Ремизов, Алексей Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексе́й Миха́йлович Ре́мизов ( 24 июня ( 6 июля ) 1877 , Москва — 26 ноября 1957 , Париж ) — русский писатель , художник, каллиграф. Один из наиболее ярких стилистов в русской литературе. Один из виднейших представителей русского модернизма (часто причисляем к символистскому направлению ) .
Родилcя в московской купеческой семье (семья проживала в Москве в Малом Толмачёвском переулке ). Мать писателя Мария Александровна Найдёнова была сестрой известного промышленника и общественного деятеля Н. А. Найдёнова (1834—1905) . Старший брат писателя — Николай Михайлович Ремизов был московским присяжным поверенным . Его троюродная сестра Мария Васильевна Ремизова — мать русского ботаника Константина Пангало .
В своей Автобиографии 1912 года Ремизов писал:
Я, Алексей Михайлович Ремизов, ратник ополчения 2-го разряда, почетный гражданин. Родился я в 1877 году 24 июня в Москве в Замоскворечье. Отец мой Михаил Алексеевич Ремизов — московский 2-ой гильдии купец; торговля отца — большая галантерея . Моя мать Мария Александровна Ремизова, урождённая Найдёнова , из знаменитой купеческой семьи Найдёновых. Предки мои по отцу Ремизовы — тульские, из города Венёва; предки по матери Найдёновы — владимирские, из села Батыева Суздальского уезда .
С детских лет Алексей Ремизов был большим выдумщиком и фантазёром. В возрасте семи лет он записал со слов няни рассказ о пожаре в деревне — это был его первый реалистический рассказ. Позднее работа с «чужим словом» трансформировалась в особую авторскую манеру — творчество «по материалу». Тогда же он решил стать писателем.
В 1895 году Алексей Ремизов окончил Московское Александровское коммерческое училище и поступил на физико-математический факультет Московского университета . Студентом был по ошибке арестован за сопротивление полиции во время демонстрации и на 6 лет сослан на север России ( Пенза , Вологда , Усть-Сысольск ).
В пензенской ссылке Ремизов познакомился с Вс. Э. Мейерхольдом , который стал его другом на всю жизнь . Ремизов впервые познакомил Мейерхольда с Марксом, Каутским, Плехановым, с популярной в те годы «Историей французской революции» Минье.
Мейерхольд впоследствии вспоминал: «Сосланный в Пензу по политическому делу А. Ремизов отнесся ко мне с особенным вниманием. Он вовлекает меня в работу по изучению Маркса. И через него рабочих организаций. Принимаю участие в составлении устава рабочей кассы. Принимаю участие в закрытой вечеринке на окраине города для этой кассы». На этой вечеринке, по совету Ремизова, Мейерхольд прочел отрывок из Глеба Успенского .
Попав в ссылку в 1901 году в г. Усть-Сысольск, Вологодской губернии познакомился с искровцем Ф. И. Щеколдиным , который взял его под своё покровительство. Из воспоминаний А. М. Ремизова о своей ссылке: «Приютил Фёдор Иванович Щеколдин , староста и казначей, старейший из ссыльных, учитель, подобие Варлаама индийского …»
В 1903 г. женился на С. П. Ремизовой-Довгелло.
В ссылке в Вологде Ремизов познакомился с широким кругом социалистов ( А. А. Богданов , А. В. Луначарский , Н. А. Бердяев , П. Е. Щеголев , П. П. Румянцев, Б. В. Савинков и другие.). Этот этап своей жизни Ремизов описал в романе «Иверень», главы «Розовые лягушки» и «Северные Афины».
Вернувшись из ссылки в 1905 году в Санкт-Петербург , Ремизов начал активную литературную деятельность: публикуются его сказки и легенды («Лимонарь, сиречь: Луг духовный», «Посолонь», «Докука и балагурье», «Николины притчи»), роман («Пруд») и повести («Часы», «Пятая язва»), драматургические произведения в духе средневековых мистерий («Трагедия о Иуде, принце Искариотском», «Бесовское действо», « Царь Максимилиан »; в 1908 г. в театре Веры Комиссаржевской представлено «Бесовское действо»). Писателя причисляли к символизму (и более широко — модернизму), хотя сам Ремизов не считал себя символистом. Ближайшим другом писателя был вичужанин Фёдор Иванович Щеколдин (1870—1919), один из основателей РСДРП, писатель. Он стал героем рассказа Ремизова «Семь бесов» .
Ремизов был Верховным магистром придуманной им шутейной «Обезьяньей палаты». В качестве хобби он собирал сучки и коренья необычной формы — этих «чертяг» он развешивал по квартире и придумывал им странные имена.
В годы революции и последующие годы военного коммунизма Ремизов оставался в Петрограде , хотя политически был настроен антибольшевистски (сам он был близок к кругам эсеров ). Летом 1921 года Ремизов выехал на лечение в Германию — «временно», как верил писатель, однако вернуться обратно ему было не суждено.
Мы все рождаемся в мире, чтобы нас ласкала царевна Мымра, но всех нас пожирает зловонная змея Скарапея, — таков грустный смысл ремизовских книг .
В ноябре 1923 года Ремизов переехал, в связи с экономическим кризисом, из Берлина в Париж , в котором провёл всю свою оставшуюся жизнь. В эмиграции Ремизов продолжал много писать (наиболее известными стали его художественные воспоминания о жизни в Петербурге и революции — «Взвихрённая Русь», и «Подстриженными глазами»), однако печататься становилось с каждым годом труднее. Ремизов участвовал в издании журнала « Вёрсты » (Париж, 1926—1928), в котором публиковались некоторые его произведения. С 1931 года публикация книг Ремизова почти совсем прекратилась. Его друзья и поклонники основали специальное небольшое издательство « » в 1953 году , позволившее писателю издавать новые книги.
В конце жизни получил советское гражданство. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .
Жена (с 1903 года ) — Серафима Павловна Ремизова-Довгелло (1876—1943), палеограф .
«Живой сокровищницей русской души и речи» называла его творчество Марина Цветаева . Его отличает чрезвычайно яркое и образное восприятие мира.
Первая публикация произведения А. М. Ремизова состоялась в 1902 году. Московская газета «Курьер» под псевдонимом «Н. Молдаванов» напечатала его «Плач девушки перед замужеством», восходящий к зырянскому фольклору.
В начале 1905 года он переехал в Петербург, где началась его настоящая литературная жизнь. В 1927 году в расширенном виде впервые опубликован рассказ «Иверень», Щеколдин Ф. И. . является одним из героев книги воспоминаний А. М. Ремизова. Первая глава имеет подзаголовок «Старец», как бы дающий стилевой камертон для изображения Щеколдина . Его образ рисуется Ремизовым в соответствии с каноном древнерусской агиографической литературы: « Фёдор Иванович Щеколдин кореня костромского и речь его округлая».
С 1921 года он находился в эмиграции: сначала в Берлине, затем в Париже. Что Алексей Михайлович был ещё и талантливым художником, известно не всем. Он рисовал всегда, на любом клочке бумаги. Каждое своё письмо или крохотную записку он непременно сопровождал каким-нибудь рисунком. В 1933 году в Праге экспонировалась выставка его рисунков.
Работами Ремизова-художника восхищались Марк Шагал, Василий Кандинский, Пабло Пикассо. В годы войны А. М. Ремизов вёл «графический дневник», в котором отражались сны, портреты современников и волновавшие его события.
В 1985 году был издан каталог выставки рисунков и рукописей Ремизова из собрания Томаса П. Уитни, которая проходила в Mead Art Museum Амхерстского колледжа , в городе Амхерст, штат Массачусетс, США.
Одна из ранних рукописных книг Ремизова — «Прощальный вечер Андрея Белого устроенный Алконостом в Волфиле 7/VII | 24/VI MCMXX: Лекция о кризисах и Англии в войну. [Пг.]: Обезьянья Великая и Вольная Палата , MCMXXI» на 14 ненумерованных листах в обложке, сделанной из рекламы чая, хранящаяся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ, Москва), была воспроизведена в сборнике Les gardiens des livres , подготовленном Софи Бенеш и выпущенном в Париже в издательстве «Editions Interferences» в 1994 г.
В 2013 году архив А. М. Ремизова, который сохранила во Франции Наталья Викторовна Резникова (1902—1992), был приобретен у её наследников Министерством культуры России. 17 апреля 2013 года в Центральном выставочном зале «Манеж» (Москва) была открыта выставка «Алексей Ремизов. Возвращение» — более ста рисунков, аппликаций, рукописей, книг, документов и предметов из дома писателя. Каталог этой выставки издан не был. Сейчас архив Ремизова хранятся в Государственном Литературном музее (Москва).
В творчестве Ремизова особое место занимают сны. Его циклы снов таят в себе глубокий художественный синтез современных реалий и культурных традиций .
Художник Владимир Милашевский так описал облик писателя:
«Небольшой, чуть-чуть сгорбленный, он был своеобразен и типом своего лица <…> В его человеческой породе сквозили некие более древние „крови“, чем славянские <…> Тип лица Алексея Михайловича связывался с дремучими забытыми культурами, а может быть и тип психики» .
Библиофил Глеб Чижов-Холмский вспоминал:
«На своём длительном жизненном пути мне приходилось встречаться со многими интересными, даровитыми и даже знаменитыми людьми, но я никого не встречал более чуткого и доброжелательного, чем Алексей Михайлович Ремизов» .
Михаил Пришвин писал о фактической «ремизовской школе», что писателей — учеников, «которые у него поучились грамоте и пошли своей природной кондовой дорогой ( Шишков , например), не перечесть. У Ремизова была любовно открыта дверь для всех, и валил валом к нему народ литературный, для всех тут была безвозмездная студия» .
Писатель и публицист Иван Ильин так охарактеризовал творчество Ремизова:
«Вот мастер слова и живописец образов, художественный и духовный облик которого настолько своеобразен и необычен, что литературный критик, желающий постигнуть и описать его творчество, оказывается перед очень тонкой и сложной задачей. Ремизов как писатель не укладывается ни в какие традиционно-литературные формы, не поддается никаким обычным „категориям“; и притом потому, что он создает всегда и во всем новые, свои формы, а эти новые литературные формы требуют новых „категорий“ и, что ещё гораздо важнее, — требуют от читателя и от критика как бы новых душевных „органов“ созерцания и постижения» .
Творчество Ремизова привлекало внимание деятелей французской интеллектуальной элиты 1940—1950-х годов. Его много переводили в это время на французский язык, он выступал по радио с чтением своих произведений, был вхож в литературные салоны, о его творчестве писали крупнейшие французские газеты.
Согласно понятиям Ремизова, лицо писателя и биографию писателя достойным образом способны воспроизвести лишь легенда о нём или сказка ( Андрей Синявский . Литературный процесс в России).
Ремизов творил всю свою жизнь. Во многом его произведения являются автобиографичными. Он говорит в «Учителе музыки», что «в каждом человеке не один человек, а много разных людей». А когда его биограф, Н. Кодрянская, спросила писателя о его многоликости, — «Алексей Михайлович даже не удивился моему вопросу, а весело воскликнул: „Да ведь они все между собой перекликаются!“»
Внутреннее единство всех «ликов» в которых является нам Ремизов или их перекличка достигаются у Алексея Ремизова в значительной мере благодаря сквозному сказочному сюжету его жизни и творчества, принятому за основу.
«Ещё в детстве Ремизову дали прозвище „пустая голова“, и оно прилепилось к нему до конца дней. Перед нами вариация сказочного дурака, который в свою очередь представляет собой вариацию „бедного человека“, всеми презираемого, а вместе с тем избранника сказки, самого ею любимого», пишет А. Д. Синявский.
Его проза, тематически чрезвычайно многосторонняя, содержит элементы символизма (сгущение, уплотнение) и экспрессионизма (чрезмерность, преувеличение). Кроме средств народной поэзии, как, например, повторы и чётко выраженная ритмизация, у Ремизова можно встретить и остранение посредством стилизации устной речи ( сказа ), вложенного в уста вымышленного персонажа. В языке Ремизова сочетаются привязанность к древним формам русского языка и стремление к обновлению поэтических средств; он использует также элементы языка русских книг XVII века, равно как диалектальную и народную лексику; при этом Ремизов неукоснительно отказывается от европейских заимствований .
Для Ремизова характерна фрагментарная композиция, соединение разрозненных эпизодов произведения — бессюжетная проза. Сюжетный стержень повествования слабо ощущается, основные события затушевываются, место обобщающего изложения занимает показ частных эпизодов или деталей быта. Члены изображаемого общества, как правило, лишены внутренней связи друг с другом, они живут в одиночном заключении; здесь «человек человеку — бревно». Подобная фрагментарность реализуется и в циклах миниатюр и в жанре «tableaux» — «лит-х картинок» — религиозных, для детей, сновидений («С очей на очи», «Кузовок», «Бредовая доля», циклы в сб. «Трава-мурава», «Посолонь» и др.).
О своей литературной родословной Ремизов говорил: «…Сказочное во мне пробудили Л. Тик и Гофман… Лирическое от Марлинского… От Лескова апокриф и та теплота сердца, которой обвеяны его рассказы. Театр — Островского, но через Добролюбова, поверхностного, и Ап. Григорьева. От Достоевского — боль, горечь жизни. От Толстого — беспощадная правда» .
Ремизову принесли известность его сказки и «импрессионистские» романы и повести, — прежде всего, сборники «Посолонь» ( 1907 ), «Докука и балагурье» ( 1914 ), романы и повести «Пруд» ( 1905 ), «Часы» ( 1908 ), «Пятая язва» ( 1912 ), «Крестовые сёстры» ( 1910 ). В эмиграции Ремизов в основном писал беллетризованные мемуары, самые известные из которых — «Взвихрённая Русь. Дневник 1917—1921 гг.» ( 1927 ). Ремизову также принадлежит ряд драматургических произведений («Бесовское действо», «О Иуде, принце Искариотском»). Все они вошли в академическое издание Собрания сочинений , вышедшее в 2000 — 2004 годах .
Следующим образом Александр Куприн отзывался о Ремизове в рецензии на роман «Часы»:
Из всех представителей крайнего импрессионизма в современной русской литературе Ремизов, пожалуй, самый крайний. Он не представляет себе явлений действительной жизни иначе как сквозь какое-то зловещее, уродливое, фантастическое и таинственное стекло... Ремизов же искренен до наивности, он ворожит, нашептывает, приговаривает и лепечет странные пугающие слова с полной несокрушимой верой... Ремизов заранее намечает только пять-шесть действующих персонажей, а они уже сами делают и говорят все, что им заблагорассудится, и автор лишь время от времени вплетает в их сумбурную, бредовую жизнь свои заклинания и молитвы... Ремизов отрывист, повторяется, выражается путано и загадочно, эпизоды у него неправдоподобны, но он владеет тайной странного очарования, возбуждающего в читателе ужас, брезгливость, тоску и те кошмарные грезы, которые владели нами в детстве, во время лихорадок... Многое остается окончательно непонятным читателю — до такой степени индивидуальна манера письма Ремизова, но, может быть, он нарочно прибегает к ней, потому что не менее темна и бессмысленна жизнь вызванных им привидений с искаженными лицами .
В годы Первой мировой войны ( 1914 — 1918 гг.) Ремизов пишет роман «Плачужная канава». В нём представлена картина тотального разрушения социальных, политических, моральных ценностей современности. Отрывки романа публиковались в 1923 — 1926 годах , а полностью он был опубликован лишь в 1991 году . Одним из его особенностей является экспериментальная «коллажная» техника .
В сборника сказок «Посолонь» и «Лимонар» Ремизов как бы выдвигает свою собственную альтернативу декадентскому началу в искусстве, что было созвучно исканиям «младших символистов». Его вариант преодоления эгоцентрических тенденций в литературе оказывается близким концепции соборности искусства Вяч. Иванова.
В своих драматургических произведениях Ремизов наиболее отчётливо реализовал исповедуемую им «необарочную» поэтику, позволяющую совместить фарс и трагедию, низменно-животное и возвышенно-духовное, «серафическое», инвективы к вечности и злободневные намёки. Последняя пьеса — «Царь Максимилиан» (1919) — стилевая переработка нескольких фольклорных вариантов — ещё один акт преклонения писателя перед народным творчеством.
«Взвихрённая Русь» — первая книга автобиографической эпопеи Ремизова, которая заняла основное место в его эмигрантском творчестве и в которой писатель охватил свою жизнь, — «Иверень» (1897—1905), «Петербургский буерак» (1905—1917), «Взвихрённая Русь» (1917—1921), «Учитель музыки» (1923—1939), «Сквозь огонь скоробей» (1940—1943). Автобиографическая проза Ремизова во многом отличается от привычных форм данного жанра: реальные факты переплетены с авторской фантазией, композиция не линейно-хронологична, а мозаично-последовательна, подчинена лирическому импульсу.
В последних книгах писателя переосмысливаются наиболее значительные памятники нескольких тысячелетий русской и мировой культуры («Тристан и Изольда», «Савва Грудцын», «Круг счастия», «Павлиньим пером» и др.). Важнейшей темой для понимания связей Ремизова с русским и европейским авангардом явилась тема снотворчества. Она выразилась в двух книгах: «Мартын Задека» и «Огонь вещей». Последняя-это своеобразное эстетическое завещание — уникальное «гипнологическое» исследование русской литературы как бы замыкает литературно-философскую эссеистику «серебряного века», посвящённую русской классике.
Собрание сочинений Ремизова (1910—1912) показало целостность художественного мира писателя, парадоксально соединившего в себе балагура и сказочника, изобретателя кошмара и ужаса повседневной действительности. Соединение двух сторон бытия было принципиально для Ремизова, который писал о центральной теме своего творчества: «Страды мира, беда человеческой жизни — как трудно жить на свете! Люди со средствами и те, что обречены на нищету, они одинаково тяготятся жизнью. А другая сторона — смешная».