Беатриче д’Эсте
- 1 year ago
- 0
- 0
Бо́рсо д’Э́сте ( итал. Borso d’Este ; 24 августа 1413 , Феррара, маркграфство Феррара — 19 августа 1471 , Феррара, герцогство Феррара) — маркграф Феррары, первый герцог Феррары и герцог Модены и Реджо из дома Эсте .
Борсо д’Эсте был внебрачным сыном Никколо III д'Эсте , маркграфа Феррары от его любовницы , принадлежавшей к ветви — Tolomei dell'Assassino . После смерти брата, Леонелло д’Эсте , 1 октября 1450 года Борсо унаследовал все его домены.
18 мая 1452 года император Фридрих III передал ему во владение Модену и Реджо и даровал ему титул герцога. 14 апреля 1471 года папа Павел II даровал ему личный титул герцога Феррары.
Всеми возможными средствами Борсо расширял владения и влияние дома д’Эсте. Во внешней политике он был союзником Венецианской республики в борьбе с Франческо Сфорца , чем настроил против себя дом Медичи . Он надеялся присоединить к своим владениям Миланское герцогство после смерти Филиппо Марии Висконти , последнего миланского герцога из дома Висконти . Эти разногласия привели к бессмысленному , в котором не было победителей.
В позднейшей традиции Борсо стал рассматриваться как великодушный и просвещенный правитель, за то, что сделал законнорожденного сына отца, своего сводного брата Эрколе д’Эсте и его жену Риччарду ди Салуццо, своими наследниками. На самом деле Борсо был довольно скуп. Известен случай, когда он отказался оплатить работу артели живописцев под руководством Франческо дель Косса . Герцог не был женат и детей не имел. Он умер 20 августа 1471 года.
Во время правления Борсо в Ферраре латынь перестала быть официальным языком. Герцога интересовали придворные интриги, охота и балы. Он не знал латыни и не покровительствовал учёным, но не жалел средств на содержание университета . Небольшая группа филологов , оставшихся в Ферраре, занималась переводами для Борсо с древнегреческого и латинского языков на итальянский произведений античной литературы , среди которых были « Сравнительные жизнеописания » Плутарха , «Письма» Цицерона , сочинения Аппиана , Геродота , Ксенофонта , Плавта , Апулея и многих других . С развитием итальянского языка в Ферраре также связано увлечение при дворе французскими рыцарскими романами . В каталоге герцогской библиотеки сохранились записи о книгах, которые читали члены семьи герцога и придворные: «Готфрид Бульонский», «Галахад Чёрный», «Мелиадуза», «Тристан на галльском языке», «Ланселот», «Грааль», «Мерлин». Борсо нравилось, когда его сравнивали с рыцарями Круглого стола .
Единственным известным гуманистом при дворе герцога был Лудовико Карбоне (1435—1482), автор четырёх поэтических сборников, о котором Строцци говорит, как о выдающимся поэте и учёном, гордившимся тем, что сочинил десять тысяч стихов — эпитафии на смерть известных современников и свадебные песни в честь невест из благородных семей. При дворе в Ферраре также служил Микеле Савонарола, автор «Большой практики» — энциклопедии медицинских знаний того времени.
При правлении Борсо в Ферраре прекратилось влияние зарубежных живописцев. За исключением Пьеро делла Франческа , который в 1451 году трудился при дворе по приглашению герцога, никаких других художников-иностранцев при дворе не было. К этому времени относится зарождение феррарской школы живописи , одним из основателей которой был Козимо Тура (1429/1430—1495). После смерти придворного живописца Анджело да Сиены, он занял его место. Им были написаны картоны для шпалер во фламандском стиле; ими покрывали скамьи и кровати. Художник также занимался орнаментацией сундуков, сбруй и даже бучинторо, на которых Борсо приплыл на встречу с герцогом Милана в 1462 году. Когда живописец вернулся в Феррару в 1467 году, после двухлетнего отсутствия,во время которого занимался созданием фресок в библиотеке Мирандолы, герцог поручил ему украсить фресками большой зал дворца Скифанойя , а затем капеллу в замке Бельригуардо. Борсо умер прежде, чем Тура закончил работу над фресками в капелле. По завещанию герцога, он украсил его катафалк. Параллельно с работой в капелле живописец написал две свои известные картины — «Святой Георгий» и «Благовещение».
Во время работы над фресками во дворце Скифанойя, вместе с Тура трудились молодые живописцы Эрколе де Роберти (1450—1496) и Франческо дель Косса (1438—1480). Стиль последнего отличается выразительностью, реалистичностью и некоторой гротескностью. В 1467—1470 годах им были написаны фрески, изображавшие деяния Борсо в марте, апреле и мае. После 1470 года Косса переехал в Болонью. В Ферраре также начал свою карьеру живописец Бальдассаре д’Эсте , бастард маркграфа Никколо III . В 1469 году он получил место придворного художника. Живописец был блестящим портретистом. По приказу Борсо он переписал головы герцога на фресках во дворце Скифанойя, из-за чего их автор — художник Косса, обидевшись, покинул Феррару. Самыми известными работами живописца, созданными им в этот период, были «Конный портрет Борсо д’Эсте», «Портрет Альберто д’Эсте», «Портрет Лоренцо Строцци» и «Портрет Теофиле Кальканьиньего».
По заказу герцога была написана знаменитая Библия Борсо д’Эсте, украшенная рисунками , выдающегося миниатюриста эпохи Возрождения.