Interested Article - Архэ

Архэ́ ( др.-греч. ἀρχή , дор. ἀρχά — «начало, основание, происхождение; первопричина, принцип») в досократовской древнегреческой философии первооснова , первовещество , первоэлемент , из которого состоит мир . Для характеристики учений первых философов этот термин использовал Аристотель .

  • У Фалеса в роли архэ выступает вода (как самая «бесформенная» материя, стихия ).
  • У Анаксимандра архэ — апейрон ( др.-греч. ἄπειρον беспредельное или неопределённое ) — первостихия, не являющаяся какой-то определённой вещью, «никакая» сама по себе, но порождающая четыре стихии и целый мир определённых вещей.
  • У Анаксимена архэ — «неопределённый воздух » ( др.-греч. ἀήρ ἄπειρος аэр (или айрос ) апейрос ), первооснова, одновременно неопределённая и определённая (определённая в качестве «воздуха» — поскольку он есть «пустота», разделяющая вещи, а кроме того источник жизни, дыхания). Концепт возник как попытка объяснить противоречие: первооснова не должна быть чем-то определённым, чтобы из неё могло произойти всё (ведь разные вещи имеют разные определённости, часто противоположные друг другу, например холодное и горячее), но чтобы из чего-то могло возникнуть нечто определённое, в этом чём-то уже должна быть какая-то своя определённость. Развитие понятия архэ в милетской школе (Фалес → Анаксимандр → Анаксимен) часто приводят как яркий пример развития понятия через диалектическую триаду : тезис → антитезис → синтез (архэ определённое → неопределённое → и определённое, и неопределённое).
  • У Пифагора архэ число (как нечто совершенно нематериальное, но задающее порядок в природе, постигаемый в математике и — как сказали бы современные учёные — в физике). Числа понимались в пифагорействе не как выражение лишь количественной определённости чего-то, но скорее как метафизические качества , относящиеся к особой, «божественной» реальности. Например, единица — не просто первое из чисел, но и мера, начало числа как такового, выразитель его природы. Двойка («диада», «дво́ица») — выразитель природы разделения, противоречия , множественности и т. д. Подобное осмысление ряда натуральных чисел найдёт развитие в многочисленных школах оккультизма .
  • У Гераклита архэ огонь (как самая «тонкая» и «живая» стихия ). Впрочем, истинным первоначалом является подобный огню Логос , закон, поддерживающий мировой порядок.
  • У Парменида архэ — само бытие , оно едино и неделимо; «бытие есть, а небытия нет» . Кроме того, бытие как таковое тождественно с мышлением .
  • У Анаксагора архэ — вечные элементы мира, «семена» (« гомеомерии », как потом назовёт их Аристотель), в каждом из которых потенциально заключён весь мир, все остальные элементы, «всё смешано со всем». Кроме того существует Мировой Ум ( νοῦς ), сам по себе не смешанный ни с чем и присутствующий «не во всём, а только в некоторых». Ум и является причиной, почему каждая вещь не является сразу всем, а только определённой собой.
  • У Эмпедокла архэ множественно , это четыре элемента ( стихии ): Земля , Воздух , Вода , Огонь , и две движущие силы: любовь и вражда . Таким образом, нет единого первоначала, а мир существует сразу как система элементов и сил, вечных самих по себе.
  • У Демокрита архэ — бесконечно разнообразные атомы , разделённые пустотой.

Употребление слова в других значениях

Термин «архэ» в древнегреческом языке употреблялся в основном своём значении « начало »; например, как «момент времени, с которого начинаются какие-либо события» это слово (в дательном падеже) употребляется в зачине Евангелии от Иоанна : « В начале было Слово » ( Эн архэ эн о Логос ) . См. также Филон Александрийский .

В значении «начало» как «руководящий принцип» это слово употреблял Аристотель , когда говорил о .

См. также

Примечания

  1. Лебедев А. В. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
  2. . Дата обращения: 8 августа 2006. 27 сентября 2007 года.
  3. Аристотель . Метафизика , V, 1.
Источник —

Same as Архэ