Interested Article - Моностих

Моностих (также однострок , однострочие ) — литературная форма : произведение, состоящее из одной стихотворной строки .

История

Принято считать, что однострочные стихотворения возникли уже в античной поэзии, хотя совершенно достоверных подтверждений этому нет: большинство дошедших до нас однострочных текстов древнегреческих и римских авторов представляют собой, по-видимому, обломки не сохранившихся полностью стихотворений, хотя моностих Авсония «Рим», кажется, представляет собой исключение, а по поводу нескольких эпиграмм Марциала существуют определённые сомнения. Однако в последующей культуре (зачастую уже в позднеантичный период) такие фрагменты бытовали как самодостаточные, становясь объектом имитации позднейших (чаще всего анонимных) авторов, так что возможность однострочного стихотворения европейской литературной традицией подразумевалась. Новую жизнь вдохнула в эту экзотическую стихотворную форму модернистская поэзия начала XX века: моностих Гийома Аполлинера «Поющий» ( 1914 ) положил начало однострочным экспериментам не только французских, но и английских ( Ральф Ходжсон ), американских (начиная с ), итальянских ( Унгаретти ), румынских ( ), латиноамериканских ( Пабло Неруда ) поэтов. Русская поэзия, однако, обратилась к литературному моностиху двумя десятилетиями раньше, когда Валерий Брюсов опубликовал своё знаменитое однострочное сочинение « О закрой свои бледные ноги » ( 1894 ; так, без запятой после «О»!), вызвавшее бурную реакцию российской литературной мысли, в том числе резкие отповеди Владимира Соловьёва и Василия Розанова . Впрочем, моностихи публиковали ещё на рубеже XVIII—XIX вв. Державин , Карамзин и граф Хвостов , однако эти тексты создавались в рамках жанрового канона эпитафии и не оказали влияния на дальнейшее развитие формы.

На протяжении XX века моностих во всех основных западных поэзиях, в том числе и в русской, прошел путь эстетической нормализации, превратившись в редкую, но закономерную, не связанную с эпатирующим эффектом форму поэтического высказывания; в России, в частности, к моностиху обращались такие разные авторы, как Константин Бальмонт , Даниил Хармс , Илья Сельвинский , Лев Озеров , Геннадий Айги , Иван Жданов и др. На рубеже 1980-90-х гг. поэт Владимир Вишневский даже создал на основе моностиха собственный авторский жанр , принесший широкую популярность и автору, и использованной им форме. В англоязычной поэзии заметное влияние на расцвет моностиха было оказано усвоенным из японской поэзии стихотворным жанром хайку , в оригинале представляющим собой — вопреки привычке русского читателя к трехстрочной форме — один столбец иероглифов; в конце 1990-х гг. с начавшейся экспансией хайку в русскую поэзию развитие русского моностиха также получило новый стимул.

Однострок и теория поэзии

С точки зрения литературной теории моностих представляет собой парадоксальное явление, поскольку многие определения стиха явно или неявно требуют наличия в стихотворном тексте более чем одной строки. Стремление к научной последовательности заставило поэта и теоретика Владимира Бурича объявить, что однострочные тексты нельзя рассматривать ни как стихотворные, ни как прозаические: Бурич предложил выделить их в особый, третий класс текстов, и назвал такие тексты «удетеронами» (от греческого «ни тот ни другой»). С теми или иными оговорками позицию Бурича поддержали такие крупные русские теоретики литературы, как Михаил Гаспаров и Юрий Орлицкий . Однако такая теоретическая позиция вступает в критическое противоречие с читательской интуицией: трудно поверить, что однострочный текст Владимира Вишневского «И долго буду тем любезен я и этим…», мгновенно опознаваемый в качестве шестистопного ямба и представляющий собой ироническую трансформацию строки из знаменитого стихотворения Пушкина « », вопреки очевидности сам по себе стихотворным не является. В поисках такого понимания самого явления стиха, какое не будет заводить в тупик при обращении к однострочным текстам, специалисты, начиная с Максима Шапира , обращаются к стиховедческой концепции Юрия Тынянова , для которого главным признаком стиха были происходящие в стиховой речи изменения словесной семантики под действием ритма, иначе говоря — давление звучания на значение. Таким образом проблема моностиха из сугубо периферийной превращается в один из краеугольных камней стиховедения , оказывая непосредственное влияние на выбор той или иной научной парадигмы.

Терминология

Некоторые специалисты предпочитают термину «моностих» образованный Владимиром Марковым по аналогии термин « однострок ». За пределами научной литературы моностих называют и одностишием ; в стиховедческой терминологии, однако, это слово чаще используется для обозначения изолированного (отделенного от остального текста отбивками) стиха в многострочном стихотворении.

См. также

Примечания

  1. , с. 123.

Литература

  • Моностих // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 586. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
  • Моностих // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев . — М. : «Просвещение», 1974. — С. 225. — 509 с. — 300 000 экз.
  • Брюсов В. Я. . — М. : Геликон, 1918. — 200 с.
  • Д. В. Кузьмин. Русский моностих: очерк истории и теории. — М.: НЛО, 2016. — Научное приложение, выпуск CLVI
  • В. Ф. Марков. Одностроки. // Воздушные пути. 1963. № 3.
  • . // Олег Федотов. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. Книга 2. Строфика. // Флинта, 2001.
  • . // Сергей Чупринин. Жизнь по понятиям : русская литература сегодня. — М. : Время, 2007. — 766 с. — 3000 экз. ISBN 5-9691-0129-X .

Ссылки

  • : Автореферат диссертации кандидата филологических наук. — Самара, 2005.
  • : Хрестоматия (25 текстов с комментариями)
Источник —

Same as Моностих