГУ .

Сын (от первого брака): Артур ( в крещении Димитрий) Александрович Дугин, 1985 года рождения, окончил Московский государственный лингвистический университет , рок-музыкант .

Дочь Дарья Александровна Дугина (15 декабря 1992 — 20 августа 2022), окончила философский факультет МГУ , политический обозреватель Международного евразийского движения, музыкант. Погибла вечером 20 августа 2022 года в результате взрыва автомобиля близ посёлка Большие Вязёмы в Подмосковье . По имеющимся сведениям, Дугин с дочерью планировали возвращаться в Москву вместе, но в последний момент планы изменились, и Дугин поехал отдельно .

Идейные взгляды

Формирование взглядов

Советский период

В 1980-е годы Александр Дугин придерживался радикально антисоветских и антикоммунистических взглядов. По словам самого Дугина, он водил своего маленького сына «плевать на памятники Ильичу », о чём впоследствии сожалел . В этот период Дугин увлекался философией Фридриха Ницше , трудами Мирчи Элиаде , идеями европейских « новых правых », теоретиков « консервативной революции » межвоенного периода, теоретиками геополитики ( Карл Хаусхофер , Фридрих Ратцель , Карл Шмитт ), а также такими авторами, как Рене Генон , Юлиус Эвола , Герман Вирт .

С 1990 года

Перестройка и разрушение Советского Союза изменили отношение Дугина к советскому строю и коммунизму . Он трактует поражение СССР в « холодной войне » с точки зрения геополитики — как победу «цивилизации моря» над «цивилизацией суши». Дугин обращается к марксизму , национал-большевизму ( Николай Устрялов , Эрнст Никиш ), метафизике коммунизма ( Николай Клюев , Андрей Платонов ), евразийству ( Николай Трубецкой , Пётр Савицкий , Николай Алексеев , Лев Гумилёв ), новым левым ( Ги Дебор , Жан Бодрийяр ). В октябре 1993 года Александр Дугин принял участие в обороне Верховного Совета России , а поражение парламента воспринял как личную трагедию. Вскоре после этого вместе с Эдуардом Лимоновым и Егором Летовым Дугин создал Национал-большевистскую партию (НБП), находившуюся в непримиримой оппозиции к тогдашнему президенту Борису Ельцину и отличавшуюся в тот период радикальным антилиберализмом и антиамериканизмом .

В начале 1995 года Дугин знакомится с Сергеем Курёхиным , позже тот вступает в НБП (партийный билет № 418). В марте 1995 года Курёхин, Лимонов, Дугин и Тимур Новиков дали пресс-конференцию в рок-клубе в Санкт-Петербурге, где Курёхин заявил, что единственной актуальной формой искусства сейчас стала политика, и именно ею он теперь будет заниматься.

Когда я изложил Курёхину идеи политики, проистекающие из метафизики, из традиции, в которых либерализму и западничеству не было места, он с огромным удовольствием это принял. А. Дугин, из книги Александра Кушнира «Сергей Курехин. Безумная механика русского рока» , 2013

Он организовал работу городского штаба НБП, сам снял для него подвал, много публиковался. По предложению Курёхина Дугин выдвинулся по 210 одномандатному округу на выборах в Государственную думу , прошедших в декабре того же года. В поддержку Дугина Курёхин 23 сентября устроил последний, как это потом стало ясно, концерт «Поп-механики», который получил название «Поп-механика № 418» — число 418 было взято из эзотерического учения Алистера Кроули . В концерте участвовали и сами Лимонов и Дугин, на французском и русском читавший отрывки из Кроули . Избирательная кампания тем не менее окончилась провалом, Дугин в своём округе получил 0,85 % голосов избирателей, заняв тем самым 14 место (из 17) от всех кандидатов в этом округе . После смерти Курёхина в 1996 году, Дугин посвящает ему эссе «418 масок субъекта» в Независимой газете и эссе «Город Курёхин» в газете Лимонка . Позже музыка Курёхина нередко используется в радиопередаче «Русская Вещь».

Интерес к русскому православию и старообрядчеству привёл Александра Дугина к убеждению в правоте единоверия — сохранения и возрождения дораскольных традиций русского православия в лоне Русской православной церкви . В этот период Дугин стал прихожанином одного из единоверческих приходов Русской православной церкви. Весной 1998 года произошёл разрыв Александра Дугина с Лимоновым и НБП. В 1998 году Дугин стал советником Председателя Государственной Думы Геннадия Селезнёва, а в 1999 году возглавил Центр геополитических экспертиз Экспертно-консультативного Совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы. В тот же период Александр Дугин начал [ прояснить ] читать лекции по геополитике в Генеральном штабе России . С приходом к власти Владимира Путина начался новый период в политической деятельности Александра Дугина — из радикальной оппозиции он перешёл на позиции лояльного отношения к действующей власти.

В 1988 году вступил в общество « Память » .

С 2000 года

В 2000 г. в Ростове-на-Дону Дугин защитил кандидатскую диссертацию по философии на тему «Эволюция парадигмальных оснований науки (философско-методологический анализ)».

С начала 2000-х годов отстаивает идеи евразийства и консерватизма, предлагая их в качестве идеологической платформы российской власти, которую он упрекает в отсутствии какой-либо идеологии .

С середины 2000-х в деятельности ЕСМ и Дугина принимают участие самые разные музыканты.

В феврале 2005 года в Москве , на пресс-конференции в РИА Новости , совместно с Алексеем Арестовичем , Валерием Коровиным и Дмитрием Корчинским , презентовал создание .

На Втором съезде Евразийского Союза Молодёжи 26 апреля 2006 года выступают как фолк-музыканты, — узбекский ансамбль народных инструментов (под руководством Рахмани), ансамбль арабских танцев «Садам», Намгар Лхасаранова, Чейнеш Байтушкина, еврейский фольклорный ансамбль «АВИВ», Шончалай Шалгынова-Ховэней, так и « Рада и Терновник », « », « Кооператив Ништяк », «Север» и « Николай Коперник » . Проходит музыкальный фестиваль «Русская Вещь» . В передачу «Мобилизация» на телеканале О2ТВ приглашаются Псой Короленко , « Кооператив Ништяк » и « Николай Коперник ». Один из выпусков радиопередачи «Русская Вещь» целиком посвящается Егору Летову . На презентации книги «Поп-культура и знаки времени» выступают группы « Зазеркалье » и « Церковь Детства ». Рецензии на книгу пишут Валерий Посиделов и Илья Кормильцев . На сайте онлайн-телевидения Russia.ru публикуется видео «Город Курёхина» .

По мере стабилизации политической ситуации в стране Дугин всё больше обращается к научной сфере. В 2004 г. в Ростове-на-Дону он защитил диссертацию на соискание степени доктора политических наук на тему «Трансформация политических институтов и структур в процессе модернизации традиционных обществ». Весной 2006 года читал на Философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова [ уточнить ] курс лекций «Постфилософия», который в 2009 году издан отдельной книгой. В нём Дугин подвергает разбору основные философские понятия, рассматривая их в рамках трёх исторических парадигм: премодерн модерн Постмодерн . В 2007 году Дугин читал цикл лекций о философии Мартина Хайдеггера , итогом которого становится применение Дугиным методологии Хайдеггера к истории России, обобщённое в лекции о «русском хайдеггерианстве» .

В декабре 2007 года Дугин читал лекцию о «четвёртой политической теории», которую он противопоставляет трём идеологиям XX века — либерализму , коммунизму и фашизму . В ноябре 2008 года на социологическом факультете МГУ Дугин организовал международную конференцию с участием французского философа, одного из лидеров движения « новых правых » Алена де Бенуа , посвящённую «четвёртой политической теории», а в декабре того же года на соцфаке МГУ прошёл молодёжный интеллектуальный конгресс на ту же тему.

В феврале 2008 года Дугин опубликовал работу , в которой высказал мысль о том, что парадигма модерна , зародившаяся в Западной Европе, не смогла прочно закрепиться на российской почве даже в среде властной, экономической и культурной элиты, в то время как подавляющее большинство российского общества находится в архаичной парадигме премодерна. Ситуацию такого конфликта Дугин назвал «археомодерном» :

Мы должны сказать, что то, что мы сейчас имеем — это нехорошо, это очень и очень плохо, и более того, дальнейшее поддержание status quo чудовищно, поскольку лишь блокирует настоящее выздоровление. Когда мы вопреки очевидности говорим, что «этот человек здоров», а он болен, мы лишаем его последнего шанса на реальное излечение.

С сентября 2008 года Дугин становится профессором МГУ им. М. В. Ломоносова и возглавляет Центр консервативных исследований — общероссийскую социологическую организацию, ставящую своей целью развитие и становление консервативной идеологии в России с опорой на научные кадры. С февраля 2009 года Дугин читает на соцфаке МГУ курсы лекций по « структурной социологии», этносоциологии , социологии геополитики , . В 2011 г. в Южном федеральном университете защитил диссертацию на соискание степени доктора социологических наук на тему «Трансформация социальной структуры общества в контексте социологии воображения».

В течение 2000-х годов Дугин регулярно выступает в прессе. Статьи в Rolling Stone и других журналах.

С 2016 по 2017 год являлся главным редактором телеканала « Царьград ТВ » .

28 июля 2020 года был заблокирован youtube канал Александра Дугина, а также его аккаунт электронной почты. Предполагаемой причиной блокировки канала стал намеченный на 1 августа 2020 онлайн-конгресс по «четвертой политической теории» .

Основные идейные позиции

В 1990-х был идеологом национал-большевизма, с начала 2000-х годов Дугин отстаивает идеи евразийства и консерватизма. Идеолог «четвёртой политической теории», которую он противопоставляет трём идеологиям XX века — либерализму , коммунизму и фашизму .

Является сторонником византийского идеала симфонии властей — альянса духовной и светской власти .

Политический строй

Своё отношение к демократии Дугин обозначил в своей статье, опубликованной в журнале «Однако» в конце 2011 года .

Следует напомнить, демократия не само собой разумеющийся концепт. Демократия может быть как принята, так и отвергнута, как установлена, так и снесена. Существовали прекрасные общества без демократии и омерзительные — с демократией. Но бывало и наоборот. Демократия — человеческий проект, конструкт, план, а не судьба. Она может быть отвергнута или принята. Значит, она нуждается в обосновании, в апологии. Если не будет апологии демократии, она утратит смысл. Недемократическая форма правления не должна заведомо браться как худшая. Формула « меньшее из зол » — пропагандистская уловка. Демократия не меньшее из зол… Может быть, она вообще не зло, а может быть, и зло. Всё требует переосмысления.

Неоевразийство

Дугин является основоположником нео евразийства . Несмотря на название эта доктрина сильно отличается от евразийства 20-30-х годов XX века, представляя собой локальную разновидность идеологии европейских «новых правых», которую, в свою очередь, специалисты интерпретируют как форму фашизма . Хотя идея этнического русского государства отвергается и наоборот ставится задача сохранения этнического разнообразия, русский этнос считается «наиболее приоритетным евразийским этносом», который должен исполнить цивилизационную миссию формирования Евразийской империи, которая займет весь континент. Главной угрозой объявляется США и в целом «англо-саксонский мир». Наиболее предпочтительной формой правления заявляется диктатура и тоталитарное устройство государства с полным идеологическим контролем над обществом . В работе «Евразийский Путь как национальная идея» Дугин пишет:

Разные исторические и философские школы спорят о том, кто является, в последнем счёте, субъектом истории. Этот вопрос остаётся открытым. Но когда мы говорим о стране, об исторической общности, о культуре, о форме специфической цивилизации, мы подразумеваем, что субъектом истории, который мы рассматриваем, является «народ». Типы государственности, хозяйственные механизмы, культурные модели, идеологические надстройки меняются, сменяют друг друга и поколения. Но нечто остаётся постоянным сквозь все эти трансформации. Эта постоянная величина, живая в течение долгих веков и на обширных пространствах, и есть народ. Говоря и думая о России, мы думаем не столько о государстве, сколько о той внутренней жизни Государства, которой является народ. Государство — лишь форма, народ — содержание.

Союзники и оппоненты

По мнению Дугина, российская политическая элита неоднородна и пронизана шпионскими сетями западных стран, которые саботируют позитивные начинания высшего руководства. Главными своими оппонентами Дугин считает либералов- западников и радикальных националистов , пропагандирующих ксенофобию , обвиняя тех и других в подыгрывании интересам конкурентов России .

Страны бывшего СССР

Грузия и Южная Осетия

Во время « пятидневной войны » в Грузии в августе 2008 года Дугин выступил с поддержкой российского руководства и вооружённых сил, призвав занять Тбилиси и установить в Грузии пророссийский режим. По мнению Дугина, отказ от такого решения стал ошибкой российской власти, следствием которой может стать повторение войны между Россией и Грузией, правительство которой якобы является марионеткой США [ источник не указан 2932 дня ] .

Украина

С 2012 года Дугин регулярно призывал к вторжению в Украину .

5 июня 2007 года Александра Дугина, направляющегося на международный фестиваль «Великое русское слово», организованный Русской общиной Крыма, депортировали из Украины по идеологическим причинам (индекс «Д»). В ответ российской стороной из Санкт-Петербурга был депортирован советник президента Украины Николай Жулинский .

В конце июня 2014 года появились сообщения о том, что Дугин, работавший в университете на внебюджетной ставке профессора, уволен из МГУ по решению ректора В. Садовничего по формальным основаниям . В пресс-службе учебного заведения пояснили, что его срочный трудовой договор действует до 1 сентября 2014 года, и в это время Дугин исполняет обязанности заведующего кафедрой социологии международных отношений. Варианты развития событий после 1 сентября пока не обсуждались . Сам Дугин объяснил решение ректората происками «киевских нацистов», российских либералов и противников патриотизма из окружения президента, а также невмешательством «лунарного» Владимира Путина .

В августе 2015 года к ввозу на территорию Украины были запрещены книги А.Дугина «Украина. Моя война. Геополитический дневник» (2015) и «Евразийский реванш России» (2014) .

Религиозные взгляды

Сторонник старообрядчества в форме единоверия — сохранения и возрождения дораскольных традиций русского православия в лоне Русской православной церкви . Является прихожанином одного из единоверческих приходов Русской православной церкви .

Является активным сторонником экклезиологических идей византизма, включающих в себя :

Влияние

По результатам опроса, проведённого в 2009 году сайтом Openspace , в котором было отдано более 40 тысяч голосов, Дугин занял 36-е место среди самых влиятельных интеллектуалов России .

Отношения с руководством РФ

С 1998 года был советником Председателя Государственной Думы Геннадия Селезнёва , а с 1999 года — председателем секции Экспертно-консультативного Совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы. С марта 2012 года — член Экспертно-консультативного совета при председателе Государственной думы России С. Е. Нарышкине .

Юсси Бекман отмечает, что хотя западная пресса часто называет Дугина « серым кардиналом путинизма », а его книгу о геополитике — планом путинской внешней политики, на самом деле Дугин, согласно его интервью 2014 года, с Путиным даже не знаком, увольнение из университета показывает отсутствие покровительства со стороны властей. Кроме того Бекман указывает, что идеи Дугина несомненно перекликаются с мыслями современной российской политической элиты, но с точки зрения власти он как максимум — один из неофициальных идеологических атташе, при этом его прошлое, как и сложность его теоретических построений, являются обузой .

Сергей Доренко в своём романе писал о наличии тесных связей Дугина с « силовиками » в политической элите России и особенно с Игорем Сечиным , тогда как сам Дугин относит Сечина и всех трёх Ивановых (наряду с Козаком) к тем, кто «готов принять евразийскую политическую модель» .

Политические взгляды

Антон Шеховцов (бывший член ЕСМ ) и Андреас Умланд считают, что взгляды Дугина близки к фашизму . Однако такое мнение разделяют не все, например, исследователь , считает, что попытки отнести взгляды Дугина к фашизму не учитывают многообразия концептуальных построений Дугина: «Если мы рассмотрим, как предлагает Умланд, принятие Дугиным [различных взглядов] как подтверждение его политической идеологии, тогда он должен быть не только фашистом, но и большевиком, — а также мистиком, оккультистом, суфием, самураем, „неоевразийцем“, „новым социалистом“ и „консервативным революционером“» .

Сам Дугин называет предлагаемую им политическую систему «Четвертой политической теорией», которая преодолеет существующие — левые (социализм и коммунизм), правые (национализм и фашизм) и либерализм. Философской основой этой теории являются, во-первых, хайдеггеровский Dasein , на базе которого создается новый политический субъект, который противопоставляется, как коллективизму, так и индивидуализму; во-вторых, в основе теории постмодернистская атака модернистских политических проектов, прежде всего либерализма, который, по Дугину, в данный момент доминирует и становится все более тоталитарным, через обращение к пре-модернизму, перемешиванию и примирению левых и правых политических течений, путем объединения их лучших идей и отбрасывания их недостатков [ источник не указан 973 дня ] : «От правых — никакой ксенофобии, никакого расизма или иерархии между людьми; от левых — никакого атеизма, материализма. Да — социальной справедливости и культурной идентичности» .

В начале 1990-х годов Вальтер Лакер утверждал, что воззрения Дугина характеризуются иррационализмом , антисемитизмом , нетерпимостью к социализму и конспирологическим взглядом на историю, выходя за рамки традиционного русского национализма и сближаясь с европейским ультраконсерватизмом . Впоследствии Лакер писал, что Дугин пытался на протяжении многих лет представлять синтетически новую идеологию, смесь некоторых наиболее постыдных западных элементов (итальянский неофашизм в стиле Юлиуса Эволы , «Новые правые» Алена де Бенуа во Франции и неонацистская геополитика), а позже понял необходимость некоторых конкретных русских элементов и принял обновлённый вариант евразийства . Американский политолог Стивен Шенфилд в работе «Русский фашизм» утверждал, что «ключевой для политических воззрений Дугина является классическая концепция „консервативной революции“, направленной на ниспровержение пост-просвещенческого мироустройства и установление нового порядка, в котором должны быть возрождены героические ценности почти забытой „Традиции“. Именно приверженность данной концепции позволяет четко идентифицировать Дугина как фашиста» . По мнению Умланда, формулировки ряда текстов Дугина, особенно ранних, близки идеям НСДАП , вплоть до прямого заимствования терминологии и стилистики нацистов. Так, в книге «Гиперборейская теория» Дугин писал: «Этой книгой мы кладём начало ариософии в русско-язычном контексте»; по словам Дугина,

…арий, в сущности, определяется не столько биологией, сколько той метафизической миссией, отражением которой во плоти является сама его биология. Арийская раса Субъекта — это раса нордических воинов-священников .

По словам Умланда, Дугин утверждал, что находит «интересным» ранний нацизм, и в 2006 году выставлял в качестве примера для подражания лидеров левого крыла нацистской партии Отто и Грегора Штрассеров .

Сам Дугин на вопрос о его интересе к фашизму отвечал:

Я исследовал разные идеологии. Несмотря на то, что я дико не люблю либерализм, у меня есть очень корректные исследования любых идеологий: я описываю и Поппера , и Хайека . А. Дугин, программа «Пиджаки» на радио Говорит Москва , 16.03.2015

В 2015 году Гленн Бек в авторской телепередаче на (англ.) высказал мнение, что идеи Дугина «по-настоящему страшные, потому что они теперь в игре — не только для народов России, но и для всей цивилизации», и поэтому «мир находится в реальной опасности» . В свою очередь, Дугин отметил: «В начале года американский политический комментатор Глен Бек, сравнимый по известности с Дмитрием Киселёвым в России, назвал меня „самым опасным человеком в мире“. Это, конечно, смешно, но хорошо показывает степень истерики вокруг моей персоны на Западе» .

Санкции

Из-за аннексии Крыма и войны в Донбассе Александр Дугин был включён в санкционный список США .

В июне того же года канадские власти ввели ограничительные меры в отношении лидеров Евразийского союза молодёжи — Александра Дугина , Павла Канищева и Андрея Коваленко .

6 октября 2022 года, на фоне вторжения России на Украину , Дугин был внесен в санкционный список всех стран Евросоюза за «призывы к военному вторжению на восток Украины» и «поддержку пророссийского сепаратистского движения» . Евросоюз отмечает что Дугин «идеологически и теологически оправдывал аннексию Крыма и агрессивную войну России против Украины», кроме того Дугин «продвигал концепцию Русского мира, связанную с экспансивным реваншистским национализмом путинской эпохи, влекущим за собой идею исторической родины, защищающей подданных Русского мира» .

В середине октября 2022 года Дугин был внесён в санкционный список Украины и Швейцарии . 12 декабря 2022 года Дугин был внесён в санкционный список Новой Зеландии . С 27 января 2023 года под санкциями Японии . 24 февраля 2023 года включён в санкционный список Австралии и Новой Зеландии .

Оценки деятельности

Взгляды Дугина периодически рассматривались как противоречивые и переменчивые:

  • В частности, по словам философа Тимура Полянникова:

…многие специалисты, бравшиеся за исследование дугинских теорий, приходили к выводу, что искать в них какое-либо единство или внутреннюю логику попросту бессмысленно — слишком пестр и противоречив набор идеологий, которые Дугин транслировал в разное время на разные аудитории (как сказал Лимонов, «чего спрашивать с Дугина, он же сказочник». Более того, кое-кто полагает, что вообще все дугинское мифотворчество можно понять, только исходя из колебаний внешнеполитической конъюнктуры .

  • Геополитик Алан Инграм ( англ. Alan Ingram ) утверждает, что сочинения Дугина характеризуются «противоречиями и путаницей, которые несколько затрудняют их интерпретацию и обобщение» .
  • Специалист по евразийству Парадорн Рангсимапорн ( англ. Paradorn Rangsimaporn ) характеризует Дугина как «политического хамелеона, представления которого приспосабливаются к окружающей среде» .
  • Историк и литературный критик Сергей Беляков также рассматривал идеологию Дугина скорее как «фальсификацию евразийства» .
  • Колумнист BBC Григор Атанесян заявил, что у Дугина никогда не было единой политической доктрины, а его учение — постмодернистский проект, составленный из оккультизма, конспирологии, эзотерики, неофашизма, советской подпольной культуры, идей новых правых и новых левых .

В то же время многими исследователями взгляды Дугина оцениваются как в целом фашистские .

Например, Антон Шеховцов , украинский политолог, считает социополитическую доктрину Дугина по-своему крайне последовательной, ввиду того, что в контексте фашизма различные — даже внешне противоречащие друг другу — идеи целеустремленно интерпретируются в духе определённого фашистского ядра, по принципу «цель оправдывает средства», и взаимное противоречие идей не имеет значения, если они подтверждают выгодный автору тезис .

Протодиакон Андрей Кураев считает, что во взглядах Дугина присутствует оккультизм. Дугин, как пишет Кураев, «…опаснее любой Блаватской (потому что умнее и образованнее). Как и у Блаватской, это попытка переварить Православие в каббалистику. Достаточно вспомнить его статью „Мессианство Каббалы“. Неприкрытая апология террора, жажда превратить Православие в революционно-террористическую идеологию также не вызывают желания сближаться с этим человеком. Ну зачем притворяться „старовером“ — и при этом рекламировать наркоту?»

К 2022 году западные СМИ начали периодически называть Дугина «мозгом» Кремля, а его идеологию — доктриной российской власти ; однако, по мнению историка Торбакова, его реальная близость к власти приходилась лишь на 2 периода — с конца 1990-х по начало 2000-х (когда он занимал должность советника председателя Государственной Думы Геннадия Селезнева ) и с 2004 года (после Оранжевой революции в Киеве) до 2014 года, когда на фоне аннексии Крыма и начала войны на Донбассе его позиция оказалась излишне радикальной . Подобную оценку давала в 2017 году журналист и писатель Мария Гессен : по её мнению, хоть Путин и применял в своей доктрине риторику Дугина, но после того, как его риторические инструменты были использованы, они были отброшены за ненадобностью до следующего идеологического всплеска . Антон Шеховцов назвал Дугина «заложником собственного имиджа» — по его мнению, Дугин пытался уверить всех (и в основном международную аудиторию) в том, что он является человеком, который влияет на политику Кремля .

В то же время к идеям Дугина положительно относятся такие общественные и политические деятели, как сотрудники Первого канала Михаил Леонтьев и Максим Шевченко , сотрудник Администрации Президента РФ Иван Демидов , профессор философского факультета СПбГУ Юрий Солонин .

Положительно Дугина оценивают, в основном, либо в роли писателя-интеллектуала:

  • Его друг писатель и публицист Александр Проханов называет Дугина «выдающимся русским человеком» и характеризует его как звезду, «встающую на нашем небосклоне», а также как одного из «ярчайших идеологов наших дней»: «Во многом ему нет равных. Он проходит огромные исторические пласты, воскрешает прежние архетипы. Дугин совмещает русские традиции и модернистский авангард. Думаю, что его евразийский пафос обладает такой притягательностью, что будет собирать толпы поклонников и последователей» .
  • Председатель Исламского комитета России, постоянный член «Исламо-арабской народной конференции», член Совета Левого фронта России, депутат Национальной ассамблеи РФ Гейдар Джемаль :

Дугин и есть такой подлинный интеллектуал. Может быть, среди всех писателей прошлого лишь Достоевский немного коснулся специфики подлинного интеллектуализма, потому что время от времени его герои вдруг как бы останавливаются, осенённые, поражённые страшной, единственной мыслью, которая вырывает их из колеи обыденного существования, и они потом уединяются от всяких контактов, разговоров — додумать эту огромную страшную мысль. <…> В этом смысле Дугин — интеллектуал по Достоевскому. Подлинный интеллектуал — это человек, для которого собственная мысль важнее его физического существования .

Либо его оценивают как консервативного идеолога:

  • Владимир Карпец , российский правовед, кандидат юридических наук, доцент НИУ ВШЭ заявил: «Александр Гельевич — один из тех немногих людей, которые бескомпромиссно борются с проявлениями того, что сейчас стали называть „ оранжевой революцией “, бескомпромиссно борется с либерально-западническим лобби в наших властных структурах» .

В то же время музыкант, перформансист, филолог и журналист Псой Короленко рассматривал Дугина с позиций дискуссионного интереса:

Свободное и заинтересованное отношение к творчеству Дугина всегда представлялось мне индикатором интеллектуальной открытости, доверия к разным дискурсам. Диалог и полемика с Дугиным возможны и необходимы, но закрытое, высокомерное или предвзятое отношение к нему так же достойны сожаления, как та инерция и агрессия, которая мешает многим из нас услышать ту Музыку, о которой сегодня Дугин пишет .

Биофизик Борис Режабек , анализируя защиту Дугиным диссертации, которая прошла 20 декабря 2000 г. в Ростовском государственном университете и называлась «Эволюция парадигмальных оснований науки (Философско-методологический анализ)» приводит примеры анекдотических, по его мнению, ошибок в школьном курсе физики, которые он увидел в диссертации. Также, по мнению Бориса Режабека, она содержит абсурдные высказывания в области философии: «так, Лейбниц и Ньютон для него — „полупрофаны“, поскольку не до конца посвящены в идеи розенкрейцеров ; Архимед и Евклид с Пифагором виноваты в том, что человечество научилось мыслить не только в категориях власти и подчинения; к тому же, по Дугину, критерии науки „ясно связаны с англо-саксонским ареалом, в первую очередь с Англией “, а это уже, считает Борис Режабек, „очевидно пахнет зловредным влиянием атлантистов. О том, что наука Европы начиналась прежде всего в Академиях Италии, он как бы и не подозревает“» . Присуждение Дугину учёной степени Борис Режабек называет «фарсом» . [ неавторитетный источник ]

Упоминания в массовой культуре

Основные труды

Книги

  • . — М., 1990
  • . — М.: Арктогея, РОФ «Евразия», 1992, 2005. — ISBN 5-85928-010-6 , ISBN 5-902322-03-0
  • . — М., 1993
  • . —М., 1994
  • . — М., 1996
  • . — М., 1996
  • . — М., 1996
  • . — М., 1997, 1999, 2000, 2001 (переведена на французский, румынский, сербский, грузинский, итальянский, испанский и английский языки)
  • . — М., 1999
  • . — М., 1999. — Евразийский путь. М., 2002
  • . В 2 т. — М., 2001; 2006
  • . — М., 2002
  • . — М., 2002. — (Лекции «Нового университета»)
  • . — М., 2002
  • . — М., 2004
  • . — М., 2004. — ISBN 978-5-902322-01-6
  • . — М., 2004
  • . — М., 2004
  • . — М., 2005
  • . — М.: Амфора , 2005. — 496 с. — ISBN 5-94278-903-7
  • . — М., 2007. — ISBN 978-5-90359-03-2
  • Геополитика постмодерна. — М.: Амфора, 2007. — 384 c. — ISBN 978-5-367-00616-2
  • Знаки великого норда. Гиперборейская теория. — М.: Вече, 2008. — ISBN 978-5-9533-3352-8 (переиздание «Гиперборейской теории»)
  • — М., 2009
  • — М., 2009
  • — М.: Амфора, 2009
  • . — М.: Академический проект , 2010
  • . — М.: Академический проект, 2010
  • — М., 2010
  • . — М.: Академический проект, 2010
  • . — М.: Академический проект, 2010
  • . — М.: Академический проект, 2010
  • . — М.: Академический проект, 2011
  • . — 2011
  • . — М.: Академический проект, 2011
  • . — М.: Академический проект, 2011
  • — М., 2011
  • . — М.: Академический проект, Гаудеамус, 2012. — 424 с. — (Gaudeamus). — 1000 экз. — ISBN 978-5-8291-1398-8 , ISBN 978-5-98426-122-7
  • — М., 2012
  • В поисках тёмного Логоса. — М., 2012. — 516 с. — ISBN 978-5-8291-1426-8
  • Международные отношения. Парадигмы, теория, социология. — М., Академический проект, 2014. — ISBN 978-5-8291-1659-0
  • США и новый мировой порядок. — Vide, 2013 (в соавторстве с Олаво де Карвальо)
  • Четвёртый путь. — М., 2014. — 683 с. — ISBN 978-5-8291-1625-5
  • Мартин Хайдеггер. Последний бог. — М.: Академический проект, 2014. — 846 c. — ISBN 978-5-8291-1636-1
  • Евразийский реванш России. — М.: Алгоритм , 2014. — 256 с. — ISBN 978-5-4438-0855-0
  • Украина: моя война. Геополитический дневник. — 2015. — ISBN 978-5-227-05690-0
  • Воображение. Философия, социология, структуры. — М., Академический проект, 2015. — ISBN 978-5-8291-1828-0
  • Русская война. — М.: Алгоритм, 2015. — 272 с. — ISBN 978-5-09-067988-7 -9
  • Русский Логос — русский Хаос. Социология русского общества. — 2015. — ISBN 978-5-8291-1736-8
  • Геополитика. Учебное пособие. — 2015. — ISBN 978-5-8291-1737-5
  • Теория многополярного мира. Плюриверсум. Учебное пособие. — 2015. — ISBN 978-5-8291-1754-2
  • Мартин Хайдеггер. Метаполитика. Эсхатология бытия. — М.: Академический проект, 2016. — ISBN 978-5-8291-1797-9
  • Politica Aeterna. Политический платонизм и «Черное Просвещение» — М.: Академический проект, 2020. — ISBN 978-5-8291-2484-7
  • — М.: Академический проект, 2020. — ISBN 978-5-8291-2489-2
Серия «Ноомахия»
  1. Ноомахия: войны ума. Три Логоса: Аполлон, Дионис, Кибела. — М.: Академический проект, 2014. — 447 с. — ISBN 978-5-8291-1594-4
  2. Ноомахия: войны ума. Цивилизации границ: Россия, американская цивилизация, семиты и их цивилизация, арабский Логос, туранский Логос. — М.: Академический проект, 2014. — 694 с. — ISBN 978-5-8291-1634-7
  3. Ноомахия: войны ума. Логос Европы: средиземноморская цивилизация во времени и пространстве. — М.: Академический проект, 2014. — 530 с. — ISBN 978-5-8291-1633-0
  4. Ноомахия: войны ума. По ту сторону Запада. Индоевропейские цивилизации: Иран, Индия. — М.: Академический проект, 2014. — 495 с. — ISBN 978-5-8291-1656-9
  5. Ноомахия: войны ума. По ту сторону Запада. Китай, Япония, Африка, Океания. — М.: Академический проект, 2014. — 551 с. — ISBN 978-5-8291-1657-6
  6. Ноомахия: войны ума. Германский Логос. Человек апофатический. — М.: Академический проект, 2015. — 639 с. — ISBN 978-5-8291-1772-6
  7. Ноомахия: войны ума. Французский Логос. Орфей и Мелюзина. — М.: Академический проект, 2015. — 439 с. — ISBN 978-5-8291-1796-2
  8. Ноомахия: войны ума. Англия или Британия? Морская миссия и позитивный субъект. — М.: Академический проект, 2015. — 595 с. — ISBN 978-5-8291-1795-5
  9. Ноомахия: войны ума. Латинский логос. Солнце и крест. — М.: Академический проект, 2016. — 719 с. — ISBN 978-5-8291-1859-4
  10. Ноомахия: войны ума. Эллинский логос. Долина истины. — М.: Академический проект, 2016. — 549 с. — ISBN 978-5-8291-1915-7
  11. Ноомахия: войны ума. Византийский логос. Эллинизм и империя. — М.: Академический проект, 2016. — 510 с. — ISBN 978-5-8291-1916-4
  12. Ноомахия: войны ума. Иранский Логос. Световая война и культура ожидания. — М.: Академический проект, 2016. — 479 с. — ISBN 978-5-8291-1933-1
  13. Ноомахия: войны ума. Семиты, монотеизм Луны и Гештальт Ва’ала. — М.: Академический проект, 2017. — 614 с. — ISBN 978-5-8291-1966-9
  14. Ноомахия: войны ума. Геософия: горизонты и цивилизации. — М.: Академический проект, 2017. — 476 с. — ISBN 978-5-8291-2009-2
  15. Ноомахия: войны ума. Логос Турана. Индоевропейская идеология вертикали. — М.: Академический проект, 2017. — 565 с. — ISBN 978-5-8291-2113-6
  16. Ноомахия: войны ума. Жёлтый Дракон. Цивилизации Дальнего Востока. — М.: Академический проект, 2017. — 598 с. — ISBN 978-5-8291-2157-0
  17. Ноомахия: войны ума. Логос Африки. Люди чёрного солнца. — М.: Академический проект, 2018. — 456 с. — ISBN 978-5-8291-2192-1
  18. Ноомахия: войны ума. Океания. Вызов Воды. — М.: Академический проект, 2018. — 306 с. — ISBN 978-5-8291-2193-8
  19. Ноомахия: войны ума. Неславянские горизонты Восточной Европы: Песнь упыря и голос глубин. — М.: Академический проект, 2018. — 615 с. — ISBN 978-5-8291-2292-8
  20. Ноомахия: войны ума. Хамиты. Цивилизация африканского Норда. — М.: Академический проект, 2018. — 423 с. — ISBN 978-5-8291-2187-7
  21. Ноомахия: войны ума. Восточная Европа. Славянский Логос. Балканская Навь и сарматский стиль. — М.: Академический проект, 2018. — 668 с. — ISBN 978-5-8291-2293-5
  22. . — М.: Академический проект, 2019. — 959 с. — ISBN 978-5-8291-2388-8
  23. Ноомахия: войны ума. Русский Логос II Русский историал Народ и государство в поисках субъекта. — М.: Академический проект, 2019. — 462 с. — ISBN 978-5-8291-2384-0
  24. Ноомахия: войны ума. Образы русской мысли. Солнечный царь, блик Софии и Русь Подземная. — М.: Академический проект, 2020. — 980 с. — ISBN 978-5-8291-2499-1

Статьи

  • — «тотальное метафизическое резюме».
  • Футурология как эсхатология [Текст] / А. Г. Дугин // Милый Ангел. — № 3. — М., 2000.
  • Добаев И. П. , Дугин А. Г. Геополитические трансформации в Кавказско-Каспийском регионе // . — 2005. — № 5. — С. 90—99.

На иностранных языках

Английский
Немецкий
  • Dugin Iskander Feisaliny jeopolitidgi, Beyruth, 2004.
  • Alexander Dugin. Die Vierte Politische Theorie, Arktos, 2013. ISBN 978-1-907166-62-4
  • Alexander Dugin. Konflikte der Zukunft. Die Rückkehr der Geopolitik., 2014. ISBN 978-3-88741-291-3
  • Alexander Dugin. Baron Ungern von Sternberg — der letzte Kriegsgott. Junges Forum Nr. 7, 2007. ISBN 978-3-937129-32-7
  • Alexander Dugin. Evola von Links: Metaphysisches Weltbild und antibürgerlicher Geist, Regin-Verlag, 2006. ISBN 978-3-937129-27-3
Французский
  • Alexandre Douguin. L’Empire soviétique et les nationalismes à l’époque de la pérestroïka, in XXX, Nation et Empire, GRECE, 1991.
  • Alexandre Douguin. Le prophète de l’eurasisme, Avatar Éditions, 2006. ISBN 978-0-9544652-7-8
  • Alexandre Douguin. La grande guerre des continents, Avatar Éditions, 2006. ISBN 978-0-9544652-6-1
  • Alexandre Douguin, Alain de Benoist . L’Appel de L’Eurasie, Avatar Editions, 2013. ISBN 978-1-907847-18-9
  • Alexandre Douguin. La Quatrième théorie politique: La Russie et les idées politiques au XXIème siècle, Ars Magna, 2016. ISBN 978-2-912164-84-1
  • Alexandre Douguin. Pour une Theorie du Monde Multipolaire, Ars Magna, 2016. ISBN 978-2-912164-85-8
Итальянский
  • Alexander Dugin. Continente Russia. Milano, 1991;
  • Dughin A. Continente Russia. Parma, 1992
  • Dughin A. Rivoluzione Conservatrice in Russia, Roma, 2005.
  • Dughin A. Rusia. Misterio de Eurasia. Madrid, 1992.
  • Alexander Dugin. Eurasia. La rivoluzione conservatrice in Russia, Pagine, 2015. ISBN 978-8875574574
  • Alexander Dugin, Aleksandr Benoist. Eurasia, Vladimir Putin e la grande politica, Controcorrente, 2014. ISBN 978-8898000036
  • Alexander Dugin. Russia segreta, Edizioni all’insegna del veltro, 2013. ASIN B00DW22LEQ
  • Alexander Dugin. Noomachìa — Rivolta contro il mondo postmoderno, 2020. ISBN 978-8898809615
Испанский
  • Alexander Dugin. «Rusica/ Misterio de Eurasia». Madrid, 1990
  • Geopolítica Existencial. Conferencias en Argentina. Tarragona, 2018
  • Geopolítica Existencial. Conferencias en Argentina 2. Tarragona, 2019
  • Eurasia y el eurasianismo: Entre Oriente y Occidente. Tarragona, 2020
  • Geopolítica del Espíritu: Introducción a la Noomajía. Tarragona, 2020
Португальский
  • Alexander Dugin. Teoria do Mundo Multipolar, IAEG, 2012. ASIN B01FKTSRXM
  • Alexander Dugin. Geopolitica da Russia Contemporanea, CreateSpace Independent Publishing Platform, 2015. ISBN 978-1-5186-1039-4
  • Alexander Dugin. A Grande Guerra dos Continentes, Antagonista Editora, 2011. ASIN B004YR14WS
  • Alexander Dugin. Eurasianismo: Ensaios Selecionados, Zarinha Centro Cultura, 2012. ISBN 978-8599972137
  • Alexandre Dugin, Olavo de Carvalho. Os Eua e a Nova Ordem Mundial, VIDE Editorial, 2013. ASIN B00GTQ49GU
  • Aleksandr Dugin, Antonio Bessa, Sonia Sebastiao. Finis Mundi: A Ultima Cultura #6, Instituto de Altos Estudos em Geopolitica e Ciencias Auxiliares, 2013. ASIN B00B9AS9FS
Сербский
  • Dugin A. Nova Hyperboreyska Revelyatsiya, Beograd, 1999.
  • Dugin A. Conspirologiya, Beograd, 2001.
  • Dugin A. Osnove geopolitike, Beograd, 2004.
Турецкий
  • Dugin A. Rus jeopolitigi avrasyaci yaklasim. Ankara, 2003.
  • Dugin A. Moska-Ankara aksiaynin, Istanbul, 2007.
  • Dugin A. Misyonin avrasyagilik Nursultanain Nazarbaevin, Ankara, 2006.

Перформансы

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 21 августа 2022. 21 августа 2022 года. 21.08.2022
  2. от 19 октября 2017 на Wayback Machine // Лента.ру , 27.06.2014
  3. от 6 июля 2014 на Wayback Machine // Газета.ру , 01.07.2014
  4. Katharina Krebs,Anna Chernova,Tim Lister. (англ.) . CNN (3 апреля 2023). Дата обращения: 11 апреля 2023. 3 апреля 2023 года.
  5. David Child. (англ.) . www.aljazeera.com . Дата обращения: 11 апреля 2023. 11 апреля 2023 года.
  6. Jean-Yves Camus, Nicolas Lebourg. . — Harvard University Press, 2017-03-20. — С. 227 - Since 2012 Dugin has continually called for the invasion of Ukraine, to hasten the advent of the new order. He ardently advocates support by the Russian authorities for all the European far-right movements, in order to break up the Atlantic bloc. He suggests that Russia should champion conservative values and reject cultural liberalism (the position of gays in Russia has continued to worsen). Dugin, a major presence in the media since the beginning of operations in Ukraine, urged Putin at the time to suppress democracy and proclaim himself tsar, on the foundations of an ideological order, a mark of Evola’s continued influence on the Russian doctrinaire’s thinking.39. — 319 с. — ISBN 978-0-674-97153-0 .
  7. . Foreign Policy . Дата обращения: 14 марта 2021. 9 февраля 2018 года.
  8. . Дата обращения: 29 декабря 2018. 30 декабря 2018 года.
  9. Михаил Бойко и Роман Сенчин. 22 октября 2012 года. // Литературная Россия , № 15. 13.04.2007.
  10. Приказ ГТК РФ от 30.05.1997 № 301 (недоступная ссылка)
  11. . // Эхо Москвы (1 декабря 2004). Дата обращения: 2 июня 2015. 23 августа 2017 года.
  12. Дугин А. Г. Русская Вещь. Очерки национальной философии: в 2 т. Т. 2. — М.: Арктогея-центр, 2001. — 536 с. — ISBN: 5-7525-0876-2 (Т. 2), ISBN: 5-8186-0005-X — С. 207.
  13. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» . Медведева Т. В.
  14. Тимур Полянников. от 21 августа 2018 на Wayback Machine // «Континент» № 21(83) — 22(84), 2002 г.
  15. Борис Режабек. от 29 июня 2009 на Wayback Machine . Об авторе: (недоступная ссылка)
  16. Аркадий Малер. от 8 июля 2014 на Wayback Machine
  17. . Дата обращения: 7 сентября 2014. 27 сентября 2007 года.
  18. Николай Климонтович . от 7 сентября 2014 на Wayback Machine М. : Вагриус , 2002.
  19. . Дата обращения: 31 августа 2022. 31 августа 2022 года.
  20. Никита Каледин. Терапия оказалась бессильной перед манией Дугина-младшего переустроить мир // Стрингер, № 7, 01.05.2003.
  21. от 30 июня 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 21-05-2013 [3907 дней] — , )
  22. от 8 апреля 2014 на Wayback Machine . — Институт русской цивилизации
  23. Владимир Можегов. от 8 апреля 2014 на Wayback Machine // Континент , 2010, № 144.
  24. Roger Griffin, Matthew Feldman . Fascism: Post-war fascisms. Taylor & Francis, 2004. — P. 197. ISBN 0-415-29020-1 , 9780415290203
  25. Александр Верховский , Владимир Прибыловский, Екатерина Михайловская. от 4 марта 2016 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 21-05-2013 [3907 дней]) — М.: , 1998.
  26. Юрий Мамлеев . // Завтра , 2 апреля 2008. от 30 июня 2009 на Wayback Machine
  27. . Дата обращения: 13 сентября 2021. 12 сентября 2021 года.
  28. «Память». Документы и тексты / Сост. В. Прибыловский. — М., ИЭГ «Панорама», 1990. — С. 25—26.
  29. Александр Верховский , Владимир Прибыловский , Екатерина Михайловская. Национализм и ксенофобия в российском обществе. — М.: Панорама, 1998. — С. 52.
  30. Чарльз Кловер. Чёрный ветер, белый снег. — М. : Фантом пресс, 2017. — С. 290. — ISBN 978-5-86471-754-7 .
  31. . Дата обращения: 12 июня 2016. 17 июня 2016 года.
  32. Дата обращения: 12 июня 2016. 17 июня 2016 года.
  33. (недоступная ссылка) // Дугин А. Г. Русская вещь, 1994.
  34. от 19 сентября 2009 на Wayback Machine // Международное Евразийское Движение, 20.10.2002.
  35. Эдуард Лимонов. . Мысли о бывшем соратнике . // Завтра (21 мая 2002). 31 октября 2012 года.
  36. от 7 января 2015 на Wayback Machine // Взгляд
  37. Марк Сэджвик. Наперекор современному миру. — М. : НЛО, 2014. — С. 385. — ISBN 978-5-4448-0145-1 .
  38. Dunlop, John B. . Hoover Institution (30 июля 2004). Дата обращения: 25 августа 2022. 10 июня 2022 года.
  39. . Дата обращения: 12 июня 2016. 17 июня 2016 года.
  40. . Дата обращения: 12 июня 2016. 19 апреля 2016 года.
  41. . Дата обращения: 17 июня 2016. 14 августа 2016 года.
  42. от 30 июня 2016 на Wayback Machine // Evrazia.org, 13.12.2004.
  43. Летопись единоверческого храма Архангела Михаила в селе Михайловская Слобода . Вып. 7513. Май 2005. С. 75.
  44. Эрнест Плиев. от 11 октября 2018 на Wayback Machine // Evrazia.org, 23.08.2005.
  45. . Дата обращения: 15 мая 2016. 12 октября 2016 года.
  46. . Дата обращения: 30 ноября 2008. 29 июня 2016 года.
  47. . Дата обращения: 17 июня 2016. 8 августа 2016 года.
  48. от 13 марта 2014 на Wayback Machine // Социологический факультет МГУ
  49. . Дата обращения: 18 июня 2016. 30 июня 2016 года.
  50. . // Телеканал 360 . из оригинала 10 июня 2020 . Дата обращения: 11 октября 2017 . {{ cite news }} : no-break space character в |title= на позиции 32 ( справка )
  51. . Дата обращения: 20 августа 2022. 20 августа 2022 года.
  52. . Дата обращения: 20 августа 2022. 20 августа 2022 года.
  53. от 21 августа 2022 на Wayback Machine , BBC, 21.08.2022
  54. . Дата обращения: 23 сентября 2009. 15 октября 2007 года.
  55. . Дата обращения: 13 июня 2016. 9 июня 2016 года.
  56. , с. 207.
  57. . Дата обращения: 12 июня 2016. 6 августа 2016 года.
  58. (англ.) 3. FSI The Europe Center. 10 марта 2018 года.
  59. . Дата обращения: 10 марта 2018. 10 марта 2018 года.
  60. . Дата обращения: 13 июня 2016. 4 августа 2016 года.
  61. . Дата обращения: 13 июня 2016. 4 августа 2016 года.
  62. от 29 августа 2022 на Wayback Machine , BBC, 29.08.2022
  63. . Дата обращения: 19 апреля 2022. 6 апреля 2022 года.
  64. . Дата обращения: 15 июня 2016. 13 августа 2016 года.
  65. . Дата обращения: 15 июня 2016. 30 июня 2016 года.
  66. . Дата обращения: 13 июня 2016. 1 апреля 2016 года.
  67. . Дата обращения: 13 июня 2016. 8 июня 2016 года.
  68. . Дата обращения: 13 июня 2016. 9 августа 2016 года.
  69. . Дата обращения: 15 июня 2016. Архивировано из 9 августа 2016 года.
  70. от 30 июня 2009 на Wayback Machine // Официальный сайт Евразийского Союза Молодёжи , 19 сентября
  71. Дугин, Александр. (недоступная ссылка) // Профиль , № 48 (603), 22.12.2008 г.
  72. Дугин, Александр. от 24 марта 2012 на Wayback Machine // Философский портал «Арктогея», 10.04.2008.
  73. от 7 февраля 2021 на Wayback Machine // nakanune.ru, 28.07.2020
  74. Александр Дугин. (13 августа 2012). — «Информационная война, остриём которой стала хулиганская выходка Pussy Riot, направлена на византийскую модель правления — альянс духовной и светской власти, которая в России существовала испокон веков. Философ Александр Дугин подробно рассматривает объект нападения, участников, инструменты и цели этой войны». Дата обращения: 24 июня 2016. Архивировано из 11 августа 2016 года.
  75. . Дата обращения: 5 марта 2012. 4 ноября 2011 года.
  76. Кожевникова Г. В., Шеховцов А. В. и др. Радикальный русский национализм: структуры, идеи, лица : [справочник] / сост.: А. Верховский,Г. Кожевникова. — М.: Центр «Сова», 2009. — 410 с. (Научное издание)
  77. Дугин, Александр. от 3 июля 2009 на Wayback Machine // Русская линия, 01.11.2006 г.
  78. Дугин, Александр. от 4 июля 2009 на Wayback Machine // Общественно-политическое агентство «Национальный журнал», 12.12.2006 г.
  79. . Дата обращения: 16 июня 2016. 30 июня 2016 года.
  80. от 6 июля 2014 на Wayback Machine // РБК , 01.07.2014
  81. от 1 июля 2014 на Wayback Machine // Вести.ру , 01.07.2014
  82. . Дата обращения: 5 июня 2016. 7 августа 2016 года.
  83. Елена Колебакина-Усманова, Рашид Галямов от 2 июня 2021 на Wayback Machine // Бизнес Онлайн , 13.12.2020.
  84. Дугин, Александр. от 17 декабря 2014 на Wayback Machine
  85. Византизм // Новая философская энциклопедия: В 4 тт / Под редакцией В. С. Стёпина. — М. : Мысль, 2001..
  86. Дата обращения: 20 августа 2012. 20 августа 2012 года.
  87. . BBC News Русская служба . из оригинала 29 августа 2022 . Дата обращения: 29 августа 2022 .
  88. , p. 5—6.
  89. от 15 февраля 2009 на Wayback Machine
  90. Дугин, Александр. от 4 июля 2014 на Wayback Machine
  91. Умланд, Андреас . // Неприкосновенный запас : журнал. — М. : « НЛО », 2008. — № 1 . — ISSN . 2 июля 2015 года.
  92. Shekhovtsov, A. (англ.) // Totalitarian Movements and Political Religions. — Routledge , 2008. — Vol. 9 , iss. 4 . — P. 491—506 . 18 сентября 2020 года. . Пер. на рус. яз. см. здесь: Шеховцов А. от 28 января 2012 на Wayback Machine . // Форум новейш. восточноевроп. истории и культуры. — № 2. — 2009. — С. 105—126.
  93. A. James Gregor. (англ.) // Erwägen, Wissen, Ethik. — 2005. — P. 570—572 . 2 мая 2021 года.
  94. Luis Razo Bravo. (англ.) . YouTube (3 октября 2020). Дата обращения: 15 марта 2021. 20 апреля 2022 года.
  95. Лакёр У . Чёрная сотня. Происхождение русского фашизма. — М.: Текст, 1994. — 432 с. — С. 372.
  96. Лакёр У. от 4 марта 2016 на Wayback Machine — С. 82—87.
  97. Shenfield S. D. Russian Fascism: Traditions, Tendencies, Movements. — Armonk: M. E. Sharpe, 2001. — 336 p. — P. 195.
  98. Умланд, А. от 27 августа 2007 на Wayback Machine // Украинская правда. — 20.6.2007 ( ,)
  99. * Умланд, А. от 13 сентября 2009 на Wayback Machine Центр «Сова», 24.07.2007 ( , ).
    • Умланд, А. от 11 января 2012 на Wayback Machine // Форум новейш. восточноевроп. истории и культуры. — Рус. изд. № 1. — 2006 ().
    • Умланд, А . от 30 марта 2008 на Wayback Machine Центр «Сова» ( , )
    • Умланд, А. от 2 мая 2014 на Wayback Machine Агентство политических новостей (, )
  100. . Дата обращения: 14 июня 2016. 5 апреля 2015 года.
  101. Ritz E. от 14 февраля 2015 на Wayback Machine
  102. от 2 июня 2016 на Wayback Machine . Накануне.ру, 13.03.2015.
  103. (англ.) . U.S. Department of the Treasury . Дата обращения: 27 декабря 2022. 26 февраля 2022 года.
  104. от 29 июня 2016 на Wayback Machine // НТВ , 11.03.2015
  105. Public Works and Government Services Canada Government of Canada. . gazette.gc.ca (15 июля 2015). Дата обращения: 27 декабря 2022. 12 ноября 2022 года.
  106. от 6 июня 2016 на Wayback Machine // Интерфакс , 29.06.2015
  107. . РБК . Дата обращения: 27 декабря 2022. 27 декабря 2022 года.
  108. . eur-lex.europa.eu . Дата обращения: 27 декабря 2022. 7 октября 2022 года.
  109. . Война и санкции . Дата обращения: 23 января 2023. 23 января 2023 года.
  110. . Дата обращения: 27 декабря 2022. 22 октября 2022 года.
  111. (англ.) . Opensanctions . Дата обращения: 27 декабря 2022.
  112. . Коммерсантъ (27 января 2023). Дата обращения: 27 января 2023. 27 января 2023 года.
  113. . Настоящее Время . Дата обращения: 25 февраля 2023. 24 февраля 2023 года.
  114. Shekhovtsov, Anton. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 21-05-2013 [3907 дней]) // Totalitarian Movements and Political Religions, Published By: Routledge , 9/4 (2008). — P. 491—506.
  115. Paradorn Rangsimaporn. Interpretations of Eurasianism: Justifying Russia’s Role in East Asia // Europe-Asia Studies 58/3 (2006). — P. 381.
  116. In a 1999 interview for the Polish magazine Fronda Dugin explains: «In Russian Orthodox christianity a person is a part of the Church, part of the collective organism, just like a leg. So how can a person be responsible for himself? Can a leg be responsible for itself? Here is where the idea of state, total state originates from. Also because of this, Russians, since they are Orthodox, can be the true fascists, unlike artificial Italian fascists: of Gentile type or their Hegelians. The true Hegelianism is Ivan Peresvetov — the man who in 16th century invented the oprichnina for Ivan the Terrible. He was the true creator of Russian fascism. He created the idea that state is everything and an individual is nothing.» (польск.) . 11/12 133. Fronda (1999). Дата обращения: 23 февраля 2015. 8 апреля 2015 года.
  117. Shekhovtsov, Anton (2008). . . 9 (4): 491—506. doi : . S2CID . Архивировано из 18 сентября 2020 . Дата обращения: 24 февраля 2015 . Numerous studies reveal Dugin – with different degrees of academic cogency – as a champion of fascist and ultranationalist ideas, a geopolitician, an 'integral Traditionalist', or a specialist in the history of religions. . . . This paper is not aimed at offering an entirely new conception of Dugin and his political views, though it will, hopefully, contribute to a scholarly vision of this political figure as a carrying agent of fascist Weltanschauung.
  118. Shekhovtsov, Anton (2009). . Religion Compass: Political Religions . 3 (4): 697—716. doi : . Архивировано из 3 ноября 2020 . Дата обращения: 24 февраля 2015 .
  119. Ingram, Alan (November 2001). . . 20 (8): 1029—1051. doi : .
  120. Burton, Tara Isabella (2022-05-12). . The Washington Post . Washington D.C. из оригинала 1 сентября 2022 . Дата обращения: 21 августа 2022 . In the early 1990s, he co-founded the National Bolshevik Party with controversial punk-pornography novelist Eduard Limonov, blending fascist and communist-nostalgic rhetoric and imagery; edgy, ironic (and not-so-ironic) transgression; and genuine reactionary politics. The party's flag was a black hammer and sickle in a white circle against a red background, a communist mirror image of a swastika. The party's half-sincere mantra? 'Da smert' (Yes, death), delivered with a sieg-heil-style raised arm.
  121. Rascoe, Ayesha . NPR News (27 марта 2022). — «Dugin is a good old-fashioned mystical fascist of the sort that kind of flourished after World War I, when many people in Europe felt lost, felt like the Old World had failed, and were searching around for explanations. And a certain set of them decided the problem was all of modern thinking, the idea of freedom, the idea of individual rights. And in Dugin's case, he felt that the Russian Orthodox Church was destined to rule as an empire over all of Europe and Asia. And eventually, in a big book in 1997, he laid out the road map for accomplishing that. He's continued to be intimately involved in the Russian military, Russian intelligence services and Putin's inner circle.» Дата обращения: 21 августа 2022. 10 августа 2022 года.
  122. Dunlop, John B. . The Europe Center, Stanford University (31 января 2004). — «There probably has not been another book published in Russia during the post-communist period that has exerted an influence on Russian military, police, and statist foreign policy elites comparable to that of Aleksandr Dugin's 1997 neo-fascist treatise, Foundations of Geopolitics. 2 The impact of this intended 'Eurasianist' textbook on key elements among Russian elites testifies to the worrisome rise of fascist ideas and sentiments during the late Yeltsin and Putin periods.» Дата обращения: 13 мая 2022. 10 марта 2018 года.
  123. . Радио Свобода . Дата обращения: 30 августа 2022. 31 августа 2022 года.
  124. . Дата обращения: 7 октября 2019. 7 октября 2019 года.
  125. . Meduza . Дата обращения: 29 августа 2022. 29 августа 2022 года.
  126. Дмитриев, Илья. от 11 февраля 2013 на Wayback Machine // Центр консервативных исследований, 12.04.2009 г.
  127. от 5 марта 2010 на Wayback Machine // Центр консервативных исследований, 24.10.2008 г.
  128. Коровин, Валерий от 13 марта 2014 на Wayback Machine // Информационно-аналитический портал «Евразия», 04.11.2007 г.
  129. Дмитриев, Илья. от 10 февраля 2013 на Wayback Machine // Центр консервативных исследований, 03.03.2009 г.
  130. Джемаль, Гейдар. от 25 января 2012 на Wayback Machine
  131. . Дата обращения: 4 июня 2016. 7 августа 2016 года.
  132. . Дата обращения: 12 июня 2016. 21 сентября 2016 года.
  133. Борис Режабек — учёный-биофизик, специалист по бионике , биофизике сложных систем и биокибернетике (см. от 30 апреля 2014 на Wayback Machine ), (недоступная ссылка) Международного университета междисциплинарных знаний, эксперт в области новых технологий, член экспертной группы «Зелёные страницы России», член экспертного совета Международного комитета по инвестициям и технологиям, член Внешнеполитической ассоциации, член Российского физического и Российского философского Общества, вице-президент научно-философского общества им. Н. Ф. Фёдорова, член бюро Московского Общества Испытателей Природы. Кроме биофизики, областью научных интересов Б. Г. Режабека являются глобальные экологические проблемы и учение о ноосфере — «оболочке Разума» — Планеты Земля, а также проблемы научного иммортализма и ювенологии. Б. Г. Режабек является вице-президентом общества им. Н. Ф. Фёдорова, членом Российского Философского Общества, членом редколлегии и автором ряда статей в энциклопедии «Глобалистика» (2003), участником Конгресса по русскому космизму в Белграде (2003) и практически всех Фёдоровских чтений в Москве (начиная с 1989 года). (см. (недоступная ссылка) )
  134. Дугин, А. Г. от 26 июля 2007 на Wayback Machine : Философско-методологический анализ : автореф. дис. … канд. филос. наук : 09.00.08 / Ростовский юрид. ин-т МВД России. — Ростов-н/Д., 2000. — 26 с.
  135. Режабек, Б. от 29 июня 2009 на Wayback Machine . // Лебедь : альманах. — 2.12.2001. — № 248 ( ,)
  136. Володихин Д. М. Река в луна-парке // Москва . — 2009. — № 1.
  137. Дата обращения: 9 июня 2016. 13 августа 2016 года.
  138. . Дата обращения: 7 июня 2016. 27 января 2013 года.
  139. . Дата обращения: 7 июня 2016. 27 января 2013 года.
  140. . Дата обращения: 7 июня 2016. 27 января 2013 года.
  141. от 27 января 2013 на Wayback Machine
  142. . Дата обращения: 7 июня 2016. 27 января 2013 года.
  143. . Дата обращения: 12 июня 2016. 16 июля 2016 года.
  144. . Дата обращения: 7 июня 2016. 27 января 2013 года.
  145. . Дата обращения: 7 июня 2016. 27 января 2013 года.
  146. . Дата обращения: 7 июня 2016. 27 января 2013 года.
  147. . Дата обращения: 7 июня 2016. 27 января 2013 года.
  148. . Дата обращения: 7 июня 2016. 27 января 2013 года.
  149. . Дата обращения: 7 июня 2016. 29 января 2013 года.
  150. . Дата обращения: 7 июня 2016. 27 января 2013 года.
  151. . Дата обращения: 7 июня 2016. 27 января 2013 года.
  152. от 27 января 2013 на Wayback Machine
  153. от 27 января 2013 на Wayback Machine
  154. . Дата обращения: 12 июня 2016. 13 августа 2016 года.
  155. . Дата обращения: 22 мая 2016. 20 сентября 2016 года.
  156. . Дата обращения: 8 июня 2016. Архивировано из 30 июня 2016 года.

Литература

на русском языке
  • Головин Е. // Эссе об эссе. НГ Ex libris. 2003-07-24
  • Два спецвыпуска журнала «Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры» и , посвящённые антизападным идеологическим течениям в постсоветской России, в частности, неоевразийству Дугина
  • // Русский журнал . 2008. № 1.
  • Кушнир А. И. Сергей Курёхин. Безумная механика русского рока. — М. : Бертельсманн Медиа Москоу, 2013. — 224 с. — ISBN 978-5-88353-567-2 .
  • Нилогов А. С. // Независимая газета , 29.05.2008
на других языках
  • Backman J. (англ.) // Contestations of Liberal Order: The West in Crisis? / Marko Lehti, Henna-Riikka Pennanen, Jukka Jouhki (eds.). — London: Palgrave Macmillan , 2019. — P. 289—314 . — doi : .
  • Shekhovtsov A. , Umland A. Is Aleksandr Dugin a Traditionalist? «Neo-Eurasianism» and Perennial Philosophy // The Russian Review , 68, 2009, № 4, 662—678.

Ссылки

  • (Международный сайт посвящённый IV полит. теории)
Видео
  • на О2ТВ
  • (недоступная ссылка) на телеканале «Спас»
Интервью
Разное
  • Егор Холмогоров vs. А. Г. Дугин — публичная дискуссия никонианина и старообрядца на форуме диакона Кураева, от 6-15 сентября 1999
  • («Крестьянка» Марины Леско)
  • — "Продолжение политики, Радио «Свобода» ), 20 ноября 2014
Источник —

Same as Дугин, Александр Гельевич