Interested Article - Абу-ль-Аля аль-Маарри

Абуль-Ала Ахмад ибн Абдуллах ат-Танухи , известный как Абуль-Ала аль-Маарри ( араб. أبو العلاء المعري ‎; 973 , Мааррет-эн-Нууман , совр. Сирия 1057 или 1058 , там же) — арабский поэт , философ и филолог , классик аскетической поэзии ( зухдийят ). С детства слепой, аль-Маарри, ведя аскетический образ жизни, придерживался пессимистического, скептического и рационалистического мировоззрения.

Биография

Родился в семье законоведа и филолога в сирийском городе Мааррет-эн-Нууман близ Алеппо . Уже на четвёртом году жизни потерял зрение из-за оспы , что, однако, не помешало ему приобрести огромный запас филологических знаний и написать более 30 сочинений различного содержания: стихотворения, трактаты по метрике, грамматике, лексикографии и пр. Писать поэзию он начал в раннем возрасте (11 или 12 лет).

Образование получил в культурных центрах Сирии и Месопотамии — Алеппо, Триполи , Антиохии, Багдаде и Дамаске. По пути в Триполи посетил христианский монастырь близ Латакии, где слушал дебаты по античной философии . Начал свою деятельность в качестве учёного филолога и автора хвалебных од , подражая стилю аль-Мутанабби , которого считал своим учителем. Эти оды составляют значительную часть первого сборника аль-Маарри, названного «Сакт-аз-Занд» («Искры огнива», «Sakt al-Zand», издан в Булаке 1286 хиджры (1908); Каире 1304 хиджры (1926); Бейрут , 1884 ). Это был «обязательный» для начинающего в то время поэта «высокий» жанр ; но карьера придворного поэта не отвечала личности Абу-ль Аля, впоследствии утверждавшего, что «никогда не хвалил людей с корыстной целью». Независимость суждений и гордый нрав не позволили ему получить покровителей среди властей и должность в культурных центрах халифата ; более того, он отказывался продавать свои тексты за деньги.

В 1010 году Абуль-Аля после 18-месячного пребывания в Багдаде вернулся домой в Сирию, чтобы ухаживать за больной матерью, которая, впрочем, умерла ещё до его прибытия. С этого времени повёл замкнутую жизнь, «затворившись в трёх тюрьмах: тела, слепоты и одиночества». Окружённый толпами учеников и всеобщим уважением, он жил очень скромно, на доходы от уроков. Аскеза его простиралась и на питание — он был убеждённым вегетарианцем , что также соответствовало его неприятию любого насилия и отказу «воровать у природы». Будучи сторонником социальной справедливости, излишки своих доходов передавал нуждающимся.

Абу-ль Аля подвергался нападкам за вольнодумство , но жизнь в захолустной Мааре и необычайная слава охраняли его от серьёзных гонений . Из наиболее видных философско - литературных произведений Абу-ль Аля необходимо отметить большое собрание стихов «Люзум ма ля йальзам» («Необходимость того, что не было необходимым», «Luzûm mâ lâ jalzam», издан Бомбей , 1313 хиджры, Каир, 1309 ) и «Рисалят-аль-Гуфран» («Послание о помиловании»).

В заглавии первого указано на правило рифмы, которому добровольно следовал поэт (тождество согласных в предшествующем рифме слоге), и ряд новых нравственных требований, выставленных в этих стихах. Произведение представляет собой сборник философских стихотворений, пользующихся на востоке громкой славой. В нём аль-Маарри проповедует веротерпимость, бичует суеверия, властолюбие духовенства и преклонение перед авторитетом, проводит принципы самоотверженной морали, которые противополагает началу деятельности, и в своём презрении к миру доходит до отрицания брака.

Во втором произведении, предвосхищающем « Божественную комедию » Данте , он даёт фантастические и лукавые сведения (в стиле Лукиана ) о жизни и разговорах в загробном мире джахилийских поэтов, якобы помилованных Аллахом « зиндиках » — вольнодумцах, еретиках , — их взглядах и учениях.

Среди других сочинений аль-Маарри выделяются не дошедшие до нас «Параграфы и периоды» (Al-Fuṣūl wa al-ghāyāt). По-видимому, это была книга в форме коранических откровений, излагавшая его учение. Из остальных сочинений (около 60), кроме писем, почти ничего не осталось.

Философские взгляды

В двух своих трактатах Маари выступил как философ: в «Послании об ангелах» и в «Послании о помиловании» (в другом переводе — «Послание о царстве прощения»). В них Абу-ль-Аля высказывает главные свои идеи: недоверие к жизни (сильному духу лучше существовать вне тела), к власти и авторитетам, нетерпимость ко лжи, несправедливости, лицемерию и скудоумию. В каком-то смысле он и саму философию подвергает насмешке, говоря, что ни одно учение не совпадает с ходом реальной жизни.

Чаще всего Маари рассуждает о судьбе и времени , которые непостижимы и управляют всем сущим на Земле. Несмотря на такой фатализм , Абу-ль-Ала признавал за человеком право свободного выбора, а значит и ответственность за свои поступки. Нравственным содержанием его учения было стяжание личного благочестия , но не строгим соблюдением законов ислама , а «воздержанием от совершения зла». Разум для него стоял на более высоком месте, чем вера. Он оставался монотеистом, но не признавал существующих религий и не верил в загробный мир; не боялся называть религию «небылицами, придуманными древними», выгодной только эксплуатирующим легковерные массы. В 2013 году статуе аль-Маарри джихадисты ( Фронт ан-Нусра ) отсекли голову.

Сочинения

  • «Необходимость того, что не было необходимым». — Сборник стихотворений.
  • «Послание о помиловании» ( 1033 , издание 1903 ).
  • В русском переводе:
    • Стихотворения, М., 1971 ;
    • «Послание об ангелах» (перевод 1932 ).

Публикации на русском языке

Примечания

  1. Abu al-Ala al-Maarri // (швед.) — 1999.
  2. Харт М. Abu al-Ala al-Maarri // (мн.) — , 1971.
  3. // СПб. : 1835. — Т. 1. — С. 50—51.
  4. (англ.) // Encyclopædia Britannica : a dictionary of arts, sciences, literature and general information / H. Chisholm — 11 — New York City, Cambridge: University Press , 1911. — Vol. 1. — P. 79.
  5. Philip Khuri Hitti, Islam, a Way of Life, page 147. University of Minnesota Press

См. также

Литература

Ссылки

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939 .

Источник —

Same as Абу-ль-Аля аль-Маарри