Кудрявченко, Павел Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Военная служба | |
---|---|
Па́вел Алекса́ндрович Раппопо́рт ( 29 июня 1913 , Санкт-Петербург — 11 сентября 1988 , Москва ) — советский историк архитектуры , археолог . Доктор исторических наук , работавший в Ленинградском отделении Института археологии АН СССР . Автор многочисленных трудов, в том числе фундаментальных, по древнерусскому зодчеству .
Родился в Санкт-Петербурге в семье архитектора и инженера-строителя Шмуйла Берковича (Александра Борисовича) Раппопорта (1873—1940), уроженца местечка Чашники Лепельского уезда Витебской губернии , выпускника Киевского художественного училища Императорской академии художеств (1913) и Киевского строительного института (1937) , среди его проектов — доходный дом Бурмистрова на Большой Дворянской улице , № 5, в Санкт-Петербурге. Мать — Зельда-Геня Шаевна (Зинаида Исаевна) Розовская (1877—1954), родом из Новогрудка , была зубным врачом (eё домашний зубоврачебный кабинет в Санкт-Петербурге с 1905 года располагался на Ново-Петергофском (Лермонтовском) проспекте , дом № 55, кв. 17) . Родители заключили брак в 1908 году в Санкт-Петербурге, но вскоре после рождения сына расстались и отец вернулся в Киев .
В 1931—1937 годах Павел Раппопорт учился на архитектурном факультете ЛИИКСа , защитив дипломный проект на тему «Общественное здание». Из-за доноса вынужден был покинуть Ленинград и преподавал два года историю архитектуры в Симферополе в Крымском филиале . В 1939 году вернулся в Ленинград и поступил в аспирантуру ИИМКа , где впоследствии проработал до конца жизни. Научным руководителем П. А. Раппопорта стал историк и археолог, крупнейший специалист по истории древнерусской архитектуры Н. Н. Воронин , под влиянием которого и определился круг научных интересов Раппопорта. Изучая русское шатровое зодчество , он в начале 1941 года по архивным данным вновь открыл Борисоглебскую церковь в Борисовом городке .
После начала Великой Отечественной войны Павел Раппопорт в июле 1941 вступил добровольцем в народное ополчение и был назначен начальником инженерной службы отдельного пулемётного артиллерийского батальона, участвовал в боях на подступах к Ленинграду. В упорных боях близ Ропши батальон почти полностью погиб. Павел Александрович чудом остался жив, воевал в пехоте, командовал сапёрной ротой. В конце 1941 г. был ранен. После госпиталя – снова командир саперной роты в частях Ленинградского фронта. В начале 1943 г. он был переведен в береговые части Балтийского флота (в инженерный отдел). Участвовал в обеспечении деятельности береговой дальнобойной артиллерии, в изыскании способов обезвреживания неразорвавшихся бомб и мин. После снятия блокады Ленинграда П. А. Раппопорт занимался разминированием Балтийского побережья. Им написаны несколько руководств по разминированию, две большие статьи по военно-инженерному искусству, напечатанные в бюллетене Военно-инженерного управления ВМФ. Конец войны застал Раппопорта инженер-капитаном с боевыми наградами, хорошими служебными перспективами. Однако при первой же возможности в 1946 году Павел Александрович демобилизовался и вернулся к научной деятельности.
В 1947 году П. А. Раппопорт защитил кандидатскую диссертацию на тему «Русское шатровое зодчество конца XVI века». В 1965 году исследователю была присуждена степень доктора исторических наук.
В 1946—1988 годах трудился в Ленинградском отделении Института археологии (ЛО ИИМК АН СССР), провёл более 40 полевых сезонов. Занимался изучением военного зодчества Древней Руси, изучал укрепления Киева , Великого Новгорода , Владимира , Суздаля , Галича , Старой Ладоги , Порхова , Смоленска и прочих городов. С Н. Н. Ворониным производил раскопки в Смоленске, способствовал восстановлению картины эволюции смоленско-черниговского зодчества домонгольской эпохи. Важное значение придавал строительным артелям , которые, по его представлениям, переходили из княжества в княжество, перенося с собой строительные навыки. Составил каталог известных по археологическим данным архитектурных памятников Древней Руси (1982). Написал свыше 200 трудов. В конце жизни подготовил фундаментальное исследование эволюции древнерусского зодчества вплоть до петровской эпохи.
Жил в Ленинграде на 3-й Советской улице , дом № 7, кв. 8.
Как считает археолог В. Ю. Коваль, многие выводы Раппопорта об устройстве древнерусских крепостей оказались ошибочными из-за несовершенства исследовательской методики учёного. По его мнению, «авторитет П. А. Раппопорта в научных кругах был и остаётся очень высоким, он необычайно много сделал для исследований каменной (церковной) архитектуры, однако относительно деревянной — его представления не соответствовали уровню археологических знаний. Так, только благодаря поддержке учёным столь же устаревшего стереотипа о землянках и полуземлянках (как основном типе жилищ восточного славянства ) эту ошибочную интерпретацию погребов и подполий под наземными домами "законсервировали" на много лет» .