Мост короля Хуан-Карлоса I
- 1 year ago
- 0
- 0
Апартаменты Короля представляют собой анфиладу комнат в Версальском дворце , служивших жилыми помещениями для Людовика XIV . С окнами, выходящими во Мраморный Двор , эти помещения расположены в самой старинной части дворца на месте комнат, которые в замке времен Людовика XIII были отведены королеве. Главным образом по причине неудобства и сооружения Зеркальной галереи , Людовик XIV занялся перестройкой этих помещений под себя вскоре после смерти Марии Терезии в 1684 году. В эпоху правления Людовика XV и Людовика XVI Апартаменты Короля превратились в повседневные рабочие помещения.
Изначально анфилада Апартаментов Короля содержала восемь комнат и начиналась от Лестницы Королевы . После 1701 года количество комнат было уменьшено до семи; а в 1755 году число комнат уменьшилось до шести.
Вестибюль ( Le vestibule ) отделан мраморными панелями и освещен двумя окнами, выходящими в Королевский двор . В 1701 году, чтобы увеличить освещение лестничных маршей, была вскрыта южная стена напротив окон; таким образом из вестибюля получилась лоджия ( loggia ). В конце правления Людовика XIV Лестница Королевы и Лоджия вели одновременно в Апартаменты Короля , и в апартаменты Мадам де Ментенон , с которой Король сочетался тайным браком после смерти королевы Марии-Терезии .
Зал караула ( Salle des gardes ) служил для размещения Гвардейцев Короля . При раннем декорировании комнаты использовали облицовку стен кожей с тисненой позолотой и батальную сцену работы Жозефа Парроселя , «Битва при Лёзе, 18 сентября 1691», висящую над камином . Оформление комнаты дополняют две большие люстры , украшенные монограммой короля. Практичное назначение комнаты подчеркивалось деревянными скамьями, походными кроватями и ширмами, которые использовались гвардейцами, находящимися в комнате. По понедельникам в этой комнате устанавливался стол, накрытый бархатной скатертью с золотой бахромой, за которым Людовик XIV лично принимал прошения, поданные его подчиненными .
Первый аванзал ( La première antichambre ) или Салон Большого Столового Прибора (также известный в эпоху правления Людовика XIV как Салон ужина Короля ) выходил тремя окнами во Мраморный двор (север) и другими тремя окнами во Двор Королевы (юг) . В оформлении комнаты использована батальная живопись Жозефа Парроселя — над каминной доской выставлена его картина «Битва при Арбелах» . После смерти Королевы и комнату сервировали в тех случаях, когда Людовик XIV ужинал на публике один. Для ужина по церемонии Большого Столового Прибора сервировали стол перед камином и одно кресло с подлокотниками. У стены напротив камина изначально было возвышение для музыкантов, но его разобрали в 18-м веке. Этот протокольный порядок был нарушен только с 16 ноября по 4 декабря 1700 года. В этот период внук Людовика XIV Филипп, герцог Анжуйский после провозглашения Королём Испании несколько раз ужинал публично со своим дедом .
В этой комнате произошла развязка одного из самых возмутительных событий в жизни Версаля времен правления Короля-Солнца. В 1691 была украдена бахрома от портьеры и часть вышитого покрывала для кровати из . Во время подачи десерта, через одно из окон, выходящих в Мраморный двор , в комнату влетел сверток и упал на стол Короля. Людовик XIV произнес только «Полагаю, что это моя бахрома.»
«Битва при Лёзе, в которой сражались Гвардейцы Короля , 18 сентября 1691 года» работа Жозефа Парроселя 1691 года |
«Кавалеристы утоляют жажду после сражения» около 1687 Жозеф Парросель (1646—1704) Южная стена | «Схватка кавалерии» Жозеф Парросель западная часть южной стены | «Кавалерия атакует крепостной вал города» около 1687 Жозеф Парросель восточная часть южной стены | «Александр Македонский сражает Дария III в битве при Арбелах» около 1687 by Жозеф Парросель , над камином | «Кавалерист ведет пленных после взятия города» около 1687 Жозеф Парросель , северная стена | «Кавалеристская атака и упавший наездник» около 1687 Жозеф Парросель , северная стена |
Второй аванзал ( Deuxième antichambre ) и Спальня Короля ранее были частью апартаментов королевы, но в 1684 году, после смерти Королевы , Людовик XIV присоединил эту комнату к своим апартаментам.
Во Втором аванзале придворные ожидали разрешения пройти для участия в церемонии Утреннего выхода Короля в Спальне Короля , расположенной далее. Эта комната также известна как Аванзал Бассано в честь размещенных на стенах нескольких картин итальянского художника Якопо Бассано . Над каминной доской была вывешена знаменитая работа « Noli me tangere » голландского художника Ламберта Сустриса . В 1701 году Второй аванзал и Спальня Короля были объединены в Аванзал с овальным окном , который стал главным аванзалом перед новой спальней Короля.
«Аванзал с овальным окном» Робер де Кот |
Noli me tangere работы , вторая половина 16-го века | Есфирь, упавшая в обморок работы Паоло Кальяри, названного Веронезе , последняя четверть 16-го века |
Название этой комнаты произошло от овального окна, расположенного на южном своде плафона. Салон с овальным окном декорирован фризом с позолоченной лепниной, которая украшает своды потолка помещения, фоном для которой служит решетчатая конструкция с изображением групп танцующих путти . Такое декорирование сводов стало предвестником новых художественных тенденций 18-го века и смены формалистического стиля, использованного в оформлении и Зеркальной галереи , к менее строгому стилю, предшествующему Стилю Людовика XV . Людовик XIV не экономил средств на декорирование этой комнаты. Зеркала и вывешенные работы Веронезе «Есфирь, упавшая в обморок» и «Юдифь с головой Олоферна» , а также золоченая обстановка — все это делает комнату наиболее роскошным помещением в Апартаментах Короля .
Когда в 1684 году Людовик XIV переехал в Спальню Короля , следующая комната стала Салоном Короля или Салоном облачения Короля . На протяжении 17 лет эта комната была местом церемоний, окружавших жизнь Короля, к примеру, утреннего выхода Короля и отхода ко сну .
В 1701 году на месте Салона Короля была сооружена Спальня Людовика XIV ( Chambre de Louis XIV ). Прежняя комната во время правления Людовика XIV подвергалась многочисленным реконструкциям, самая значимая прошла в 1678 году когда западные окна, выходящие на террасу, были закрыты вследствие сооружения Зеркальной галереи . После сооружения Спальни Людовика XIV в 1701 году это помещение стало центром жизни Двора.
Мария Магдалина около 1628—1629 г. Работа Гвидо Рени | Святая Цецилия первая четверть 17-го века. Работа Доменикино | Царь Давид , играющий на арфе первая четверть 17-го века. Работа Доменикино |
Как способ экономии, Людовик XIV использовал большинство декора Салона Короля в оформлении Спальни Людовика XIV . Над дверьми помещены картины Портрет и Автопортрет , обе работы Ван Дейка , Иоанн Креститель работы Караваджо и Мария Магдалина работы Гвидо Рени . Святая Цецилия работы Доменикино украшает южную стену над камином, а Царь Давид , играющий на арфе того же мастера расположена напротив, на северной стене .
Западная стена комнаты стала альковом — отгороженной балюстрадой частью комнаты, в которой расположили кровать. Использованные в оформлении алькова орнаменты в виде лепного венка и завитков , а также решетчатые скульптуры, предвосхищают во многих отношениях стиль эпохи Регентства , бывший в моде с 1715 по 1723 год. Кровать увенчана резной работой Блистательная Франция , дополненной двумя резными работами Слава , размещенными в парусах свода арки . Это единственное место Дворца, которое не было переделано наследниками Людовика XIV , сохранившими шедевры королевской коллекции, вставленные в деревянную обшивку стен. Спальня сохранила свой первоначальный декор и после Революции.
«Спальня Людовика XIV» Робер де Кот |
Существующая сейчас парчовая ткань на стенах алькова и в оформлении кровати была соткана повторно как начинание Пятой республики по реставрации Версальского дворца . Первозданный альков и драпировка кровати были восстановлены в 1736 году; а в 1785 году Людовик XVI приказал сжечь парчовую ткань, из которой получили свыше 60 килограмм золота. Существующая сейчас драпировка кровати, хоть и соответствует тому периоду, не является копией той парчи, которая изначально висела в Спальне Людовика XIV. Из-за недостатка архивной информации во времена осуществления проекта, было принято решение использовать образец драпировки зимний гобелен из спальни Королевы. Уже после начала проекта реставрации были обнаружены оригинальные образцы; и поскольку часть проекта уже была завершена, было решено использовать зимний гобелен Королевы. 1 сентября 1715 года в этой комнате скончался Людовик XIV .
В Кабинете Совета ( Cabinet du conseil ) Людовик XIV собирал Совет, после того как на месте , где Людовик XIV изначально проводил заседания Совета, был сооружен . Как пишет Сен-Симон в своих Мемуарах: По воскресеньям и, зачастую, по понедельникам заседал Государственный совет; по вторникам — Финансовый совет; по средам — вновь Государственный совет; по субботам — Финансовый совет. В четверг утром зал почти всегда был пуст. Это был также день, полностью посвященный внебрачным детям, строительным проектам, слугам, потому что Королю нечем было заняться. В пятницу после церковной службы время отводилось исповеди, которая не ограничивалась по времени и могла длиться до ужина . Начиная с 1684 года комната называлась Кабинет Короля ; в 1701 году при полной перепланировке апартаментов эта комната получила новое оформление, главным элементом которого были зеркальные панели на стенах. При смене оформления комната получила название Кабинет зеркал . Несмотря на роскошные зеркала комната была обставлена очень практично. Дополнительно к покрытому бархатом столу Совета здесь было три кресла с подлокотниками и 12 складных табуретов , а также кушетка , которая была необходима Людовику XIV в 1686 году, когда он перенес хирургическую операцию по удалению анального свища.
Из всех комнат Апартаментов Короля эта комната, по всей видимости, лучше всего отражала личные вкусы Людовика XIV . Помимо коллекции драгоценных камней, здесь находились работы Николя Пуссена и Джованни Ланфранко , а также Клавесин в расписном корпусе. Персональный характер этой комнаты подчеркивался тем фактом, что из этой комнаты Людовик XIV управлял Францией. Здесь проводились Советы, принимались писатели, возвышавшие славу Короля-Солнца, а также частные аудиенции чаще всего давались в этом помещении.
Последней комнатой Апартаментов Короля был Кабинет герм — благодаря оформлению, главным элементом которого было 20 герм — который также известен как Кабинет париков , поскольку тут хранились парики Людовика XIV . В дополнение к позолоченным гермам, украшающим стену, двери были покрыты зеркалами. Комната служила Королю гардеробом , где он мог сменить свою сорочку, парик и шляпу; это могло происходить до 4 раз в день. По вечерам в этой комнате Людовик XIV собирал своих детей, других членов своей семьи, а также некоторых придворных.
Кабинет зеркал и Кабинет париков прекратили своё существование в 1755 году, когда Людовик XV поручил расширить и заново декорировать помещение для сбора Совета. Именно это, обновленное, помещение мы и видим сегодня.
В 1748 году для устройства на третьем этаже вновь сооружаемого Кабинета Короля Людовик XV решил понизить потолок Кабинета зеркал примерно на 1 метр. Новые размеры комнаты вызвали необходимость заново декорировать её. Спустя год был установлен новый камин , а прежний, датируемый временами Людовика XIV , был отправлен в Компьенский дворец . В 1755 году в ходе обустройства террасы в Оленьем дворе Людовик XV решил расширить комнату Совета за счет присоединения Кабинета париков. Эта расширенная комната была спроектирована архитектором Габриэлем , а декоративные панели вылеплены . Лепнина на панелях декора изображает различные ведомства правительства: военные трофеи и реликвии мирного времени, символы армии, военного флота, юстиции и регалии монархии.