Interested Article - Полифония
- 2020-08-05
- 1
Полифо́ни́я ( лат. polyphonia , др.-греч. πολυφωνία , букв. «многозвучие», от др.-греч. πολυ-, πολύς — «много» + др.-греч. φωνή — «звук») — склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле) многоголосной фактуры . В музыкальной пьесе полифонического склада (например, в каноне Жоскена Депре , в фуге И. С. Баха ) голоса равноправны в композиционно-техническом (одинаковые для всех голосов приёмы мотивно-мелодической разработки) и логическом (равноправные носители «музыкальной мысли») отношениях. Словом «полифония» также именуется музыкально-теоретическая дисциплина, которая преподаётся в курсах среднего и высшего музыкального образования для композиторов и музыковедов. Главная задача дисциплины полифонии — практическое изучение полифонических композиций.
Разные варианты ударения в слове «полифония»
Ударение в русском слове «полифония» испытывает колебания. В Словаре церковнославянского и русского языка , изданном Императорской Академией Наук в 1847 году, дано единственное ударение на второе «о» . Российские общелексические словари 2-й половины XX века и начала XXI века, как правило, выставляют единственное ударение на втором от конца слоге , как например, Большая советская энциклопедия (2-е изд., 1955) , Энциклопедический музыкальный словарь (1959) и Советский энциклопедический словарь (1979 и переиздания до 1988, включительно) . В XXI веке профессиональные музыканты (композиторы, исполнители, педагоги и музыковеды) ставят ударение на второе «о» — по аналогии с другими терминами, описывающими музыкальный склад ( гетерофо́ния , гомофо́ния ). Такой орфоэпической нормы придерживаются новейшая (2014) Большая российская энциклопедия , её , а также научно-образовательный энциклопедический портал «Знания» (2022) . Некоторые профильные словари и энциклопедии допускают орфоэпические варианты . В «Музыкальном энциклопедическом словаре» (1990 и переиздания) ударение в чёрном слове «полифония» вовсе не выставлено .
Полифония и гармония
Понятие полифонии (как склада) не коррелятивно понятию гармонии (звуковысотной структуры), поэтому справедливо говорить, например, о полифонической гармонии. При всей функциональной (музыкально-смысловой, музыкально-логической) независимости отдельных голосов они всегда согласованы по вертикали. В полифонической пьесе (например, в органуме Перотина, в мотете Машо, в мадригале Джезуальдо) слух выделяет консонансы и диссонансы, аккорды и (в старинном многоголосии) конкорды , а их связи, которые проявляются в развёртывании музыки во времени, подчиняются логике того или иного лада . Любая полифоническая пьеса обладает признаком целостности звуковысотной структуры, музыкальной гармонии .
Полифония и многоголосие
В некоторых западных традициях для обозначения многоголосия (более одного голоса в музыкальной «вертикали») и для обозначения особого музыкального склада используется одно и то же слово, например, в англоязычном музыкознании прилагательное polyphonic (в немецком, напротив, есть прилагательные mehrstimmig и polyphon) — в таких случаях специфику словоупотребления можно установить только из контекста.
В российской науке атрибут «полифонический» ссылается на специфику музыкального склада (например, «полифоническая пьеса», «композитор-полифонист»), в то время как атрибут «многоголосный» не содержит такого специфического уточнения (например, « шансон — многоголосная песня», «Бах — автор многоголосных обработок хоралов »). В современной неспециальной литературе (как правило, вследствие «слепого» перевода с английского языка) слово «полифония» используется как точный синоним слова «многоголосие» (например, составители рекламных текстов находят «полифонию» в мобильных телефонах), причём в таком (нетерминологическом) употреблении ударение зачастую выставляется на предпоследний слог — полифони́я.
Типология
Полифонию разделяют на типы:
- Подголосочная полифония, при которой вместе с основной мелодией звучат её подголоски , то есть несколько отличающиеся варианты (это совпадает с понятием гетерофония ). Характерна для русской народной песни.
- Имитационная полифония, при которой основная тема звучит сначала в одном голосе, а потом, возможно, с изменениями, появляется в других голосах (при этом основных тем может быть несколько). Форма, в которой тема повторяется без изменений, называется каноном . Вершиной форм, в которых мелодия изменяется от голоса к голосу, является фуга .
- Контрастно-тематическая полифония (или полимелодизм), при которой одновременно звучат разные мелодии.
- Скрытая полифония — скрытие тематических интонаций в фактуре произведения. Применяется к полифонии свободного стиля, начиная с малых полифонических циклов И. С. Баха.
Индивидуально характерные типы
Некоторые композиторы, особенно интенсивно использовавшие полифонические техники, выработали специфический, характерный именно для их творчества стиль. В таких случаях говорят, например, о «полифонии Баха», «полифонии Стравинского», «полифонии Мясковского», «полифонии Щедрина» , о «микрополифонии» Лигети и т. п.
Исторический очерк
Первые сохранившиеся образцы европейской полифонической музыки — непараллельные и мелизматические органумы (IX—XI века). В XIII—XIV веках полифония ярче всего проявилась в мотете . В XV — XVI веках полифония стала нормой для подавляющего большинства артефактов композиторской музыки, как церковной (многоголосной), так и светской. Наивысшего расцвета полифоническая музыка достигла в творчестве Генделя и Баха в XVII — XVIII веках (в основном, в форме фуг ). Параллельно (начиная приблизительно с XVI в.) быстро развивался гомофонный склад, во времена венской классики и в эпоху романтизма явно доминировавший над полифоническим. Очередной подъём интереса к полифонии начался во второй половине XIX века . Имитационная полифония, ориентирующаяся на Баха и Генделя, часто использовалась композиторами XX века ( Хиндемит , Шостакович , Стравинский и др.).
Строгое письмо и свободное письмо
В многоголосной музыке доклассической эпохи исследователи различают два основных тренда полифонической композиции: строгое письмо , или строгий стиль ( нем. strenger Satz , итал. contrappunto osservato , англ. strict counterpoint ), и свободное письмо , или свободный стиль ( нем. freier Satz , англ. free counterpoint ). До первых десятилетий XX в. в России в таком же значении употреблялись термины «контрапункт строгого письма» и «контрапункт свободного письма» (в Германии эта пара терминов используется и по сей день).
Определения «строгий» и «свободный» относились прежде всего к употреблению диссонанса и к голосоведению . В строгом письме приготовление и разрешение диссонанса регламентировалось разветвлёнными правилами, нарушение которых рассматривалось как техническая неумелость композитора. Подобные же правила были разработаны и в отношении голосоведения в целом, эстетическим каноном в котором была сбалансированность , например, баланс интервального скачка́ и последующего его заполнения. В то же время, под запретом находились переченье и параллелизм совершенных консонансов.
В свободном письме правила употребления диссонанса и правила голосоведения (например, запрет параллелизма октав и квинт) в целом продолжали действовать, хотя и трактовались более свободно. Ярче всего «свобода» проявились в том, что диссонанс стали применять без приготовления (так называемый неприготовленный диссонанс). Это и некоторые другие допущения в свободном письме оправдывались, с одной стороны, характерной для наступившей эпохи музыкальной риторикой (например, ею оправдывали «драматическое» переченье и иные нарушения правил). С другой стороны, бо́льшую свободу голосоведения обусловила историческая необходимость — полифоническую музыку стали сочинять по законам новой мажорно-минорной тональности , в которой тритон вошёл в состав ключевого для этой звуковысотной системы созвучия — доминантсептаккорда .
К «эпохе строгого письма» (или строгого стиля) относят музыку позднего Средневековья и Возрождения (XV—XVI вв.), подразумевая, прежде всего, церковную музыку франко-фламандских полифонистов (Жоскен, Окегем, Обрехт, Вилларт, Лассо и др.) и Палестрины. В теории композиционные нормы полифонии строгого стиля определил Дж. Царлино . Мастера строгого стиля владели всеми средствами контрапункта, разработали практически все формы имитации и канона, широко пользовались приёмами преобразования исходной темы ( обращение , ракоход , увеличение , уменьшение ). В гармонии строгое письмо опиралось на систему диатонических модальных ладов .
Эпоху барокко до XVIII в. включительно историки полифонии называют «эпохой свободного стиля». Возросшая роль инструментальной музыки стимулировала развитие хоральной обработки, полифонических вариаций (в том числе пассакалии ), а также фантазии , токкаты , канцоны , ричеркара , из которых к середине XVII века сформировалась фуга . В гармонии основой полифонической музыки, написанной по законам свободного стиля, стала мажорно-минорная тональность («гармоническая тональность»). Крупнейшие представители полифонии свободного стиля — И. С. Бах и Г. Ф. Гендель.
Полифония и полифонизм в литературе
В русском языке XIX — начала XX в. в аналогичном современной полифонии значении использовался (наряду с термином «полифония») термин «полифонизм» . В литературоведении XX в. ( М. М. Бахтин и его последователи) слово «полифонизм» употребляется в смысле нового жанра, которому свойственна не только многопланность, но и «полифония полноценных голосов», то есть «множественность одинаково авторитетных идеологических позиций». Бахтин считает, что полифонизм характерен для Достоевского в целом, но полнее всего он проявляется именно в больших романах, где имеется место для раскрытия героев и соответствующей сюжетно-композиционной структуры .
В полифоническом романе наравне с авторскими словами имеют значение и слова героя о мире и самом себе. При этом Бахтин особо оговаривает незавершённость мира произведения: «ещё всё впереди и всегда будет впереди». Однако, как указывает Н.Д. Тамарченко, при такой концепции имеется противоречие между незавершенностью внутреннего мира героев и законченностью каждого произведения как текста, и этого Бахтин не объясняет, как и систему, образующую полифоническое единство романа. Поэтому понятие «полифонический роман» филологи нередко используют не строго, а образно, в широком диапазоне смыслов .
См. также
Примечания
- Большая российская энциклопедия (Т.26. Москва: БРЭ, 2014, с.702) фиксирует в этом слове единственное ударение, на «о».
- Музыкальный орфографический словарь (М.: Современная музыка, 2007, с.248) показывает только одно ударение — на «о».
- М. В. Зарва . Русское словесное ударение (2001, с. 388) фиксирует единственное ударение на «и»
- Большой толковый словарь русского языка (гл. ред. С. А. Кузнецов. Норинт 2000. С. 902) фиксирует единственное ударение на «и»
- Суперанская А.В. . — Наука, 1968. — С. 212. фиксирует единственное ударение на «и» с оговоркой, что "в речи музыковеда К. Аджемова зафиксировано ударение на «о».
- ↑ Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка . — СПб. : Императорская Академия Наук, 1847. — Т. III: О-П. — С. 314. даёт единственное ударение — на «о».
- Полифо́ни́я // Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров . — М. : Советская энциклопедия, 1993. — С. 1032 . указано два ударения — на «о» и на второе «и»
- М. В. Зарва. Русское словесное ударение (2001, с. 388)
- Большой толковый словарь русского языка (гл. ред. С. А. Кузнецов. Норинт 2000. С. 902)
- Полифония // Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. С. И. Вавилов . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1949—1958.
- Полифони́я // Энциклопедический музыкальный словарь / Авт.-сост. Б. С. Штейнпресс и И. М. Ямпольский / отв. редактор Г. В. Келдыш . — М. : Советская энциклопедия, 1959. — С. 211 .
- // Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров . — М. : Советская энциклопедия, 1987. — С. 1031 .
- // Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров . — М. : Советская энциклопедия, 1988. — С. 1031 .
- / Фраёнов В. П. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- См. там статью от 14 ноября 2022 на Wayback Machine . См. также: Музыкальный орфографический словарь. М.: Современная музыка, 2007, с.248. ISBN 5-93138-095-0 .
- // Музыкальный учебный словарь / Т. В. Такташова, Н. В. Баско, Е. В. Баринова. — Наука, 2003. — С. 229 . — ISBN 5-89349-527-6 .
- Протопопов В. В. Полифо́ни́я // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша . — М. : Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4 . — С. 344 .
- Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, с.432-433.
- См., например, учебное пособие И. К. Кузнецова от 22 сентября 2017 на Wayback Machine (2012).
- от 8 декабря 2012 на Wayback Machine .
- Захаров В.Н. Система жанров Достоевского: Типология и поэтика. Л.: Изд. Лен. ун-та., 1985. — С. 138.
- Тамарченко Н.Д. О принципах типологии романа в работах М.М. Бахтина / Природа художественного целого и литературный процесс. — Кемерово: КемГУ, 1980. — С. 27-34.
Литература
- Motte D. de la . Kontrapunkt. Ein Lese- und Arbeitsbuch. Kassel, Basel: Bärenreiter, 1981; 9te Aufl., 2014.
- Евдокимова Ю. К. Многоголосие средневековья. X—XIV вв. М., 1983 (История полифонии, т.1).
- Федотов В. А. Начало западноевропейской полифонии. Владивосток, 1985.
- 2020-08-05
- 1