Interested Article - Аль-Андалус

История Испании
Доисторическая Иберия
Римская Испания
Испанская империя
Испания нового и новейшего времени
См. также
Территориальное деление Иберийского полуострова около 1031 года

Аль-А́ндалус ( араб. الأندلس ‎) — название, под которым была известна так называемая « мусульманская Испания », территория Пиренейского полуострова во времена мусульманского владычества в Средние века (711—1492). Иногда применялось как общее обозначение всех государств региона, независимо от их религиозно-политической принадлежности. Этимологически связывается с именем народа Вандалы , некогда обитавших на этой территории; от него происходит испанское название Андалусия , закрепившееся за землями Южной Испании, составлявшими ядро крупнейших мусульманских государств полуострова. Последним мусульманским государством на территории Испании был Гранадский эмират , покорённый христианами в 1492 году. В XV веке Реконкиста была завершена и христиане начали вторжение на мусульманские территории Северной Африки , а также поиски новых земель для завоевания за Океаном.

В различные периоды своей истории аль-Андалус занимал территорию северо-западной части Пиренейского полуострова и часть современной южной Франции, Септиманию (VIII век), и в течение почти столетия (IX—X века) расширил свой контроль из Фраксинета над альпийскими перевалами, которые связывают Италию с остальной частью Западной Европы . Название в широком смысле описывает части полуострова, управляемые мусульманами (получившими общее название «мавры») в разное время между 711 и 1492 годами, хотя, по мере продвижения Реконкисты границы постоянно менялись , и в итоге сузились к югу до зависимого (вассального) Гранадского эмирата.

После завоевания Испании Омейядами , аль-Андалус, в наибольшей степени, был разделён на 5 административных единиц, примерно соответствующих современной Андалусии, Португалии и Галисии, Кастилии и Леону, Арагону и Каталонии , и Септимании . На территории аль-Андалуса последовательно существовали такие политические образования как провинция Омейядского халифата , Кордовский эмират (750—929); Кордовский халифат (929—1031); и различные тайфы (до 1492 года). Правление под этими царствами привело к росту культурного обмена и сотрудничества между мусульманами и христианами. Христиане и иудеи облагались особым налогом в пользу государства, называемым джизьей , которое, в свою очередь, обеспечивало внутреннюю автономию в отправлении религиозных обрядов и обеспечивало тот же уровень защиты со стороны мусульманских правителей. Однако джизья была не только налогом, но и символическим выражением подчинения .

При Кордовском халифате аль-Андалус был лидером в образовании, а город Ко́рдова , крупнейший в Европе, стал одним из ведущих культурных и экономических центров в Средиземноморском бассейне, Европе и исламском мире. Достижения передовой исламской и западной науки пришли из аль-Андалуса, в том числе крупные достижения в области тригонометрии ( Geber Hispalensis ), астрономии ( Arzachel ), хирургии ( Abulcasis ), фармакологии ( Avenzoar ) , агрономии ( и ) и других сферах деятельности. Аль-Андалус стал крупным образовательным центром Европы и земель вокруг Средиземного моря, а также проводником культурного и научного обмена между исламским и христианским миром .

Большую часть своей истории аль-Андалус существовал в конфликте с христианскими королевствами на севере. После падения Омейядского халифата аль-Андалус был раздроблен на второстепенные государства и княжества. Нападения христиан усилились при Альфонсо VI . Империя Альморавидов вмешалась и отразила нападения христиан на регион, свергнув слабых мусульманских князей аль-Андалуса. В следующие полтора столетия аль-Андалус стал провинцией берберских мусульманских империй Альморавидов и Альмохадов , базирующихся в Марракеше.

В конечном итоге христианские королевства на севере Пиренейского полуострова одолели мусульманские государства на юге. В 1085 году Альфонсо VI захватил Толедо , начав постепенный упадок мусульманской власти. С падением Кордовы в 1236 году большая часть юга быстро попала под христианское правление, а 2 года спустя Гранадский эмират стал платить дань Королевству Кастилия . В 1249 году португальская Реконкиста завершилась завоеванием Алгарве Афонсу III Булонским , оставив Гранаду в качестве последнего мусульманского государства на Пиренейском полуострове. Наконец, 2 января 1492 года эмир Мухаммед XII сдал Гранадский эмират королеве Изабелле I Кастильской , завершив Христианскую Реконкисту полуострова.

Этимология

Топоним аль-Андалус впервые засвидетельствован надписями на монетах, отчеканенных в 716 году новым мусульманским правительством Иберии . Эти монеты, называемые « динарами », были надписаны на латинском и арабском языках . Этимология названия «аль-Андалус» традиционно происходит от названия вандалов; однако предложения, выдвигавшиеся с 1980-х годов, поставили под сомнение эту традицию . В 1986 году Хоакин Вальве ( Joaquín Vallvé ) предположил, что «аль-Андалус» является искажением названия Атлантида , Хайнц Халм в 1989 году предположил, что название происходит от готического термина «ландахлаутс» ( landahlauts ) , а Георг Боссонг в 2002 году предложил, что название происходит из доримского субстрата .

История

Провинция Омейядского Халифата

Во время правления Омейядского халифа аль-Валида I командующий Тарик ибн Зияд возглавил небольшую группу, которая высадилась в Гибралтаре 30 апреля 711 года, якобы для вмешательства в вестготскую гражданскую войну. После решительной победы над королём Родериком в битве при Гвадалете 19 июля 711 года Тарик ибн Зияд, к которому присоединился арабский губернатор Муса ибн Нусайр из Ифрикии, в течение семилетней кампании привёл большую часть Вестготского королевства под оккупацию мусульман. Они пересекли Пиренеи и заняли вестготскую Септиманию на юге Франции.

Большая часть Пиренейского полуострова стала частью расширяющейся империи Омейядов под названием аль-Андалус. Аль-Андалус был организован как провинция, подчинённая Ифрикии , поэтому в течение первых нескольких десятилетий правители аль-Андалуса назначались эмиром Кайруана , а не халифом в Дамаске. Региональная столица была установлена в Кордове.

Небольшая армия, возглавляемая Тариком во время первоначального завоевания, состояла в основном из берберов, в то время как арабские силы Мусы, насчитывавшие более 12 000 солдат, сопровождались группой мавалиев (араб, موالي), то есть неарабских мусульман, которые были клиентами арабов. Берберские солдаты, сопровождающие Тарика, имели гарнизоны в центре и на севере полуострова, а также в Пиренеях , а последовавшие за ними берберские колонисты поселились во всех частях страны, на севере, востоке, юге и западе . Лордам-вестготам, которые согласились признать мусульманскую сюзеренитет, было разрешено сохранить свои владения (в частности, в Мурсии, Галисии и долине Эбро). Сопротивляющиеся вестготы нашли убежище в кантабрийском высокогорье, где они вырезали очаговое государство, королевство Астурия.

В 720-х годах губернаторы аль-Андалуса предприняли несколько набегов саиф на Аквитанию, но были побеждены герцогом Эдом Великим в битве при Тулузе (721 год). Однако, после поражения на востоке Пиренеев берберца Усмана ибн Наисы , который был союзником Эда, Абд ар-Рахман ибн Абдуллах возглавил экспедицию на север через западные Пиренеи и победил герцога Аквитании, который, в свою очередь, обратился за помощью к франкскому лидеру Карлу Мартелу, предлагая поставить себя под суверенитетом Каролингов. В битве при Пуатье в 732 году армия аль-Андалуса была разбита Карлом Мартелем. В 734 году андалусийцы начали набеги на восток, захватив Авиньон и Арль, и захватили большую часть Прованса. В 737 году они отправились в долину Роны, дойдя на севере до Бургундии. Карл Мартелл при содействии короля лангобардов Лиутпранда вторгся в Бургундию и Прованс и изгнал захватчиков в 739 году.

В первые годы после завоевания отношения между арабами и берберами в аль-Андалусе были напряжёнными. Берберы значительно превосходили по численности арабов, выполняли основную часть боевых действий и получили более суровые обязанности (например, гарнизон в более проблемных районах). Хотя у некоторых арабских губернаторов были свои берберские заместители, другие жестоко обращались с ними. Мятежи берберских солдат были частыми; Например, в 729 году берберский полководец Муннус восстал и на какое-то время сумел создать мятежное государство в Серданье.

В 740 году в Магрибе (Северная Африка) вспыхнуло берберское восстание. Для того, чтобы подавить восстание, Омейядский халиф Хишам направил большую арабскую армию из Сирии , в Северную Африку. Но большая армия Омейядов была разбита берберскими повстанцами в битве при Багдуре (в Марокко). Воодушевлённые победами своих североафриканских братьев, берберы аль-Андалуса быстро подняли восстание. Берберские гарнизоны на севере Пиренейского полуострова взбунтовались, свергли своих арабских командиров и организовали большую повстанческую армию для похода на опорные пункты Толедо, Кордовы и Альхесираса.

В 741 году Балж ибн Бишр переплыл с 10-тысячным отрядом через Гибралтарский пролив . Арабский губернатор аль-Андалуса, к которому присоединились эти силы, разгромил берберских повстанцев в серии жестоких сражений в 742 году. Однако между сирийскими полководцами и андалусийцами, так называемыми «первыми арабами», разгорелась ссора. Сирийцы разгромили их в упорной битве при Аква Порторе в августе 742 года, но их было слишком мало, чтобы взять власть в провинции.

Ссора была урегулирована в 743 году, когда Абу-ль-Хадар аль-Хусам, новый правитель аль-Андалуса, назначил сирийцам владения в аль-Андалусе . Полк (джунд) Дамаска находился в Эльвире (Гранада), Иорданский джунд в Райю (Малага и Арчидона), Палестинский джунд в Медина-Сидония и Хересе, джунд Хомса в Севилье и Ньебла, а джунд Киннсрина в Хаэн. Египетский джунд был разделён между Бежей (Алентежу) на западе и Тудмиром (Мурсией) на востоке . Прибытие сирийцев значительно увеличило арабский элемент на Пиренейском полуострове и помогло укрепить мусульманскую власть на юге. Однако в то же время, не желая быть управляемыми, сирийские джунды продолжали существовать автономно, серьёзно дестабилизируя власть губернатора аль-Андалуса.

Вторым значительным последствием восстания стало расширение Королевства Астурия , которое до сих пор ограничивалось анклавами в Кантабрийском нагорье. После того, как мятежные берберские гарнизоны эвакуировались из северных пограничных крепостей, христианский король Астурии Альфонсо I решил немедленно захватить для себя пустые форты, быстро присоединив в своё молодое королевство северо-западные провинции Галисии и Леона. Астурийцы эвакуировали христианское население из городов и деревень Галисийско-Леонской низменности, создав пустую буферную зону в долине реки Дору («Пустыня Дуэро »). Эта недавно опустошенная граница оставалась примерно на том же месте в течение следующих нескольких веков в качестве границы между христианским севером и исламским югом. Между этой границей и его центральным районом на юге у государства аль-Андалус было 3 больших марки ( сугур ): нижняя марка (столица первоначально в Мериде, позже Бадахосе), средняя марка (с центром в Толедо) и верхняя марка (с центром в Сарагосе).

Эти беспорядки также позволили франкам, теперь находящимся под руководством Пипина Короткого , вторгнуться в стратегическую полосу Септимании в 752 году, надеясь лишить аль-Андалус лёгкой стартовой площадки для набегов на Францию. После длительной осады последняя арабская крепость, цитадель Нарбонны, наконец, пала франкам в 759 году. Аль-Андалус был изолирован в Пиренеях .

Третьим следствием берберского восстания стал крах власти Омейядского халифата над западными провинциями. Западные провинции Магриба и аль-Андалуса вышли из-под контроля омейядских халифов, отвлеченных Аббасидской революцией на востоке. Примерно с 745 года, , знаменитый местный арабский клан, произошедший от Укба ибн Нафи аль-Фихри, захватили власть в западных провинциях и управляли ими почти как своей собственной частной империей — Абд ар-Рахман ибн Хабиб аль-Фихри в Ифрикия и Юсуф аль-Фихри в аль-Андалусе. Фихриды приветствовали падение Омейядов на востоке в 750 году и стремились достичь взаимопонимания с Аббасидами, надеясь, что им будет позволено продолжить их автономное существование. Но когда Аббасиды отклонили это предложение и потребовали подчинения, Фихриды объявили независимость и, вероятно, несмотря на это, пригласили свергнутые остатки клана Омейядов укрыться в своих владениях. Это было роковое решение, о котором они вскоре пожалели, поскольку Омейяды, сыновья и внуки халифов, имели более законное право быть правителями, чем сами фихриды. Мятежные местные князья, разочарованные самодержавным правлением фихридов, сговорились с прибывающими Омейядами.

Эмират Омейядов и Халифат Кордовы

В 756 году сосланный Омейядский принц Абд ар-Рахман I (по прозвищу ад-Дахиль , то есть «иммигрант») вытеснил Юсуфа аль-Фихри и стал эмиром Кордовы. Он отказался подчиниться халифу Аббасидов, поскольку те убили большую часть его семьи. За 30 лет он установил правление над большей частью аль-Андалуса, преодолев сопротивление как семьи аль-Фихри, так и Аббасидских халифов .

В течение следующих полутора столетий его потомки оставались эмирами Кордовы с номинальным контролем над остальной частью аль-Андалуса и иногда западными частями Северной Африки (Магриба), но с реальным контролем, особенно над марками вдоль христианской границы, колеблющимися в зависимости от компетенции отдельного эмира. Действительно, сила эмира Абдуллаха ибн Мухаммада не выходила за пределы самой Кордовы. Но его внук Абд ар-Рахман III , сменивший его в 912 году, не только быстро восстановил власть Омейядов по всему аль-Андалусу, но и распространил её на запад Северной Африки. В 929 году он провозгласил себя халифом , подняв эмират на позицию, конкурирующую в престижности не только с Аббасидским халифом в Багдаде, но также и Фатимидским халифом в Тунисе, с которым он боролся за контроль над Северной Африкой.

Период Кордовского халифата рассматривается как золотой век аль-Андалуса. Сельскохозяйственные культуры, выращиваемые с использованием ирригации, наряду с продуктами питания, импортируемыми с Ближнего Востока, обеспечивали район вокруг Кордовы и некоторые другие города аль-Андалуса с сельскохозяйственным экономическим сектором, который был самым передовым в Европе на тот день, что вызвало арабскую сельскохозяйственную революцию . Среди европейских городов, Кóрдова с населением около 500 тысяч человек, в конце концов обогнал Константинополь как самый большой и процветающий город в Европе . В исламском мире Кордова была одним из ведущих культурных центров. Работа его наиболее известных учёных и философов (в частности, Абулькасис и Аверроэс) оказала большое влияние на интеллектуальную жизнь средневековой Европы.

Мусульмане и немусульмане часто приезжали из-за рубежа, чтобы учиться в знаменитых библиотеках и университетах аль-Андалуса, в основном, после повторного завоевания Толедо в 1085 году и создания переводческих учреждений, таких как Толедская школа переводчиков . Самым известным из них был Майкл Скот (ок. 1175 — ок. 1235), который увёз в Италию работы Ибн Рушд|Ибн Рушда («Аверроэс») и Ибн Сины («Авиценна»). Эта передача идей существенно повлияла на формирование европейского Ренессанса .

Таифский период

Халифат Кордовы фактически рухнул во время разрушительной гражданской войны между 1009 и 1013 годами, хотя окончательно не был отменён до 1031 года, когда аль-Андалус распался на ряд в основном независимых мини-государств и княжеств, называемых тайфами . Вторгшиеся в 1013 году берберы расправились с жителями Кордовы, разграбили город и сожгли дворцовый комплекс . После 1031 года тайфы, как правило, были слишком слабы, чтобы защитить себя от повторных набегов и требований дани от христианских государств на севере и западе, которые были известны мусульманам как «галисийские народы» , и которые распространились из своих первоначальных крепостей в Галисии, Астурии, Кантабрии, Стране Басков и Каролингской испанской марке и стали королевствами Наварры, Леона, Португалии, Кастилии и Арагона и графства Барселоны. В конечном итоге набеги превратились в завоевания, и в ответ правители тайф были вынуждены обратиться за помощью к Альморавидам , мусульманским берберским правителям Магриба. Однако в конечном итоге Альморавиды стали завоевывать и аннексировать тайфы.

Альморавиды, Альмохады и Мариниды

В 1086 году мусульманские князья в Иберии пригласили правителя Марокко Альморавида Юсуфа ибн Ташфина для защиты их от Альфонсо VI , короля Кастилии и Леона . В том же году Юсуф ибн Ташфин пересёк проливы в Альхесирасе и нанёс серьёзное поражение христианам в битве при Заллаке . К 1094 году Юсуф ибн Ташфин сместил всех мусульманских правителей в Иберии и аннексировал их государства, кроме Сарагосы . Он также вернул захваченную христианами Валенсию.

После победы Абу Юсуфа Якуба аль-Мансура над Альфонсо VIII , монархом Королевства Кастилии , в битве при Аларкосе в 1195 году на смену Альморавидам пришли Альмохады , ещё одна берберская династия. В 1212 году коалиция христианских королей под предводительством Альфонсо VIII Кастильского победила Альмохадов в битве при Лас-Навас-де-Толосе . Альмохады продолжали править аль-Андалусом в течение ещё одного десятилетия, хотя со значительно уменьшенной властью и престижем. Гражданские войны после смерти Абу Якуба Юсуфа II быстро привели к восстановлению тайф. Тайфы, недавно обретшие независимость, но теперь ослабленные, были быстро завоеваны Португалией, Кастилией и Арагоном. После падения Мурсии (1243 год) и Алгарве (1249 год), только Гранадский эмират выжил как зависимое от Кастилии государство до 1492 года. Большая часть его дани была заплачена золотом, которое было доставлено в Иберию из современного Мали и Буркина-Фасо через торговые пути Сахары.

Последней мусульманской угрозой для христианских королевств стал рост Маринидов в Марокко в XIV веке. Они взяли Гранаду в свою сферу влияния и заняли некоторые её города, такие как Альхесирас . Однако они не смогли взять Тарифу, которая продержалась до прибытия кастильской армии во главе с Альфонсо XI . Кастильский король, с помощью Афонсу IV Португальского и Педро IV Арагонского , окончательно победил Маринидов в битве при Саладо в 1340 году и взял Альхесирас в 1344 году. Гибралтар, тогда находившийся под властью Гранады, был осаждён в 1349—1350 годах. Альфонсо XI и большая часть его армии погибли в результате Чёрной смерти . Его преемник, Педро Кастильский , заключил мир с мусульманами и обратил своё внимание на христианские земли, начав период почти 150 лет восстаний и войн между христианскими государствами, которые обеспечили выживание Гранады.

Эмират Гранада, его падение и последствия

С середины XIII до конца XV века единственным оставшимся владением аль-Андалуса был Гранадский эмират, последний оплот мусульман на Пиренейском полуострове. Эмират был основан Мухаммадом ибн аль-Ахмаром в 1230 году и управлялся династией Насридов , самой долгоживущей правящей династией в истории аль-Андалуса. Несмотря на то, что эмират был окружён кастильскими землями, он был богат, благодаря тесной интеграции в средиземноморские торговые сети и пережил период значительного культурного и экономического процветания . Тем не менее, на протяжении большей части своего существования Гранада была зависимым государством, а эмиры Насриды платили дань кастильским королям. Статус Гранады как зависимого государства и его выгодное географическое положение, со Сьерра-Невадой как естественный барьер помогла продлить правление Насридов и позволила эмирату процветать в союзе с Магрибом и остальной частью Африки. Город Гранада также служил убежищем для мусульман, спасающихся бегством во время Реконкисты, принимая многочисленных мусульман, изгнанных из районов, контролируемых христианами, удвоив размер города и даже став одним из крупнейших в Европе в течение XV века с точки зрения населения .

В 1469 году брак Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской ознаменовал начало последнего штурма эмирата . Король и королева убедили папу Сикста IV объявить войну крестовым походом. Католические монархи подавляли один очаг сопротивления за другим, пока, наконец, 2 января 1492 года, после длительной осады , последний султан эмирата Мухаммед XII (Боабдиль) сдал город и крепость дворец, известный как Альгамбра .

К этому времени мусульман в Кастилии насчитывалось полмиллиона. После падения «100 000 человек погибли или были порабощены, 200 000 эмигрировали, а 200 000 остались в качестве остаточного населения. Многие из мусульманской элиты, включая Мухаммада XII, которому в качестве княжества дали район гор Альпухарры , нашли жизнь под христианским правлением невыносимым и переехали в Северную Африку» . По условиям капитуляции 1492 года мусульманам в Гранаде было разрешено продолжать исповедовать свою религию.

Массовое насильственное обращение мусульман в 1499 году привело к восстанию , которое распространилось на Альпухарры и горы Ронды ; после этого восстания капитуляции были отменены . В 1502 году католические монархи издали указ о принудительном обращении в христианство всех мусульман, живущих под властью Кастилии , хотя в королевствах Арагона и Валенсии открытая практика исповедания ислама была разрешена до 1526 года . Потомки мусульман были подвергнуты изгнанию из Испании между 1609 и 1614 годами . Последнее массовое преследование против морисков за криптоисламские практики произошел в Гранаде в 1727 году, а большинство осуждённых получили относительно лёгкие приговоры. С тех пор местный ислам считается ликвидированным в Испании .

Этносоциальные группы населения Пиренейского полуострова в мусульманской Испании

  • Мавры — собственно североафриканские мусульмане : арабы (30—40% населения), составлявшие привилегированную элиту халифата, и берберы (5—10% населения), наёмные воины и чиновники мусульманского государственного аппарата, говорившие на берберском языке и использовавшие арабский в официальных ситуациях.
  • Муваллады — бывшие христиане романского происхождения, принявшие ислам и практически полностью слившиеся с мусульманами (5%).
  • Мудехары — ремесленники и земледельцы, мусульмане, оставшиеся в отвоёванных христианами землях.
  • Ренегаты — бывшие христиане, недавно принявшие ислам и воевавшие на стороне мусульман.
  • Мориски — крестьяне и ремесленники из мусульман, добровольно или насильственно обращённые в христианство в контролируемых христианами землях.
  • Сефарды — романоязычные евреи Пиренейского полуострова.
  • Марраны — насильственно обращённые в христианство сефарды.
  • Мосарабы — группы романоязычных христиан, проживавших на контролируемых мусульманами землях.
  • Христиане — группы романоязычных католиков европейского происхождения, доминировавшие на севере страны.
  • Исконные христиане — привилегированные, начиная с последнего этапа Реконкисты, группы романоязычных потомственных католиков.

Учёные аль-Андалуса


В кинематографе

Примечания

  1. Versteegh, Kees. The Arab Presence in France and Switzerland in the 10Th Century (англ.) // Arabica : journal. — 1990. — 1 January ( vol. 37 , no. 3 ). — P. 359—388 . — ISSN . — doi : . — JSTOR .
  2. Wenner, Manfred W. (англ.) // International Journal of Middle East Studies : journal. — 1980. — August ( vol. 12 , no. 1 ). — P. 59—79 . — ISSN . — doi : . — JSTOR .
  3. Ekkehard, Casus S. Galli, IV, 15 (pp. 137f); Lévi-Provençal (1950:60); Reinaud (1964:149f)
  4. V Semana de Estudios Medievales: Nájera, 1 al 5 de agosto de 1994 , Gobierno de La Rioja, Instituto de Estudios Riojanos, 1995, p. 52
  5. Eloy Benito Ruano . (исп.) . — Real Academia de la Historia , 2002. — С. 79. — ISBN 978-84-95983-06-0 .
  6. (англ.) . — New York: Oxford University Press , 2003. — ISBN 0195125584 . — doi : .
  7. O'Callaghan, Joseph F. (англ.) . — Ithaca: Cornell University Press , 1983. — P. 142. — ISBN 0801468728 .
  8. Lewis, Bernard. The Jews of Islam. PrincetMeyrick, Fredrick. The Doctrine of the Church of England on the Holy Communion. NJ: Princeton University Press, 1984. p. 14
  9. Covington, Richard. (англ.) // (англ.) : magazine / Arndt, Robert. — Aramco Services Company, 2007. — Vol. 58 , no. 3 . — P. 2—16 . 1 марта 2021 года.
  10. Zaimeche, Salah . Muslim Heritage (август 2002). 7 октября 2017 года.
  11. Pigna, Felipe (исп.) . El Historiador (6 февраля 2018). 8 декабря 2015 года.
  12. Sabine Panzram; Laurent Callegarin. (исп.) . — Casa de Velázquez, 2018. — С. 145. — ISBN 978-84-9096-227-5 .
  13. Michael L. Bates. // Al-Andalus: The Art of Islamic Spain (англ.) / Jerrilynn D. Dodds. — Metropolitan Museum of Art , 1992. — P. 384. — ISBN 978-0-87099-636-8 .
  14. Thomas F. Glick. (англ.) . — BRILL , 2005. — P. 21. — ISBN 90-04-14771-3 .
  15. Cantó, Pablo (2016-09-09). . El País (исп.) . Prisa. из оригинала 8 марта 2021 . Дата обращения: 2 ноября 2019 .
  16. Joaquín Vallvé. (исп.) . — Instituto de Filología, 1986. — С. 55—59. — ISBN 978-84-00-06295-8 .
  17. Halm Heinz. Al-Andalus und Gothica Sors (англ.) // (англ.) : journal. — 1989. — Vol. 66 , no. 2 . — P. 252—263 . — doi : .
  18. Bossong Georg. (нем.) // Trends in Linguistics. Studies and Monographs / Restle David; Zaefferer Dietmar. — Berlin: De Gruyter Mouton , 2002. — Bd. Sounds and systems: studies in structure and change . — S. 149 . — ISBN 978-3-11-089465-3 . — ISSN . 27 июня 2008 года.
  19. Roger Collins. (англ.) . — John Wiley & Sons , 2012. — P. 8—9. — ISBN 978-0-631-18184-2 .
  20. 'Abdulwāhid Dḥanūn Ṭāha. // Routledge Library Editions: Muslim Spain (англ.) . — Taylor & Francis , 2016. — P. 166—177. — ISBN 978-1-134-98576-0 .
  21. R. Dozy (1913) Spanish Islam: A History of the Muslims in Spain (translated by Francis Griffin Stokes from Dozy’s original (1861) French Histoire des Musulmans d’Espagne , with consultation of the 1874 German version and the 1877 Spanish version) Chatto & Windus, London, от 25 июня 2020 на Wayback Machine
  22. Roger Collins. (англ.) . — John Wiley & Sons , 2012. — P. 12. — ISBN 978-0-631-18184-2 .
  23. Mahmoud Makki. // (англ.) / Salma Khadra Jayyusi, Manuela Marín. — BRILL, 1992. — P. —13. — ISBN 90-04-09599-3 .
  24. Levi-Provençal, (1950: p. 48); Kennedy (1996: p. 45)
  25. , Europe and Islam , Wiley-Blackwell, 2001, p. 9
  26. Roger Collins, «The Arab Conquest of Spain, 710—797», pp. 113—140 & 168—182
  27. Squatriti, Paolo. Of Seeds, Seasons, and Seas: Andrew Watson's Medieval Agrarian Revolution Forty Years Later (англ.) // (англ.) : journal. — 2014. — Vol. 74 , no. 4 . — P. 1205—1220 . — doi : .
  28. (англ.) . (англ.) . — University of Pennsylvania Press , 2008. — P. . — ISBN 978-0812240252 .
  29. Tertius Chandler. Four Thousand Years of Urban Growth: An Historical Census (1987), St. David’s University Press ( 11 февраля 2008 года. ). ISBN 0-88946-207-0
  30. , Marvin Perry, Myrna Chase, Margaret C. Jacob, James R. Jacob, 2008, 903 pages, pp. 261—262
  31. Gerber, Jane S. Jews of Spain: A History of the Sephardic Experience (англ.) . — Simon and Schuster , 1994. — P. 54. — ISBN 9780029115749 .
  32. Khaldun. The Muqaddimah
  33. Arrighi, Giovanni. (англ.) . — Verso, 2010. — P. . — ISBN 978-1-84467-304-9 .
  34. от 25 апреля 2021 на Wayback Machine by Salah Zaimeche
  35. Tellier, L.N. (англ.) . — Presses de l'Universite du Quebec, 2009. — P. 260. — ISBN 9782760522091 .
  36. Meyer, M.C.; Beezley, W.H. (англ.) . — Oxford University Press, US, 2000. — P. 31. — ISBN 978-0-19-511228-3 .
  37. Kamen, Henry. (англ.) . — Third. — Pearson, 2005. — P. 37—38. — ISBN 9780582784642 .
  38. Fernando Rodríguez Mediano. (англ.) . — BRILL, 2013. — P. 42. — ISBN 978-90-04-25029-1 .
  39. Anouar Majid. (англ.) . — Stanford University Press , 2004. — P. 25. — ISBN 978-0-8047-4981-7 .
  40. Patricia E. Grieve. (англ.) . — JHU Press , 2009. — P. 6. — ISBN 978-0-8018-9036-9 .
  41. L.P. Harvey: Muslims in Spain, 1500 to 1614 . University of Chicago Press, 2008, ISBN 9780226319650 , p. 1 ( в « Книгах Google »)
  42. от 15 июля 2017 на Wayback Machine (In Spanish)

Литература

  • Волкова Г. И. Al Andalus // Учебный испанско-русский лингвострановедческий словарь-справочник. — М. : Высш. шк. , 2006. — С. 23—24. — 656 с. — ISBN 5-06-004248-0 .
  • Dodds, Jerrilynn D. (англ.) . — New York: The Metropolitan Museum of Art, 1992. — ISBN 9780870996368 .
  • (англ.) . — New York: The Metropolitan Museum of Art, 1993. — ISBN 0870996851 .
  • (2019), Andalus and Sefarad: On Philosophy and Its History in Islamic Spain (Princeton: Princeton University Press )

Ссылки

  • от 9 октября 2010 на Wayback Machine
  • . bloknot.info (24 августа 2011). Дата обращения: 28 сентября 2011. 2 февраля 2012 года.
  • Darío Fernández-Morera: 5 декабря 2017 года. , The Intercollegiate Review , 2006
Источник —

Same as Аль-Андалус