Interested Article - Государственный институт истории искусств

Государственный институт истории искусств (ГИИИ) — научно-исследовательское и высшее учебное заведение в Петербурге-Петрограде-Ленинграде , существовавшее в 1912—1931 годах.

Был организован по инициативе графа В. П. Зубова , при активном участии М. Н. Семёнова и Т. Г. Трапезникова .

История

В. П. Зубов вспоминал, что весной 1906 года Трифон Трапезников рассказал ему о мысли Семёнова, что хорошо бы в России создать нечто подобное , находившемуся во Флоренции :

Трапезников ждал меня. Мы осмотрели галереи и художественные памятники Вероны , Модены , Феррары , Венеции , Болоньи , Равенны и добрались наконец до Флоренции, где надолго застряли. Здесь я попал в устроенный профессором Брокгаузом немецкий Институт истории искусств, поразивший меня как своей прекрасно подобранной библиотекой, так и своим образцовым порядком и всей своей научной постановкой работы. Институт этот давал неисчерпаемые материалы и пособия для изучающих итальянское искусство. Я до такой степени влюбился в этот институт, что поклялся, будь что будет, устроить подобный по возвращении моём в Россию. На это нужны были средства, которых у меня тогда было совсем немного. Невольно я вспомнил о Зубове. У него в Петербурге есть дворец и неограниченные средства. С тех пор я неустанно, при всяком удобном случае, начинал внушать ему: мы должны создать институт, институт, институт!

Семёнов М. Н. Вакх и сирены. — М. : Новое литературное обозрение , 2008. — С. 205. — 1000 экз. ISBN 978-5-86793-605-1 .

В 1908 году после встречи в Гейдельберге Зубов и Семёнов начали реализовывать свой проект. Связавшись с большими немецкими книжными фирмами и, просматривя антикварные каталоги, они, на средства Зубова, стали приобретать литературу по истории искусства. Вопрос, где находиться Институту, был решён в пользу первого этажа семейного дома Зубовых на Исаакиевской площади , — напротив западных дверей собора . В течение полутора лет шло оформление юридического существования Института, каталогизация и установка библиотеки. Институт был торжественно открыт 2 ( 15 ) марта 1912 года. Журнал «Старые годы» сообщал:

«Институт истории искусств.
В Петербурге гр. В. П. Зубовым учрежден и устроен в собственном доме, на Исаакиевской площади, институт истории искусств, открывшийся 2 марта. Цель его — дать возможность всем серьёзно заинтересованным заниматься историей искусства, пока главным образом западного, как наукой самодовлеющей, а не вспомогательной. Предполагаются лекции, доклады, совместные работы. В библиотеке, которая будет беспрерывно пополняться, учредителем уже собрано около 6.000 томов и получается 60 специальных периодических изданий на разных языках. Совершенно новое у нас предприятие…»

Зарегистрирован Институт был в градоначальстве и первоначально функционировал как библиотека, — по примеру флорентийского. Однако библиотека, открытая с утра до вечера, первые месяцы совершенно пустовала. Тогда Зубов организовал бесплатные учебные курсы, которые, после получения разрешения, открылись с января 1913 года. Успех был совершенно неожиданным: стало большой модой посещать «Зубовский институт». Зубов вспоминал: «Приняв 300 слушателей, мне пришлось закрыть запись за отсутствием мест» . Лекции на курсах читали: барон Н. Н. Врангель , князь С. М. Волконский , барон Э. К. Липгарт , П. В. Деларов, О. Ф. Вальдгауэр , Д. В. Айналов , В. Т. Георгиевский , В. Я. Курбатов , , директор Французского института в Петербурге Луи Рео .

В 1916 году наконец получил Устав и был зарегистрирован в Министерстве народного просвещения в качестве частного высшего учебного заведения с трёхлетним курсом обучения. В этом же году он был признан государственным высшим учебным заведением и принят на казённый счет; преподаватели получили звание профессоров.

После октября 1917 года Зубов поспешил засвидетельствовать лояльность к новой власти, благодаря чему сумел не только сохранить институт, но и остаться его директором до конца 1924 года. Умелая политика Зубова во взаимодействии с властями, его эффективное руководство административными и хозяйственными делами позволили значительно расширить деятельность института. В 1919 году был открыт факультет истории музыки, в 1920 — факультеты истории театра и истории словесных искусств; в 1920 — организован исследовательский филиал института в Новгороде . Старшим библиотекарем Института был .

В 1921 году новым уставом институт был преобразован из высшего учебного заведения в научно-исследовательский, факультеты были переименованы в разряды, а в 1926 году — в отделы .

В 1922 году при ГИИИ были созданы Высшие государственные курсы искусствоведения (ВГКИ) , директором которых с 1924 года был А. И. Пиотровский , читавший там курсы истории античного театра и социологии искусства. Курсы существовали до 1930 года.

В конце 1923 года Институту было передано с прежним штатом и правами автономии издательство Academia .

В 1925 директором взамен уволенного Зубова был назначен Ф. И. Шмит . В это время Институт насчитывал около тысячи студентов, в котором работали около ста профессоров, доцентов и иных научных сотрудников .

После закрытия Гинхука К.Малевич и М.Матюшин перенесли свои семинары в Зубовский институт. Последняя выставка Малевича, посвященная архитектонам, была устроена в стенах Института в феврале 1928 г.



В 1931 институт был ликвидирован постановлением Совнаркома и преобразован в Ленинградское отделение созданной этим же постановлением Государственной академии искусствознания (ЛОГАИС).

Преподаватели

Преподаватели ВГКИ

в период с 1924 по 1929 гг.
— курс по древне-русскому художественному творчеству,
— семинарий по фольклору;
— введение в русскую литературу,
— семинарий по введению в русскую литературу;
— семинарий по специальному отделу поэтики,
— библиография с практикой;
— введение в языковедение,
— семинарий по специальному отделу языковедения,
— фонетика,
— русский синтаксис;
— специальный отдел по русской литературе (Гоголь),
— грамматика современного русского язака;
  • Вольпе — семинарий по русской литературе в социологическом освещении;
  • Г. А. Гуковский — декан словесного отделения
— специальный отдел по русской литературе (драма до Пушкина),
— курс метрики с практикой,
— западно-европейская литература XIX в.
  • Извеков — работа в бюро учёта массовых празднеств;
  • Иоффе — исторический материализм;
  • В. А. Каверин — семинарий по современной русской литературе;
  • Б. В. Казанский — античная литература;
  • Карнаухова
— методика рассказывания,
— семинарий по методике рассказывания;
  • Корн — новый язык (немецкий);
  • Лейцингер — семинарий по историческому материализму;
  • Липовский — методика преподавания русской литературы;
  • Б. С. Лихачёв — история кино;
  • Марголин — конституция;
  • С. С. Мокульский
— западно-европейская литература XVI—XVII вв.,
— современная французская литература,
— спец. отдел французской литературы (Флобер);
— политэкономия,
— литературные экскурсии;
— введение в поэтику,
— специальный отдел по русской литературе (Пушкин);
  • Троицкий — педагогика;
  • Троцкая
— новая немецкая литература,
— спец. отдел немецкой литературы;
— семинарий по введению в поэтику,
— специальный отдел по русской литературе (Толстой),
— два семинария по специальному отделу русской литературы;
— литературоведение,
— семинарий по литературоведению;

См. также

Комментарии

  1. Отдел словесных искусств возглавил В. М. Жирмунский . Под его руководством отдел с 1923 года издавал серию «Вопросы поэтики», в которой были опубликованы многие труды учёных, сотрудничавших в институте:
    1. А. Слонимский Техника комического у Гоголя (Пг., 1923)
    2. Б. Томашевский Русское стихосложение. Метрика (Пг., 1923)
    3. В. Жирмунский Рифма, её история и теория (Пг., 1923)
    4. Б. Эйхенбаум Сквозь литературу (Л., 1924)
    5. Ю. Тынянов Проблема стихотворного языка (Л., 1924)
    6. В. Жирмунский Введение в метрику (Л., 19250
    7. В. Виноградов Этюды о стиле Гоголя (Л., 1926)
    8. Русская проза. Сборник статей под ред. Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова (Л., 1926)
    9. С. Балухатый Проблемы драматургического анализа. Чехов (Л., 1927)
    10. Г. Гуковский Русская поэзия XVIII в. (Л., 1927)
    11. Б. М. Энгельгардт Формальный метод в истории русской литературы (Л., 1927)
    12. В. Пропп Морфология сказки (Л., 1928)
    13. Русская поэзия XIX века. Сб. статей (Л., 1929)

Примечания

  1. В. П. Зубов от 5 декабря 2014 на Wayback Machine / Страдные годы России.
  2. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга: путеводитель. СПб., 2007, с. 119.
  3. Пиотровский А. И. Театр, кино, жизнь. — Л., 1969. — С.305.
  4. Афанасьев В. А. Федор Иванович Шмит. — Киев, 1992. — С. 101.

Литература

  • Российский институт истории искусств в мемуарах / Под общей редакцией И. В. Сэпман. — СПб. , 2003. — 304 с. — 1000 экз. ISBN 5-86845-095-7 .
  • Кумпан К. А. // Институты культуры Ленинграда на переломе от 1920-х к 1930-м годам. — 2011. — С. 540—637 .
  • Наков А. Зубовский институт истории искусств. Петроград. Ленинград // Энциклопедия русского авангарда . — М., 2014. — Т. 3, Кн. 1. — C. 222—223. — ISBN 978-5-902801-12-2
Источник —

Same as Государственный институт истории искусств