Фатьма Песенд Ханым-эфенди
- 1 year ago
- 0
- 0
Фатьма́ Сатта́ровна Мухта́рова ( азерб. Fatma Muxtarova ; 26 марта 1893 или 1898, Урмия — 19 октября 1972, Баку ) — азербайджанская советская оперная певица ( меццо-сопрано ) , Заслуженная артистка Грузинской ССР (1936), Народная артистка Азербайджанской ССР (1940).
Фатьма Мухтарова родилась в Урмии, на северо-западе Персии (ныне остан Западный Азербайджан в Иране), в семье перса , по другим сведениям — азербайджанца Аббаса Рзаева, певца и тариста , и его жены, польско-литовской татарки Сары Хасеневич . Вскоре после рождения дочери семья переселилась в Россию , обосновавшись в Ростове-на-Дону . В 1901 году отец Фатьмы подхватил чахотку и умер в возрасте 28 лет, а мать вторично вышла замуж за шарманщика Саттара Мухтарова, тоже азербайджанца — выходца из Персии . Семья жила впроголодь и долго скиталась по городам России, пока, наконец, в 1910 году не осела в Саратове . Здесь мать Мухтаровой отдала её «в ученье» уличным певцам. Вскоре девочка, под именем Кати-шарманщицы, одетая в украинский костюм, успешно выступала под аккомпанемент бубна и гармошки на улицах, площадях и фабричных проходных Саратова. Одной из её первых слушательниц оказалась молодая Лидия Русланова , тогда работница фабрики, растроганная пением девочки и отдавшая ей все имеющиеся при себе деньги .
Вскоре заметка о таланте Кати Мухтаровой за авторством журналиста Архангельского появилась в «Саратовском вестнике». Её взял под свою опеку виолончелист Каменский, сын оперной певицы Марии Каменской . Однако в новом доме Мухтаровой была отведена роль прислуги, которую пускали за господский стол только при гостях из «общества». Обиженная таким отношением, Мухтарова ушла от Каменских и продолжила давать благотворительные концерты в городах и слободах Саратовской губернии , собирая деньги себе на музыкальное образование по совету Архангельского. В 1912 года она попыталась поступить в новообразованную Саратовскую Императорскую консерваторию , но получила отказ из-за «охрипшего от пения на морозе голоса с диапазоном меньше октавы». Однако на Мухтарову обратил внимание известный оперный певец Михаил Медведев , который взялся учить девушку и за две недели откорректировал ей голос. Таким образом, Фатьма Мухтарова оказалась в числе первых студентов Саратовской консерватории. В этот период она жила с родителями и содержала семью выступлениями в других городах страны, вопреки уставу консерватории . Во время одного из подобных гастролей в 1913 году Мухтарова оказалась в Баку , где привлекла интерес оперного певца Гусейнкули Сарабского . Узнав о тяжёлом финансовом положении Мухтаровой, Сарабский убедил бакинского нефтепромышленника и мецената Муртузу Мухтарова (однофамильца певицы) оказать молодой певице помощь, на что Мухтаров ответил согласием и выделил нужную сумму .
Первым профессиональным выступлением Мухтаровой была драма «Ставка князя Матвея» в Городском театре . Окончив консерваторию в 1914 году, Мухтарова вышла замуж за саратовского адвоката Александра Малинина (от которого вскоре родила дочь Лейлу ) и уехала в Москву . Здесь через деверя Бориса она добилась прослушивания у Фёдора Шаляпина , а затем у Сергея Зимина и приняла предложение работать в Оперном театре Зимина . В этом театре она выступала партнёршей Шаляпина в опере «Борис Годунов», а также разучила партию Кармен, ставшую впоследствии её самой яркой и запомнившейся ролью . В 1918 году Мухтарова вернулась в Саратов с группой солистов и впервые выступила в роли Кармен 31 декабря того же года в Саратовском оперном театре .
После Революции, Фатьма Мухтарова выступала в различных театрах Украины , Поволжья , Южного Кавказа . Газеты отмечали необычайную естественность и эмоциональность Кармен в исполнении Мухтаровой. Режиссер Н. Н. Боголюбов писал, что её спектакли поставили его «лицом к лицу с редчайшим феноменом, когда, казалось, сама природа избрала человеческую индивидуальность, чтобы через неё дарить человечеству свои откровения» . Во время бакинских гастролей 1924 года Георгий Нэлепп , игравший Хозе, по неосторожности всадил в спину Кармен-Мухтаровой нож почти на три сантиметра, что обнаружилось только на поклоне артистов, когда с юбки Мухтаровой стекала кровь . В 1936 году была награждена званием Заслуженной артистки Грузинской ССР.
В 1936—1938 гг. — солистка Свердловского театра оперы и балета .
С 1938 года была солисткой Азербайджанского театра оперы и балета .
С 1940 года Мухтарова — Народная артистка Азербайджанской ССР. В 1954 году оставила сцену, но продолжала преподавать молодым азербайджанским солистам театра. Последний её концерт состоялся в Грузинском театре оперы и балета .
Оригинальный текст (рус.)МУХТАРОВА, Фатьма Саттаровна (р. 14(26). III. 1893) — азербайджанская советская артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. Азерб. ССР (1940). В 1914 окончила Саратовскую консерваторию. В 1914-17 — солистка Оперного т-ра Зимина в Москве (дебютировала в партии Одалиски — "Юдифь" Серова). В 1921-37 пела в Казани, Ленинграде, Тбилиси, Харькове, Киеве, Одессе. С 1938-солистка Т-ра оперы и балета им. Ахундова (Баку). Творчество М. Способствовало становлению и развитию азерб. оперного иск-ва. Красивый и сильный грудной голос, незаурядный актёрский темперамент позволили М. создать ряд ярких вок.-сценич. образов. Выступала на оперной сцене до 1953.Партии: Полина ("Пиковая дама"), Ваня ("Иван Сусанин"), Ган-на; Весна ("Снегурочка"), Зибель ("Фауст"), Кармен-Оперный т-р Зимина; Любаша ("Царская невеста"), Любовь ("Мазепа"), Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Амнерис; Азучена ("Трубадур"), Ортруда ("Лоэнгрнн"), жена Пугачёва ("Орлиный бунт" Пащенко), Аксинья ("Тихий Дон"), Гру-ня ("Броненосец Потёмкин" Чиш-ко), Азра ("Низами" А. Бадалбейли) — Т-р им. Ахундова, и др.
С о ч.: Рассказ о себе, "Советский театр", 1936, № 2.
Лит.: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М., 1957.