Кисслинг, Ханс-Иоахим
- 1 year ago
- 0
- 0
Иоганн Иоахим Кванц ( нем. Johann Joachim Quantz ; 30 января 1697 , Шеден — 12 июля 1773 , Потсдам ) — немецкий флейтист , гобоист , композитор , теоретик музыки .
Иоганн Иоахим Кванц родился 30 января 1697 года в городе Шедене пятым ребёнком в семье кузнеца . После смерти обоих родителей ( 1702 и 1707 ) воспитанием мальчика занимался его дядя — Юстус Кванц, который был городским музыкантом в Мерзебурге , а также органист Иоганн Фридрих Кизеветтер. Дядя тоже вскоре умер, и мальчик продолжил своё обучение у его преемника Иоганна Фляйшхака.
В 1714 году Кванц поступил на обучение в городской оркестр Пирны , где учился игре на флейте, гобое, трубе и на нескольких других инструментах. По окончании обучения в 1716 получил место гобоиста и флейтиста в оркестре городской капеллы Дрездена . С 1717 года обучался композиции у Яна Зеленки и Иоганна Фукса в Вене , в 1718 году брал уроки у флейтиста Пьера Габриеля Бюффардена .
В 1718 году перешёл в качестве гобоиста в придворный оркестр Августа II , в составе которого совершал частые поездки в Польшу . С 1724 по 1726 год он путешествовал по Италии , где обучался контрапункту в Риме , встретился с Алессандро Скарлатти , подружился с кастратом Фаринелли , и в Венеции услышал своего музыкального кумира Вивальди . Далее отправился в Париж , а затем в Лондон , где Гендель упрашивал его остаться.
В 1728 году Иоганн Иоахим Кванц стал флейтистом в придворной капелле Саксонии , в Дрездене ( нем. Sächsische Staatskapelle Dresden ) и познакомился с принцем Фридрихом , которому начал давать уроки игры на флейте, которые его король-отец сразу запретил (однажды Кванц был даже вынужден спрятаться в шкаф, когда отец решил проконтролировать непослушного принца ).
В 1737 году Кванц женился на Анне Розине Шиндлер, однако брачный союз оказался неудачным, в Берлине ходили слухи, что жена его терроризировала .
В 1741 году после коронации Фридриха королём Пруссии он предложил Кванцу настолько выгодные условия в случае, если он согласится стать придворным композитором и музыкантом, что Кванц остался при дворе до конца своей жизни (его преемником стал впоследствии ) . Каждый день он давал уроки игры на флейте королю, управлял придворным оркестром, сочинял. Он также изготавливал инструменты по собственным эскизам, за которые щедро платил король. Коллегой Кванца при дворе с 1738 по 1768 гг. (правда, в более низком статусе всего лишь придворного клавесиниста ), был известный композитор Карл Филипп Эмануэль Бах . Кванц имел возможность познакомиться и с Бахом-отцом , который навещал своего сына композитора при дворе в 1747 году. Кванц во время поездки в Париж познакомился с флейтистом, композитором и видным масоном своего времени Жаком-Кристофом Нодо , с которым позже находился в дружеских отношениях.
Автор более 200 сонат для флейты, 300 концертов для флейты, 45 трио-сонат, многочисленных флейтовых дуэтов, трио, квартетов, и других произведений. Трактат Кванца «Опыт наставления по игре на поперечной флейте» («Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen» ( Берлин , 1752 ) выходит за рамки флейтовой «школы» и по существу является фундаментальным руководством по исполнению музыки барокко . Написал автобиографию (опубликована В.Марпургом ), в которой интересно описывает состояние музыки в Германии в его время.
Среди нововведений Кванца в строение поперечной флейты были дополнительные кольца, удлинявшие или укорачивающие инструмент — с их помощью можно было по-разному подстраивать инструмент — камертонное «ля» в то время имело сильный разброс, и могло сильно отличаться даже в соседних городах. Кванц также прибавил к инструменту дополнительный клапан ми-бемоль, который отличался по строю от клапана ре-диез — Кванц был приверженцем нетемперированного строя инструмента.