Interested Article - Мидраш Тадше

« Мидраш Тадше » ( др.-евр. מדרש תדשא ‏‎), — в иудаизме небольшой мидраш ( ветхозаветный трактат) на Быт. : «И Бог сказал, да произрастит земля» ( הארץ תדשא ‎) . По Эпштейну , центральная идея всего мидраша — теория о трёх мирах — земля, человек и Скиния Завета .

Мидраш точно указывает два раза на автора Пинехаса бен-Яира (II век). Этот раввин задаётся вопросом, почему Господь повелел травам и деревьям расти на третий день, когда светила были созданы лишь на четвёртый? — Чтобы показать своё могущество, ибо даже без тепла и света земля по слову Его стала производить травы и деревья.

По мнению авторов ЕЭБЕ , вряд ли «Мидраш Тадше» был когда-либо более полным, и его можно с большей вероятностью приписать раввину Моисею га-Даршану (XI век). Приписывают его, однако, Пинехасу бен-Яиру; так же поступает и « Бамидбар рабба » . Насчёт авторства текст ЕЭБЕ крайне противоречив; он одновременно называет данный мидраш «Барайтой де-Рабби Пинехас бен-Яир» и просит: «не следует смешивать M. Тадше с „Барайта де Рабби Пинехас бен-Яир“».

Особенности трактата

По своей форме «Мидраш Тадше» отличается от многих мидрашим , и даже язык его, хотя и чисто еврейский, богат такими выражениями, которые нигде в другом месте не встречаются, например כוכבים שׂרועים, חג העומר, חג השופרות ‎.

Символический элемент играет очень видную роль в «Мидраш Тадше», который очень часто оперирует числами и цифрами .

Содержание

Во 2-м отделе дана символизация Скинии Завета .

10-й отдел посвящен мистическому толкованию чисел, упомянутых в связи с жертвоприношениями князей ( Чис. и сл.) Многие комбинации и параллелизмы, основанные на числе 10 , даны в 5-м и 15-м отделах, о числе 7 — в 6-м, 11 и 20; о 6 — в 20; о 5 — в 7-м, о 4 — в 20-м, о 3 — в 12-м, 18-м и т. д.

Затем следует отрывочное изложение Быт. ; ; и сл.; Чис. и сл., и сл.; Лев. , , и сл.; Иер. и сл.; Чис. ; и Втор. — в отделах 7, 10, 17, 20, 21 и 22.

Интересен 8-й отдел, посвящеённый возрасту благочестивых, патриархов , их жён и 12 сыновей Иакова , с точными указаниями дня их рождения. Месяцы не носят никаких названий, а отмечены только в порядке следования: «первый», «второй» и т. д. В сохранившемся тексте недостает указаний относительно Завулона (евр. Зебулун) и Вениамина . Они, впрочем, даны в цитатах из этого мидраша, помещённых у Бахьи (XI век) и в антологии « Ялкут Шимони » (1521), где месяцы названы своими собственными именами.

Аналогии с «Книгой Юбилеев»

Число лет, указанное в «Мидраш Тадше», совпадает с теми же числами, которые даны в « Седер Олам Зута »; даты дней рождения указаны лишь в « Книге Юбилеев », где нет числа прожитых лет .

6-й отдел «Мидраш Тадше» вполне совпадает с «Книгой Юбилеев» в словах, что в течение первой недели Господь создал 22 категории вещей: 7 — в первый день, 1 — во второй, 4 — в третий, 3 — в четвёртый, 3 — в пятый и 4 — в шестой; число этих категорий соответствует 22 поколениям, жившим от Адама до Иакова, и 22 буквам еврейского алфавита .

Эпштейн обратил внимание на полную аналогию мидраша и «Книги Юбилеев» и в другом отношении: Пинехас бен-Яир утверждает, что Адам был создан в первую неделю, а Ева — лишь во вторую, чем обоснован один закон очищения в Лев. , . На этом основании Эпштейн и построил свою теорию о заимствованиях автором из «Книги Юбилеев», которая в то время имелась в большем объеме по-еврейски и приписывалась, благодаря своим ессейским тенденциям, — Пинехасу бен-Яиру, известному своим благочестием.

Издания

Этот мидраш, отрывки из которого приведены в антологии « Ялкут Шимони », был издан по рукописям двумя исследователями XIX века:

Примечания

  1. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  2. изд. Эпштейна , ХХI, XXXI, кончается словами: עד כאן דברי ר׳ פנחס בן יאיר = «ad kan me-divrei R. Pinchas ben Yair» = «До сих пор слова Р. Пинхаса бен Яира»
  3. XIII, 10 и XIV, 12, 18
  4. ср. Юбил., 28 и 32, где цифры кое в чём расходятся с мидрашем
  5. II, III, IV, X, ХII, XIV, XV и ХХХIII
  6. ср. Кн. Юб., III, 8
  7. l. с., III, 164—193
Источник —

Same as Мидраш Тадше