Interested Article - Цифровая литература
- 2021-02-21
- 2
Цифровая литература , « дигитальная литература » (от англ. digital — цифровой) — совокупность литературных произведений , созданных с использованием компьютерных технологий таким образом, что без этих технологий такое произведение существовать не может.
Согласно определению немецкой исследовательницы Энрике Шмидт ,
Дигитальная литература использует технические возможности компьютера и дигитальные / мультимедийные технологии в качестве основного формообразующего, эстетического принципа с целью достижения новых форм и методов художественного выражения. Её адекватное воспроизведение на бумаге невозможно, исключено по определению и изначально не предусмотрено .
При этом, как указывает Шмидт , дигитальную литературу следует отличать от литературы «дигитализированной», то есть созданной вне зависимости от компьютерных технологий, но затем использующей их для тиражирования , распространения и т. д.
Основными признаками цифровой литературы являются использование гипертекста и интерактивность того или иного рода, включение в вербальный текст элементов анимации или иного мультимедийного контента . Специфической разновидностью дигитальной литературы являются также произведения, в той или иной степени сгенерированные компьютерной программой .
Цифровая литература отличается от традиционной тем, что в цифровой литературе, как и во всех экспериментальных видах написания, в центре внимания стоит не столько содержание , сколько сам язык как материал. Цифровая литература не стремится в первую очередь выразить чьи-либо чувства или мнения , а создать произведение искусства на основе теорий и экспериментов .
История и развитие
Первые произведения цифровой литературы, написанные с помощью компьютера , возникли в 50-х и 60-х годах в кругах , немецкого философа и публициста. Немецкий информатик Тео Лутц в 1959 году произвел первые искусственные и стохастические тексты на большом ЭВМ . Параллельно начиная с 1956 года экспериментировал, написав своё произведение Procedural Poems без компьютера — он заменил буквы названия стихотворения на случайно выбранные слова, и тем самым будто с помощью компьютерной программы произвел искусственно сгенерированный текст . В дальнейшем появилось несколько машин для печатания текста , такие как «La Machine à écrire» («Машина для печатания текста») 1964 года Жана Бодо. Основное внимание искусственно сгенерированных текстов было сосредоточено на их эстетических функциях. Отправной точкой стала сформированная в 1960 году группа УЛИПО (Мастерской Потенциальной Литературы или Управления Литературной Потенциальностью) , например, работа Ремона Кено « Cent mille milliards de poèmes» (« Сто миллиардов стихов»), которая состояла из десяти сонет с свободно комбинируемыми строками. Более поздние работы, такие как «Перестановки» (1996 г.) и «Генезис» (1999 г.) тоже следовал традиции искусственного генерирования текстов. Следующим этапом развития цифровой литературы стало появление инсталляций интерактивного медиа-искусства, таких как « Cybernetic Landscapes» («Кибернетические ландшафты») в 1960 году или « Legible City» («Читаемый город»), установленная с 1988 по 1992 год. Эти инсталляции позволяют зрителям передвигаться по виртуальным местностям, состоящим из букв. Служит примером также инсталляция «Бодибилдинг» (1997) , которая напоминает велотренажер и выдает текст в такт движениям. В центре внимания этих работ стояла коммуникация между пользователем и электронным носителем. Международное распространение цифровой литературы связывают с усилением развития новых электронных технологий в 80-е годы. HyperCard компании Apple открыла в 1987 эпоху гипертекста . Через него файлы могли быть связаны. С помощью таких программ, как Storyspace , вскоре были созданы первые литературные гипертексты, так называемые произведения гипертекстовой литературы — рассказы , исход которых мог определить читатель.
Основные понятия
Интерактивность
Интерактивность означает вовлеченность аудитории и является частью самого искусства . В центре цифровой литературы, таким образом, стоит активный получатель информации , который осознанно участвует в творческом процессе. Часто для участия в интерактивных инсталляциях требуется большая физическая отдача. Примером этого является « Legible City» («Читаемый город») Джеффри Шоу. Здесь «посетитель движется на велосипеде по улицам города, который виден на экране» . Интерактивность тесно связана с принципом процессуальности и существует благодаря диалогу между пользователем и компьютером. Её целью является мотивация — слово «интерактивность» применяется для привлечения потенциальных пользователей к произведению цифровой литературы.
Гипермедийность
Гипермедийностью в цифровой литературе называется способность « имитировать или интегрировать все предшествующие медиа » . Она представляет собой расширение гипертекста , подчеркивая при этом мультимедийную составляющую. Как и гипертекст, гипермедиа состоят из ссылок . Они включают в себя различные форматы, таким образом, что наряду с обыкновенными текстовыми файлами используются аудио, видео и изображения. При этом главное — творчески использовать различные свойства медиа и связать их друг с другом. С помощью гипермедийности цифровая литература расширяется: она динамична в новых измерениях . В то время, как печатные тексты двухмерны, а текстовые объекты — трехмерны, тексты цифровой литературы на экранах электронных носителей изменчивы. Они меняются во время чтения, попадая под влияние читателя. Это создает новую форму восприятия, в том числе восприятия времени и пространства . Посредством анимации , например, взаимодополняющее соотношение времени и пространства приобретает собственную специфику.
Процессуальность
Процессуальность цифровой литературы обычно достигается за счет анимации . Произведения цифровой литературы никогда не находятся в стагнации: они непрерывно видоизменяются и приобретают нужную форму в процессе чтения. Степень законченности произведения цифровой литературы зависит от самого читателя . Изначальная незаконченность произведений цифровой литературы — её важная особенность. В качестве примера стоит отметить «Генезис» Эдуардо Каса, в котором процессы трансформации текста представлены в виде анимации.
Связывание
Под связыванием в цифровой литературе подразумевается возможность каким-либо образом связать тексты между собой. Это понятие описывает также процесс коллективного написания. Коллективное написание текстов в литературе существовало еще до появления компьютеров. Пример тому — «поэтические игры» в Нюрнберге в XVII веке, эпистолярный роман в XVIII веке, салонная литература в XIV веке . Такое написание проявляется в цифровой литературе в возможности обмена документами с помощью компьютерных технологий (примером этого служит Интернет ). Система связывания способствует интерактивности между пользователями компьютеров, которая не зависит от какого-либо пространственного или временного присутствия.
Под эстетическим принципом совместного написания терпят изменения традиционные понятия, такие как « авторство » и « произведение ». Они расширяются, представляя такие аспекты, как коллективность, Wreadership — переход между написанием и чтением, открытость и незаконченность.
Критика
Немецкий литературовед считает, что цифровая литература в случае необдуманного, употребления технических возможностей может привести к возникновению «технологического кича», который не позволяет уловить главную мысль произведения. .
Авторы цифровой литературы
Примечания
- от 2 декабря 2008 на Wayback Machine // «Russian Literature», LVII (2005), S. 423—440.
- от 19 января 2010 на Wayback Machine // dichtung-digital, Nr. 38 (2008) ISSN 1617-6901
- . Дата обращения: 22 ноября 2014. 29 ноября 2014 года.
- Block, Friedrich: Auf hoher See in der Turing-Galaxie. Visuelle Poesie und Hypermedia. In: Arnold, Heinz Ludwig (Hrsg.): Text und Kritik. Visuelle Poesie. Sonderband Nr. 9, 1997
- Vgl. Block/Heilbach/Wenz, op. cit.
- Vgl. Cramer, Florian: Warum es zuwenig interessante Netzdichtung gibt, URL: от 18 февраля 2015 на Wayback Machine
- Simanowski, Roberto 2003: «Concrete poetry in analog and digital media», in: dichtung-digital 2 / 2003, February 2003, <www.dichtung-digital.de/2003/parisconnection/concretepoetry.htm>. [Deutsche Fassung «Lesen, Sehen, Klicken: Die Kinetisierung konkreter und visueller Poesie» unter <www.dichtung-digital.de/Webversion/index.htm>]
Ссылки
- : Международный журнал дигитальной литературы
- compiled by Eduardo Kac for Leonardo/ISAST
- 2021-02-21
- 2