Памятник Бартоломео Коллеони (Венеция)
- 1 year ago
- 0
- 0
Бартоломео ди Неокастро , или Варфоломей из Неокастро ( итал. Bartolomeo di Neocastro , фр. Barthélémy de Messine , лат. Bartholomaeus de Neocastro , или Bartholomaeus Neocastrensis Messanensis ; около 1240 , Мессина — 1294 или 1295 ) — сицилийский хронист, правовед , городской судья Мессины , автор «Истории Сицилии» ( лат. Historia Sicula ), один из летописцев войны «Сицилийской вечерни» (1282—1302).
Сведений о его жизни немного, помимо отдельных упоминаний в архивных документах, они основываются на отрывочных указаниях в его собственных сочинениях. Считается, что он родился около 1240 года в знатной мессинской семье, имевшей калабрийские корни и, вероятно, происходившей из (совр. провинция Катандзаро ) .
Получил неплохое образование, в частности, изучал латынь и право . Отождествление его с одноимённым переводчиком при дворе короля Манфреда Сицилийского (1258—1266) в Палермо , несомненно, знавшим греческий и переведшим труды Аристотеля , Гиппократа и Теофраста , до сих пор не получило достаточных подтверждений.
Первые достоверные сведения о нём в Мессине относятся к концу 1260-х годов, когда он занимал должность в администрации городской коммуны, получив известность в качестве опытного юриста. В 1273 году в качестве судьи включён был маршалом Сицилийского королевства и викарием короля Карла Адамом Морье ( фр. Adam Morhier ) в состав комиссии по расследованию деятельности местных сборщиков податей , а в 1277 году участвовал в суде над последними . Его подпись в качестве судьи по контрактам ( лат. iudex Messanae ) стоит под несколькими сохранившимися документами от 25 июня 1274 года, 2 ноября 1275 года, 10 ноября 1276 года, 15 сентября 1281 года и 10 мая 1282 года.
После свержения власти анжуйцев в ходе восстания в Палермо 30 марта 1282 года , получившего название «Сицилийской вечерни» ( итал. Vespri siciliani ), поддержал аналогичное восстание в Мессине 28 апреля того же года. Несмотря на то, что личного участия в нём не принял, благодаря своему авторитету назначен был одним из четырёх канцлеров мессинской братской коммуны, наряду с другими местными судьями Рейнальдо да Лимоджа, Никколо Сапорито и Пьетро Ансалано , после чего стал свидетелем осады города войсками короля Карла Анжуйского .
Перейдя на службу к захватившим на острове власть королям Арагона Педро III и Хайме II , выполнял их ответственные поручения. В начале октября 1282 года назначен был королём Педро начальником над портами и прокурором восточной Сицилии , но в должности своей оставался недолго, поскольку фигурирует в ней лишь в пяти налоговых документах, подписанных между 11 и 26 октября, тогда как в документе от 9 ноября вместо него уже упоминается Руджиеро де Мауро из Кастроджиованни .
В феврале 1286 года отвечал за сбор налогов в Палермо в качестве patronus fisci , присутствуя вместе с рядом видных сицилийских чиновников на коронации Хайме II (под именем Хайме I) в Палермо. Спустя несколько месяцев был послан новым королём, вместе с Джильберто ди Кастеллетто, с неудачной дипломатической миссией к папе Гонорию IV , отказавшемуся признать права арагонского дома на сицилийский престол и предавшего Хайме анафеме .
19 февраля 1287 года подписал в качестве свидетеля составленный по приказу канцлера Сицилии Джованни да Прочида акт, согласно которому старший сын и наследник покойного короля Педро III Альфонсо III уступал свои права на остров своему брату Хайме II. В 1288 году вместе с королевским двором и армией отправился на материк, и в июле-августе присутствовал при осаде Гаэты .
14 июня 1290 года подписал как свидетель два акта, обязывавших короля Хайме жениться на Гильеме Монкада , дочери Гастона Беарнского , вскоре после чего стал верховным королевским судьёй ( лат. iudex magne regie curie ), оставаясь в этой должности до 26 сентября 1293 года .
После этой даты никаких известий о нём нет, доведя свою хронику до лета 1294 года, он, вероятно, не позже июня 1295 года скончался в Мессине и был похоронен в кафедральном соборе катастрофического землетрясения 1908 года была утрачена.
, где его могила послеБудучи очевидцем важнейших событий своего времени, уважаемым членом мессинской городской коммуны и приближенным арагонских монархов , Бартоломео, несомненно, также имел доступ к документам городских архивов и королевской канцелярии, что позволило ему на исходе лет заняться историческими исследованиями.
Основным его трудом стала «История Сицилии» ( лат. Historia Sicul ) в 124 книгах, охватывающая события на острове и в сопредельных странах с 1250 по лето 1293 года , со смерти Фридриха II Гогенштауфена до посольства сицилийцев в Барселону к Хайме II Арагонскому.
Изначально хроника, как это следует из предисловия, написана была Бартоломео в ритмических стихах для своего малолетнего сына, и лишь затем изложена латинской прозой. Стихотворный вариант не дошёл до нас, но известен был ещё арагонскому историку XVI столетия Херонимо Сурита , использовавшему её в своих трудах, и сицилийскому историку и богослову XVII века уроженцу Мессины , безуспешно пытавшемуся её опубликовать. Насколько мы можем судить сегодня, в основе стихотворной версии лежали события осады Мессины анжуйцами в августе 1282 года, прибытие на помощь к осаждённым Педро Арагонского, его коронация и возвращение на родину.
Будучи современником описываемых событий, непосредственного участия в большинстве из них Бартоломео, скорее всего, не принимал, однако, будучи внимательным наблюдателем и обстоятельным рассказчиком, он сумел достаточно подробно, хотя и не всегда объективно, осветить предпосылки и обстоятельства и самого восстания на Сицилии 1282 года, и последовавшей за ним войны за остров между Анжуйским и Арагонским домами , приведя в своей хронике немало ценных подробностей.
Недвусмысленно указывает он на возможную причастность императора Михаила Палеолога к восстанию в Палермо, отметив очевидные провизантийские настроения его участников, обвинявших Карла Анжуйского в том, что он «поднял разбойничий крест против друзей наших греков» ( лат. amicos nostros Danaos ) .
Подробно описывает он осады Мессины, Аугусты и Гаэты , морское сражение при Неаполе 1284 года, вопреки другим источникам, называя спасительницей разгромленного в ней Карла Салернского королеву Констанцию II , укрывшую его от сицилийцев в замке Чефалу . Также подробно излагает он обстоятельства неудачной миссии в Рим к папе Гонорию IV (1286), в которой он участвовал лично, а также посольства сицилийцев 3 июля 1293 года в Барселону к королю Хайме II, собиравшемуся подписать с Карлом II Анжуйским перемирие , с перспективой возвращения Сицилии анжуйцам или передачи её папе.
Вопрос о датировке окончания работы Бартоломео над хроникой остаётся дискуссионным, поскольку в приведённой им речи посла от Мессины Пандольфо ди Фальконе, произнесённой перед Хайме, содержатся недвусмысленные ссылки на брак последнего с Бланкой Анжуйской , состоявшийся лишь в ноябре 1293 года, а также на переговоры о предоставлении его брату Федериго титула римского сенатора, начавшиеся в мае 1294 года.
Насыщенное фактами сочинение Бартоломео содержит немало неточностей, обусловленных, вероятно, недостатком источников. Так, взяв на себя изложение генеалогии императора Фридриха II , он называет его не внуком, а «сыном» Фридриха I Барбароссы , в то время как в реальности его родителями были Генрих VI Гогенштауфен и Констанция де Отвиль . В другом случае он ошибается в отношении второй жены Фридриха II, Иоланты Бриенской , дочери Иерусалимского короля Иоанна Бриенского (1210—1225), называя её «второй Констанцией».
Многие сведения Бартоломео, особенно в отношении удалённых событий, нуждаются в проверке независимыми источниками, среди которых, прежде всего, следует назвать сочинения каталонских хронистов второй половины XIII века Берната Десклота и Рамона Мунтанера , «Всемирную хронику» французского историка Гийома де Нанжи (1300) и «Новую хронику» флорентийца Джованни Виллани (1348).
Не вызывает сомнений, что дальнейшее изучение труда Бартоломео ди Неокастро с применением современных методов источниковедческого и литературоведческого анализа позволит взглянуть на него как не только на ценный исторический источник , но и интересный литературный памятник своего времени.
Впервые «Историю Сицилии» ди Неокастро издал в 1728 году в Палермо историк и архивист Джованни Мария Амато, в приложении к своему труду по истории местного кафедрального собора, по лучшей из рукописей, хранящейся ныне в . В 1729 году его опубликовал в Милане в 13 томе «Rerum Italicarum Scriptores» церковный историк Лудовико Антонио Муратори по другой рукописи, полученной им от мессинского юриста Паоло Аглиоти, обнаружившего её под алтарём собора местного монастыря Сантиссимо-Сальваторе .
В 1791 году она переиздана была в Палермо в I томе «Bibliotheca scriptorum qui res in Sicilia gestas sub Aragonum imperio retulere» под редакцией Роcарио Грегорио, а в 1868 году её опубликовал Джузеппе Дель Ре в томе II издания «Летописцы и современники нормандского господства в королевстве Апулия», снабдив итальянским переводом.
В 1922 году в Болонье вышло лучшее критическое издание хроники, заново отредактированное Дж. Паладино для части 3-й XIII тома новой серии «Rerum Italicarum Scriptores».