Opus reticulatum
- 1 year ago
- 0
- 0
« Opus Imperfectum » («незаконченное сочинение»), также « Анонимный комментарий на евангелие от Матфея » — христианский комментарий на Евангелие от Матфея , написанный около V века н. э. неизвестным автором.
Комментарий был хорошо известен в Средние века (сохранилось более 200 рукописей) и приписывался Иоанну Златоусту . Эта атрибуция очень древняя и благодаря ей сочинение сохранилось до наших дней. На ошибочность этой атрибуции впервые указал Эразм Роттердамский в 1530 году . Вероятно, что автором является арианский священник по имени Тимофей, либо арианский епископ Максимин (VI век), либо пелагианский дьякон Аниан Келедский . Недавно, Густаво Пьемонт ( Gustavo Piemonte ) выдвинул предположение, что автором мог быть Иоанн Скот Эриугена .
Не ясно был ли написан оригинал на греческом или на латинском. Дж. ван Баннинг предполагал, что комментарий был написан на латинском, но в местности, граничащей с грекоязычным населением .
Комментарий назван «незаконченым» ввиду того, что содержит много пропусков важных мест из Евангелия. В частности, пропущены места, начиная с Мф. 8:14 по Мф. 10:15 и пропущено 5 глав, начиная с Мф. 14 по Мф. 18. Комментарий обрывается на Мф. 25 .
Текст в более позднее время был разделен на 54 гомилии , которые носят преимущественно нравоучительный характер. В ряде сложных мест автор ведёт богословскую полемику с «еретическими» (с точки зрения умеренного арианства) учениями, то есть с ортодоксальной стороной конфликта, которую в то время поддерживал император Феодосий .
Автор опирается на труды Оригена и, возможно, Иеронима . Материал излагает в диалектической манере, прибегая то к аллегорическому толкованию текста, то к буквальному. Отдаёт предпочтение этимологическому символизму (то есть убеждению, что имя некоторым образом выражает природу объекта) . Таким образом, комментарий снискал особую популярность среди схоластов и даже известно высказывание Фомы Аквинского , что он предпочёл бы иметь полный текст этого комментария, чем стать правителем Парижа .
В конце Средних веков в тексте комментария были переписаны места, содержащие арианское богословие. Именно исправленная редакция текста была опубликована в Патрологии Миня (PG 56:611-946), поэтому данное издание является неудовлетворительным . Был также найден ряд фрагментов, которые опубликованы в « Fragments inédits de l’opus imperfectum » Рэймондом Этексом в 1974 году . На английский язык комментарий переведен серией Ancient Christian Texts в 2010 году .