Interested Article - Обращение баваров и хорутан

Обращение баваров и хорутан ( Обращение баварцев и карантанцев ; лат. Conversio Bagoariorum et Carantanorum ) — раннесредневековый латиноязычный нарративный источник о христианизации баваров и хорутан (или карантанцев) ; содержит ценные сведения по истории западных славян VIII—IX веков.

«Обращение баваров и хорутан» сохранилось в тринадцати рукописях. Наиболее ранняя из них создана в XI веке, а бо́льшая часть — в XII—XIII веках. В зависимости от того, включены или нет в текст фрагменты « », различают две редакции «Обращения баваров и хорутан» .

Большинство историков считает, что «Обращение баваров и хорутан» было написано в Зальцбурге в первой половине 870-х годов: около 870 года , в 870 году , в 871 году , не позднее 873 года . В пользу 871 года свидетельствует содержащееся в тексте утверждение, что от предоставления в 796 году Зальцбургской епархии ранга митрополии до создания труда прошло семьдесят пять лет . Мнение о более позднем создании труда не получило широкого распространения . Предполагается, что «Обращение баваров и хорутан» было написано по повелению зальцбургского архиепископа Адальвина или даже им самим . Поводом для создания стало предоставление в 870 году папой римским Адрианом II святым Кириллу и Мефодию разрешения вести христианизацию паннонских славян. Это было воспринято зальцбургским духовенством как нарушение их юрисдикции над землями славян. Апелляция Адальвина на папское решение была рассмотрена на в Регенсбурге , на который Мефодий был доставлен под стражей. Целью автора «Обращения баваров и хорутан» было предоставить правителю Восточно-Франкского королевства Людовику II Немецкому доказательства прав глав Зальцбургской архиепархии на окормление населения Великой Моравии , Блатенского и Нитранского княжеств , а также Карантании , на которые также претендовало духовенство Пассауской епархии и Аквилейского патриархата . Возможно, не в последнюю очередь благодаря приводимым в «Обращении баваров и хорутан» данным, Мефодий был освобождён только в 873 году стараниями папы римского Иоанна VIII . При преемнике же Адальвина, архиепископе , было получено согласие наместника Святого Престола на включение Нижней Паннонии и Великой Моравии в юрисдикцию Зальцбургской митрополии .

Оригинальное название «Обращения баваров и хорутан» не известно. Современное название труд получил около 1600 года на том основании, что в его начале имелось большое по объёму описание христианизации святым Рупертом Баварии и Паннонии . Однако затем было установлено, что бо́льшая часть содержавшихся в рукописях известий о деятельности этого миссионера является извлечением из его жития . В настоящее время этот текст в «Обращения баваров и хорутан» не включается .

«Обращение баваров и хорутан» состоит из двух частей. В первой — главы 1—2 — описывается миссионерство святых Руперта в Паннонии и Вергилия в Карантании, а также деятельность их преемников в Зальцбургской архиепархии. Во второй части — главы 3—14 — приводится история Карантании со времён Само по вторую половину IX века. Особое внимание уделяется усилиям зальцбургских епископов по христианизации Нитранского и Балатонского княжеств при Прибине и Коцеле . Для возвеличивания результатов этой деятельности автор «Обращения баваров и хорутан» даже прибегает к фальсификациям. Так, он не упоминает об аналогичной деятельности глав Пассауской епархии, а все их свершения приписывает зальцбургским архиепископам . Установлено, что в работе над «Обращением баваров и хорутан» его автор использовал несколько имевшихся у него источников: хронику Фредегара , « Деяния Дагоберта », « Зальцбургские анналы », « Большие Зальцбургские анналы », « Лоршские анналы », « Анналы святого Максимина Трирского », хронику Марцеллина Комита , а также некоторые не сохранившееся сочинения .

«Обращение баваров и хорутан» — ценный источник по истории карантанских славян и соседствовавших с ними народов . Это третье после хроники Фредегара и «Деяний Дагоберта» сочинение франкской эпохи , упоминающее о Само. В нём впервые этот правитель основанного им государства назван славянином: « Некий славянин по имени Само, находясь у карантанцев, был князем того племени » ( лат. «Samo nomine quidam Sclavus manens in Quarantanis fuit clux gentis illius» ). Предполагается, что автор мог или самостоятельно интерпретировать содержавшиеся в известном ему жизнеописании короля франков Дагоберта I сообщения о Само и тогда, скорее всего, свидетельство о славянском происхождении князя не соответствует действительности, или использовать известные ему устные предания паннонских славян, и тогда ошибочными являются данные Фредегара о Само как этническом франке . «Обращение баваров и хорутан» — основной источник о карантанцах VII—VIII веков. Многие содержащиеся в труде известия о них отсутствуют в других раннесредневековых источниках . Только здесь содержится информация о христианской общине в Нитре и подробности объединения Майомиром I земель славян, результатом которого стало создание Великоморавской державы .

Первое печатное издание «Обращения баваров и хорутан» было осуществлено М. Флациусом в 1556 году в Базеле . В 1854 году оно было издано в одном из томов Monumenta Germaniae Historica . Эта публикация стала основой для большинства позднейших изданий. «Обращение баваров и хорутан» неоднократно переводилось на европейские языки : например, на немецкий , чешский и словацкий . На русском языке опубликованы только несколько фрагментов этого исторического источника .

Примечания

  1. Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. — Л. : Издательство Ленинградского университета , 1955. — С. 104.
  2. Сказания о начале славянской письменности / Королюк В. Д. — М. : Наука , 1981. — С. 65.
  3. О князе Моймире. Из труда «Об обращении баваров и хорутан» (70-е гг. IX в.) // Хрестоматия по истории южных и западных славян / Фрейденберг М. М. — Университетское, 1987.
  4. Зайцев В. Д., Королёв А. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2010. — Т. XXIII : « Иннокентий — ». — С. 535—544. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-042-4 .
  5. Турилов А. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А Алексий Студит ». — С. 280. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-006-4 .
  6. , с. 23—24.
  7. // Monumenta Germaniae Historica. Scriptores (in Folio). 11. Historiae aevi Salici. — Hannover: Impensis Bibliopolii Avlici Hahniani, 1854. — S. 1—15. 12 апреля 2021 года.
  8. Conversio Bagoariorum et Carantanorum / Obrácení Bavorů a Korutanců na víru // Magnae Moraviae fontes historici III / Bartoňková D., Havlík L., Hrbek I., Ludvíkovský J., Večerka R. — Prague: Statni pedagogicke nakl, 1969. — P. 292—322.
  9. Wolfram H. (нем.) . Historische Lexikon Bayerns (2019). Дата обращения: 7 апреля 2021. 20 марта 2020 года.
  10. (нем.) . Repertorium «Geschichtsquellen des deutschen Mittelalters». Дата обращения: 7 апреля 2021. 7 марта 2019 года.
  11. Kahl H. D. Conversio Bagoariorum et Carantanorum // Lexikon des Mittelalters . — Stuttgard, Weimar : J. B. Metzler, 1999. — Bd. III. — Kol. 208. — ISBN 3-476-01742-7 .
  12. Свод древнейших письменных известий о славянах. Том II (VII—IX вв.) / Литаврин Г. Г . — М. : Восточная литература , 1995. — С. 374. — ISBN 5-02-017809-8 .
  13. Кожяк Р. // Российские и славянские исследования. — Минск: Издательство Белорусского государственного университета, 2009. — № 4 . — С. 248—257 . 26 июля 2020 года.
  14. Wolfram H. Salzburg, Bayern, Österreich. Die Conversio Bagoariorum et Carantanorum und die Quellen ihrer Zeit. — Vienna, Munich: Mitteilungen des Instituts für Österreichische Geschichtsforschung, 1995. — Vol. 31. — 464 S. — ISBN 978-3702904043 .
  15. Nótári T. // Sectio Juridica et Politica, Miskolc. — 2007. — Vol. XXV/1. — P. 95—139. 31 января 2022 года.
  16. Derwich M. // / Dunphy G., Bratu C. — Leiden, Boston: Brill, 2010. — Vol. I. 11 января 2022 года.
  17. (словацк.) . Slovanské Hradiská. Дата обращения: 7 апреля 2021. 21 февраля 2014 года.
  18. Steinhübel J. Nitrianske kniežatstvo: počiatky stredovekého Slovenska: rozprávanie o dejinách nášho územia a okolitých krajín od sťahovania národov do začiatku 12. storočia.. — Bratislava: Veda, 2004. — P. 399. — ISBN 80-224-0812-3 .
  19. Плетерский А. // Петербургские славянские и балканские исследования. — СПб. , 2012. — № 2 (12) . — С. 189—216 .
  20. Lošek F. Die Conversio Bagoariorum et Carantanorum und der Brief des Erzbischofs Theotmar von Salzburg. — Hannover: Hahnsche Buchhandlung, 1997. — Bd. 15. — (Monumenta Germaniae Historica: Studien und Texte). — ISBN 3-7752-5415-3 .
  21. Wachowski K. . — Poznań, 2000. — P. 40. — ISBN 83-7063-271-8 .
  22. Conversio Bagoariorum et Carantanorum. Das Weißbuch der Salzburger Kirche über die erfolgreiche Mission in Karantanien und Pannonien / Wolfram H. — Böhlau. — Wien, 1979. — 167 S.
  23. , Само и его «держава» в «Обращении баварцев и карантанцев», с. 116.

Литература

Источник —

Same as Обращение баваров и хорутан