Interested Article - Жданов, Александр Павлович (художник)

Алекса́ндр Па́влович Жда́нов ( 11 января 1938 , ст. Вёшенская , Ростовская область , РСФСР 18 июля 2006 , Вашингтон , США ) — российский художник , один из родоначальников искусства ассамбляжа в России .

Биография

Александр Жданов родился 11 января 1938 года в станице Вешенской , в казачьей семье. Отец, Павел Александрович Жданов — боевой офицер, участник Великой Отечественной войны . В армию был призван, будучи студентом Ростовского художественного училища . В доме Ждановых всегда были краски, поскольку тяга к художественному творчеству не покидала отца всю оставшуюся жизнь. По воспоминаниям Александра Жданова, «отец был хорошим мастером, с суховатой манерой письма». В 1964 году умер от рака .

Детство Жданова прошло в разных военных гарнизонах, по местам службы отца: в Архангельской области , Сибири и на Дальнем Востоке .

Окончил в Уссурийске среднюю школу-семилетку. После школы работал. Дважды пытался поступить во Владивостокское художественное училище , но оба раза безуспешно.

В 1957 году был призван в Советскую Армию .

В конце 1950-х родители переехали на жительство в Ростов-на-Дону . С 1962 по 1968 год Жданов учился в Ростовском художественном училище им. М. Б. Грекова на живописно-педагогическом отделении , откуда его неоднократно исключали за «антисоветчину» . Официально причина исключения была сформулирована как «За систематическое злостное нарушение учебной программы», а также внешний вид, порочащий облик советского студента . Окончил Грековское училище Жданов в 1968 году (класс ), специальность — «художник-оформитель» . Жил во время учёбы на улице Ленина в панельной хрущёвской пятитиэтажке (ныне — проспект Ленина, 115/1), вместе с родителями и братом Николаем .

«Детская коляска», 1964 , ГТГ

В 1964 году Жданов создал свой знаменитый ассамбляж «Детская коляска» . Спустя 50 лет, в 2015 году, этот ассамбляж пополнит собрание Государственной Третьяковской галереи . Старую коляску, послужившую материалом для ассамбляжа, Жданов подобрал на железнодорожном переезде у Ростовского мясокомбината .

По окончании РХУ по распределению вместе со своими друзьями-однокурсниками Л. Стукановым , В. Собко и Л. Пузиным попал в Воронеж , работал в Новоусманской художественно-оформительской мастерской .

В 1973 году Жданов перебрался в Москву. Посещал Академическую дачу в Вышнем Волочке и Дом творчества в Переславле-Залесском . Принимал активное участие в андерграундной художественной жизни, общался с Оскаром Рабиным , Олегом Целковым , Михаилом Чернышовым , Виталием Сазоновым . Участвовал в знаменитой « Бульдозерной выставке » (1974), приехав поддержать в Беляево друзей-художников, решившихся «официально» анонсировать своё участие в выставке (т. н. список ) . Сам Жданов утверждал, что в «Бульдозерной выставке» как художник он участия не принимал .

В 1974 году женился на Галине Герасимовой .

В середине 1970-х годов Галина Герасимова сняла Жданову для пленэров комнату в живописнейшем местечке Подмосковья , академическом посёлке Мозжинка под Звенигородом . Жданов именовал свою летнюю резиденцию «Пристанищем» и работал там до самого отъезда из страны . В Пристанище вместе со Ждановым каждое лето работали его друг Леонид Стуканов , Юрий Фесенко , часто появлялись Вера Колганова , заезжали Юрий Шабельников , Олег Хаславский , Леонид Талочкин и другие.

В 1979 году Александр Жданов вступил в Московский горком художников-графиков , выставлялся на Малой Грузинской . Стал известен на Западе.

В июне 1982 года приёмная дочь Жданова, Васса Герасимова, будучи членом сборной СССР по синхронному плаванию , на соревнованиях в Испании бежала из гостиницы и попросила политического убежища в посольстве США .

После побега Вассы, Жданов и Герасимова в течение нескольких лет безуспешно добивались от властей разрешения на выезд.

В 1987 году Александр Жданов, будучи знаком с послом США в СССР Артуром Хартманом и другими дипломатами американского посольства, принял решение передать в дар народу США около полутора тысяч своих работ . Данное решение, по словам Жданова, было с энтузиазмом встречено дипломатами .

В октябре 1987 года художник и его жена, добиваясь разрешения на выезд, провели 8 акций протеста подряд . Последней каплей для терпения властей стала акция во время визита в Москву госсекретаря США Джорджа Шульца . 22 октября 1987 года Жданов и Герасимова приковали себя к дереву у ворот американского посольства в Москве . После этого демарша власти приказали им покинуть страну.

30 октября 1987 года Жданов и Герасимова эмигрировали . Сначала в Австрию, затем в США. Провожали их на Белорусском вокзале Леонид Талочкин , Юрий Фесенко , Вера Колганова , Михаил Ковальков, Владимир Сквирский .

Уже после эмиграции работы Жданова в 1990 году были показаны на знаменитой выставке «Другое искусство» в Государственной Третьяковской галерее .

Умер в Вашингтоне 18 июля 2006 года в от удушья и сердечной недостаточности . Прах Александра Жданова, в соответствии с его волей, был развеян над рекой Шенандоа , неподалёку от его загородного дома в лесах предгорья Аппалачи ( штат Вирджиния , ).

Прощальный вечер и импровизированная выставка работ были проведены в любимом клубе Александра Жданова , расположенном в районе Вашингтона .

Работы Жданова на аукционах появляются редко . В 2017 году одна работа Жданова была продана на аукционе Sotheby's .

Работы А. П. Жданова находятся в коллекциях

Персональные выставки

Открытие выставки « Александр Жданов. Последний Пан », 2023 г.

Цитаты

  • «Знаменательна фигура Александра Жданова, который в 1964 году создаёт своё поистине уникальное произведение. «Детская коляска» , предмет, найденный на свалке и привлекший внимание художника своей уникальностью, сплющенная детская коляска, висящая на собственной ручке, это трагедия изуродованных человеческих жизней и вместе с тем чисто поп-артистская реплика на американский поп-арт. В этом предмете появляется некий пролог одномерности, сплющенности человеческой жизни, её детерминированности в самом начале. Здесь случайная деформация, как в тексте, предполагает некую «цитату» из течения жизненных событий, археологический «взгляд» на историю человечества» — Татьяна Вендельштейн , 2005.
  • «Обладая абсолютным чувством цвета, Александр к середине семидесятых годов смог настолько минимизировать свою палитру, что ему для решения сложных живописных задач стало хватать двух, трёх красок. Более того, начиная с этого времени, Жданов создал ряд чёрно-белых произведений, которые производят впечатление полноценной (полихромной) живописи» Леонид Пузин, 2010.
  • «Показателен сам образный мир этих картин... с их суровой лапидарной экспрессией, с их как бы „рубленой“ пластикой часто фронтально плоскостно предстоящих фигур, с их предельной лаконичностью изображений. Но они столь же ощутимо возникли не без опоры на живые непосредственные натурные наблюдения. Конкретные в основе образы тут действительно превращаются в своего рода обобщённо-условные пластические знаки, но это — знаки Бытия на земле. Они — символические воплощения „Здесь-Бытия“, неразрывно укреплённого в местном ландшафте. Здесь явственно возобладало следование русской традиции в её духовно-мировозренческом и в собственно художественном понимании» Сергей Кусков , 2002 г.
  • «Жданов, воспринявший традиции экспрессионизма и позднего, „крестьянского“ Малевича, создал свою, то спрятанную в монохром, то взрывающуюся контрастами цветов, пластическую органику» Сергей Попов , 2002 г.

Избранные групповые выставки

Известные ученики

Память

Семья

  • Герасимова, Галина Мстиславовна (1932—2010) — жена, российский учёный, к. т. н.
  • Герасимова, Васса Александровна (род. 1963; Vassa Olson, USA) — приёмная дочь, мастер спорта по синхронному плаванию, член Олимпийской сборной СССР (1982).

Литература

  • Tracey P. What happens to a dream deferred? // The Washington Post. — 1993. — 23 August.
  • Sullivan S.

Ссылки

  • .
  • Schudel M.

Источники

  1. Талочкин Л. Я знал их всех. Коллекция / Государственная Третьяковская галерея. — М.: ГТГ, 2022. — 336 с. — ISBN 978-5-89580-314-1 .
  2. Крочик Г. Интервью с художником Александром Ждановым // Вестник. — 1992. — 14 июля. — С. 13-17.
  3. Скопцова Г. С. Из века в века. История РХУ в лицах. — Ростов-на-Дону: Изд. РХУ, 2009. — С. 247. — ISBN 978-5-9901759-1-4 .
  4. Кульченко В. Острова Памяти. Часть III. — Ростов-на-Дону: Б. и., 2017. — С. 31.
  5. Кульченко В. Острова Памяти. Часть III. — Ростов-на-Дону: Б. и., 2017. — С. 32.
  6. Пузин Л. от 25 августа 2011 на Wayback Machine // samlib.ru. — 2010. — 13 мая.
  7. Нагапетьян В. от 14 сентября 2021 на Wayback Machine // proza.ru. — 2007. — 23 июля.
  8. Фесенко Ю. от 21 ноября 2021 на Wayback Machine // www.rostovnews.net. — 2021. — 21 ноября.
  9. Вайцеховская Е. // Спорт-Экспресс. — 2008. — 11 июля.
  10. Попов В. от 7 октября 2021 на Wayback Machine // gordonua.com. — 2020. — 4 марта.
  11. Sullivan S. Still Life // Washington City Paper. — 2001. — № 20.
  12. Кулик И. // Коммерсантъ. — 2006. — 28 июля.
  13. Герасимова Г. // Чайка. — 2007. — 1 марта.
  14. Собств. корр. от 24 октября 2021 на Wayback Machine // artinvestment.ru. — 2019. 11 апр.
  15. Matt Schudel от 20 октября 2012 на Wayback Machine // The Washington Post. — 2006. — 22 July.
  16. Собств. инф. от 30 марта 2023 на Wayback Machine // www.rostovnews.net. — 2023. — 29 марта.
  17. Кононова Л. // Город N. — 2023. — 1 апр.
  18. Собств. инф. от 13 апреля 2023 на Wayback Machine // АртВести. — 2023. — 4 апр.
  19. Собств. инф. от 14 апреля 2023 на Wayback Machine // Кто главный. — 2023. — 4 апр.
  20. Медведев С. от 14 апреля 2023 на Wayback Machine // expertsouth.ru. — 2023. — 11 апр.
  21. Гуржиева И. от 8 мая 2023 на Wayback Machine // Кто главный. — 2023. — 8 мая.
  22. Fitzgerald N. от 15 апреля 2023 на Wayback Machine // Russia Beyond. — 2012. — July 18.
  23. Hruby P. от 15 апреля 2023 на Wayback Machine // The Washington Times. — 2012. — May 9.
  24. Hughes S. от 15 апреля 2023 на Wayback Machine // The Pennsylvania Gazette. — 2013. — № 1. — P. 52-58.
  25. Собств. инф. от 22 октября 2021 на Wayback Machine // www.museum.ru. — 2003. — 15 февр.
  26. Мойст В. от 21 октября 2021 на Wayback Machine // www.gazeta.ru. — 2003. — 25 янв.
  27. Шестидесятники: новый реализм. Михаил Рогинский и Александр Жданов. — М.: Сэм Брук, 2002. — 4 с.
  28. Скопцова Г. С. Из века в века: история РХУ в лицах. — Ростов-на-Дону: Изд. РХУ, 2009. — С. 247. — ISBN 978-5-9901759-1-4 .
  29. Воротынцева К. // kulturomania.ru. — 2023. — 22 сент.
  30. Барышева А. // moskvichmag.ru. — 2023. — 23 авг.
  31. Собств. инф. // Коммерсантъ. — 2023. — 29 сент.
  32. Китель А. от 29 апреля 2023 на Wayback Machine // www.theartnewspaper.ru. — 2016. — 20 сент.
  33. Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968. Каталог. — М.: ГМИИ им. Пушкина, 2017. — 504 с. — ISBN 978-5-906480-11-8 .
  34. Сальников В. от 4 марта 2021 на Wayback Machine // Художественный журнал. — 2005. — № 60.
  35. Ромер Ф. Сказки брянскогог леса // Независимая газета. — 1996. — 9 авг.
  36. Нонконформисты. Второй русский авангард 1955–1988. Собрание Бар‑Гера / под ред. Х.-П. Ризе. — Кёльн: Wienand Verlag, 1996. — 320 с. — ISBN 3879094960 .
  37. Врубель-Голубкина И. Другое искусство // Бег Времени. — 1991. — 8 февр.
  38. Собств. инф. Хроника «Другого искусства» // Декоративное искусство СССР. — 1991. — № 7. — С. 38-45.
  39. Лебедева Ю. от 19 октября 2021 на Wayback Machine // www.rsuh.ru. — 2006. — 26 апр.
  40. Собств. инф. // artuzel.com. — 2023. — 15 дек.
  41. Кононова Л. // Город N. — 2023. — 26 дек.
  42. Пащенко К. // don24.ru. — 2023. — 25 дек.
Источник —

Same as Жданов, Александр Павлович (художник)