Варшавский, Марк Маркович
- 1 year ago
- 0
- 0
Марк Петро́вич Дуке́льский ( 1875 , Кременчуг Полтавской губернии Российской империи — 1956 , Москва , СССР ) — профессор общей химической технологии ряда ВУЗов Киева , Воронежа , Москвы.
Доктор химических наук с 1936 г.
Родился в Кременчуге в купеческой семье Петра Станиславовича (1832—1892) и Матрёны Даниловны Дукельских .
Учился в Императорском Харьковском университете и окончил его в 1898 году . Там же, в Харькове , в 1903 году сдал магистерский экзамен
Женился на Наталии Евгеньевне Корш ( 1876 — 1957 ) — внучке журналиста Валентина Фёдоровича Корша , выходца из обрусевшей немецкой семьи. Для заключения брака принял христианство . У них было трое детей: Владимир (1900—1983), Наталия (1902—1990, в замужестве — Попова) и Алексей (1909—1938) .
Сначала работал лаборантом, приват-доцентом , а затем профессором на кафедре технологической химии и химической технологии в Киевском политехническом институте . Преподавал также в Императорском Киевском университете Святого Владимира ; был приват-доцентом Киевских высших женских курсов (университета Святой Ольги) . В эти же годы повышал квалификацию в химических лабораториях Германии , Голландии и Франции , окончил химический факультет университета в Цюрихе .
В 1911 году завершил перевод книги Майкла Фарадея и дополнил её своей биографической статьёй об английском учёном.
В 1913 году в Киеве и Петербурге опубликовали его учебник от 19 ноября 2017 на Wayback Machine , неоднократно переиздававшийся позднее.
В 1915 году , во время Первой мировой войны , семья Дукельских переезжает из Киева в Воронеж . В сводке Всероссийского земского союза помощи больным и раненным воинам Марк Петрович указан как уполномоченный Главного Комитета на Западном фронте .
Профессор Воронежского сельскохозяйственного института имени Императора Петра I , руководитель кафедры технологии и переработки сельскохозяйственных продуктов.
В целях укрепления постоянной связи с центральной властью и утверждения сметы ВСХИ на 1918 год Дукельский вместе с преподавателем Петренко А. И. был направлен в Москву. В результате поездки Народный комиссариат земледелия 25 апреля ассигновал на содержание Воронежского сельскохозяйственного института 322 тыс. рублей, на оборудование кафедр 202 тыс. рублей. Профессор Дукельский М. П. также передал в Совнарком докладную записку Совета Воронежского СХИ. Совет института просил у правительства 2,8 млн рублей на достройку учебных зданий; 1,08 млн рублей на оборудование кафедр; 1,52 млн рублей на постройку студенческих общежитий и расширение столовой, и, наконец, 1 млн рублей на проведение трамвайной линии: всего — 6,4 млн рублей. Совет народных Комиссаров за подписью Ленина В. И. своим постановлением 2 июля 1918 года полностью ассигновал указанную сумму .
Однако вскоре ленинская программа взаимоотношения партии с интеллигенцией изменилась. Дукельский осмелился написать «Открытое письмо „специалиста“ тов. Ленину», в котором «зло и искренне» (по выражению В. И. Ленина) сообщил о произволе представителей власти по отношению к технической интеллигенции. Этот спор, само письмо полностью и ответ большевистского лидера с разъяснением политики советской власти опубликовала газета « Правда » 28 марта 1919 г. (№ 67) .
ОТВЕТ НА ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО СПЕЦИАЛИСТА
Я получил сегодня нижеследующее:
«Открытое письмо „специалиста“ тов. Ленину Прочитал в „Известиях“ ваш доклад о специалистах и не могу подавить в себе крика возмущения… Неужели вы так замкнулись в своём кремлёвском одиночестве, что не видите окружающей вас жизни, не заметили, сколько среди русских специалистов имеется… настоящих тружеников, добывших свои специальные познания ценой крайнего напряжения сил, … путём упорной борьбы с убийственными условиями студенческой и академической жизни прежнего строя. Эти условия не улучшились для них при коммунистической власти (для меня это не совпадает с понятием о коммунистическом строе)… Постоянные вздорные доносы и обвинения, безрезультатные, но в высшей степени унизительные обыски, угрозы расстрела, реквизиции и конфискации, вторжение в самые интимные стороны личной жизни (требовал же от меня начальник отряда, расквартированного в учебном заведении, где я преподаю, чтобы я обязательно спал с женой в одной кровати). Вот обстановка, в которой пришлось работать до самого последнего времени многим специалистам высшей школы…
Если вы хотите «использовать» специалистов, то не покупайте их, а научитесь уважать их, как людей, а не как нужный вам до поры до времени живой и мёртвый инвентарь.М. Дукельский
Профессор Воронежского сельскохозяйственного института. Председатель Центрального управления государственными предприятиями кожевенной промышленности».
Письмо злое и, кажется, искреннее. На него хочется ответить.
По-моему, всё же таки у автора преобладает личное раздражение, отнявшее способность обсуждать события с массовой точки зрения и с точки зрения их действительной последовательности…
Автор требует товарищеского отношения к интеллигентам. Это правильно. Этого требуем и мы. В программе нашей партии как раз такое требование выставлено ясно, прямо, точно…
Автор требует, чтобы мы очистили нашу партию и наши правительственные учреждения от «бессовестных случайных попутчиков, от рвачей, авантюристов, прихвостней, бандитов».
Правильное требование. Мы его давно поставили и осуществляем… Пойманных бандитов, рвачей, авантюристов мы расстреливаем и расстреливать будем. Но, чтобы очищение шло полнее и быстрее, надо, чтобы искренняя беспартийная интеллигенция помогала нам в этом. Когда она будет составлять группы лично знакомых друг другу лиц, выступать от их имени с призывом лояльной работы в советских учреждениях, с призывами «служить трудящемуся брату», если употребить выражение открытого письма, тогда муки родов нового общественного уклада значительно сократятся и облегчатся.Н. Ленин
27 марта 1919 г .
Позднее Марк Петрович вспоминал, что ответ Ленина подействовал на него «как освежающая струя озонированного воздуха» . Очевидно, и В. И. Ленина интересовала дальнейшая судьба Дукельского: в библиотеке Ленина в Кремле под № 4754 хранится книга Дукельского «Англо-русский словарь терминов, относящихся к производству кожи, обуви, шорно-седельных изделий и мехов», изданная в 1919 году .
Сентябрь и октябрь 1919 г. стали тяжёлыми в жизни института и самого Дукельского. Через Воронеж прошли белогвардейские части генералов К. К. Мамонтова и А. Г. Шкуро . Дукельский был арестован, объявлен заложником. Только стремительное наступление 1-й Конной армии С. М. Будённого спасло профессора от гибели .
В начале 1920 года Дукельский с женой и младшим сыном Алексеем переехал в Москву, где открывались новые возможности для преподавателя. Старший сын Владимир, по окончании воронежской гимназии (в 1917 г.) студент ВСХИ , в 1920-м вернулся в родной Харьков, где работал в археологическом музее , заведовал лабораторией в рентгенологическом институте (с 2006 г. — Харьковский колледж медицинского оборудования).
В 1923 году, в период НЭПа , Марк Петрович редактирует по заданию Всероссийского Кожевенного Синдиката книгу Г. Грассера «Практическое руководство для химических лабораторий кожевенного производства». С переводом помогали С. Винницкий и Б. Хацета. Выбор книги для русского издания не случаен: фамилия автора («грассер» — шкура годовалого телёнка, выросток) подтверждает глубокие знания потомственного кожевника.
В этом же, 1923 году, происходит разрыв в семье: Марк Петрович разводится с женой и регистрирует повторный брак. Наталия Евгеньевна Дукельская вместе с сыновьями переезжает в Петроград и обрывает все связи с бывшим мужем. Старший сын Владимир с 1924 г. в Ленинграде заведует физической лабораторией в физико-техническом институте Абрама Фёдоровича Иоффе .
В 1924—1931 годах М. П. Дукельский читал курс лекций по общей химической технологии в Московском химико-технологическом институте им. Д. И. Менделеева , руководил лабораторией дубильных экстрактов . В 1927 по его инициативе и при активном участии на кожевенном факультете института для специализации инженеров-химиков и механиков была создана лаборатория по химическому сопротивлению материалов, в которой велась интенсивная научно-исследовательская работа в области коррозии и защитных покрытий металлов. Это было новым не только для вузов СССР, но и Европы .
В 1928 году входил в состав Комитета по химизации народного хозяйства СССР, участвовал в работе Химстроя ВСНХ СССР , выезжал на строительство Березниковского (г. Березники Пермского края , в те годы — Уральской области ) и Бобриковского ( Новомосковск Тульской области ) химических комбинатов, других химических предприятий.
Выполнял обязанности проректора института (с 1929 г.), и. о. ректора после ухода Ивана Александровича Тищенко , руководил институтской многотиражкой «Московский технолог» (ныне — «Менделеевец»; первый номер вышел 15 февраля 1929 г.).
С 1931 заведовал кафедрой химического сопротивления материалов в Институте инженеров химического машиностроения (МИХМ) после его образования на базе механического факультета МХТИ ; читал курс общей химической технологии органических веществ; был председателем химико-технологической цикловой комиссии и комиссии, курировавшей работу экстерната ; в качестве консультанта-методиста входил в первый состав руководства института.
Участвовал в пленарном заседании VI Менделеевского съезда в Харькове (25 октября — 1 ноября 1932 г.) с докладом «Химический износ и борьба с ним». В 1934 году, к 100-летнему юбилею Д. И. Менделеева , в соавторстве с А. В. Раковским и Ю. Б. Румером издал сборник оригинальных статей и отчётов о докладах всемирно известного учёного «Периодический закон химических элементов. Д. И. Менделеев. 1834—1934».
В 1934 году (по невыясненным причинам) курс по химическому сопротивлению материалов был передан на кафедру общей и физической химии; кафедра химического сопротивления материалов была временно до 1943 года закрыта. Курс химического сопротивления материалов стал читать доцент Иосиф Яковлевич Клинов. А Марк Петрович перешёл на работу в Военно-химическую академию РККА им. К. Ворошилова.
В октябре 1936 Дукельскому Марку Петровичу постановлением Президиума Академии наук без защиты диссертации была присвоена учёная степень доктора химических наук .
В предвоенные и послевоенные годы он руководил кафедрой химии в Горном институте , работал в Научно-исследовательском институте угля (Москва) .
Осенью 1941 года эвакуирован в город Молотов .
19 февраля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «за многолетнюю плодотворную научную и педагогическую деятельность в области химии» в связи с 70-летием со дня рождения Дукельский М. П. был награждён орденом Трудового Красного Знамени .