Interested Article - Кукла в примерочной

«Кукла в примерочной» ( англ. The Dressmaker’s Doll ) мистический рассказ английской писательницы Агаты Кристи , созданный в 1957 году во время работы над детективным романом « Испытание невинностью ». Высказывались предположения, что в основе рассказа лежат автобиографические мотивы и личные воспоминания «королевы детектива»: детские переживания и страхи (Джанет Морган), или выражение скрытых чувств по отношению к любовнице её второго мужа археолога Макса Маллованна (Джаред Кейд).

Впервые опубликован в 1958 году в британском журнале Woman’s Journal . После этого включался в несколько сборников писательницы («Двойной грех и другие рассказы», « Последние дела мисс Марпл ») и различные антологии .

Сюжет

В ателье для развлечения клиентов на кресле в примерочной находится кукла в натуральную величину, одетая в бархат и шёлк . Однако никто не может вспомнить ни как она появилась, ни когда это произошло. Она пользуется дурной славой, так как у некоторых людей вызывает страх своим осмысленным и зловещим видом, неестественным для куклы взглядом, как будто она задумала что-то недоброе. Кроме того, кукла вызывает ощущение, что она как будто живая, а комнату без неё невозможно представить, словно она её настоящая хозяйка. Работницы стали замечать, что в отсутствие людей она стала менять своё положение в комнате, стали перемещаться вещи. В конце концов различные странные обстоятельства, связанные с куклой, настолько стали действовать на нервы работницам, что одна из портних, Алисия Кумби, не выдержав, вышвырнула её на улицу. После этого, испугавшись произошедшего, она выбежала из дому и увидела, что её подобрала девочка-оборванка. Ужаснувшись, что «злая» кукла может попасть к ребёнку, Алисия пыталась уговорить её отдать обратно, но нищенка категорически не захотела этого делать. Девочка заявила, что куклу выбросили и теперь она её: она не злая, а всего лишь хотела, чтобы её любили, что она и будет делать. После этого новая владелица стремительно скрылась из виду со своим приобретением .

Создание

Кристи неоднократно обращалась к мистическим темам. Так, связям с потусторонними силами был посвящён уже первый её рассказ — « Дом грёз », написанный зимой 1908—1909 годов и впервые опубликованный в 1926 году. В 1957 году она написала новеллу «Кукла в примерочной» — это произошло в период создания романа « Испытание невинностью », законченного в этом году и опубликованного в ноябре следующего года . Длительно работавшие с Кристи издатели признали этот детектив лучшим за последнее время и были встревожены, когда узнали, что их ведущий автор отвлеклась на написание мистической истории. Её постоянный литературный агент Эдмунд Корк в одном из писем обеспокоенно писал по этому поводу своей коллеге Дороти Олдинг: «Ну что вы об этом думаете? У неё так хорошо шёл новый детективный роман, и вдруг она решила написать этот рассказик» .

Макс Маллован и Агата Кристи в 1950 году

Джаред Кейд, исследователь исчезновения Агаты Кристи и связанных с этим аспектов, выдвинул предположение, что побудительным мотивом для создания новеллы послужили личные чувства автора по отношению к любовнице её второго мужа археолога Макса Маллованна . Именно этим он объяснил то, что она отложила работу над романом, что в целом было для неё не характерно. По утверждению Кейда, это была Барбара Гастингс Паркер ( Barbara Hastings Parker ), секретарь и библиотекарь Британской школы археологии в Ираке, которая ранее была его студенткой и участвовала в его раскопках в Нимруде , Телль-Аль-Римме и Телль-Брэке. После смерти Агаты в январе 1976 года, в сентябре следующего года он женился на Барбаре. Кейд усматривал, что «смешанные чувства» Кристи по отношению к «сопернице», нашли выражение в образе куклы. По его словам — это « декадентская поделка двадцатого века, завлекающая в пошивочное ателье». Свою оценку отношений писательницы Кейд охарактеризовал следующим образом: «Несчастное и в то же время опасное создание — таким образом Агата выразила свои двойственные чувства к Барбаре» . Официальный биограф писательницы Джанет Морган заметила о характере произведения: «Рассказ до такой степени жуткий, что, возможно, появился из детских снов и страхов самой Агаты, притом что его сюжет — это просто история игрушки, ожившей от страстного желания быть любимой» .

Публикации

Рассказ был впервые опубликован в 1958 году в декабрьском выпуске британского журнала Woman’s Journal . В 1961 году он появился в составе американского сборника «Двойной грех и другие рассказы» ( Double Sin and Other Stories ), а в 1979 году в британском — « Последние дела мисс Марпл » ( Miss Marple’s Final Cases ). После этого рассказ включался в новые издания сборников писательницы, а также различные антологии (про кукол, мистические истории и т. д.)

Примечания

Комментарии

  1. На русском языке встречается ещё несколько переводов названия: «Кукла», «Кукла модистки», «Кукла в ателье», «Кукла портнихи», «Примерка» .

Источники

  1. . «Лаборатория Фантастики» . Дата обращения: 30 октября 2021. 30 октября 2021 года.
  2. , с. 297.
  3. , 24. Нет полей амаранта.
  4. , с. 296.
  5. Michael Ashley, Mike Ashley, William Contento. (англ.) . — Greenwood Publishing Group, 1995. — 958 p. — ISBN 978-0-313-24030-0 . 15 июля 2022 года.
  6. (англ.) . www.agathachristie.com . Дата обращения: 1 ноября 2021. 1 ноября 2021 года.
  7. (англ.) . www.agathachristie.com . Дата обращения: 1 ноября 2021. 31 октября 2021 года.

Литература

  • Кейд, Джаред. Агата Кристи. 11 дней отсутствия. — М. : Рипол Классик, 2012. — 320 с. — ISBN 978-5-386-04081-9 .
  • Кристи, Агата. Жизнь Дамы Агаты: Биография; Агата: Роман; Неизвестная Кристи: Главы из книги. — М. : Артикул-принт, 2002. — Т. 27. Книга 2. — 576 с. — ISBN 5-93776-026-3 .

Ссылки

  • (англ.) . Agatha Christie Limited . 30 октября 2021 года.
Источник —

Same as Кукла в примерочной