Interested Article - Танаузис
- 2020-01-08
- 1
Танаузис ( лат. Tanausis ) — легендарный царь скифов , упоминаемый у Плутарха , Помпея Трога и некоторых других авторов, античный эпоним реки Танаис . Он же "король" готов в « Гетике » Иордана . Однако «Иордан (как и, очевидно, Кассиодор ) смешивает историю гетов , скифов и готов , свободно варьируя эти этнонимы и осуществляя их взаимную подмену; тем самым формируя искусственный псевдоисторический конструкт… Собственно готы появляются на страницах „Гетики“ не ранее правления Валериана и Галлиена (вторая половина III в.)» .
Танаис, связанный с культом Афродиты и эпоним реки
Согласно Плутарху, Танаис был сыном Беросса и первой амазонки Лисиппы, который ненавидел женщин и любви предпочитал войны, но Афродита наказала его, поселив в его сердце страсть с матери. Не в силах выдержать такое испытание, Танаис утопился в реке, которая с тех пор названа его именем.
Другой античный автор Ямвлих Драматик также упоминает персонажей Фарсириду и Танаида в связи с распространением культа Афродиты у прибрежных жителей.
Царь Танаис - современник фараона Везосиса
Вариант Помпея Трога известен в сочинении Юстина « Epitoma Historiarum Philippicarum », которое представляет собой сокращённое изложение труда Помпея Трога « Historiae Philippicae », не дошедшего до наших дней .: в одном эпизоде упоминаются скифский царь Танай ( лат. Tanaus ) и египетский царь Везосис, Юстин говорит, что, в отличие от ассирийского царя Нина ( лат. Ninus ), они предпринимали дальние военные походы, но не воевали с соседями « не стремясь к установлению своего господства [над соседними землями], но ради славы своих народов » , то есть у Юстина отсутствуют как указания на войну между Танаем и Везосисом, так и на покорение Танаем соседних территорий.
Иордан в своём сочинении ссылается в качестве источника на Орозия , который, в свою очередь, использовал сочинение Юстина . Согласно Иордану, начав войну с египетским царём Везосисом ( лат. Vezosis ) на Фазисе (совр. Риони ), дошёл до Нила , после чего завоевал Азию ; от части войска Танаузиса, осевшего в Азии, будто бы произошли парфяне . После смерти стал почитаться в качестве одного из племенных богов. Таким образом рассказ Иордана о Танаузе являются переработкой и расширением эпизода о Танае.
Примечания
- Иордан . от 10 марта 2008 на Wayback Machine (De origine aqtibusque Getarum), 47
- , 2012.
- Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Том 1. СПб., 1890, стр. 505.
- Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Том 1. СПб., 1890, стр. 583.
- Вестник древней истории. 1948, Ns 1, стр. 315
- Иордан . от 10 марта 2008 на Wayback Machine , комментарий 136. Спб. Алетейя. 1997
- от 26 февраля 2008 на Wayback Machine (лат.)
- 2020-01-08
- 1