Interested Article - Мадонна Строганова

«Мадонна Строганова» ( англ. Stroganoff Madonna ) — картина, созданная сиенским живописцем Дуччо ди Буонинсенья около 1300 года. Другие названия картины: «Мадонна Стокле» ( англ. Stoclet Madonna ), «Мадонна Дуччо из музея Метрополитен» ( англ. Duccio’s Metropolitan Madonna ). Картина исполнена темперой и золотом на дереве и имеет размер 27,9 × 21 см. Хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке .

История

Точное время создания картины неизвестно. Специалисты, исходя из стилистических особенностей, датируют её последним десятилетием XIII века .

Первый известный владелец картины — граф Г. С. Строганов , который, по его собственному утверждению, приобрел её у какого-то тосканского антиквара . Он же первым аттрибутировал её как работу Дуччо. Строганов продемонстрировал картину на выставке старинного сиенского искусства в палаццо Публико в 1904 году. Она произвела большое впечатление на знатоков и специалистов, которые подтвердили аттрибуцию. Картина и вся коллекция графа хранилась в его римском палаццо .

После этого на протяжении ста лет картина находилась в частных коллекциях и почти не выставлялась. После смерти Строганова в 1910 году картиной владели его наследники, у которых её приобрел брюссельский меценат . В 1930-х годах картина дважды выставлялась, но после смерти коллекционера в 1949 году она была почти недоступна даже для исследователей. .

В 2004 году картина была приобретена нью-йоркским музеем Метрополитен за рекордную для него сумму, превышающую 45 миллионов долларов (оценка экспертов, точная сумма официально не была названа) .

Большинство специалистов подтверждают авторство Дуччо и датировку картины концом XIII века. Однако есть и другие мнения. Например, историк искусства профессор утверждал, что «Мадонна Строганова» — подделка XIX века .

Описание

«Мадонна Строганова», выполненная на деревянной панели небольшого размера (27,9 × 21 см) была предназначена, вероятно, для небольших частных помещений. Нижний край старинной рамы несет на себе следы пламени свечей, которые когда-то горели под образом. Некоторые эксперты полагают, что «Мадонна» была первоначально центральной частью полиптиха, но об остальных частях ничего не известно .

В.Н.Лазарев писал, что в этот период Дуччо остается в основном в рамках византийской традиции и лишь в некоторых аспектах воспринимает ренессансные влияния: светотеневые переходы становятся более мягкими, формы обретают бо́льшую округлость и предметность . Он, как и другие исследователи, обращает внимание на идущий вдоль нижнего края картины карниз, один из первых в своём роде, как бы отделяющий её сакральное пространство от бренного мира. Карниз покоится на кронштейнах, изображенных в перспективе. В дальнейшем подобного рода композиции с Мадонной, стоящей у парапета, стали весьма популярны у итальянских художников и достигли своего расцвета почти два века спустя в творчестве Джованни Беллини .

В то же время, в «Мадонне Строганова» отразились мотивы готики и влияние Джованни Пизано , работавшего в Сиене в это же время. Дуччо вводит в свою композицию новый мотив: младенец с подкупающей детской нежностью тянется к платку, покрывающему голову Марии .

«Мадонна» из собрания Стокле является подлинной жемчужиной в творчестве мастера; никогда Дуччо не создавал более мягкого и лиричного образа, никогда его палитра не достигала большей утонченности. Зеленовато-синие, серо-фиолетовые, розовые (с оранжевым оттенком) и серовато-зеленые тона даются здесь в таких изощренных цветовых сочетаниях, что краска приобретает характер драгоценного металла.

В. Н. Лазарев

Примечания

  1. , p. 27.
  2. (англ.) . The Metropolitan Museum of Art . Дата обращения: 30 июля 2023. 29 июня 2023 года.
  3. , p. 151.
  4. Вардуи Халпахчьян. // Наше Наследие. — 2005. — № 75—76 . 20 января 2020 года.
  5. Carol Vogel (2004-11-10). . The New York Times . из оригинала 9 апреля 2023 . Дата обращения: 30 июля 2023 .
  6. , pp. 139—172.
  7. Robin Pogrebin (2006-07-08). . The New York Times . из оригинала 30 июля 2023 . Дата обращения: 30 июля 2023 .
  8. .
  9. , p. 153.
  10. Лазарев В. Н. Дуччо // Старые итальянские мастера. — М. : Искусство, 1972. — С. 13—14. — 660 с.

Ссылки

Литература

  • James H. Stubblebine. . — Princeton University Press, 1979. — 250 с. — P. 21—27.
  • John White. . — N. Y. : Thames and Hudson, 1979. — 294 с. — P. 62—63. — ISBN 978-0-500-09135-7 .
  • James H. Beck. . — Florence: European Press Academic Pub., 2006. — 222 с. — ISBN 978-88-8398-043-5 .
Источник —

Same as Мадонна Строганова