Interested Article - Научная фантастика

«Треножник» (механическое устройство пришельцев для передвижения) из научно-фантастического романа Герберта Уэллса « Война миров »

Нау́чная фанта́стика , или сокращённо НФ ( англ. Science fiction , или сокращённо SciFi), — жанр в литературе , кино и других видах искусства , одна из разновидностей фантастики . Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле, спекуляции) в области науки , включая как точные , так и естественные и гуманитарные . Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом , возможное будущее или альтернативный ход истории , а также влияние этих допущений на человеческое общество и личность . Действие научной фантастики часто происходит в будущем, что роднит этот жанр с футурологией .

Литературовед и критик доктор филологических наук профессор Юлий Кагарлицкий отмечал, что одна из характерных особенностей научной фантастики — способность очень подчёркнуто выражать тенденции искусства своего времени: это обусловлено самой её природой. Как известно из теории информации , наибольшее количество информации передаёт неожиданное сообщение, фантастическое же сообщение именно и является такого рода неожиданностью по отношению к жизни в её обычных формах . По формулировке Бориса Стругацкого , фантастический приём «обладает чудесным свойством обострять любую созданную писателем ситуацию, он служит своеобразным катализатором , усиливающим во много раз таинственную реакцию „читатель — книга“, — этот приём действует как своего рода острая приправа, способная облагородить любое сколь угодно пресное блюдо», что позволяет более эффективно решить стоящие перед автором задачи, в том числе задачу отражения действительности (например, в рамках социальной сатиры ) .

Определение жанра

Обложка журнала « Amazing Stories », сентябрь 1928 года

Существует много споров среди критиков и литературоведов о том, что считать научной фантастикой. Тем не менее большинство из них сходится на том, что научной фантастикой является литература, основанная на некоем допущении в области науки: появлении нового изобретения, открытии новых законов природы, иногда даже построении новых моделей общества ( социальная фантастика ).

В узком понимании научная фантастика — о сверх технологиях и научных открытиях, их захватывающих возможностях, их позитивном или негативном влиянии, о парадоксах , которые могут возникнуть. НФ в таком узком понимании будит научное воображение, заставляет думать о будущем и о возможностях науки. В более общем понимании НФ — это фантастика без сказочного и мистического, в которой фантастические события и явления имеют не сверхъестественное, а научное объяснение.

Происхождение термина

Вопрос о происхождении аналогичного русского термина «научная фантастика» не совсем ясен. Иногда считается, что впервые он был использован в журнале « Природа и люди » в 1914 году, когда был опубликован рассказ Якова Перельмана «Завтрак в невесомой кухне» (дополнительная глава к роману Жюля Верна « Из пушки на Луну ») с подзаголовком «Научно-фантастический рассказ Я. Перельмана» . Однако до этого похожий термин — «фантастически научные путешествия» — в отношении Уэллса и других авторов употребил Александр Куприн в своей статье «Редиард Киплинг» (1908) . По утверждению же профессора Корнеллского университета впервые термин «научная фантастика» появился в редакционной статье вышеупомянутого журнала «Природа и люди» ещё раньше — в одном из номеров за 1894 год — и, таким образом, возник независимо от Уэллса .

Русское название жанра — «научная фантастика» — не является буквальным переводом английского словосочетания science fiction , хотя оба термина несут один смысл и обозначают одни и те же приёмы и произведения. Словосочетание «science fiction» буквально переводится с английского как «научный художественный вымысел» или «художественный вымысел о науке». Тем не менее, именно вариант «научная фантастика» прижился в русском языке. Пара fiction (художественный вымысел) — « фантастика » (без уточнения «научная», англ. speculative fiction ) относится к « ложным друзьям переводчика ». Во французском, немецком и ряде других европейских языков используется заимствованное английское название, а для «просто» фантастики используются слова, аналогичные русскому ( фр. Fantastique , нем. Phantastik , исп. Fantástico ).

Мнения

  • Хьюго Гернсбек , который одним из первых начал использовать термин «science fiction», описывал его так: «Под научной фантастикой я понимаю литературу в духе Жюля Верна и Герберта Уэллса — романтические истории, переплетающиеся с научными фактами и пророческим видением» .
  • Писатель Кингсли Эмис определял научную фантастику как литературу, «описывающую ситуации, невозможные в известном нам мире, но гипотетически возможные на базе науки, технологии или псевдо-технологии, человеческого или инопланетного происхождения». По мнению Айзека Азимова, это «литература о влиянии научно-технического прогресса на человека».
  • По мнению писателя и исследователя фантастики Георгия Гуревича , научная фантастика — «это такая область, где необыкновенное создаётся материальными силами — природой или человеком с помощью науки и техники. Фантастику, где необыкновенное создаётся нематериальными, сверхъестественными силами, не следует называть научной» .
  • В 1970 году В. Ателинг-мл. писал об английском термине «Science fiction»: « Уэллс изначально использовал этот термин для обозначения того, что мы сегодня назвали бы „ твёрдой “ научной фантастикой, в которой основанием для повествования выступает сознательное стремление опираться на уже известные (в момент написания) факты, и уж если в повествовании также встречалось некое чудо, то по крайней мере речь не должна была идти о целом арсенале чудес» .
  • « Г. Л. Олди » (коллективный псевдоним) условно делит научно-фантастические допущения на естественно-научные и гуманитарно-научные. К первым относится введение в произведение новых изобретений и законов природы, что характерно для твёрдой НФ . Ко вторым относится введение допущений в области социологии, истории, психологии, этики, религии и даже филологии. Таким образом создаются произведения социальной фантастики, утопии и антиутопии. При этом в одном произведении может сочетаться несколько видов допущений одновременно .
  • Литературовед Н. И. Чёрная даёт следующее определение научной фантастики: «…научной следует считать ту фантастику, в которой имеется или подразумевается научное или естественное объяснение необыкновенных чудесных явлений и событий» :181 .
  • Сергей Снегов в 1992 году в предисловии к своей книге « Люди как боги » писал: «Раз фантастика, значит, нечто выдуманное, нечто отличное от реальной действительности. А раз научная, то, стало быть, в чём-то соответствует законам развития и познания мира, выражает какую-то реальность природы и человека — хоть и выдуманное, но правдивое зеркало глубинной человеческой сущности».
  • Как пишет в своей статье Мария Галина , «Традиционно считается, что научная фантастика (НФ) — это литература, сюжет которой разворачивается вокруг какой-то пусть фантастической, но всё-таки научной идеи. Точнее будет сказать, что в научной фантастике изначально заданная картина мира логична и внутренне непротиворечива. Сюжет в НФ обычно строится на одном или нескольких как бы научных допущениях (возможна машина времени , передвижение в космосе быстрее света , „ надпространственные тоннели “, телепатия и прочее)» .
  • Литературовед и критик Юлий Кагарлицкий писал в публикации 1971 года: «Современная реалистическая фантастика на Западе справедливо называет себя научной. В этом выражается не обязательство „в литературной форме излагать достижения науки“, а нечто иное и неизмеримо большее. Связь современной реалистической фантастики с наукой выражается прежде всего в том, что она исходит из системы взглядов, именуемой иногда „научным гуманизмом“, иными словами, из современной модификации Просвещения . Именно в нём она находит точку опоры „вне хаоса“. <…> Эта фантастика потому и принимает название „научной“, что при всей недостоверности частных научных предположений, ею используемых, наука служит гарантом достоверности её общего взгляда на мир» .
  • Писатель-фантаст филолог Евгений Лукин отмечал в 2000 году: «Для меня фантастика не просто литературный прием. С ее помощью я пытаюсь разобраться в фантасмагории, которую мы в силу привычки именуем реальностью. А вот с так называемой „научной“ фантастикой отношения у меня всегда были несколько натянутые. Видите ли, двадцать лет назад слово „научная“ применительно к фантастике означало — помимо всего прочего — „прогрессивная“, „хорошая“ и даже „советская“. Отсутствие же „научности“ свидетельствовало об антикоммунистической направленности произведения. <…> …Сам термин „научная фантастика“ представляет собой очевидную бессмыслицу, поскольку наука и искусство несовместимы по способу отражения действительности. Научно-фантастическая художественная литература (с научной точки зрения) не более реальна, чем пятиугольный треугольник» .

Особенности

Научная фантастика и мифология

Существует мнение, что научная фантастика является разновидностью современной мифологии . О тесной связи научной фантастики с фольклором и мифологией писал А. Ф. Бритиков . Фантастика активно использует мифологию технической эры . В научной фантастике существует некий аналог мифологического времени и мифологического пространства. В качестве мифологического времени выступает мир будущего, который не вполне соотносится с реальным будущим: это мир изменённый, который допускает любой вымысел, но имеет прямую мировоззренческую основу в представлении о прогрессе, лежащем за пределами художественного мира, созданного воображением автора. В качестве мифологического пространства выступают далёкие звёздные системы , галактики , чужие миры — иначе говоря, научная фантастика имеет своё « тридевятое царство » :293,295 .

Мифологическое время и мифологическое пространство выступают в качестве почти универсальных мотивировок: отнесение действия в далёкое будущее или другую галактику уже само по себе объясняет и существование необыкновенного прибора, и существование мыслящего океана (« Солярис » Лема ). Есть и ещё одна мотивировка, обладающая универсальностью: пришельцы или сверхцивилизации, которые в научной фантастике занимают место сказочных волшебников :295 .

В качестве имеющей мифологические основы приводится, например, идея космического лифта . Даже такая фундаментальная мифолого-религиозная идея, как всеобщее воскрешение умерших, нашла своё отражение в научной фантастике: в цикле романов Филипа Фармера «Мир Реки» воскрешение всего человеческого рода осуществляют инопланетяне .

Мифология входит в состав научно-фантастических фильмов . Сложно переоценить роль в развитии фантастики связанных с научной мифологией рассказов о Големе и Франкенштейне . Идея робота впервые появилась в пьесе Карела Чапека R.U.R. и была воспринята в то время как чистая фантазия. Научные мифы основаны на достижениях науки, но их появление и развитие идёт успешнее и быстрее в научной фантастике (которую даже называют «экспериментальной лабораторией по созданию мифов») .

По мере утверждения в фантастике новых универсальных мотивировок, к которым всё больше и больше привыкало сознание читателей, новый фантастический мир всё больше обнаруживал тенденцию к тому, чтобы стать относительно замкнутой системой, явиться сам для себя мотивировкой, подобно тому, как это произошло когда-то со сказочной образной системой :296 . Литературовед Татьяна Чернышёва отмечала по этому поводу :296 :

Теперь достаточно перенести действие на планету X, и никаких больше пояснений не нужно. Это всё равно, что начать рассказ со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Каждый тотчас догадается, что это сказка, то есть, простите, научная фантастика.

С завершением мифотворчества в области фантастики, окончательным формированием новой системы фантастических образов как новой базы для художественной условности и прекращением притока новых конструктивных «идей» в НФ связан тот факт, что НФ всё более и более сближается с « мейнстримом » в литературе, перестаёт быть особым жанром, а также возросшая трудность определения границ между НФ и фэнтези , «просто» фантастикой и НФ. Кингсли Эмис отмечал по этому поводу, что если когда-то космический корабль был достаточен для НФ, то теперь он часто оказывается лишь средством ввести характеры в чужую среду, не более фантастичным, чем аэроплан или такси; если же говорить об общих симпатиях фантастики, то её стали больше интересовать политика и экономика, чем космос и техника :298—301 .

Иными словами, НФ всё больше становится литературой, а характерные для НФ образы и ситуации всё чаще используются как символ , иносказание . Буквальность образов, прежде смущавшая исследователей, встречается всё реже и реже :301 .

Научная фантастика и наука

Качественная научная фантастика ставит перед собой те же задачи, что и литература в целом: в центре её внимания человек, социальные и философские проблемы, а не научные гипотезы как таковые. Следует разграничивать применение фантастики для обоснования и развития гипотезы, являющегося основным содержанием научно-фантастического произведения, и применение научной гипотезы для воплощения идейно-художественного замысла. Наглядно-образная художественная форма не может сама по себе заменить научную аргументацию и помочь обосновать авторскую научную гипотезу, добиться научной достоверности и убедительности, поэтому, когда фантастическая художественная форма применяется только в целях научного доказательства, автор тем самым обесценивает её и подрывает доверие читателей к своему творчеству :224 .

Научная фантастика далека от таких когда-то приписывавшихся ей целей, как пропаганда науки и техники и их популяризация, прогнозирование путей их будущего развития. НФ не является результатом синтеза науки и искусства или их методов :227 , не должна выходить за пределы художественной литературы и ставить перед собой задач, чуждых литературе, иначе она смыкается по своему содержанию и предназначению с научно-популярной литературой и теряет своё художественное своеобразие :223 . Результатом синтеза художественной фантастики и серьёзной науки неизбежно является двойной проигрыш: обеднение фантастической формы, «человеческого» содержания произведения и вульгаризация научной гипотезы :224 .

Уже во второй половине XX века стало ясно, что фантастика отказывается от цели популяризировать теории и достижения науки, предоставив решать эту задачу научно-популярной литературе . Научно-популярная литература уже не нуждается в беллетристической форме и увлекательном сюжете, поскольку возросшая роль науки в обществе, её превращение в непосредственную производительную силу предоставили научно-популярным книгам очень широкую читательскую аудиторию :6 .

Научная фантастика и футурология

2000 год в представлении Альбера Робида (1902)
Стэнфордский тор — проект космической станции будущего, нашедший воплощение в десятках фантастических произведений

Зачастую действие НФ происходит в далёком будущем, что роднит НФ с футурологией , наукой прогнозирования мира будущего. Многие НФ-писатели посвящают своё творчество литературной футурологии, попыткам угадать и описать реальное будущее Земли, как это делали Артур Кларк , Станислав Лем и др. Другие писатели пользуются будущим лишь как сеттингом , позволяющим полнее раскрыть идею их произведения. И в том, и в другом случае фантастам нередко удаётся предсказать реальное развитие науки и техники [ источник не указан 143 дня ] . Многие авторы антиутопий и постапокалипсиса стремятся предупредить читателей об опасностях бездумного использования достижений прогресса и репрессивных форм государства и общества.

Однако фантастика о будущем и научная фантастика не совсем одно и то же. Действие многих научно-фантастических произведений происходит в условном настоящем (« Великий Гусляр » К. Булычёва, большинство книг Ж. Верна, рассказы Г. Уэллса, Рэя Брэдбери ) или даже прошлом (книги о путешествиях во времени). В то же время, в будущее иногда помещают действие произведений, не связанных с научной фантастикой. Например, действие многих произведений фэнтези происходит на Земле, изменившейся после ядерной войны: « Шаннара » Т. Брукса , «Пробуждение каменного бога» Ф. Х. Фармера , «Сос-верёвка» Пирса Энтони . Поэтому более надёжный критерий — не время действия, а область фантастического допущения.

История

Истоки научной фантастики

Научная фантастика сформировалась под влиянием фантастической традиции предыдущих столетий и является развитием и продолжением в новых условиях специфической фантастической формы художественного ви́дения и осознания действительности. К предтечам научной фантастики относят Рабле , Свифта , Вольтера , представителей романтизма ( Гофмана , По и др.) :8—9 . Также к «предкам» научной фантастики относят получившие распространение в средние века космографии , религиозные легенды, суеверные фольклорные рассказы о сверхъестественных явлениях и чудесах :153 .

Применявшийся Свифтом приём «додумывания» до конца фантастической ситуации был развит позднее в творчестве Уэллса , но уже в рамках эстетических принципов реалистического искусства , и стал основой создания художественной иллюзии правдоподобия в фантастике. Сатира Свифта показывает явное органическое родство, а нередко и идентичность сатирических и фантастических приёмов изображения действительности. К фантастическому в « Путешествиях Гулливера » приводит переразвитие сатирических приёмов и характеристик за грань возможного; в свою очередь, на почве фантастики в романе Свифта возникает ряд собственно сатирических приёмов (сатирическая аналогия, обессмысливание, сведение к абсурду, остранение и т. п.) :16 .

Из представителей романтизма ближе всех к научной фантастике оказался Эдгар По. Его рассказ « Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля » сочетает в себе «космическую» фантастику и данные науки того времени, художественное правдоподобие в этом рассказе достигается именно с помощью научных подробностей. Это средство создания правдоподобия сыграло очень значимую роль в становлении фантастики нового, современного типа :24—25 .

Зарубежная НФ XIX—XXI веков

Появление научной фантастики было вызвано промышленной революцией в XIX веке . Первоначально научная фантастика была жанром литературы, описывающим достижения науки и техники , перспективы их развития и т. д. Часто описывался — как правило, в виде утопии — мир будущего. Классическим примером такого типа фантастики являются произведения Жюля Верна и Герберта Уэллса .

В своей фантастической прозе Уэллс стремился к как можно более тесной связи с жизнью — это касается не только постановки сложных проблем современной действительности, но и художественного симбиоза приёмов фантастического ви́дения и средств реалистической изобразительности. В фантастике Уэллса социальная утопия оригинально сочетается с философской аллегорией и социально-политической сатирой :32 . Именно в фантастике Уэллса впервые возникает и получает разработку ситуация, характерная для гораздо более поздней НФ: обыкновенный человек в фантастических обстоятельствах, — и намечаются изобразительные возможности такой ситуации: социальные, психологические, философские :40 .

Благодаря обращению Уэллса к художественному опыту реалистической литературы реализм возродил фантастику — по выражению литературоведа Н. И. Чёрной, «влил кровь в её жилы». Это обращение позволило Уэллсу использовать чрезвычайно богатую систему средств создания художественной иллюзии реальности и предоставило ему тот конкретный жизненный материал, на основе которого фантастика совершает свои обобщения :55 .

Позднее значительный вклад в развитие научной фантастики как жанра внесли американские писатели — представители наиболее технологически развитого государства. В работах всемирно известных авторов, таких как Рэй Брэдбери , Айзек Азимов , Роберт Хайнлайн поднимаются философские проблемы путей развития человечества, обсуждаются последствия внедрения технологий. Под влиянием работ американских авторов, а также в связи с широким распространением английского языка, и его превращением в общепринятый язык межкультурной коммуникации характерной особенностью второй половины XX века стало появление писателей фантастов, пишущих на английском языке, однако не являющихся носителями языка. Появились также специальные издания, в которых публикуются произведения зарубежных авторов, пишущих на английском языке .

Поздне́е развитие техники стало рассматриваться в негативном свете и привело к распространению произведений. А в 1980-е годы начал набирать популярность поджанр киберпанк . В нём высокие технологии соседствуют с тотальным социальным контролем и властью всемогущих корпораций. В произведениях этого жанра основой сюжета выступает жизнь маргинальных борцов с олигархическим режимом, как правило, в условиях тотальной кибернетизации общества и социального упадка. Известный пример: « Нейромант » Уильяма Гибсона .

В XXI веке в научной фантастике работают такие авторы, как Вардана Сингх [ значимость факта? ] , Карен Лорд [ значимость факта? ] , Ким Стэнли Робинсон [ значимость факта? ] [ первичный источник ] .

В России и СССР

Советская почтовая марка 1967 года, посвящённая космической фантастике

В России научная фантастика с XX века стала популярным и широко развитым жанром. Среди самых известных авторов — Александр Беляев , Иван Ефремов , братья Стругацкие , Кир Булычёв и другие.

Ещё в дореволюционной России отдельные научно-фантастические произведения писали такие авторы, как Фаддей Булгарин , В. Ф. Одоевский , Валерий Брюсов . К. Э. Циолковский несколько раз излагал свои воззрения на науку и технику в виде художественных рассказов . Но до революции НФ не была сложившимся жанром со своими постоянными писателями и поклонниками.

В СССР научная фантастика была одним из самых популярных жанров. Существовали семинары молодых фантастов, клубы любителей фантастики . Выходили альманахи с рассказами начинающих авторов — например, « Искатель », « ». Фантастические произведения публиковались в научно-популярных журналах — таких как « Наука и жизнь », « Вокруг света », « Техника — молодёжи », « Знание — сила », « Химия и жизнь », « Юный техник », « Уральский следопыт ».

В то же время, советская фантастика подвергалась жёстким цензурным ограничениям. От неё требовалось поддерживать позитивный взгляд на будущее, веру в коммунистическое развитие. Приветствовалась техническая достоверность, осуждалась мистика, сатира. В 1934 году на съезде Союза писателей Самуил Яковлевич Маршак определил жанру фантастики место в одном ряду с детской литературой .

Одним из первых в СССР научную фантастику начал писать Алексей Николаевич Толстой Гиперболоид инженера Гарина », « Аэлита »). Экранизация романа Толстого «Аэлита» была первым советским фантастическим фильмом. В 1920—1930-е годы были опубликованы десятки книг Александра Беляева («Борьба в эфире», « Ариэль », « Человек-амфибия », « Голова профессора Доуэля » и др.), «альтернативно-географические» романы В. А. Обручева Плутония » и « Земля Санникова »), сатирико-фантастические повести М. А. Булгакова Собачье сердце », « Роковые яйца »). Их отличала техническая достоверность и интерес к науке и технике. Образцом для подражания у ранних советских фантастов был Герберт Уэллс , который сам был социалистом и несколько раз посещал СССР.

Советская фантастика пережила кризис в 1930-е и 1940-е годы, когда усилилось давление цензуры на писателей . В этот период преобладала « фантастика ближнего прицела » — твёрдая НФ, посвящённая популяризации науки и техники и рассматривающая лишь события ближайшего будущего. В 1950-е годы бурное развитие космонавтики приводит к расцвету фантастики об освоении Солнечной системы, подвигах космонавтов, колонизации планет. К ведущим авторам этого периода относятся Г. Гуревич , А. Казанцев , Г. Мартынов .

В 1960-е годы и позднее советская фантастика начинает уходить от твёрдых рамок научности, несмотря на давление цензуры. Многие произведения выдающихся фантастов позднесоветского периода относятся к социальной фантастике . В этот период появляются книги братьев Стругацких , Кира Булычёва , Ивана Ефремова , которые поднимают социальные и этические вопросы, содержат воззрения авторов на человечество и государство. Эта же тенденция нашла отражение и в кинофантастике, в частности, в работах Андрея Тарковского Солярис » и « Сталкер »). Параллельно с этим в позднем СССР снималось много приключенческой фантастики для детей, в которой часто содержался прогноз научно-технических достижений будущего, например, « Приключения Электроника », дилогия « Москва — Кассиопея » и « Отроки во Вселенной », « Тайна третьей планеты », « Гостья из будущего ».

Нередко фантастические произведения советского периода содержали скрытую сатиру . Для десятков писателей научная фантастика долгое время была удобной формой « эзопова языка », с помощью которой можно было свободно освещать проблемы окружающей реальности, чего не могли себе позволить писатели-« реалисты » .

В современной России научная фантастика популярна и развита, хотя и уступает в популярности среди молодёжи фэнтези и другим модным жанрам. Ежегодно публикуются сотни новых наименований фантастических книг, нередко снимаются фантастические фильмы (такие как « Обитаемый остров », « Хардкор », « Притяжение », « Пришелец »). При этом, однако, подавляющая часть из них — сугубо развлекательные. В 2000-е и 2010-е выходили журналы и альманахи о фантастике: « Если », « Мир фантастики », « Полдень, XXI век »; появились крупные сайты о фантастике, такие как « Лаборатория фантастики », «Архивы Кубикуса» и, опять же, «Мир фантастики».

Разновидности

Научная фантастика за свою историю развилась и разрослась, породила новые направления и поглотила элементы более старых жанров, таких как утопия и альтернативная история. Научная фантастика делится, в основном, по области допущения: открытия и изобретения, ход истории, организация общества, путешествие во времени и др. Разумеется, деление на направления достаточно условно, так как одно и то же произведение может сочетать элементы сразу нескольких видов фантастики.

« С Земли на Луну » Жюля Верна

«Твёрдая»

Старейший и первоначальный жанр научной фантастики. Его особенностью является жёсткое следование известным на момент написания произведения научным законам . В основе произведений твёрдой НФ лежит естественнонаучное допущение: например, научное открытие, изобретение, новинка науки или техники . До появления других видов НФ её называли просто «научной фантастикой». Термин hard science fiction впервые был использован в литературной рецензии P. Schuyler Miller , опубликованной в феврале 1957 года в журнале Astounding Science Fiction .

Классикой «твёрдой» НФ называют некоторые книги Жюля Верна 20 000 льё под водой », « Робур-завоеватель », «С Земли на Луну»), романы Артура Конана Дойля Затерянный мир », « Отравленный пояс », « Маракотова бездна »), работы Герберта Уэллса , произведения Александра Беляева . Константин Циолковский , помимо своих научных работ, написал несколько научно-фантастических произведений: «На Луне» (1893) и «Вне Земли» (1918), а также участвовал в качестве консультанта при съёмках научно-фантастического фильма «Космический рейс».

Отличительной особенностью этих книг была детальная научно-техническая база, а в основе сюжета лежало, как правило, новое открытие или изобретение. Авторы «твёрдой» НФ совершили немало «предсказаний», правильно угадав дальнейшее развитие науки и техники. Так, Верн описывает вертолёт в романе «Робур-завоеватель», самолёт во «Властелине мира», космический полёт в «С Земли на Луну» и « Вокруг Луны » . Уэллс предсказал видеосвязь, центральное отопление, лазер, атомное оружие . Беляев в 1920-е годы описал космическую станцию (в романе « Звезда КЭЦ »), радиоуправляемую технику.

«Твёрдая» НФ была особенно развита в СССР, где остальные жанры фантастики не приветствовались цензурой. Особо распространена была «фантастика ближнего прицела», рассказывающая о событиях предполагаемого недалёкого будущего — в первую очередь, колонизации планет Солнечной системы. К наиболее известным образцам фантастики «ближнего прицела» относятся книги Г. Гуревича , Г. Мартынова , А. Казанцева , ранние книги братьев Стругацких (« Страна багровых туч », « Стажёры »). Они рассказывали о героических экспедициях космонавтов на Луну , Венеру , Марс ; в пояс астероидов . В этих книгах техническая достоверность в описании космических полётов сочеталась с наивными представлениями об обитаемости соседних планет — тогда ещё сохранялась надежда найти на них жизнь.

Хотя основные произведения «твёрдой» НФ были написаны в XIX и первой половине XX века, многие авторы обращались к этому жанру и во второй половине XX века. Например, Артур Кларк в своей серии книг «Космическая одиссея» опирался на строго научный подход и описал развитие космонавтики, очень близкое к реальному.

В последние годы, по мнению Эдуарда Геворкяна , жанр переживает «второе дыхание» . Примером может служить учёный-астрофизик Аластер Рейнольдс , который удачно сочетает твёрдую научную фантастику с космооперой и киберпанком (так, например, все космические корабли у него досветовые). Отнесение того или иного произведения к твёрдой научной фантастике часто служит предметом споров

Социальная

Герберт Уэллс в автобиографии, подводя итог своему творчеству, называл фантастику своего рода умозрительной социологией: «Социология не может быть ни просто искусством, ни наукой в узком смысле этого слова, она собрание знаний, представляемых в вымышленной форме с присутствием личного элемента, иначе говоря, литература в наиболее возвышенном смысле этого понятия». В соответствии с этим он рассматривал «создание и критику утопий» как такую литературную форму, в которую лучше всего мог быть облачён «хороший социологический труд» ..

Это мнение разделял Айзек Азимов , который в своей статье «Социальная научная фантастика» сравнивал изображение возможного будущего и иных форм общественного устройства со своего рода «социальным экспериментом на бумаге». Приучать читателя к возможности изменений, заставлять его размышлять вдоль разнообразных направлений — в этом он усматривал «великую служебную роль научной фантастики». Научная фантастика, по убеждению Азимова, призвана систематически исследовать возможные пути общественного развития, своевременно предостерегать об опасных тенденциях и самое главное — сделать рациональное размышление о судьбах человечества достоянием возможно более широких масс .

Хронофантастика

DeLorean DMC-12 , машина времени из кинотрилогии « Назад в будущее »

Хронофантастика, темпоральная фантастика, или хроноопера — жанр, рассказывающий о путешествиях во времени . Ключевым произведением этого поджанра считается « Машина Времени » Уэллса. Хотя о путешествиях во времени писали и раньше (например, « Янки из Коннектикута при дворе короля Артура » Марка Твена), именно в «Машине Времени» перемещение во времени впервые было намеренным и научно обоснованным, и таким образом этот сюжетный ход был введён конкретно в научную фантастику .

В XX веке идея путешествия во времени, и даже туризма, получила развитие. Фантасты посвятили много произведений анализу временных парадоксов, которые могут быть вызваны путешествием в прошлое или возвращением из будущего в настоящее. Эта тема, например, поднимается в знаменитом рассказе Рэя Брэдбери « И грянул гром » . Кир Булычёв использовал путешествие во времени в десятках своих книг, в том числе в цикле об Алисе .

Хронофантастика часто соединяется с альтернативной историей, Один из самых популярных сюжетов в хронофантастике — герой из настоящего, попавший в прошлое, изменяет ход истории. «Янки…» Твена послужил источником вдохновения для множества подобных книг . Самые известные «попаданческие» произведения:

Также часто встречаются книги о параллельных мирах, образовавшихся из-за различного развития во времени, и людях, путешествующих между ними или даже контролирующих их развитие . Такая идея лежит в основе произведений:

Из-за злоупотребления этими приёмами в развлекательной фантастике, жанр получил [ источник не указан 1684 дня ] также прозвище «хроноопера» (по аналогии с «космооперой», см. ниже). Заезженная тема обрела второе дыхание в пародиях и иронической фантастике. Классические примеры:

Альтернативно-историческая

Произведения, в которых развивается идея того, что в прошлом произошло или не произошло какое-либо событие и что могло бы из этого выйти.

Первые образцы такого рода допущений встречаются ещё задолго до появления научной фантастики. Далеко не все они представляли собой художественные произведения — иногда это были серьёзные труды историков. Например, историк Тит Ливий рассуждал, что было бы, пойди Александр Македонский войной на его родной Рим . Знаменитый историк сэр Арнольд Тойнби также посвятил Македонскому несколько своих эссе: что было бы, если бы Александр прожил дольше, и наоборот, если бы его не было вообще. Сэр Джон Сквайр выпустил целую книгу исторических эссе, под общим заглавием «Если бы всё вышло не так».

Политическая карта мира в произведении Филипа К. Дика « Человек в высоком замке », в мире где нацисты победили во Второй мировой войне

В XIX веке к альтернативной истории стали прибегать авторы патриотических утопий, чтобы «переписать историю» в свою пользу. Француз Луи Жоффруа описал мир, в котором Наполеон победил всех своих противников, англичанин Натаниэль Хоуторн «оставил в живых» своих соотечественников Байрона и Китса , американец Кастелло Холфорд придумал американскую утопию, в которой колонисты находят золото на побережье Вирджинии. Как и многое другое, альтернативную историю в научную фантастику ввёл Герберт Уэллс. В своей книге «Люди как боги» Уэллс соединил хронофантастику, альтернативную историю и патриотическую утопию: он ввёл идею множества параллельных миров, ветвящихся от ключевых точек в истории и развивающихся каждый сам по себе. В одном из них обнаруживается утопическая, процветающая Англия.

Самые популярные «ключевые точки» в альтернативной истории — это величайшие битвы и войны. Особенно часто описывается победа Германии во Второй Мировой войне — как правило, в виде антиутопии-предупреждения ( Филип К. Дик — « Человек в высоком замке », многие книги Гарри Тёртлдава , и др.) . Часто «переписывают» итоги гражданской войны в США (особенно Гёттисбергской битвы), революции и гражданской войны в России, битвы при Гастингсе, Наполеоновских войн. При этом многие авторы в угоду патриотическим настроениям переписывают историю «в свою пользу». Отмечают, что в нынешней российской фантастике публикуется множество альтернативных историй и хроноопер, где история России переписана в патриотическом духе, в соответствии с убеждениями автора (например, монархическими или социалистическими) .

Существуют также такие виды альтернативной истории, как альтернативная география и криптоистория . Альтернативная география исходит из допущения, что география Земли отличается от известной нам, и с этим связаны перемены в истории. Классический образец — роман В. Аксёнова « Остров Крым »: в нём Крым оказывается островом, Фрунзе не может штурмовать Перекоп и барон Врангель создаёт в Крыму независимое государство. Криптоистория же «изменяет» не настоящее и будущее, а прошлое. Она основана на допущении, что реальная история отличается от известной нам, но была забыта, скрыта или сфальсифицирована . Андрей Валентинов является автором ряда таких книг, например в его цикле «Око силы» за всеми значимыми событиями в истории Земли стоят инопланетные «кукловоды».

Альтернативная история давно вышла за пределы литературы. В кинематографе и на телевидении известны, например, художественные фильмы « Красный рассвет », « Филадельфийский эксперимент II », «Родина» («Фатерлянд») , телесериал « Скользящие », постановочно-документальный сериал « » (с эпизодами России/СССР разных эпох), псевдо-документальные фильмы « Первые на Луне » и « Аполлон 18 » (оба — криптоистория о полёте советских космонавтов на Луну), « КША: Конфедеративные Штаты Америки », мультсериал Zipang и другие фильмы и телесериалы о альтернативной истории . Компьютерные игры Red Alert (войны с нацизмом не было, и холодная война переросла в горячую), TimeShift , Resistance: Fall of Man (войны с нацизмом не было и на землю напали инопланетяне), World in Conflict (из-за мирового кризиса СССР пришлось напасть на США), Fallout (мир где Китай стал сверхдержавой и начал войну за ресурсы с США, впоследствии война закончилась взаимным обменом ядерными ударами) и другие основаны на альтернативной истории Холодной войны, по сюжету переросшей в настоящую войну между Россией и США.

Апокалиптическая и постапокалиптическая

Популярность постапокалиптической фантастики — одна из причин популярности « сталкерского туризма »

Тесно связанные жанры, действие произведений в которых происходит во время или вскоре после катастрофы планетарного масштаба (столкновения с метеоритом, ядерной войны, экологической катастрофы, эпидемии).

Одним из первых образцов современного постапокалипсиса был роман Мэри Шелли «Последний человек», в котором человечество гибнет от страшной эпидемии. Джек Лондон написал повесть «Алая чума» на ту же тему.

Однако настоящий размах постапокалиптика получила в эпоху Холодной войны , когда над человечеством нависла реальная угроза ядерной войны. В этот период создаются такие произведения, как:

Произведения в этом жанре продолжают создаваться и после окончания Холодной войны (например, « Метро 2033 » Д. Глуховского ).

Постапокалипсис особенно популярен в кино (« Сталкер » А. Тарковского, серии фильмов «Безумный Макс» и «Планета обезьян»), компьютерных играх ( Fallout , S.T.A.L.K.E.R. ), комиксах. В этих произведениях рисуется человечество, отброшенное катастрофой назад в развитии, вынужденное выживать в условиях высокой радиации, борьбы с мутантами или с тоталитарным правительством, нехватки продовольствия и энергии. В книге П. Буля « Планета обезьян » и её экранизациях показана Земля, на которой обезьяны развились в новый разумный вид и вытеснили людей. Другая распространённая тема в постапокалипсисе — глобальная война людей с другим видом, гибель цивилизации в результате восстания машин (киносерии « Терминатор » и « Матрица ») или вторжения инопланетян (« Обливион », « Поле битвы: Земля »).

Постапокалипсис и антиутопия часто пересекаются. Так, в романе « 451 градус по Фаренгейту » Рэй Брэдбери происходит атомная война. Во многих книгах и фильмах в жанре антиутопии тоталитаризм складывается как «защитная реакция» общества после ужасной катастрофы («В значит Вендетта», «Эквилибриум», ремейк « Вспомнить всё »). Произведения о восстании машин часто пересекаются с киберпанком — примером может служить «Матрица». Часты пересечения и с альтернативной историей: в серии Гарри Тертлдава «Мировая война», ядерное оружие применяется уже в 1943 году. В романе « День триффидов » Джон Уиндем соединил литературу ужасов и постапокалипсис, Стивен Кинг в « Тёмной башне » — постапокалипсис и фэнтези.

Утопии и антиутопии

Маска Гая Фокса из антиутопических комикса и фильма « V — значит вендетта » стала международным символом протеста

Утопии и антиутопии — жанры, посвящённые моделированию общественного устройства . В утопиях рисуется идеальное общество, выражающее воззрения автора. В антиутопиях — полная противоположность идеалу: ужасное, обычно тоталитарное , общественное устройство.

Жанр утопии значительно старше жанра научной фантастики, и слился с ним лишь в последнее столетие. Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора .

В XIX—XX веке в научной фантастике начали появляться образы будущего социального устройства Земли — как идеальные, с точки зрения авторов, так и отталкивающие, призванные предупредить несимпатичные авторам общественные тенденции. Первой научно-фантастической антиутопией называют « Когда спящий проснётся » Г. Уэллса (1897) .

Бурные события XX века, череда мировых войн и революций, установление диктатур, породили целый ряд произведений в обоих жанрах. Ключевые антиутопии XX века:

Жанр утопии в XX веке оказался менее востребован, среди немногих образцов — « Люди как боги » всё того же Уэллса.

В СССР многие авторы обращались к коммунистической утопии, рисуя идеальное коммунистическое общество будущего. Такими, например, являются романы:

В кинематографе антиутопия началась с классического немого фильма 1927 года « Метрополис », в котором присутствовали все основные элементы антиутопии: технологически развитое, тоталитарное, разделённое на касты общество и борющийся за его изменение герой. Другие ключевые антиутопии: « Заводной апельсин » (по одноимённому роману Бёрджеса), « Гаттака », « Эквилибриум », « V — значит вендетта » (по одноимённому комиксу Алана Мура). Сложилась даже разновидность развлекательных антиутопий, в которых типичный сеттинг антиутопии служит как фон для приключений героев: « Бегство Логана », «Судья Дредд», « Эон Флакс », « Ультрафиолет ». Фильмы в жанре утопии встречаются реже. К ним относят, например, экранизацию «Туманности Андромеды» и других утопий.

Космическая опера

Бак Роджерс на обложке журнала " Amazing Stories "— одного из крупнейших издателей космической оперы

« Космической оперой » называется развлекательная приключенческая НФ, публиковавшаяся в популярных в 1920—1950-х годах в США в pulp-журналах . Название было дано в 1940 году Уилсоном Такером и, поначалу, было презрительным эпитетом (по аналогии с «мыльной оперой»). Однако со временем термин прижился и перестал носить негативный оттенок.

Действие «космоопер» происходит в космосе и на других планетах (« планетарная фантастика »), обычно в условном «будущем». В основе сюжета лежат приключения героев, а масштабы происходящих событий ограничены лишь фантазией авторов. Изначально произведения этого жанра были чисто развлекательными, но впоследствии приёмы «космической оперы» вошли и в арсенал авторов художественно значительной фантастики.

Классиками космооперы были:

Они публиковались в знаменитых pulp-журналах Weird Tales , Amazing Stories , Wonder Stories , Astounding Science Fiction . Тогда же появились первые многоавторские сериалы книг и комиксов — « Бак Роджерс », « Флэш Гордон » и др. К 1950-м из-за высокой коммерциализации и штамповости в жанре космооперы наступил кризис, его популярность упала. Возродить её сумел кинематограф, в первую очередь серией фильмов « Звёздные войны », а также телесериалами « Звёздный путь » и « Звёздный крейсер „Галактика“ » . В жанре космической оперы прославились также такие фантасты, как Андре Нортон (цикл «Королева солнца»), Гарри Гаррисон (цикл «Стальная крыса»).

Особо популярная категория космооперы — военно-космическая фантастика, посвящённая крупномасштабным войнам цивилизаций в космосе, а иногда и дипломатическим и шпионским интригам. Характерные образцы такой литературы:

Среди примеров в других сферах — телесериалы « Вавилон-5 », « Макросс », компьютерные игры Starcraft , Master of Orion , Freespace , Mass Effect , Космические рейнджеры , игры по вселенной Star Wars , вселенная настольной игры Warhammer 40000 . Поджанр планетарной фантастики представлен такими фильмами, как « Аватар », «Джон Картер», серия фильмов « Чужой ».

Хотя космическая опера в целом считается развлекательным жанром, её приёмы используются и авторами более «серьёзных» направлений НФ. Так, социальную фантастику с космооперой сочетают:

Нередки смешения космической фантастики и киберпанка. Подобное сочетание характерно для творчества Брюса Стерлинга , Юкито Кисиро , Аластера Рейнольдса и .

Киберпанк

Жанр, рассматривающий эволюцию общества под воздействием новых технологий, особое место среди которых уделено телекоммуникационным, компьютерным, биологическим, и, не в последнюю очередь, социальным. Фоном в произведениях жанра нередко выступают киборги , андроиды , суперкомпьютер , служащие технократичным, коррумпированным и аморальным организациям/режимам. Название «киберпанк» придумал писатель Брюс Бетке, а литературный критик Гарднер Дозуа подхватил его и стал использовать как название нового жанра. Он кратко и ёмко определил киберпанк как «Высокие технологии и жалкая жизнь» («High tech, low life») .

Виртуальная реальность — одна из самых популярных тем в киберпанке

Классиками и отцами-основателями киберпанка называют Уильяма Гибсона Нейромант », 1984) и Брюса Стерлинга Схизматрица », 1985) , а также Филипа К. Дика , который в некоторых своих книгах — « Мечтают ли андроиды об электроовцах? », « Из глубин памяти », и других — предвосхитил киберпанк ещё в 1960-70-е . К первой волне киберпанка относятся также Пэт Кадиган, Руди Рюкер и . В 90-е жанр разросся и приобрёл популярность. В это время появились молодые авторы, такие как Тэд Уильямс (цикл «Иноземье»), Пол ди Филиппо (« »), Нил Стивенсон . Однако реальное развитие высоких технологий уже начало обгонять фантазию авторов, поэтому киберпанк в его изначальном виде постепенно растворился в стилевых экспериментах и смешениях с другими жанрами — так называемом посткиберпанке . В частности, введение в киберпанк тем нанотехнологий и биоинженерии привело к возникновению таких экзотических поджанров, как нанопанк и биопанк , а литературные эксперименты с темами киберпанка в антураже XIX века, где роль новых, меняющих общество технологий выполняют не компьютеры, а паровые машины и сложные механические устройства, породили новый, самостоятельный жанр научной фантастики — стимпанк .

Киберпанк широко представлен в кинематографе, хотя многие картины балансируют на грани киберпанка и других видов фантастики. Это, например, многочисленные экранизации книг Ф. К. Дика: « Бегущий по лезвию », « Вспомнить всё » и его ремейк , « Особое мнение » . « Джонни-мнемоник » является экранизацией одноимённой книги Гибсона, а « Газонокосильщик » можно назвать неавторизованной экранизацией романа Дэниела Киза « Цветы для Элджернона », перенесённой в жанр киберпанка. По оригинальным сюжетам поставлены фильмы « Нирвана », « Элизиум » и кинотрилогия « Робокоп ». Самым успешным кинопроизведением в этом жанре остаётся трилогия « Матрица » братьев Вачовски, имеющая также черты постапокалипсиса . В ней вводится принципиально новый для киберпанка сюжетный ход: вся жизнь в XXI веке на самом деле виртуальная реальность , продукт иллюзий для нашего мозга. В мультипликации создан целый ряд фильмов и телесериалов в жанре киберпанк, в основном в Японии : « Призрак в доспехах », « Эрго Прокси », « Эксперименты Лэйн » и др.

В духе киберпанка выдержаны и многие видеоигры, в частности, серия Deus Ex , Код доступа: РАЙ (продолжения Власть закона и HTPD: Власть закона ), Syndicate , System Shock и др.

Киберпанк часто пересекается с другими видами НФ, особенно с антиутопией. Почти в любом произведении киберпанка есть оттенок капиталистической антиутопии: продажные СМИ, всесильные корпорации, тотальный контроль. Это особенно характерно для книг Ф. К. Дика и их экранизаций. Постапокалипсис сочетается с киберпанком в фильмах « Искусственный разум », « Эрго Прокси », « Сны Оружия », кинотрилогии « Матрица », новой версии « Вспомнить всё ».

Стимпанк

Косплеер в стимпанковском костюме

Жанр, созданный в подражание таким классикам фантастики как Жюль Верн и Альбер Робида . Также может быть отнесён к альтернативной истории, так как упор делается на альтернативных направлениях развития науки и техники: например, совершенствованию паровых двигателей и сложной механики вместо двигателя внутреннего сгорания и электроники.

Стимпанк сформировался из очень разрозненных произведений, объединённых описанной техникой и антуражем, и получил признание как жанр в конце XX века. Однозначного мнения об основателях жанра нет, к ранним образцам стимпанка иногда относят трилогию «Кочевники времени» Майкла Муркока , «Ночь Морлоков» Кевина У. Джетера, « Машина различий » Гибсона и Стерлинга. Среди современных авторов стимпанка — Чайна Мьевиль («Нью-Корбюзон»), Скотт Вестерфельд («Левиафан»), Вадим Панов («Герметикон»).

Хотя корни стимпанка в твёрдой научной фантастике, элементы его стали популярны и в фэнтези, где сформировался свой, фэнтезийный стимпанк — разновидность технофэнтези (см. ниже), сочетающая технологии XIX-начала XX века с магией и фольклорными существами. Примеры фэнтезийного стимпанка — вселенная Warhammer Fantasy , игры Arcanum , Myst , Thief , Сибирь .

Стимпанк, как научно-фантастический, так и фэнтезийный, особенно широко представлен в аниме, в частности, во многих мультфильмах Хаяо Миядзаки Небесный замок Лапута », « Ходячий замок »), мультсериале « Изгнанник », мультфильме « Стимбой ». В игровом кинематографе стимпанк представлен такими фильмами как « Дикий, дикий Вест », « Лига выдающихся джентльменов » (по одноимённому стимпанковскому комиксу Алана Мура ).

Иногда помимо стимпанка выделяют поджанры , основанные на других ретро-технологиях. Так, миры в духе середины XX века называют « дизельпанком » (например, фильм « Небесный Капитан и мир будущего »).

Научное фэнтези и технофэнтези

Научное фэнтези ( англ. Science fantasy ) — гибридное направление, созданное на стыке научной фантастики и фэнтези . Иногда в научной фантастике применяется и мифология фэнтези ( Роджер Желязны « Князь света », Дэн Симмонс «Илион») . Близким к направлению научного фэнтези является технофэнтези , в которой идёт сосуществование или соединение науки и магии , например, « Лиловый шар » Кира Булычёва и «Джек из Теней» Роджера Желязны.

В кино

«Путешествие на Луну» (1902) режиссёра Жоржа Мельеса считается первым научно-фантастическим фильмом

Пионером кинофантастики был французский режиссёр Жорж Мельес , который в конце XIX — начале XX века снял ряд фантастических фильмов, в том числе знаменитое « Путешествие на Луну » . Мельес, бывший циркач, создал первые спецэффекты , позволявшие изображать на экране невозможное в жизни. В дальнейшем развитие кинофантастики было неразрывно связано с реальным научно-техническим прогрессом , так как этот жанр сильно зависел от технологий, позволявших воплощать на экране фантастические образы — мир будущего, космос, инопланетян, роботов.

Большое развитие фантастика получила в немецком кинематографе 1920-х, в частности, антиутопический немой фильм « Метрополис » (1927) многими знатоками признаётся одним из лучших фантастических фильмов в истории . Однако подлинного расцвета фантастическое кино достигло в Голливуде , где фильмы в жанрах научной фантастики и родственных ей — ужасов , супергероики, фэнтези — были в числе самых популярных и прибыльных. Среди культовых фильмов середины XX века — « День, когда Земля остановилась » (1951), « Запретная планета » (1956) и « Планета обезьян » (1968), американо-британская « Космическая одиссея 2001 года » (1968) Стэнли Кубрика по сценарию Артура Кларка. Большое влияние на массовую культуру и развитие фантастики также имели телесериалы , особенно « Сумеречная зона » и « Звёздный путь » (США), « Доктор Кто » (Британия).

Огромным прорывом для кинофантастики стало появление в конце 1970-х цифровых спецэффектов и компьютерной графики , позволившие рисовать на экране «невозможные» (в реальном мире) сцены. В числе первых фильмов, применявших компьютерную графику, были « Звёздные войны » (1977) и « Трон » (1982), причём последний вывел эти технологии на новый уровень. Благодаря небывалому коммерческому успеху «Звёздных войн» и появлению новых технологий, кинофантастика с начала 1980-х переживает бум популярности, фантастические киноленты становятся блокбастерами . Создатели кинофантастики 1980-х и 1990-х, такие как Джеймс Кэмерон , Ридли Скотт , Пол Верховен , Вачовски , подобно современным им писателям, избрали более критический и пессимистический уклон, рисуя постапокалиптическое или антиутопическое будущее — примерами, в частности, могут служить киносерии « Терминатор », « Матрица », « Чужой ».

Новым витком в развитии технологий кинофантастики стал фильм Джеймса Кэмерона « Аватар » (2009), который довёл до небывалых высот технологию 3D-кинематографа .

В мультипликации научная фантастика лучше всего представлена в работах японских аниматоров , таких как Кацухиро Отомо , , Мамору Осии , Макото Синкай , Хидэаки Анно . Кинофантастика также хорошо представлена во Франции, к примеру, в работах мультипликатора Рене Лалу .

См. также

Примечания

  1. From Brian W. Aldiss, Isaac Asimov , Ray Bradbury and others.
  2. Генри Лайон Олди . от 24 января 2010 на Wayback Machine . — Журнал « Мир фантастики » № 54; февраль 2008
  3. Del Rey, Lester (1980). The World of Science Fiction 1926—1976. Garland Publishing.
  4. Sterling, Bruce . «Science fiction» in Encyclopædia Britannica 2008 от 14 июля 2013 на Wayback Machine
  5. Кагарлицкий Ю. Реализм и фантастика // Вопросы литературы . — 1971. — № 1.
  6. Борис Стругацкий . от 23 ноября 2011 на Wayback Machine — День свершений. — Л.: Советский писатель, 1988
  7. Яков Перельман. «Завтракъ въ невѣсомой кухнѣ» // Природа и люди. — 1914. — Вып. 24 . — С. 13—14 .
  8. . Дата обращения: 19 июня 2009. Архивировано из 27 января 2012 года.
  9. Сиротин А. от 14 марта 2013 на Wayback Machine Радио «Свобода», 23 марта 2013
  10. Amazing Stories , апрель 1926 г.
  11. Цит. по: Черная Н. И. В мире мечты и предвидения. Научная фантастика, ее проблемы и художественные возможности. — Киев: Наукова думка, 1972. — С. 181.
  12. James Blish, More Issues at Hand , Advent: Publishers, 1970. P. 99.
  13. , от 27 сентября 2007 на Wayback Machine . Jessesword.com. Last modified 6 July 2008.
  14. Черная Н. И. В мире мечты и предвидения. Научная фантастика, ее проблемы и художественные возможности. — Киев: Наукова думка, 1972.
  15. Дата обращения: 25 декабря 2009. 12 февраля 2012 года.
  16. Лукин Е. С приветом из 80-х! // Если . — 2000. — № 11. — С. 251—255.
  17. . Дата обращения: 3 апреля 2012. Архивировано из 12 марта 2013 года.
  18. А. Ф. Бритников. Отечественная научно-фантастическая литература (1917—1991 годы). Книга вторая. Некоторые проблемы истории и теории жанра. В контексте фольклора и мифологии
  19. . Дата обращения: 2 апреля 2012. 27 апреля 2013 года.
  20. . Дата обращения: 2 апреля 2012. Архивировано из 10 июля 2012 года.
  21. Чернышёва Т. А. Природа фантастики. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985.
  22. Антон Первушин . от 23 сентября 2013 на Wayback Machine . — Альманах « Полдень. XXI век » № 5, 2009 г.
  23. . Дата обращения: 18 февраля 2018. 19 февраля 2018 года.
  24. Мария Галина . от 7 августа 2012 на Wayback Machine
  25. от 13 февраля 2019 на Wayback Machine . — Журнал « Огонёк ». 15 сентября 1973 г. С. 24
  26. Смелков Ю. С. Фантастика — о чем она?. — М. : Знание, 1974.
  27. . Дата обращения: 12 ноября 2011. 19 ноября 2011 года.
  28. В. А. Ревич. Не быль, но и не выдумка: Фантастика в русской дореволюционной литературе.- М.: Знание, 1979.- 64 с.- (Новое в жизни, науке, технике. Серия литература.- 1979.- № 6)
  29. . Дата обращения: 30 мая 2011. Архивировано из 12 марта 2013 года.
  30. Антон Первушин . «10 мифов о советской фантастике. Миф 3». — Журнал « Реальность фантастики » № 1(41), январь 2007
  31. Булычев К. Падчерица эпохи: Избранные работы о фантастике. — М.: ООО «Международный центр фантастики», 2004.
  32. Гаков Вл. Хроники фантастического века // Фантастика века / Составитель Вл. Гаков. — М. — Мн. : Полифакт, 1998. — С. 325—329. — 624 с.
  33. Борис Невский. « от 14 июля 2015 на Wayback Machine ». — Журнал « Мир фантастики » № 47; июль 2007.
  34. Генрих Альтов . «Судьба предвидений Жюля Верна» // . — 1963.
  35. Дмитрий Злотницкий. // Мир фантастики . — 2011. — № 11 . — С. 106—110 . 27 июня 2014 года.
  36. Валентин Белоконь. от 22 августа 2009 на Wayback Machine Независимая газета , 22.06.2005
  37. Юрий Фролов. « от 12 июля 2014 на Wayback Machine ». — Журнал « Наука и жизнь » № 10, 2008
  38. . Дата обращения: 26 декабря 2009. 7 ноября 2011 года.
  39. . Дата обращения: 23 января 2016. 23 января 2016 года.
  40. Араб-оглы Э. А. «Конец вечности» — роман-предостережение. // Библиотека научной фантастики в 15 томах, том 9. — М.: Молодая гвардия, 1966
  41. Борис Невский. от 16 мая 2013 на Wayback Machine . — Журнал « Мир фантастики » № 24; август 2005.
  42. Сергей Бережной . от 22 сентября 2010 на Wayback Machine . — Журнал « FANтастика », ноябрь 2008
  43. Борис Невский. « от 25 июня 2009 на Wayback Machine ». — Журнал « Мир фантастики » № 10; июнь 2004
  44. Антон Первушин . « от 16 июля 2015 на Wayback Machine ». — Журнал « Мир фантастики » № 41; январь 2007
  45. Андрей Валентинов . « от 17 августа 2009 на Wayback Machine ». — Журнал « Реальность фантастики » № 1, август-сентябрь 2003
  46. Андрей Валентинов . от 15 мая 2013 на Wayback Machine
  47. Ник Перумов . от 12 октября 2011 на Wayback Machine
  48. Борис Невский. « от 6 января 2010 на Wayback Machine ». — Журнал « Мир фантастики » № 27; ноябрь 2005
  49. Борис Невский. « от 24 января 2010 на Wayback Machine ». — Журнал « Мир фантастики » № 42; февраль 2007
  50. Ю. Кагарлицкий. Что такое фантастика? М.: Художественная литература, 1974.
  51. Борис Невский. « от 6 января 2010 на Wayback Machine ». — Журнал « Мир фантастики » № 49; сентябрь 2007
  52. Глеб Елисеев. « от 18 января 2012 на Wayback Machine ». — Журнал FANтастика № 11; февраль 2008
  53. Вл. Гаков. «Звёздный король Эдмонд Гамильтон». Предисловие к трилогии Гамильтона «Звёздный волк». — М.: Армада , 1996 г. Переиздано в журнале « Если » № 11, ноябрь 2004
  54. Михаил Ахманов . . — Журнал «Солярис» № 2, 1992
  55. Борис Невский. « от 13 января 2008 на Wayback Machine ». — Журнал « Мир фантастики » № 19; март 2005
  56. Борис Невский. « от 6 мая 2010 на Wayback Machine ». — Журнал « Мир фантастики » № 53; январь 2008
  57. Erich Schneider. от 15 сентября 2010 на Wayback Machine
  58. Derek Littlewood, Peter Stockwell . Impossibility fiction: alternativity, extrapolation, speculation. Rodopi perspectives on modern literature (том 17). Rodopi, 1996. ISBN 90-420-0025-2 , 9789042000254
  59. . Дата обращения: 27 марта 2010. 26 августа 2010 года.
  60. . Дата обращения: 27 марта 2010. 23 марта 2010 года.
  61. от 18 июля 2010 на Wayback Machine by Eugie Foster
  62. // Журнал « Мир фантастики », № 57; май 2008 / от 15 августа 2012 на Wayback Machine
  63. Rod Serling (1962-03-09). The Twilight Zone , "The Fugitive"
  64. . Дата обращения: 5 апреля 2012. 6 июня 2013 года.
  65. . Дата обращения: 2 апреля 2012. Архивировано из 12 июля 2012 года.
  66. Дата обращения: 5 апреля 2012. Архивировано из 13 сентября 2011 года.
  67. . Дата обращения: 2 октября 2017. 2 октября 2017 года.
  68. Борис Невский. // Мир фантастики . — январь 2007. — № 41 . 20 ноября 2011 года.
  69. Борис Невский. // Мир фантастики . — январь 2006. — № 29 . 15 июня 2013 года.
  70. Сергей Бережной . « от 3 июня 2013 на Wayback Machine ». — Журнал « Мир фантастики », № 108; август 2012
  71. Сергей Кудрявцев . // Кирилл и Мефодий - Энциклопедия кино / от 18 октября 2016 на Wayback Machine . 2010
  72. . Empire . Дата обращения: 30 июня 2013. 2 июля 2013 года.
  73. IMDb . от 2 мая 2014 на Wayback Machine .
  74. Михаил Попов. « . — Журнал « Мир фантастики », № 29; январь 2006 / от 16 мая 2013 на Wayback Machine »
  75. Пётр Зайцев. « от 16 мая 2013 на Wayback Machine ». — Журнал « Мир фантастики », № 88; Декабрь 2010

Литература

Ссылки

  • на ФанДом.Ru
Источник —

Same as Научная фантастика