Interested Article - Рипа, Чезаре
- 2020-06-28
- 1
Чезаре Рипа ( итал. Cesare Ripa , 1555, Перуджа — 22 января 1622, Рим ) — итальянский литератор, эрудит, учёный- иконограф .
Биография
Чезаре Рипа родился в Перудже около 1555 года в знатной семье, о чём свидетельствует просьба о рыцарстве, направленная папе Клименту VIII в 1598 году, в которой кардинал Грегорио Петроккини определяет Рипу как «благородно рождённого и достойного человека» .
Вероятно, он получил хорошее гуманитарное образование в Перудже и Сиене, затем, после 1578 года, переселился в Рим , где в течение многих лет был помощником кардинала Антона Мариа Сальвиати. Кардинал в 1592 году стал личным советником папы Климента VIII. В своем Палаццо Коллегио Романо (Рalazzo del Collegio Romano) кардинал создал гуманитарный кружок, который посещали писатели и антиквары, в том числе его личный секретарь Порфирио Фелициани, Марчио Милези, коллекционер эпиграфов и поклонник творчества Караваджо , кардинал Маффео Барберини, избранный в 1623 году папой под именем Урбана VIII .
Рипа посещал собрания в Академии Святого Луки , где он, вероятно, познакомился с доминиканским монахом и выдающимся учёным Иньяцио Данти , членом прославленной перуджийской семьи, ранее работавшим иконографом в художественных предприятиях папы Григория XIII . Эта работа в дальнейшем стала отправной точкой для создания многих аллегорий в прославленной «Иконологии» Чезаре Рипы.
«Иконология»
Имя Чезаре Рипы неразрывно связано с трактатом «Иконология» (Iconologia), первое издание которого, содержащее 699 статей, но без иллюстраций, появилось в Риме в 1593 году. Полное название: «Иконология, или Описание универсальных образов, извлечённых из древности и других мест Чезаре Рипой из Перуджи. Работа не менее полезная, чем это необходимо для поэтов, художников и скульпторов, для представления добродетелей, течения жизней, привязанностей и человеческих страстей» (Iconologia overo Descrittione dell’imagini universali cavate dall’antichità et da altri luoghi da Cesare Ripa perugino. Opera non meno utile che necessaria a poeti, pittori et scultori, per rappresentare le virtù, vitii, affetti et passioni humane). Статьи расположены в алфавитном порядке.
Второе издание 1603 года Рипа посвятил кардиналу Сальвиати. В это издание он добавил более 400 новых «аллегорий» (статей), а также 152 гравюры на дереве, в основном по рисункам Джованни Гуэрра из Модены . На титульном листе Чезаре Рипа назван «кавалером де Санти Маурицио и Лазаро», звание, присвоенное ему 30 марта 1598 года Климентом VIII .
В 1613 году было опубликовано новое издание «Иконологии», сопровождаемое 200 рисунками и 1214 аллегориями и в третий раз из четырёх, посвящённое члену семьи Сальвиати, Филиппо д’Аверардо, известному другу и защитнику Галилео Галилея . Издание увеличилось до 308 изображений, и 1261 аллегорий. Это наиболее читаемое издание было снова опубликовано в Падуе в 1618 году под названием «Новая иконология» (Nova Iconologia), за которым в 1625 году последовала изданная в Венеции «Новейшая иконология» (Novissima Iconologia) (351 иллюстрация и 1309 наименований статей). Всего за тридцать с лишним лет, с 1593 до 1625 года, «Иконология» была напечатана шесть раз, что свидетельствует о большом успехе текста сначала в Италии, а затем благодаря изданиям, вышедшим в Париже (1636), Амстердаме (1644, 1657, 1698), Гамбурге (1659), Франкфурте (1669—1670), Августе (Сицилия, 1704), Лондоне (1709), Нюрбурге (1732—1734) и Делфте (1726, 1743—1750). В разных изданиях текст и иллюстрации значительно различаются. Так, вышедшее в 1758—1760 годах в Аугсбурге немецкое издание содержит сокращённые тексты, однако украшено великолепными гравюрами на меди Иеремии Ваксмута.
При создании своей «Иконологии» Чезаре Рипа стремился использовать и свести воедино все доступные в его время источники античных, средневековых и ренессансных авторов. Среди них: «Психомахия» Пруденция , сочинение о борьбе добродетелей и пороков в душе человека (ок. 400 г.), «О бракосочетании Филологии и Меркурия» — сочинение Марциана Капеллы (ок. 480 г.), в котором аллегории христианских пороков и добродетелей представлены соответственно гуманитарным наукам эпохи Возрождения. А также: «Полиантея» Доменико Нани Мирабелли (1400-е гг.), содержащие переложения отрывков языческих и христианских авторов, « Гипнэротомахия Полифила » Франческо Колонны (1499), « Эмблемата » («Книга эмблем») Андреа Альчато (1522), отрывки из текстов Паоло Джовио , Акилле Бокки, «Иероглифика, или Толкования священных письмен египтян» (1556) Пьеро Валериано и многое другое.
Некоторые из этих книг, а также «Генеалогия языческих богов» в 15 книгах («De genealogia deorum gentilium») Джованни Боккаччо или « Неистовый Роланд » Лудовико Ариосто , имелись в богатой библиотеке кардинала Сальвиати. Свод источников Чезаре Рипы свидетельствует о его эрудиции, знании истории культуры. Знатоками «антиков», эпиграфики, нумизматики и литературы были его друзья и сотрудники: Фульвио Мариоттелли и Просперо Подиани, члены «Академии безрассудных» (Accademia degli Insensati) в Перудже и консультанты по некоторым аллегориям иконологии, такие как филолог Джованни Дзаратино Кастеллини .
«Иконология» Чезаре Рипы стала подлинной иконографической энциклопедией для художников эпохи барокко , незаменимым источником сведений в области мифологии, литературы, изобразительного искусства. Однако теоретики и художники неоклассицизма часто демонстрировали негативное отношение к тексту, считая его примитивным и даже неграмотным. Так И. И. Винкельман в статье «Попытка аллегории в отношении к искусству» (Versuch einer Allegorie, besonders für die Kunst; 1766) дал уничижительную характеристику иллюстрациям книги: «сформированных, придуманных и грубо высеченных, как если бы они принадлежали реальным древним памятникам, но следует предположить, что автор ничего не знал ни о статуях, ни о резных мраморах или монетах» .
Подлинная слава началась только после смерти автора, но, она касалась в основном не личности создателя, а самой «Иконологии». Заголовок этой книги приобрёл со временем значение важного научного термина, означающего определённый подход и метод изучения искусства .
Многие художники использовали книгу Чезаре Рипы в качестве пособия при создании своих композиций. Наиболее известный пример: картина Я.Вермера Дельфтского « Аллегория живописи ». До настоящего времени «Иконология» Чезаре Рипы остаётся важным источником для понимания и расшифровки сложных аллегорических образов в искусстве и литературе эпох Ренессанса, барокко и классицизма.
Галерея
-
Аллегория достоинства. 1603
-
Аллегория милосердия. 1603
-
Аллегория природы. 1603
-
Аллегория противоборства человеческих страстей. Издание 1669 года
-
Аллегория «Упражнения» из издания 1709 года
-
Иллюстрация из немецкого издания 1717 года
Примечания
- (англ.) — Library of Congress .
- — 2012.
- ↑ Biferali F. RIPA, Cesare // (итал.) — 1960. — Vol. 87.
- (нидерл.)
- Witcombe Ch. Cesare Ripa and the Sala Clementina // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, vol. 55. Оttobre 1992. — Р. 282. — URL: от 11 мая 2021 на Wayback Machine
- Dizionario Biografico degli Italiani. — Volume 87 (2016). — URL: от 11 мая 2021 на Wayback Machine
- Ripa, Cesare (31 May 2017). Iconologia di Cesare Ripa …: divisa in tre libri, ne i quali si esprimono varie imagini di virtù, vitij, affetti, passioni humane, arti, discipline, humori, elementi, corpi celesti, … presso Cristoforo Tomasini — via Google Books. — URL: от 11 мая 2021 на Wayback Machine
- Maffei S. Le radici antiche dei simboli. Studi sul’"Iconologia" di C. R. e i suoi rapporti con l’Antico. — Napoli, 2009. — Р. 263
- C. Ripa Iconologia a cura di S. Maffei, testo stabilito da P. Procaccioli. —Torino, 2012. — Рp. VII—CXV
- Власов В. Г. . Иконография /Иконологическое мышление/Иконология // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 78—83
Литература
- Cesare Ripa und die Begriffsbilder der Frühen Neuzeit , hg. von Cornelia Logemann und Michael Thimann, Zürich-Berlin: diaphanes 2010, ISBN 978-3-03734-134-6
- Демидова Мария. Скрытые смыслы. Становление символических систем Ренессанса и западноевропейское изобразительное искусство XV-XVII веков. М., Лингва-Ф, 2023. 440 с. ISBN978-5-91477-065-2
Дополнения
- 2020-06-28
- 1