Interested Article - Хвостов, Олег

Олег Хвостов (родился 19 октября 1972 года в Ленинграде , СССР ) российский художник-примитивист .

Состоит в Союзе художников России с 2001 года, в товариществе «Свободная культура» — с 2004 года. Живёт и работает в Санкт-Петербурге .

Биография

Ранние годы

Олег Хвостов родился в Ленинграде в 1972 году и в детстве жил на Народной улице в Весёлом посёлке . Школьное увлечение карикатурами на одноклассников и учителей обернулось интересом к живописи, когда увлекавшийся культурой хиппи одноклассник познакомил Олега с творчеством Николая Рериха . Хвостов начал посещать студию изобразительного искусства на Лиговском проспекте и ближе узнал классическую русскую живопись Ильи Репина , Ивана Шишкина , Ивана Крамского .

После школы Хвостова призвали в Краснознамённый Северный флот . Ему повезло служить в штабе флота в Североморске Мурманской области , где руководство уделяло большое внимание культурному досугу моряков. Во флотской изостудии он впервые увидел работы Пабло Пикассо , Анри Матисса , Александра Родченко , узнал о модернизме и русском авангарде .

Вернувшись со службы в 1993 году, продолжил занятия в изостудии и прошёл подготовительные курсы факультета архитектуры Института имени Репина Российской академии художеств , но получению высшего художественного образования предпочёл практический опыт .

Начало творческого пути, 1993—1997

В начале 90-х годов в облюбовавших пространство вокруг ограды сада на площади Островского художниках Хвостов видел новый образ творческой свободы. Он переехал в сквот на улице Константина Заслонова и организовал там свою первую мастерскую.

Характерными особенностями раннего творчества Хвостова стали последовательная обработка сюжетов и художественных приёмов, эксперименты с материалами. Для серии «Цветовые таблицы» он полтора года раскрашивал плоскости геометрических объектов по алгоритму, оттачивая технику. В качестве самообучения Олег начал рисовать автопортреты, заканчивая по несколько за день, и в последующие годы эта серия выросла до нескольких тысяч работ. Другой частью обучения стала художественная переработка картин известных мастеров, которую Хвостов выполнял в собственной технике .

В 1997 году Хвостов показал фотографии своих работ кураторам расположенной на Литейном проспекте Санкт-Петербурга галереи «Борей», а те представили их на летней выставке. Там на него обратили внимание местные знаменитости — Владимир Козин и Вадим Флягин из творческого объединения «Новые тупые» .

«Новые тупые», 1998—2001

Групповой портрет Товарищества «Новые тупые» , бумага, темпера, коллаж, 2000 год
Урок анатомии , бумага, акрил, 2000 год

Знакомство художников состоялось немного позднее, а в 1998 году Хвостов вошел в число «Новых тупых». «Тупые» следовали принципам раннего футуризма и дадаизма и предпочитали живописи, скульптуре и инсталляциям акционное искусство и перфоманс . Олег принимал участие во многих арт-проектах «Тупых», и продолжал заниматься живописью, а его примитивистский художественный стиль гармонично сочетался с идеями творческого объединения .

Известность «Новых тупых» сделала художника более заметным в творческой среде. Благодаря «Новым тупым» он встретил искусствоведов Глеба Ершова и Андрея Клюканова, работавших в расположившейся во дворах между Лиговским проспектом и Пушкинской улицей галерее «Navicula Artis» . Они в 1999 году провели его первую персональную выставку «Автопортреты — 200+1», представив часть написанной художником серии.

В 2000 году Хвостов перешёл к полотнам крупного формата и работе эмульсионными красками по бумаге. Первой моделью стал лидер «Новых тупых» Вадим Флягин, за ним последовала юмористическая серия «Портреты кураторов», героями которой стали заметные арт-критики Петербурга и сотрудники галерей. Эта работа принесла Хвостову заказ на многофигурный портрет к юбилею «Ленинградского Клуба Искусствоведов», основанного Иваном Дмитриевичем Чечотом . За основу полотна художник взял «Урок анатомии доктора Тульпа» кисти Рембрандта , представив живописный труп «телом искусства», которое препарируют Чечот и его ученики .

В 2001 году пути Хвостова и «Новых тупых» разошлись. Олег покинул товарищество в статусе почётного члена и сосредоточился на живописи .

Санкт-Петербург, 2000—2005

В первой половине 2000 годов Хвостов выработал собственную технику — использование штабелей картонных коробок в качестве разборного «холста». Его первая серия на картонных коробках была представлена в сентябре 2000 года в выставочном пространстве «Полигон» на территории арт-центра «Пушкинская, 10» . В проект, названный «Мемориал вождей», вошли портреты Леонида Брежнева , Адольфа Гитлера , Владимира Ленина , Мэрилин Монро , Петра Первого , Иосифа Сталина , Имама Хомейни , Иисуса Христа , Мао Цзэдуна и Эрнесто Че Гевары ; а центральной фигурой серии стал Владимир Путин .

«Мемориал вождей» был высоко оценён арт-сообществом. Во-первых, он принёс Хвостову почётную премию «Пропилеи» журнала «Новый мир искусства» и звание «Художника 2000 года» . Во-вторых, на выставке в Музее нонконформистского искусства «Мемориал» привлёк внимание московского галериста Марата Гельмана , задумавшего представить на ежегодной арт-ярмарке «Арт-Москва» отдельный петербургский проект .

Ленин в подполье , холст, акрил, 2001 год

В мае 2001 года была завершена работа над серией «Новая Лениниана», в которой Хвостов представил вождя Октябрьской революции в образах, созданных народным творчеством. В своей абсурдной лениниане он обыграл сюжеты Исаака Бродского , Аркадия Рылова и Кукрыниксов , сделав её героями Наполеона Бонапарта , Сталина и Гитлера, роботизированную Венеру Милосскую , римского императора Нерона , теплоход «Титаник» и самого себя. «Новая Лениниана» была представлена на выставке, организованной галереей «Navicula Artis» и арт-центром «Пушкинская, 10» в музейном комплексе «Шалаш» в Сестрорецком разливе .

В 2003 году Хвостов получил конкурсный грант фонда культуры и искусства «Про Арте» на выполнение выставочного проекта в Государственном музее истории Санкт-Петербурга . Его работы стали составной частью экспозиции «Паспорт» — части выставочного проекта «Штучки», организованной фондом и музеем по инициативе историка Льва Лурье и при поддержке Фонда Форда с целью познакомить горожан с повседневными предметами прошлого из музейных фондов Петербурга, поместив их в одном пространстве с современным искусством . На выставке, состоявшейся в марте, были представлены три документа разного времени: вид на жительство в Петербурге, выписанный гражданину Саксонии в 1838 году, паспорт гражданки Соколовой, выданный 5-м отделением РКМ в 1939 году, и паспорт образца 1904 года. Для «Паспорта» Хвостов по словесным описаниям обладателей документов написал три живописных портрета .

С января 2000 года по январь 2001-го он продолжал работу над серией автопортретов для новой выставки, организованной Александром Флоренским в галерее «Митьки-Вхутемас» . Выставка была озаглавлена «1000 Автопортретов», но художник написал дополнительную работу, которую передал Дмитрию Шагину для включения в постоянное собрание галереи . К 2003 году число автопортретов достигло трёх тысяч, и галерея «Борей» приурочила соответствующую выставку к празднованию трёхсотлетия Санкт-Петербурга . В 2005 году часть автопортретов вошла в экспозицию «Человеческий проект», которую Государственный центр современного искусства представил в рамках специальной программы Московской биеннале современного искусства .

Кроме того, в 2001 году Хвостов принял участие в Тиранской биеннале современного искусства, организованной в Албании издателем художественного журнала (англ.) (англ.) и искусствоведом (англ.) .

Сотрудничество с Галереей Марата Гельмана, 2005—2006

Гельман и Бондаренко , картонные коробки, темпера, акрил, 2006 год

Знакомство Хвостова и Марата Гельмана после выставки «Мемориала вождей» завершилось подписанием контракта с Галереей Гельмана и переездом художника в Москву . В рамках сотрудничества с галереей Хвостов принял участие в проекте «Питерские» на «Арт-Москве» 2005 года и получил стипендию Фонда содействия современному искусству Марата Гельмана . За год в московской студии художник завершил два проекта: масштабную модель Московского Кремля из картонных коробок и художественное переосмысление «Венеры Урбинской» кисти Тициана , также написанную на картонных коробках и разбиравшуюся на блоки. Однако выставка в Галерее Гельмана не состоялась, и в 2006 году Олег вернулся в Санкт-Петербург .

В январе 2007 года «Венера» Хвостова стала частью экспозиции «Оттепель» в Мраморном дворце Государственного Русского музея . Посвящённая пятнадцатилетию Галереи Гельмана выставка стала продолжением постоянной экспозиции из 70 картин современных российских художников, переданных Гельманом в дар музею в 2001 году .

Сотрудничество с Гридчинхоллом, 2009—2012

Венера Урбинская (по Тициану), инсталляция, картонные коробки, акрил, 2006 год
Баня (ремейк «Бани» Зинаиды Серебряковой), холст, масло, 2010 год

Спустя три года Хвостов снова переехал в Москву, приняв приглашение галериста и коллекционера Сергея Гридчина. Он поселился в подмосковной арт-резиденции «Гридчинхолл» и почти год работал над новым творческим проектом . В декабре 2010 года остоялась выставка «Абсолютное искусство», на которой Олег представил созданные за время сотрудничества с Гельманом «Кремль» и «Венеру» и новые работы. Центральной темой выставки стали сельские пейзажи, вдохновлённые природой Подмосковьем и около 40 художественных интерпретаций классической живописи от Леонардо да Винчи и Тициана Вечеллио до Жюля Дюпре , Ореста Кипренского и Зинаиды Серебряковой . К этому моменту окончательно сформировался художественный стиль Хвостова-примитивиста. Кроме того, в этот период в визуальный язык художника вошли коровы , которых тот впервые увидел вблизи во время купания в Шереметьевских прудах возле села Уборы Московской области .

Летом 2011 года Хвостов и Гридчин передали картонный «Кремль» телеканалу «Дождь» . Инсталляция служила декорациями телепередачи «Министерство Культуры» , планировалось, что работа войдёт в собрание Московского музея современного искусства .

Во время процесса над участницами панк-группы Pussy Riot в 2012 году Хвостов вместе с другими деятелями искусства и культуры выступал в поддержку группы. Он оставил свою подпись под открытым письмом в поддержку участниц Pussy Riot и против навязывания государством представлений о современном искусстве , участвовал в передвижной выставке Party Riot Bus . В презентованный на московском «Винзаводе» в августе 2012 года многостраничный альбом «Искусство на баррикадах» вошел портрет Надежды Толоконниковой , написанный Олегом на картоне .

Санкт-Петербург, 2012—2015

Прованский пейзаж , холст, акрил, 2012 год

После возвращения из «Гридчинхолла» Хвостов арендовал мастерскую на территории бывшего завода «Красный треугольник» и начал работу над новой серией пейзажей. Четырнадцатого февраля 2013 года он представил новые работы в серии «Похоть» на выставке в галерее AL Gallery . Спустя год Хвостов наконец организовал выставку у Марата Гельмана: та же серия пейзажей была представлена с новой задумкой в галерее «Культурный Альянс» в Центре современного искусства «Винзавод» под ироничным названием «Лавандос», отсылающим к лавандовым полям Прованса .

В октябре 2013 года картины Хвостова были представлены на международной ярмарке современного искусства SWAB Barcelona, в ноябре — на стенде AL Gallery на художественной ярмарке Contemporary Istanbul 2013 . В феврале 2014 года «Новая Лениниана» Хвостова повторно выставлялась в Разливе на юбилейной выставке «90» , посвящённой дню памяти Владимира Ленина . В завершающий день мероприятия художник торжественно передал все восемь работ серии в дар музейному комплексу «Шалаш» .

На декабрь 2015 года и январь 2016-го у художника запланирована выставка в «Гридчинхолле». В неё должны войти новые работы, написанные в 2014 и 2015 годах .

Художественный стиль

Пользуюсь случаем сказать, что продолжаю считать его одним из самых интересных в Питере, и жаль, что в своё время у нас не сложилось Марат Гельман

Все исследователи творчества Хвостова отмечали роль самообразования в формировании его собственного художественного стиля. Художник и куратор, заместитель директора Музея современного искусства СПбГУ имени Дягилева Дмитрий Пиликин и художественный критик, историк искусства и преподаватель Московского Государственного Университета Андрей Ковалёв сходятся во мнении, что отстутствие у Хвостова художественного образования избавило его работы от формальных рамок жанров и следования канонам в живописи .

Материал для копирования Хвостова — «Маха обнаженная» Франсиско Гойи , «Венера Урбинская» Тициана , «Спящая Венера» Джорджоне , «Сикстинская мадонна» Рафаэля , «Изгнание из рая» Мазаччо , «Бегство в Египет» Рембрандта , «Похищение Европы» Клода Лоррена , «Корабельная роща» Ивана Шишкина , «Бедная Лиза» Ореста Кипренского , портреты Дмитрия Левицкого , «Музыка» Анри Матисса и «Черный квадрат» Казимира Малевича . Этот выбор отдельно отмечала ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея, художественный критик и куратор Екатерина Андреева , характеризуя Хвостова как «абсурдистского примитивиста музейной эрмитажной культуры» .

Андреева считает, что гармоничному сотрудничеству Хвостова и других «Новых Тупых» способствовало наследование Хвостовым традиций ленинградского некрореализма 80-х годов: обе творческие группы выросли из движения «Новых художников» .

Среди сквозных тем в творчестве Хвостова отдельно представлены портреты и автопортреты; лавандовые пейзажи, заимствованные из творчества импрессионистов и постимпрессионистов . Особенности портретной живописи Хвостова отмечал художественный критик и куратор, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета Станислав Савицкий в очерке на выставку «Абсолютная живопись». В ремейках классической живописи и тотальной серии автопортретов искусствовед усмотрел общность геометрических форм, на основании чего предположил, что любой портрет Хвостова в той или иной степени является автопортретом способом поиска самого себя . Пиликин среди портретов Хвостова отметил в качестве сквозного жанра изображения деятелей политики и общества, религии и массового искусства, в которых художник видит дух своего времени .

Во введении к интервью для интернет-журнала «Богемный Петербург» поэт и художник Ирина Дудина представляла Хвостова читателям и отмечала характерные особенности его полотен: синие и зелёные лица, по-петербургски утончнный примитивизм и авангардистский нахрап . Ведущий научный сотрудник отдела Новейших течений Государственного Русского музея Антон Успенский сравнил манеру рисования Хвостова с базовым инструментом Adobe Photoshop — градиентом, с помощью которого художник заполняет холст геометрическими формами . А Пиликин добавил к списку важных элементов визуального языка художника самолёты и коров, появившихся на картинах после года в «Гридчинхолле». Иногда коровы становятся главными героями картин, иногда остаются частью пейзажа .

Избранные выставки

Персональные выставки

  • 1999 — «Автопортреты — 200+1» , галерея Navicula Artis, Санкт-Петербург
  • 2000 — «Живопись в полный рост» , арт-центр «Пушкинская, 10», Санкт-Петербург
  • 2000 — «Мемориал вождей» , арт-центр «Пушкинская, 10», Санкт-Петербург
  • 2001 — «1000 автопортретов» , творческий центр «Митьки-Вхутемас», Санкт-Петербург
  • 2001—2002 — «Новая лениниана» , мемориальный комплекс «Шалаш», Ленинградская область
  • 2003 — «3000 автопортретов» , галерея «Борей», Санкт-Петербург
  • 2004 — «История создания одного портрета» , творческий центр «Митьки-Вхутемас», Санкт-Петербург
  • 2004 — «Зов предков» , культурный центр Замок Инстербург" , Черняховск , Калининградская область
  • 2004 — «Родился я с любовию к искусству» , галерея Navicula Artis, Санкт-Петербург
  • 2007 — «Живопись Олега Хвостова» , галерея искусств Asa-Art, Санкт-Петербург
  • 2010 — «Инстинкт пейзажа» , Государственный центр современного искусства, Санкт-Петербург
  • 2010 — «Абсолютная живопись» , « Гридчинхолл », Московская область
  • 2013 — «Похоть» , AL Gallery, Санкт-Петербург
  • 2014 — Lavandos , «Культурный Альянс», Москва
  • 2015 — COSMOSCOWS, « Гридчинхолл », Московская область

Групповые выставки

  • 2000 — «Новый петербургский экспрессионизм» , Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург
  • 2001 — «Тиранская биеннале современного искусства» , Тирана, Албания
  • 2002 — «Давай! Davaj!» , (нем.) , Берлин ; (англ.) , Вена
  • 2003 — «Паспорт» , выставочный зал фонда культуры и искусства «Про Арте», Санкт-Петербург
  • 2005 — 1-я Московская биеннале современного искусства, Центральный дом художника , Москва
  • 2005 — «Питерские» (в рамках ярмарки современного искусства «Арт-Москва»), Центральный дом художника, Москва
  • 2005 — «Портрет лица» (проект Галереи Марата Гельмана), галерея «М’АРС» , Москва
  • 2006 — «Коллаж в России — XX век» , Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • 2006 — Презентация Фонда содействия современному искусству Марата Гельмана, Центр современного дизайна ARTPLAY, Москва
  • 2007 — «Оттепель» , Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • 2009 — «Ленин от А до Я» , Музей политической истории России , Санкт-Петербург
  • 2009 — «Сталин» — Музей политической истории России, Санкт-Петербург
  • 2009 — «Хрущёв + Брежнев + …» , Музей политической истории России, Санкт-Петербург
  • 2009 — «Искусство про искусство» — Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • 2009 — «Русская красота» — Государственный центр современного искусства, Москва; арт-центр «Красный треугольник», Санкт-Петербург
  • 2013 — «Navicula Artis 1992—2012. Найдено в Петербурге» — галерея «Культпросвет», Москва

Коллекции и аукционы

Работы художника представлены в собраниях Галереи Марата Гельмана, «Гридчинхолла» и частных коллекциях . Картины, входящие в коллекцию омского предпринимателя Олега Усачёва выставлялись в Барнауле , Красноярске , Новокузнецке , Новосибирске , Омске , Томске , Тюмени , Уфе и других сибирских городах в рамках выставки «Личная история», проходившей в 2012 и 2013 годах .

С российского аукциона Vladey уходили работы из серий «Абсолютная живопись» и «Похоть» . Среди других публичных сделок продажи со стенда «Гридчинхолла» на ярмарке Art Space Event .

Примечания

Сноски

  1. Николай Конохин. Art-info // Арт-Питер (20 октября 2000). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  2. Николай Конохин. . Museum.ru (4 февраля 2001). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  3. . Дата обращения: 4 ноября 2015. 4 августа 2015 года.
  4. Дмитрий Пиликин. Олег Хвостов: из-под глыб // Олег Хвостов, каталог. — М. : СканРус, 2015. — С. 9-13. — 183 с. — ISBN 978-5-4350-0096-2 .
  5. . Бета Пресс (23 декабря 2010). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  6. Андрей Ковалёв. Лихие 90-е и «Новые тупые» // Олег Хвостов, каталог. — М. : СканРус, 2015. — С. 56. — 183 с. — ISBN 978-5-4350-0096-2 .
  7. Екатерина Андреева. Олег Хвостов: искусство в странах БРИКС // Олег Хвостов, каталог. — М. : СканРус, 2015. — С. 7-8. — 183 с. — ISBN 978-5-4350-0096-2 .
  8. Николай Конохин. . Art-info // Арт-Питер (15 сентября 2000). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  9. Андрей Вейрман. . Политический журналъ (4 июня 2006). Дата обращения: 4 ноября 2015. Архивировано из 22 декабря 2015 года.
  10. . Museum.ru (12 сентября 2009). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  11. Евгений Майзель. . Художественный журнал (2001). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  12. . Museum.ru (14 марта 2003). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  13. . Росбалт (13 марта 2003). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  14. . Коммерсантъ (18 марта 2003). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  15. Наталья Сиверина. . Коммерсантъ (23 мая 2003). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  16. . Gif.ru (13 декабря 2004). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  17. . Дата обращения: 5 ноября 2015. Архивировано из 26 сентября 2015 года.
  18. . Museum.ru (24 мая 2005). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  19. . Gif.ru (27 марта 2006). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  20. . Центр современного искусства «Винзавод» . Дата обращения: 4 ноября 2015. Архивировано из 22 декабря 2015 года.
  21. . Газета.ru (26 января 2007). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  22. . Polit.ru (25 января 2007). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  23. . Дата обращения: 4 ноября 2015. Архивировано из 22 декабря 2015 года.
  24. Elena Sorokina. . The Moscow News (14 апреля 2011). Дата обращения: 4 ноября 2015. 15 июля 2015 года.
  25. (6 ноября 2010). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  26. . Дождь (20 июня 2011). Дата обращения: 6 ноября 2015. 11 апреля 2016 года.
  27. (26 декабря 2013). Дата обращения: 6 ноября 2015.
  28. . Независимая газета (11 августа 2012). Дата обращения: 4 ноября 2015. Архивировано из 22 декабря 2015 года.
  29. . OpenSpace.ru (30 марта 2012). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  30. . Ридус (12 августа 2012). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  31. . Дата обращения: 5 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  32. . BaltInfo.ru (11 февраля 2013). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  33. (3 октября 2013). Дата обращения: 4 ноября 2015. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  34. Tatiana Martyanova. Flash Art Magazine (18 ноября 2013). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  35. . Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга (17 февраля 2014). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  36. . Regnum (28 февраля 2014). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  37. . Дата обращения: 4 ноября 2015. Архивировано из 22 декабря 2015 года.
  38. Марат Гельман. . Живой Журнал (27 марта 2012). Дата обращения: 4 ноября 2015.
  39. Ирина Дудина. . Богемный Петербург. Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  40. Станислав Савицкий. . Art-info // Арт-Питер (20 октября 2000). Дата обращения: 4 ноября 2015. 4 марта 2016 года.
  41. Антон Успенский. Хвостовский промысел // Диалог искусств. — 2015. — № 5.
  42. , с. 14-146.
  43. Дарья Атлас. . Colta.ru (15 января 2013). Дата обращения: 22 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  44. . Private banking and wealth management (21 августа 2013). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  45. Яна Иванченко. . houzz (29 июля 2015). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  46. Гульнара Данилова. . Российская газета (9 февраля 2013). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  47. . Аргументы и факты (20 февраля 2012). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  48. . БезФормата.ru (24 февраля 2012). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  49. . Дата обращения: 24 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  50. . Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  51. Валентин Дъяконов. . Коммерсантъ (27 мая 2013). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.
  52. Павел Герасименко. . Art1.ru (21 октября 2013). Дата обращения: 4 ноября 2015. 22 декабря 2015 года.

Издания

  • Надежда Аванесова, Светлана Гридчина, Екатерина Андреева, Андрей Ковалёв, Дмитрий Пиликин. Олег Хвостов, каталог. — М. : СканРус, 2015. — 183 с. — 700 экз. ISBN 978-5-4350-0096-2 .

Ссылки

Источник —

Same as Хвостов, Олег