Interested Article - Филенида

Филениде приписывают создание руководства по сексу , содержащего описания различных сексуальных позиций . Это краснофигурное изображение на килике (480—470 гг. до н. э.) показывает мужчину, вступающего в половую связь с гетерой , древнегреческой проституткой

Филенида Самосская ( др.-греч. Φιλαινίς ἡ Σαμία ) — предполагаемый автор знаменитого античного руководства по сексу . Согласно сохранившемуся фрагменту трактата, приписываемого ей, она была родом с Самоса , а её отца звали Окимен. Однако многие современные учёные считают «Филениду» вымышленным персонажем, чей образ, возможно, был принят различными эротическими писателями. Две сатирические древнегреческие эпиграммы из « Палатинской антологии » поэтов и Диоскорида призваны были защитить репутацию Филениды, настаивая на том, что она не писала приписываемый ей трактат. Вместо этого Эсхрион утверждал, что трактат был написан афинским софистом Поликратом . Предполагаемые труды Филениды были хорошо известны на протяжении всей классической Античности , и учёные полагают, что они, возможно, повлияли на « Науку любви » Овидия .

В более поздние времена Филенида приобрела репутацию распутницы. Вымышленный персонаж по имени Филенида появляется в « Эпиграммах » римского поэта Марциала как мужеподобная женщина, известная тем, что занимается сексом с женщинами. Христианские писатели Юстин Философ , Татиан и Климент Александрийский осуждали сочинения, приписываемые Филениде, как порочные и безнравственные. В псевдо-лукианском диалоге IV века « » упоминается Филенида, использующая страпон для секса с женщинами. Именно по этим поздним упоминаниям Филенида и была наиболее известна на протяжении большей части современной эпохи, и она значится в работах английских авторов Томаса Хейвуда и Джона Донна , которые оба охарактеризовали её как сексуальную девиантку. В 1972 году были опубликованы три кратких фрагмента трактата, якобы написанного Филенидой, который ранее был обнаружены в Оксиринхе , будучи частью папирусов Оксиринха .

Ранние упоминания

Филенис, по некоторым сообщениям, происходила с острова Самос , который в античности был связан с проституцией .

Филенида — самая часто упоминаемая из древних женщин, которым приписывали эротический трактат, и она фигурирует во множестве древних источников . Согласно одному из сохранившихся фрагментов трактата из Оксиринха, эта работа была написана «Филенидой Самийской, дочерью Окимена» , Афиней называл её «Левкадской» . Её мать в источниках иногда называют Гиллиной . Современные учёные преимущественно считают, что Филенида — это вымышленный персонаж, который был персонифицирован, возможно, несколькими различными эротическими писателями .

Среди современных ученых принято считать, что Филенида была проституткой . Согласно Яну Майклу Планту, имя филенида (уменьшительное от «филена», женской формы греческого слова «филос», означающего «любовь» ), по-видимому, было псевдонимом, обычно используемым проститутками в Древней Греции . Её связь с Самосом также подтверждает версию о Филениде-проститутке : в древности остров славился своими дорогими гетерами . Д. У. Томсон Весси также пришёл к выводу, что Филенида — вымышленный персонаж, представляющий собой «прототипную блудницу» . Сандра Берингер же яростно отвергла мнение о Филениде как о проститутке, настаивая на том, что нет никаких доказательств, будто «Филенида» было «именем проститутки» , или что кто-либо когда-либо в древности рассуждал о Филениде как о проститутке. По её мнению, древние авторы просто рассматривали ту как сексуально распущенную женщину .

В «Палатинской антологии»

Два стихотворения в «Палатинской антологии» (одна — , другая — поэта III века до н. э. Диоскорида) отрицают, что Филенида создала приписываемое ей произведение . Эсхрион написал эпиграмму на гробницу Филениды у моря, но не указал, где она находилась . В эпитафии Филенида изображается как непосредственно обращающаяся к μάταιος ναύτης («беспутному моряку»), но адресат явно не указывается как ξένος («чужестранец») . Моряки в древности славились своей похабностью и распутством, таким образом, Эсхрион, возможно, хотел, чтобы адресация эпитафии была ироничной . У Эсхриона Филенида яростно настаивает на том, что она никогда не создавала приписываемую ей книгу . Вместо этого она приписывает эту работу человеку по имени Поликрат — возможно, афинскому софисту с тем же именем, что, однако, доподлинно не установлено .

Диоскорид в своём сочинении также яростно отрицал, что Филенида действительно была автором приписываемого ей трактата , но, в отличие от эпитафии Эсхриона, он не пытался предложить другого человека в качестве автора . По словам Д. У. Томсон Весси, вполне возможно, что Диоскорид подразумевал молчаливое одобрение приписывания Эсхрионом трактата Поликрату . Также, в отличие от Эсхриона, Диоскорид явно обозначил Филениду как выходца с Самоса . Тем не менее, ни одно из этих двух стихотворений не пыталось оспорить существование рассматриваемого трактата . Цанцанолу согласился с тем, что Эсхрион приписывал эту работу Поликрату из Афин, утверждая, что её стиль согласуется с тем, что известно о его стиле . Берингер утверждала, что эпиграммы Эсхриона и Диоскорида являются сатирическими и отнюдь не защищают Филениду, они фактически поддерживают её негативную репутацию , отмечая, что, хотя об Эсхрионе ничего не известно, сохранилось более 40 эпиграмм Диоскорида, многие из которых откровенно сатирические . В построении эпиграмм, в которых Филенида подробно указывает, кем она якобы не является, но не говорит, кем «на самом деле» является, Берингер видит указание на иронический замысел стихотворений .

Трактат из Оксиринха

Фрагменты работы, якобы написанной Филенидой, были обнаружены в Оксиринхе и опубликованы в 1972 году как «P. Oxy. 2891». Хотя ранее считалось, что её книга была монографией о сексуальных позициях , обнаруженные фрагменты свидетельствуют о том, что тематика работы была значительно шире . По мнению , она была скорее «систематическим изложением ars amatoria » . Этот трактат, по-видимому, не был задуман как серьёзное руководство , а скорее — как пародия на жанр .

Трактат был написан простым, повседневным языком и не претендовал на какую-либо литературную искусность . Он был разделён на чётко организованные разделы , каждый из которых был посвящён определённой теме . Хотя Филенида, предполагаемый автор этой работы, была родом с Самоса, сохранившаяся часть работы содержит очень мало ионических форм . Это может быть результатом того, что к IV веку, когда работа, вероятно, была написана, койне начал становиться преобладающим диалектом в ранее ионических областях Греции . По другой версии, поскольку «Филенида», скорее всего, было псевдонимом истинного автора, более вероятно, что для придания поверхностной правдоподобности произведению требовалось лишь несколько ионических форм .

Сохранились три фрагмента руководства из Оксиринха, приписываемые Филениде . Все они чрезвычайно кратки , а почерк на них едва различим в некоторых местах . Во втором из трёх фрагментов можно точно определить только пять букв . Эти фрагменты относятся к самому началу свитка папируса, который был разделён на две параллельные колонки . Первая колонка начинается с преамбулы, описывающей работу Филениды :

Филенида Самианка, дочь Окимена, сочинила эту книгу для тех, кто хочет прожить свою жизнь со знанием, полученным научным путём, а не непрофессиональным. Она трудилась изо всех сил ...

Второй и третий фрагменты взяты из начала второго столбца на свитке:

О соблазнах : Итак, соблазнитель должен прийти к женщине неопрятным и нечесаным, чтобы она не считала его человеком, который много хлопочет...

[ Об обольщении ]: ... с намерением... - пока он говорит, что она..... равняется богине, что та, что уродлива, так же прекрасна, как Афродита, а та, что постарше, - как Рея.

О поцелуях : ...

Берингер утверждала, что открытие этих фрагментов только доказывает, что жанр сексуальных писаний существовал в Античности , и подчёркивала, что этот трактат не доказывает, что сама Филенида была реальной личностью или что когда-либо существовало «оригинальное» руководство по сексу, написанное ею .


Примечания

  1. .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .
  6. P. Oxy. 2891, trans. I. M. Plant
  7. .
  8. .
  9. .
  10. .

Библиография

  • Andreadis, Harriette (2001), , Chicago, Illinois: The University of Chicago Press, ISBN 978-0-226-02009-9 {{ citation }} : Недопустимый |ref=harv ( справка )
  • Boehringer, Sandra. . — New York City, New York and London: Routledge, 2014. — ISBN 978-0415519410 .
  • Hallett, Judith P. (1997), "Ten: Female Homosexualities", in Hallett, Judith P.; Skinner, Marilyn B. (eds.), , Princeton, New Jersey: Princeton University Press, ISBN 978-0-691-01178-3 {{ citation }} : Недопустимый |ref=harv ( справка )
  • McKeown, J. C. . — Oxford, England: Oxford University Press, 2013. — ISBN 978-0-19-998210-3 .
  • Montserrat, Dominic. . — New York City, New York and London, England: Routledge, 2011. — ISBN 978-0-7103-0530-5 .
  • Ostler, Nicholas (2007), , New York City, New York: Walker & Company, ISBN 978-0-8027-1515-9 {{ citation }} : Недопустимый |ref=harv ( справка )
  • Penrose, Walter Duvall. . — Oxford, England: Oxford University Press, 2016. — ISBN 978-0-19-953337-4 .
  • Perrottet, Tony (2002), , New York City, New York: Random House Trade Paperbacks, ISBN 978-0-375-75639-9 {{ citation }} : Недопустимый |ref=harv ( справка )
  • Plant, Ian Michael. (англ.) . — University of Oklahoma Press, 2004. — P. 45–47. — ISBN 978-0-8061-3622-6 .
  • Traill, Ariana. . — Cambridge, England: Cambridge University Press, 2008. — ISBN 978-0521882262 .
  • Tsantsanoglou, K. The Memoirs of a Lady from Samos // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. — 1973. — Vol. 12. — P. 183–195.
  • Vessey, D. W. Thomson. // Revue Belge de Philologie et d'Histoire. — 1976. — Vol. 1. — P. 76–82.
  • Vessey, D. W. Thomson (1976), , Revue Belge de Philologie et d'Histoire , 1 : 76—82 {{ citation }} : Недопустимый |ref=harv ( справка )
  • West, M. L. Erinna // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. — Bonn, Germany: Dr. Rudolf Habelt GmbH, 1977. — Vol. 25. — P. 118.

Ссылки

Источник —

Same as Филенида