Боголюбов, Алексей Сергеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексей Петрович Боголюбов ( 16 [28] марта 1824 , село Померанье , Новгородская губерния — 7 ноября 1896 , Париж ) — русский художник-маринист, мастер русской батальной марины. Член Совета, академик Императорской Академии художеств , профессор живописи морских видов. Действительный статский советник (1885).
Внук писателя А. Н. Радищева . Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 16 [28] марта 1824 года в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой (1795—1845)— дочери писателя Александра Николаевича Радищева .
Рано лишившись отца, был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус , а оттуда переведён в Морской кадетский корпус , окончив его в звании мичмана в 1841 году. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова . Ещё будучи кадетом , Боголюбов начал заниматься живописью. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский . Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.
В 1850 году Боголюбов поступил в Императорскую Академию художеств. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан М. Н. Воробьёву и Б. П. Виллевальде . Обратил на себя внимание двумя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.». В 1852 году получил золотую медаль 2 степени за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года ) и «Отбытие е.и.в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».
Боголюбов окончил Академию в 1853 году с золотой медалью 1-го достоинства и был назначен художником Главного морского штаба . Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама ; в Париже работал в мастерской Изабэ ; в течение двух лет учился у Андреаса Ахенбаха . В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе , на Дунае и в Синопе , с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем .
Сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России и делал зарисовки (см. Записки Качалова ).
По возвращении получил звание академика , а в 1860 году — профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». Император Александр II поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого .
В 1861 году по поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева. Это совпало по времени с инициативой Волжского пароходного общества «Самолёт» по изданию путеводителя по Волжскому речному пути, чтобы «дать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных поволжских местностях» . В результате путешествия по Волге к Каспию, Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов. Они вошли в виде иллюстраций (литографий и политипажей) в путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Текстовую часть путеводителя «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений» написал старший брат художника, (1821—1898), также участвовавший в этой поездке. По мотивам некоторых сюжетов этой серии рисунков художник впоследствии создал и крупные живописные полотна.
В 1864 году вместе с капитанами Баженовым и Кроуном Боголюбов выполнил аналогичный атлас берегов Финскому заливу , и промеряя глубины в районах портов и шхерных проходов.
Боголюбов руководил занятиями по искусству будущей императрицы Марии Фёдоровны , пользовался «особенно милостивым вниманием» императора Александра III .
В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок . В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей .
Был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева в 1885 году в Саратове , завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. В Саратове им устроен Музей имени Радищева , которому он приходился внуком.
В 1885 году Боголюбов ходатайствовал о снятии запрета на демонстрацию картины Ильи Репина « Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года », которая сильно не понравилась императору Александру III и его окружению. После подачи Боголюбовым ходатайства запрет был снят.
Произведения Боголюбова находятся в собраниях музеев России, в частности в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и другие.
Последние годы жил в Париже , только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось . В 1875 году по его инициативе была создана Парижская керамическая мастерская русских художников , занимавшаяся росписью фарфора и фаянса в традиционном русском стиле и объединившая в своей работе многих известных русских художников.
А. П. Боголюбов, скончавшийся во Франции 7 ноября 1896 года , был похоронен в Петербурге на Малоохтинском кладбище рядом с родителями. В мае 1941 г. прах художника был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (т. н. «Некрополь мастеров искусств»). Предполагалась установка нового памятника. В вихре последующих событий место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным. Памятная плита установлена в 2006 г.
В Москве, в бывшем особняке художника, находящемся по адресу: ул. Сущёвская, д. 14, базируется Библиотека искусств , которой в 1996 году присвоено имя А. П. Боголюбова.
Жена (с 06.11.1859; Висбаден ) — Надежда Павловна Нечаева (27.09.1839—17.03.1865), дочь полковника Павла Павловича Нечаева, рано осиротела, воспитывалась в Екатерининском институте , после жила с дядей Н. А. Жеребцовым в Париже, где познакомилась с будущем мужем. По его словам, она «была весьма миловидная, миниатюрная девица с прекрасными умными глазами, русыми волосами и ртом невыразимой приятности. Все движения её были просты, не изысканны, но полны врождённой грации». После свадьбы жила в Дюссельдорфе, где хорошо была принята знакомыми мужа, за «её ум, миловидность и кротость». Скончалась от чахотки в Ницце. Похоронена с мужем на Малоохтинском кладбище. Там же похоронены их дети, умершие в младенчестве: Надежда (ум. 1865) и Николай (10.09.1864—15.06.1865).