Алекса́ндр Кузьми́ч Ву́стин
(
24 апреля
1943
,
Москва
—
19 апреля
2020
,
Москва
) —
советский
и
российский
композитор
.
Биография
Александр Вустин начал сочинять музыку в 1952 году, но считал, что только в 1972 году он обрёл свой индивидуальный композиторский почерк. В 1957—1961 годах занимался композицией у
Григория Самуиловича Фрида
, которому в дальнейшем посвятил «Слово для духовых и ударных» (1975). В 1969 году закончил
Московскую государственную консерваторию
по классу
Владимира Фере
, работал редактором на радио, а затем в издательстве «Советский композитор». Вустин — активный участник новой
Ассоциации современной музыки
(АСМ-2), созданной и возглавленной
Эдисоном Денисовым
в 1989 году. Его работы в кино включают музыку к фильму
Рустама Хамдамова
«
Анна Карамазофф
»,
1991
.
С 2016 года — «композитор в резиденции»
Госоркестра
России (проект
Владимира Юровского
). С этим сотрудничеством связан взлёт популярности Вустина в самые последние годы его жизни, увенчавшийся мировой премьерой его оперы «Влюблённый дьявол» под управлением Юровского 15 февраля 2019 в
Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко
.
Супруга — Марина Ельянова, музыкальный редактор
. Сын — певец Юрий Вустин (род. 1968), солист ансамбля старинной музыки «Volkonsky Consort»
.
Умер в Москве 19 апреля 2020 года от
коронавирусной инфекции
. Урна с прахом композитора была захоронена 15 августа 2020 года на Введенском кладбище Москвы (23-й участок)
.
Творческая характеристика
Музыкальный язык Вустина отличается крайней сдержанностью, углубленностью, смысловой концентрацией, интенсивным переживанием времени как своего рода пространства актуального музыкального действия, общего для автора, исполнителя и слушателя, и в этом смысле его можно назвать наследником традиций
Антона Веберна
.
Исполнители
Среди исполнителей его сочинений — ГАСО (Госоркестр им. Е. Ф. Светланова),
симфонический оркестр Би-Би-Си
, дирижёры
Владимир Юровский
,
Лев Маркиз
, Александр Лазарев,
,
Рейнберт де Леу
, скрипач
Гидон Кремер
, ударник
Марк Пекарский
, саксофонист
, певцы
Светлана Савенко
,
Алиса Гицба
, Елена Васильева и др.
Избранные сочинения
Александр Вустин (2008)
«Три стихотворения
Моисея Тейфа
» (1966) для голоса (баса) и фортепиано (в русском переводе
Юнны Мориц
)
Струнный квартет (1966)
Симфония (1969) для оркестра
«Три торопецкие песни» (1972) для фортепиано
«Ноктюрны» (1972—1982) для камерного ансамбля и высокого голоса
«Слово» (1975) для духовых и ударных, посв.
Григорию Фриду
«Соната для шести» (1973)
«Lamento» (1974) для фортепиано
«Каприччио» (напевы из сборника
М. Береговского
. 1977—1982) для голоса (меццо-сопрано), мужских голосов и ансамбля
«Памяти
Бориса Клюзнера
» (1977) для голоса, скрипки, альта, виолончели и контрабаса, на текст
Юрия Олеши
«Memoria-2» (концерт, 1978) для ударных, клавишных и струнных
«Сказка» (1979) для гобоя соло
«Возвращение домой» (1981) для голоса и 13 инструментов, стихи
Дмитрия Щедровицкого
«Досуги
Козьмы Пруткова
» (1982) для баритона и ударных
«Посвящение Бетховену» («Hommage à Beethoven», 1984) концерт для ударных и камерного оркестра)
«Праздник» (1987) для детского хора и оркестра на тексты русских певческих книг XVII века
«Влюбленный дьявол» (1975—1989) опера по
одноимённой повести
Ж. Казота
, либретто Вл. Хачатурова
«Блаженны нищие духом» (1988) для
контратенора
и камерного ансамбля
«Действо от Луиджи» (1990) для ансамбля ударных
«Белая музыка» (1990) для органа
«Письмо Зайцева» (
1990
) для голоса, струнных, большого барабана и магнитной ленты. Текст Сергея Зайцева
«Музыка к фильму» (
1991
) для ударных и оркестра
«Музыка для десяти» (
1991
) на текст Жана-Франсуа Лагарпа
«Героическая колыбельная» (
1991
) для ансамбля
«Посвящение сыну» (
1992
) для флейты и ансамбля
«Три стихотворения
Андрея Платонова
» из романа «
Чевенгур
» (
1992
) для голоса и ансамбля
«Agnus Dei» (
1993
) для смешанного хора, ударных и органа
«Маленький реквием» (Kleines Requiem,
1994
) для сопрано и струнного квартета
«Музыка для Ангела» (
1995
) для саксофона, вибрафона и виолончели
«Песня из романа Андрея Платонова» (
1995
) для хора и оркестра
«Исчезновение» (
1995
) для баяна, виолончели и струнного оркестра
«Фантазия» Посвящение
Гидону Кремеру
(
1996
) для скрипки и оркестра
Танго «Hommage à Guidon» (
1997
) для скрипки, струнного оркестра и ударных
Трио (
1998
) для фортепиано, скрипки и виолончели
«День рождения
Марка Пекарского
» (
1998
) для ансамбля ударных
«Свете тихий» (
1999
) для голоса
«Похвала земле» (
1999
) для детских голосов и камерного оркестра на стихи
Ольги Седаковой
«Veni, Sancte Spiritus» (
1999
) для хора, ударных и ансамбля
«Canto» (
1999
) для поющего струнного трио, слова
А. С. Пушкина
«Alone» (
2000
) для вибрафона соло
«Sine Nomine» (
2000
) для оркестра
«Ночная мгла» (
2000
) для детского и смешанного хора и камерного оркестра на стихи
Бориса Пастернака
(часть коллективного сочинения)
«К Софии» (
2001
) для голоса (меццо-сопрано) и ансамбля на стихотворение Ольги Седаковой «Отшельник говорит», посв.
Софии Губайдулиной
«Эпиграф» для органа (памяти
Эдисона Денисова
)
«Голос» (
2001
) для альта (меццо-сопрано) соло, стихи Ольги Седаковой
«Седьмое слово» (
2002
) для ансамбля (часть коллективного сочинения)
«Spem in alium» (
2003
) для фортепиано, голосов (альты, басы) и ансамбля на текст из мотета
Томаса Таллиса
«
Постлюдия
» (
2003
) для ансамбля
«Разоблачение Евы» («Взгляд № 5»,
2004
) для оркестра (часть коллективного сочинения)
«Приношение» (
2004
) для ансамбля, посв. Гидону Кремеру в память о
Д. Шостаковиче
Credo (
2004
) для ансамбля, посв. М. Дубову и А. Виноградову в память об Э. Денисове
«Вечерние птицы» (
2006
) для струнного трио
«Театр» (
2006
) для голоса (меццо-сопрано) и ансамбля на стихи Дмитрия Щедровицкого
«Далёкий свет» (
2007
) для
бас-кларнета
соло
«Музыкальная жертва» (
2007
) для виолончели и фортепиано
«Поиски звука» (
2008
) для солирующих колоколов и оркестра
«Canticum canticorum» («
Песнь Песней
»,
2010
) для голосов и ансамбля
«Литания» (
2011
) для ударных, голосов и органа
«Из жизни эльфов» (
2011
) для фортепиано, скрипки и виолончели
«Ветер» (
2012
) для хора и инструментального ансамбля на стихи
Александра Блока
из поэмы «
Двенадцать
»
«Вечернее море» (
2012
) для поющего струнного трио, стихи Ольги Седаковой
«Посвящение» (
2013
) для виолончели, ударных и фортепиано
«Памяти Григория Фрида» (
2014
) для альта и фортепиано
«Песня Лукерьи» (
2015
) для магнитной плёнки, народного голоса и оркестра
«Песнь восхождения» (
2016
) для оркестра и голосов
«Три стихотворения Ольги Седаковой» (
2017
) для голоса (баса) и оркестра
Примечания
↑
— 2020.
↑
— 1808.
от 21 апреля 2020 на
Wayback Machine
// «Коммерсантъ», 20.04.2020.
(неопр.)
. nenuda.ru. Дата обращения: 21 апреля 2020.
30 января 2020 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 21 апреля 2020.
24 апреля 2020 года.
(рус.)
. Фонтанка (19 апреля 2020). Дата обращения: 19 апреля 2020.
28 июля 2020 года.
(неопр.)
www.moscow-tombs.ru
. Дата обращения: 5 апреля 2021.
14 апреля 2021 года.
Литература
Вустин А.
Музыка — это музыка (Беседа с Е. Польдяевой) //
Музыкальная академия
, 1993, № 4
Ценова В.
Александр Вустин: Поле битвы — душа // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1. М.: Композитор, 1994 (на англ.яз. в кн.: Underground Music from the Former USSR. Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1998).
Северина И.
Творчество Александра Вустина // Музыкальная академия, 2003, № 4.
Шульгин Д. И.
. — М., 2008.
Ссылки
(англ.)
(англ.)
[experts.about.com/e/a/al/alexander_vustin.htm experts.about.com]
(англ.)
(недоступная ссылка)
, посвящённый технике композиции, жизни и аналитическому исследованию творчества Александра Вустина, выполненного
Д. Шульгиным
, в том числе на основе личных многолетних бесед с композитором.
Ссылки на внешние ресурсы
В библиографических каталогах