Освящение
- 1 year ago
- 0
- 0
Освящение храма , в исторических церквях — обряд освящения здания (помещения), являющийся необходимым условием возможности проведения в нём богослужения — Божественной литургии . Правила освящения восходят к V веку , когда они были рассмотрены и утверждены на IV (Халкидонском) Вселенском Соборе , признаваемом как православной , так и католической церковью.
Обряд освящения храма по христианскому канону также носит название обновление храма — «потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым» . Это понятие относится как ко вновь построенным (созданным), так и к отремонтированным и иным образом переделанным местам, которые ранее уже освящались для проведения литургий . Так, обновление в частном смысле повторного освящения может потребоваться после того, как при ремонте храма был вынужденно затронут престол , либо если церковь была каким-то образом осквернена (в том числе насилием, например, убийством).
Порядок совершения церковного обряда освящения храма находится в Чиновнике архиерейского священнослужения . Если храм выстроен заново, освящению храма предшествуют:
По 4-му Правилу IV Вселенского Собора , освящение храма должен совершать архиерей . Если же архиерей не может сам освятить храм, то он посылает освящённый им антиминс , который священник возлагает во время освящения храма, на установленный и освящённый им престол.
Освящение храма архиерейское и иерейское называется великим . Различают следующие чины великого освящения храма:
Молитвы и обряды освящения храма возводят наши взоры от храмов рукотворенных к храмам нерукотворенным, членам духовного тела Церкви, каковыми являются все верные христиане (2 Кор. 6, 16). Поэтому при освящении храма делается подобное тому, что делается для освящения каждого человека в таинствах крещения и миропомазания.
Накануне в обновляемом храме служится малая вечерня и всенощное бдение .
Чин освящения храма включает:
При освящении церкви освящаются также и все её принадлежности, в том числе иконостас и другие иконы.
Во вновь освящённом храме литургия совершается семь дней подряд. История чина обновления восходит к дохристианским временам и ежегодному семидневному празднику обновления в Иерусалимском храме .
Чин малого освящения храма совершается, если внутри алтаря был проведён ремонт, но престол не был повреждён или сдвинут с места. В этом случае престол, алтарь и весь храм окропляются святой водой .
Малое освящение храма используется также, когда престол был осквернён прикосновением неосвящённых рук, или когда храм был осквернён, была пролита в церкви человеческая кровь или кто-либо умер в ней насильственной смертью. В этом случае читаются специальные молитвы «на отверзение церкви».