Костёл Святого Стефана (Вильнюс)
- 1 year ago
- 0
- 0
Костёл Свято́го Спаси́теля ( польск. Kościół Najświętszego Zbawiciela ) — римско-католический храм на в районе Средместье в Варшаве .
Южная часть располагавшейся у Уяздовского замка площадь Ротонда была отведена под сады и огороды. В 1822 году владелец местности Луи Леран продал часть сада Петру , который построил на этом месте кирпичный постоялый двор под названием «Красный».
По инициативе архиепископа, митрополита Варшавского Винценты Попела , учитывая волеизъявление жителей и , которые хотели отметить юбилейный 1900 год строительством великолепного храма, в 1899 году был образован Комитет по строительству церкви под руководством прелата-священника Якуба Симека. В 1900 году был приобретён участок между Маршалковской и улицами. 12 октября 1901 года состоялась церемония закладки краеугольного камня. Конкурс на проект церкви выиграл Стефан Шиллер , но реализация была поручена архитектору, автору, в том числе, церкви Святого Войцеха на Воле и Святого Флориана в Праге, — выпускнику Школы изящных искусств в Варшаве и Академии художеств в Санкт-Петербурге . Храм был спроектирован в виде латинского креста .
Церковь частично была предоставлена верующим в 1903 году, а в 1907 году, после благословения монсеньора Симека, передана в пользование полностью. Приход Святого Спасителя был открыт 1 января 1911 года, а 23 октября 1927 года храм был освящен епископом Первая мировая война работы по отделке и украшению интерьера не были закончены и продолжались до начала Второй мировой войны .
. Первым настоятелем был прелат Роман Рембелинский. Из-за начавшейсяВо время Второй мировой войны церковь серьезно пострадала. В сентябре 1939 года при бомбардировке Варшавы снаряды разрушили башню, западную башню и крышу. Паникадило (самое большое из паникадилов варшавских церквей того времени) также обрушилось в результате пожара и полностью разрушилось. Очередные разрушения принесли в 1944 году, когда после подавления Варшавского восстания немцы начали сносить дома и храмы. Для этого в нижний храм, расположенный параллельно поперечному нефу храма, на линии часовня Богородицы — ризница, были заложены мины. Взрывом разорвавшейся мины были полностью разрушены свод нижнего храма и расположенный непосредственно над ним придел, частично повреждены пресвитерия главного алтаря и верхняя часть амвона, нанесены значительные повреждения потолку храма и витражам и полностью разрушен орган. Два колокола расплавились, третий был конфискован оккупантами.
Во время оккупации храм, собиравший толпы верующих, посещали и скрывавшиеся евреи. Один из них, Михал Зильберг, вспоминал Йом-кипур , проведённый в храме в 1943 году: в какой-то момент к горстке молящихся евреев подошел священник и помолился за них.
Во время Второй мировой войны в приходе служил
.После войны, благодаря энергии и стараниям тогдашнего управляющего приходом отца Каноника Константина Погожельского были быстро проведены подготовительные работы по восстановлению разрушенного по проекту архитектора Веслава Коновича. К счастью, план по адаптации восстановленной церкви к развитию Современный театр ). 6 августа 1946 года в костеле состоялось отпевание более 5 тонн праха жертв Варшавского восстания, который затем в 117 гробах был перевезен на Вольской улице в Варшаве .
не был реализован. Богослужения были перенесены в уцелевший приходской дом на Мокотовской улице, дом 13 — с использованием для этого зрительного зала, где был устроен алтарь (с 1949 года там размещаетсяРемонтные работы, направленные на устранение наиболее серьезных повреждений, расчистку завалов и приведение храма в состояние, позволяющее совершать богослужения, продолжались до 1948 года — тогда храм был передан верующим.
Одним из послевоенных викариев этого прихода был
, впоследствии — .Распоряжением от 3 декабря 2006 года Юзеф Глемп возвел костёл в ранг епархиальной святыни — Святилища Богоматери (название происходит от названия почитаемого в храме образа Божией Матери) .
Храм служит академической церковью Варшавского политехнического университета (резиденция
Церковь Святого Спасителя представляет собой трёх нефную базилику с трансептом и куполом на пересечении нефов, в архитектурном стиле относящемся к формам польского ренессанса и барокко . Над пересечением нефов первоначально находилась 20-метровая башенка, разрушенная при бомбардировке Варшавы немецкой армией в 1939 году, после войны восстановлена не была . На здание церкви повлияла треугольная форма участка, на котором она располагалась, что позволило построить часовню Богородицы со стороны Маршалковской улицы и симметрично ей просторную ризницу со стороны Мокотовской улицы. Характерный главный фасад церкви со стороны Спасской площади в виде портика с колоннами обрамлен двумя стройными башнями и украшен скульптурами святых Петра, святого Павла и святого .
В храме, построенном на средства верных и благодарных жителей Варшавы, всегда была только одна часовня — Богоматери. Его форма напоминает форму часовни Сигизмунда Вавельского собора — резиденции польских королей. Замысел создателей состоит в том, чтобы подчеркнуть особый смысл, особую честь, которую Мария имеет в Польше, напомнить ей об особом имени, данном ей поляками — Королева Польши.
Алтарь финансировал Леопольд Хиллер. Он сделан из лепнины . Часовня чрезвычайно красиво украшена и имеет богатую позолоту. На боковой стене картина Михаэля Вильманна .
Образ Богоматери выполнен по заказу Церковно-строительного комитета. Она была написана в 1909 году известным художником Францишеком Енджейчиком и была приобретена уполномоченным комитетом прелатом Яном Симецом. Образ был освящен на Ясной Горе и торжественно представлен 8 декабря 1909 года отцом Евсевием Рейманом. Образ Богоматери представляет собой роспись, выполненную на металло-цинковой основе, которая в свою очередь крепится к деревянной основе. Размеры картины: 130х87 см.
Копия образа Ясной Горы изображает Марию во фронтальном положении с младенцем в левой руке. Богоматерь держит правую руку на груди, указывая на своего сына. Взоры матери и младенца направлены на молящихся. Голова младенца повернута к матери, правой рукой он указывает на неё, а в левой держит Евангелие .
Лицо Марии немного отличается по своему выражению от оригинала. Говорят, что у Богоматери Ясной Горы проницательный взгляд и печаль на лице. У Богоматери определённо взгляд устремлен на молящегося, но прежде всего от её лица исходит неземной покой.
Богородица и Младенец в одеждах. Они сделаны на деревянной основе. На ней моделируются формы из хлопка, обтянутые атласом и бархатом на подкладке из тонкого льняного . Атлас и бархат, из которых состоит платье Богоматери с младенцем, красного цвета, мантия Марии синего цвета. На материал нашиты различные украшения, полудрагоценные камни и цепочки. Края мафория, а также хитон Богородицы и платье младенца отделаны нитками мелкого жемчуга, приклеенными к позолоченной основе.
Фон Образа составляют прикрепленные к земле латунные листы, изображающие четыре сцены из Евангелия: благовещение , рождество Христово , рождество (венчание терновым венцом) и бичевание.
В 1994 году была проведена основательная реставрация картины.
Картина была освящён Папой Римским Иоанном Павлом II 13 июня 1999 года на площади Пилсудского в Варшаве.