Явна, Виктор Анатольевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Т-12 — опытный советский средний маневренный двухбашенный танк межвоенного периода . Построен в единственном экземпляре.
20 декабря УММ РККА сформулировало требования к новому виду танков — «маневренному танку» с пушечно-пулемётным вооружением во вращающихся башнях. Разработку нового танка доверили Конструкторскому бюро Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна. Руководство команды инженеров возглавлял главный конструктор ГКБ ОАТ С.Шукалов , ответственным исполнителем проекта был В.Заславский, проектировщиком МТО был А.Микулин.
ОАТ не спешил с реализацией этого задания и стремился переложить работу на ХПЗ, от которого за создание танка отвечали заместитель главного инженера М. Андриянов и заместитель начальника тракторного цеха В. Дудка. Непосредственное руководство работами по танку осуществлял инженер д С. Махонин.
Компоновка танка получалась довольно плотной, хотя он и получился высок в размерах, и недостаточно удобным для работы экипажа.
Отделение управления располагалось спереди, сзади него были боевой отсек и моторно-трансмиссионное отделение. Большая девятигранная башня была рассчитана на экипаж из 3 человек, в который входили командир, заряжающий и пулемётчик. В лобовом листе танка можно было ставить 45-мм пушку или 57/60-мм гаубицу. По бортам ставились по два спаренных пулемёта Фёдорова, а в верхней башне (на крыше основной), смещённой назад, ставилась ещё одна спарка 7,62-мм пулемётов. В силовую установку входил авиадвигатель Hispano-9 мощностью 200 лошадиных сил. Ходовая часть была заимствована от французских машин: 8 катков на борт (в 4 тележки с вертикальной пружинной амортизацией), 4 поддерживающих ролика, заднее ведущее и переднее направляющее колёса. Броня составляла до 12 мм толщиной на бортах и до 22 мм спереди. Механик-водитель занимал своё место у правого борта.
Танк собирался достаточно быстро, однако в конце сборки его неожиданно перестроили. Девятигранную башню заменили на цилиндрическую с прямым лобовым листом, а двигатель Hispano решили заменить. Первоначально планировалось поставить мотор конструкции А.Микулина, но получить его в срок не удалось, и в качестве альтернативы был выбран авиадвигатель М-6 мощность от 180 до 200 лошадиных сил. После установки нового двигателя была переделана коробка передач, а затем были заменены ленточные плавающие тормоза. Планетарная коробка передач позволила изменить режим движения как на 15,7, так и на 2,7 км/ч, сохраняя возможность реверса на всех скоростях. Корпус удлинили и оснастили специальным «хвостом» для преодоления рвов и окопов.
Постройка велась с 13 октября 1928 по 15 октября 1929 , однако оснащение оборудованием заняло ещё два месяца. Официально танк был принят в феврале 1930 года, а на испытания был представлен 2 апреля . По отчётам РГВА, танк прошёл всего 2 километра по грунту, поскольку после этого у него сломалась трансмиссия. В ходе этих ходовых испытаний чистое время работы двигателя составило 33 минуты (из них 21 минута в движении). После ремонта двигателя механики обнаружили неполадки и недоработки в ходовой части: перегрев коробки передач, закипание воды в радиаторе, отказ второй передачи и поломка правой гусеницы на мягком грунте. Вместе с тем принимавшие испытания отметили хорошую плавность хода.
С 28 апреля по 2 мая 1930 прошли очередные испытания, на которых присутствовали наркомвоенмор К.Е.Ворошилов , начальник УММ И.А.Халепский и начальник технического управления УММ Г.Г.Бокис , а также представители от ХПЗ С. Махонин и Владимиров. На испытаниях Т-12 продемонстрировал свои лучшие возможности, успешно пройдя по пересечённой местности и осилив подъём под углом 35-36 градусов на первой передаче. На грунте скорость составляла 26 км/ч, но при повышении числа оборотов двигателя до 2 тысяч в минуту скорость доходила и до 30 км/ч. Танк сумел преодолеть двухметровый окоп на песчаном грунте (потенциально он мог перейти ещё и ров шириной 2,65 м).
Огневые испытания провести не удалось в полной мере: из-за отсутствия пулемёта Фёдорова на танке был установлен 7,7-мм станковый пулемёт «Льюис» в шаровой установке конструкции Шпагина. Точность стрельбы составила 60%. Стрельба из пушки не прошла ввиду неготовности основного орудия. 12 июля 1930 прошли повторные огневые испытания с новой пушкой. Полный боезапас танка составлял всего 100 выстрелов и 4000 патронов к пулемётам, но в случае установки полного комплекта вооружения он бы составлял 98 снарядов и 7200 патронов. Также обстрел бронеплит танка привёл к выводу о соответствии защиты танка требованиям. Однако проблемы, выявленные на первых испытаниях, исправить в полной мере так и не удалось.
Госкомиссия в целом была довольна танком, однако порекомендовала провести его доработку, повысив запас хода танка и исправив проблемы с гусеницей и коробкой передач. Танк так и не поступил на вооружение РККА, однако на модифицированном танке Т-24 все недостатки были исправлены.