Interested Article - Хаузер, Арнольд

Арнольд Хаузер ( нем. Arnold Hauser ; 8 мая 1892 , Темешвар , ныне Тимишоара 28 января 1978 , Будапешт ) — немецкий и венгерский философ, историк искусства и социолог, почётный член Венгерской академии наук .

Жизнь и творчество

А. Хаузер родился в Трансильвании , принадлежавшей в конце XIX столетия Австро-Венгрии . После окончания гимназии изучает философию и филологию в университетах Будапешта и Парижа . В 1916 году , в Будапеште, вступает в «Воскресный кружок», возглавляемый Георгом Лукачем и в котором состояли такие деятели венгерской культуры, как Бела Балаж , en , Бела Фогараши и другие. В 1917 году несколько членов кружка — среди них Золтан Кодай , Бела Барток , Эрвин Сабо — организуют «Свободную школу духовных наук», где А. Хаузер читает лекции по неокантианской философии. В 1919 году молодой учёный работает при министерстве культуры Венгерской советской республики . После поражения венгерской революции эмигрирует в Италию .

С 1919 года и по 1938 учёный живёт и работает в эмиграции в Италии, Германии и Австрии . В этот период в первую очередь в сфере его интересов — кинематограф. В 1938 году переезжает в Англию . Здесь он создаёт одну из важнейших своих работ — «Социальную историю искусства и литературы»; начатая в 1940 году , она была закончена лишь через 10 лет. С 1951 по 1957 преподаёт в университете Лидса , в 1957—1959 — профессор в университете Брандье ( США ), затем — до 1962 года преподаёт в колледже искусств Хорнси в Лондоне , и до 1965 — профессор в университете штата Огайо . С 1965 года и по 1977 живёт в Лондоне. Незадолго до смерти, в 1977 году возвращается в Венгрию .

А. Хаузер — лауреат премии Немецкой коллегии критиков за 1954 год .

Научный вклад

А. Хаузер сыграл большую роль в изучении истории культуры в прошлом столетии. Учёный считал, что середина XX века — то самое время, когда настала необходимость изучить и разъяснить социально — исторические корни возникновения искусства, его развития и распространения, не упуская при этом и его психоаналитические и психологические моменты. Современное искусство А. Хаузер рассматривал как привязанный к месту своего создания «социологический документ», обращая при этом внимание и на идеологическую роль искусства. Хаузер был одним из первых учёных, подвергших научному изучению и анализу так называемую « массовую культуру », в первую очередь в киноискусстве, а также такие её направления, как поп-арт и бит .

Общий кризис современной культуры учёный связывал с влиянием антигуманной послевоенной общественной системы и «безответностью» искусства. С другой стороны, А. Хаузер видел нынешнее назначение, «спасение» искусства именно в парадоксальном соединении «несоединяемых предметов», единстве противоположностей в современном искусстве. Поэтому в философии и социологии он в равной степени обращается к работам Карла Маркса и Макса Вебера , Фридриха Энгельса и Карла Маннгейма . В психологии и психонанализе для него остаётся авторитетом Зигмунд Фрейд , в современном кинематографе — как западные режиссёры Робер Брессон , Лукино Висконти , Федерико Феллини и Ингмар Бергман , так и советские мастера кино С. М. Эйзенштейн и В. И. Пудовкин .

Сочинения

  • 1951 : Sozialgeschichte der Kunst und Literatur / Социальная история искусства и литературы
  • 1958 : Philosophie der Kunstgeschichte / Философия истории искусства
  • 1964 : Der Manierismus. Die Krise der Renaissance und der Ursprung der modernen Kunst / Маньеризм. Кризис Возрождения и происхождение современного искусства
  • 1974 : Soziologie der Kunst / Социология искусства
  • 1978 : Im Gespräch mit Georg Lukács / Беседуя с Георгом Лукачем

Литература

  • Sparr Th. Zwischen Ost und West: über den Kunsttheoretiker Arnold Hauser. Zürich: Neue Zürcher Zeitung, 1997
  • Congdon, L. (2004). Arnold Hauser and the retreat from Marxism. In T. Demeter (Ed.), Essays on Wittgenstein and Austrian philosophy. Amsterdam: Rodopi. (1999).
Источник —

Same as Хаузер, Арнольд