Пергамский алтарь
- 1 year ago
- 0
- 0
|
||||
Филиппо Липпи | ||||
Пределла алтаря Барбадори . 1438 | ||||
итал. Predella della Pala Barbadori | ||||
холст , темпера . 40 × 235 см | ||||
Уффици , Флоренция | ||||
( инв. INV 339 и MR 327 ) | ||||
«Алтарь Барбадори» ( итал. Pala Barbadori ), или «Богоматерь с Младенцем, ангелами, святым Фридианом и святым Августином» ( итал. Madonna col Bambino, angeli, san Frediano e sant'Agostino ) — картина итальянского художника Филиппо Липпи , написана в и представляет собой живопись темперой на холсте размером 208×244см. В настоящее время хранится в Лувре , в Париже . Пределла из трёх частей написана темперой на холсте общим размером 40×235см, хранится в зале 8 галереи Уффици , во Флоренции .
Житель Флоренции, гвельф Герардо ди Бартоломео Барбадори, скончавшийся в 1429 году бездетным, завещал своим душеприказчикам — капитанам Орсанмикеле построить на его капиталы в базилике Святого Духа капеллу в честь святого Фридиана , покровителя квартала. Капелла была построена в старой ризнице храма. 7 июля 1433 года было принято решение поместить в ней запрестольный образ. Алтарная картина была заказана Филиппо Липпи около 1437 года. О работе художника над ней упоминается в письме к Пьеро Медичи от Доменико Венециано от 1 апреля 1438 года.
Запрестольный образ находился в базилике Святого Духа до вторжения в Тоскану армии Наполеона в 1810 году, после чего был разобран и перевезён в Париж. В 1815 году картина была восстановлена, но не возвращена прежним владельцам, что было мотивировано трудностями связанными с её транспортировкой. Во Флоренцию в 1819 году была возвращена только пределла.
Единое пространство холста разделено тремя сводами в верхней части и столбцами, намекая на традиционную форму триптихов. Филиппо Липпи изменил иконографию Маэста (Богоматери с Младенцем на троне), изобразив Богоматерь стоящей и сделав её центром всей композиции. Он отказался от статики в пользу движения в отношениях между матерью и ребёнком.
Перед Богоматерью с Младенцем на коленях в молитвенной позе стоят — справа, святой Августин в зелёной ризе с чёрным наплечником , слева, святой Фридиан в красной ризе. В руках они держат епископские посохи. Есть предположение, что отрок-монах, спрятавшийся за балюстрадой слева — автопортрет. Ещё одной новацией художника стал архитектурный фон с природным ландшафтом в окне также слева, вместо принятого тогда золотого фона.
Прототипами для нескольких элементов алтарной картины послужили образы Орсанмикеле, в частности ангел слева, приподнявший полы одежды, вдохновлён скульптурной группой Нанни ди Банко , а типичный элемент тосканского искусства XV века — ниша-раковина за Богоматерью с Младенцем — нишей работы Донателло .
Первоначально запрестольный образ имел пределлу, состоявшую из трех панелей: в центре — изображение ангела, сообщающего Богоматери весть о её скором успении, и апостолы, перенесённые ангелами, чтобы проститься с нею; слева — чудо святого Фридиана, который спас город от наводнения, изменив течение реки Серкио и справа — явление Святого Духа святому Августину. Некоторые иконографические нововведения, вероятно, были предложены августинцами монастыря Святого Духа, чтобы согласовать предание с их богословской доктриной. Некоторые критики считают, что в пределле заметна кисть Франческо ди Стефано , по прозвищу Пезеллино.