Interested Article - Пелагий
- 2020-02-25
- 1
Пела́гий (ок. 360 г . — после 410 г.) — ересиарх IV века , известен своими взглядами на свободу воли , отрицающими доктрину первородного греха .
Его учение получило название пелагианства , превратившись в одну из важнейших христианских ересей V века на почве вопросов о благодати Божьей, о человеческих силах и заслугах, о первородном грехе и смерти, о свободе и предопределении .
Жизнь и богословская позиция
Пелагий родился в семье кельтского происхождения, по одним указаниям — в Бретани (северо-западная оконечность современной Франции), по другим — в Британии , по третьим — в Шотландии . Достоверные известия о нём начинаются лишь с прибытия его в Италию (в первые годы V в.).
Здесь он обратил на себя внимание добрыми нравами, вёл монашескую жизнь (veluti monachus) и заслужил дружбу св. Павлина, епископа Ноланского . В Риме Пелагий был поражён нравственной распущенностью как мирян, так и клириков, оправдывавшихся немощью человеческой природы перед неодолимой силой греха. Против этого Пелагий выступил с утверждением, что неодолимого греха не бывает: если он есть дело необходимости, то это не грех, если же дело воли, то его можно избежать. Главные свои воззрения Пелагий изложил в толкованиях на апостола Павла (сохранившихся лишь в переделке Кассиодора, издаваемой при творениях блаж. Иеронима), а также в своём послании к Димитриаде. Человек по природе добр , — учил Пелагий. Действием своей свободной воли он может уклоняться от добра; такие уклонения, накапливаясь, могут стать греховным навыком и получить силу как бы второй природы, не доходя, однако, до непреодолимости, так как свобода воли не может быть потеряна разумным существом. Человек всегда может успешно бороться с грехом и достигать праведности; особенно же это возможно, легко и обязательно после того, как Христос Своим учением и примером ясно показал путь к высшему благу. Бог не требует невозможного; следовательно, если человек должен, то он и может исполнять заповеди Божии, запрещающие злое, повелевающие доброе и советующие совершенное. Евангелие только советует безбрачие , но предписывает кротость и смирение, запрещает гнев и тщеславие — и Пелагий настаивал на том, что исполнение евангельских советов имеет достоинство лишь у тех, кто прежде повинуется запрещениям и предписаниям (praecepta). Не отрицая пользы монашеского аскетизма как духовного упражнения, Пелагий ставил его на второй план. Человек спасается не внешними подвигами, а также не помощью особых средств церковного благочестия и не правоверным исповеданием учения Христова, а лишь его действительным исполнением через постоянную внутреннюю работу над своим нравственным совершенствованием. Человек сам спасается, как сам и грешит.
Пелагий признавал первородный грех лишь в смысле первого дурного примера, данного Адамом, но отрицал реальную силу греха, переходящего на потомков Адама (tradux peccati). Отделяя грех от природы, видя в нём только сознательный акт единичной воли, Пелагий не мог признавать его причиной смерти. С другой стороны, отрицание реальности греха ведёт к отрицанию благодати как особой реальной силы добра, действующей в человеке, но не от человека. Пелагий полагал, что благодать — это всё доброе, что Бог даёт человеку в природе и в истории, начиная с самого существования и кончая откровением высшей истины через Христа.
Идейный конфликт
Скромный и миролюбивый Пелагий старался высказывать свои мысли в общепринятых выражениях, избегая прямого столкновения с церковными догмами; но главный последователь его идей, смелый и честолюбивый патриций , довёл дело до разрыва с церковью. В 411 году они прибыли вдвоём в Северную Африку , откуда Пелагий, съездив на поклон к Августину, епископу Гиппонскому , и благодаря своей скрытности дружелюбно им принятый, отправился в Палестину , а Целестий, оставшийся в Карфагене и открыто высказывавший свои взгляды, был обвинён перед собравшимися там епископами в следующих еретических положениях:
- Адам умер бы, если бы и не согрешил;
- его грех есть его собственное дело и не может быть вменяем всему человечеству;
- младенцы рождаются в том состоянии, в каком Адам был до падения, и не нуждаются в крещении для вечного блаженства;
- до Христа и после Него бывали люди безгрешные;
- Закон Божий так же ведёт к Царствию Небесному, как и Евангелие ;
- как грехопадение Адама не было причиной смерти, так воскресение Христа не есть причина нашего воскресения.
Осуждение еретиков. Оправдание Пелагия
Опровергнутый Августином в двух трактатах и присуждённый условно Карфагенским собором 411 года к отлучению от Церкви , Целестий отправился в Эфес , где ему удалось получить сан пресвитера . Между тем Пелагий был обвинён блаж. Иеронимом и прибывшим из Африки пресвитером Павлом Орозием, но приобрёл доверие палестинских епископов и был оправдан ими в 415 году на двух местных соборах, в Иерусалиме и Лидде .
Главный обвинительный пункт относился к утверждению Пелагия, что всякий человек может быть безгрешным, если только захочет. Пелагий отвечал: «Да, я говорил, что можно быть безгрешным, но не говорил, что это возможно без помощи Божьей ». Его объяснения были найдены удовлетворительными, но окончательное решение дела было предоставлено Римскому епископу . Пелагий отправил ему своё исповедание веры , в котором, подробно обсуждая общепризнанное, старался обходить спорное.
Новое осуждение Пелагия и Целестия
Между тем в Африке продолжалась сильная борьба против пелагианства . Новый собор в Карфагене ( 416 ), распространив осуждение Целестия и на его учителя, обратился к папе Иннокентию I за подтверждением своего приговора, которое и получил. Оправдательное послание Пелагия к папе было рассмотрено преемником Иннокентия, папой Зосимой , к которому обратился также и Целестий, прибывший в Рим через Константинополь (где епископ Аттик отверг его как еретика ). В своём письменном заявлении он высказывался смелее и яснее, чем Пелагий, но настаивал на прежнем своём утверждении, что его учение есть дело умственного исследования, а не ересь, так как оно не относится к вопросам веры, по которым он заранее принимает всё, что принимается папой, и осуждает всё, что им осуждается. Такое заявление ученика вместе с благовидными богословскими толкованиями учителя побудило папу обратиться к африканским епископам с посланием в пользу обвиняемых. Но африканцы не уступали; на нескольких соборах, окончательно на concilium generale в Карфагене (418 г.), с участием испанских епископов, они объявили, что приговор папы Иннокентия был окончательным и отменён быть не может. После некоторого колебания Зосима отказался от своего заступничества.
Борьба с пелагианством
Указом императора Гонория ( 418 ) были предписаны меры против основателей и приверженцев новой ереси , а папа объявил об её осуждении в послании к церкви. Несколько италийских епископов не подчинились, между ними Юлиан Экланский , человек блестящих дарований. Покинув свою кафедру, он стал ревностным толкователем и защитником идей Пелагия против Блаж. Августина , учение которого о непреодолимой благодати и о предопределении он искусно уличал в скрытом манихействе . Преемник Зосимы , Бонифаций I , побуждая Августина к усиленной полемике против пелагианства, старался вместе с тем искоренить ересь с помощью светской власти, но безуспешно. Между тем сам Пелагий, оставшийся на Востоке, незаметно сходит со сцены; год и обстоятельства его смерти неизвестны. Вселенский собор в Эфесе ( 431 ) отнёсся к пелагианству как к ереси уже осуждённой.
Точка зрения Августина
Хотя Блаж. Августин признаётся великим учителем церкви, но в споре своём с Пелагием и его учениками он не был всецело истинным представителем христианского сознания, которое по некоторым пунктам столь же далеко от августинизма , как и от пелагианства . Христианство по существу своему понимает высшую задачу человеческой жизни (то, что теологически называется « спасением ») как дело богочеловеческое , непременно требующее полноты участия как божественного, так и человеческого начала. Между тем глубокое, но одностороннее понимание религиозного интереса заставило Августина выразить должное отношение между человеческой волей и божественной в виде такой молитвы: da quod jubes et jube quod vis («дай, что повелеваешь, и повелевай, что хочешь»).
Эта формула, не без основания возмутившая Пелагия и его учеников, может иметь истинный смысл лишь в том случае, если мы признаем:
1) что воля Божья имеет предметом абсолютное добро по существу , а не по произволу;
2) что в силу этого она требует от нас не слепого подчинения ей, а разумного согласия с нею и вытекающего оттуда содействия.
Без этих ограничений формула Августина может вести к трём пагубным заблуждениям: к безусловному волюнтаризму в понятии Божества, чем упраздняется существенное и разумное различение между добром и злом , а следовательно, и между Божеством и враждебной силой; затем к безусловному квиетизму , который предоставляет Богу действовать в человеке без всякого внутреннего его участия, — и, наконец, к предположению, что если спасение спасаемых зависит всецело от Бога, предопределяющего некоторых в этом смысле, то от Бога же зависит и вечная гибель погибающих, т. е. предопределение ко злу . Сам Августин удерживался от таких заключений, но они были выведены последовательными приверженцами его идей.
Точка зрения пелагиан
Пелагий и его ученики придерживались противоположной крайности: подчёркивая автономию человеческого начала, положенную Творцом в основу Творения , требующую, чтобы воля человека была его собственной сознательной волей, в пылу полемики они склонны были упускать из виду, что относительно самостоятельное человеческое начало может иметь положительное содержание и достигать должных результатов не от себя, а лишь через внутреннее и действительное участие человека в существенном добре, всецело содержащемся в Боге. Таким образом они представляли Бога в виде добросовестного, но живущего в другой стране опекуна, который издали заботится о благосостоянии своего питомца, никогда с ним не встречаясь. С этой точки зрения основы христианства — воплощение и воскресение Господа — не имеют смысла. Пелагиане их прямо не отрицали, но старались уменьшить их значение и свести дело Христа лишь к нравоучительному примеру.
Сравнение позиций
По христианской идее, религиозно-нравственная задача определяется тремя факторами: божественным, лично-человеческим и собирательно-человеческим. Последовательный августинизм приходит к упразднению лично-человеческого фактора, а пелагианство преувеличивает его значение в ущерб божественному и соборно-человеческому: отсюда рядом с отрицанием благодати в смысле собственного внутреннего действия Божия в человеке, отрицание солидарности единичного человека с всемирным, сведение греха к единоличному акту воли и признание смерти нормальным явлением. В августинизме с упразднением необходимого условия нравственности — разумной автономии человеческой воли — положительная религиозно-нравственная задача становится неразрешимой. В пелагианстве она теряет своё реальное содержание. О дальнейших спорах, вызванных учением Пелагия, см. Полупелагианство .
См. также
Примечания
- ↑ Pelagius // (англ.)
- ↑ Pelagius // (англ.)
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- «His British birth is asserted by Prosper, Gennadius, Marius Mercator, Orosius, and St. Augustine» / от 23 февраля 2017 на Wayback Machine // Dictionary of National Biography, 1885—1900, Volume 44
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Литература
Главные источники для учения Пелагия и его ближайших последователей, кроме сочинений Августина и Иеронима:
Источники
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Paul. Orosius, «Apologeticus contra Pel.» ( Вена , 1882, в «Corpus script. eccl. lat. vet.», V)
- Marius Mercator, «Commonitorium adv. haeres. Pel. et Coel.» и «Commonitorium supe r nomine Coel.» ( Париж ., 1673, другое изд. П., 1684)
- «Acta concil.» (Mansi, IV).
Литература
- Гарнак. История догматов § 53. Пелагианский спор. Учение о благодати и грехе
- G. J. Vossil, «Historia de controversis, quas Pelagius etc.» ( Амстердам , 1655)
- Norisii, «Hist. Pelag.» etc. (1673); Wiggers, «Pragm. Darst. des Augustinismus u. Pelagian i smus» ( Берлин , 1831-33)
- Jacobi, «Die Lehre des P.» ( Лейпциг , 1842)
- Voigt, «Comment. de theoria August., Pel., Semipel. et Synerg.» ( Гёттинген , 1829)
- Lentzen, «De Pel. doctr. princ.» (Кёльн, 1833)
- Wörter, «Der Pelagianismus» ( Фрейбург , 1874)
- Klasen, «Die innere Entwickelung des Pelagianismus» (Фрейбург, 1882).
- . История пелагианства и пелагианская доктрина. — Казань , 1898.
- Ferguson J. Pelagius. Cambridge, 1956
- Bohlin T. Die Theologie des Pelagius und ihre Genesis. Uppsala, 1957
- Rees B.R. Pelagius: A Reluctant Heretic. Suffolk, 1988
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Ссылки
- 2020-02-25
- 1