Ливенский уезд (Орловская губерния)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ян Ливенс ( нидерл. Jan Lievens , 24 октября 1607 , Лейден — 8 июня 1674 , Амстердам ) — голландский живописец , рисовальщик и гравёр « Золотого века искусства Нидерландов ». Трудился в Амстердаме в одной мастерской с Рембрандтом , с которым был дружен. На долгое время был забыт, поскольку с 1632 года работал как придворный художник в Англии и в других странах. Его сын — Ян Ливенс Второй (1644—1680) — также живописец .
По сведениям Арнольда Хоубракена , автора сборника биографий «Великий театр нидерландских художников и художниц» (De Groote Schouburgh der Nederlantsche Konstschilders en Schilderessen, 1718—1721), Ян Ливенс родился в Лейдене в семье вышивальщика Ливена Хендрикса и Махтельт Янс ван Нортзант. Когда ему исполнилось восемь лет, Ливенс поступил в ученики к живописцу Йорису ван Схутену в Лейдене, а два года спустя к Питеру Ластману в Амстердаме, учеником которого несколькими годами позже стал Рембрандт .
Рембрандт был на год старше Ливенса. Оба родились в Лейдене, обучались у Питера Ластмана в Амстердаме, где они делили общую мастерскую около пяти лет, до 1631 года. Молодые художники подружились, в произведениях 1626—1631 годов заметно их влияние друг на друга. Нидерландский поэт и учёный Константейн Хёйгенс , портрет которого написал Ливенс, оставил воспоминание о посещении мастерской двух художников в 1628 году.
Ян Ливенс стал своего рода знаменитостью благодаря таланту в столь юном возрасте. Восхищение вызвали его копия картины Корнелиса ван Харлема « Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит » и портрет его матери Махтельт Янс ван Нортзант. Это привлекло внимание Морица Нассауского, принца Оранского , который около 1620 года купил картину, изображающую молодого человека, читающего при свете костра. Эту картину он передал английскому послу, который подарил её королю Якову I . Именно по этой причине в 1631 году, когда Ливенсу было двадцать четыре года, его пригласили к английскому двору в Лондон .
В 1632—1644 годах Ливенс жил в Англии, работал при дворе Карла I и написал королевский портрет. В тот период он испытал влияние Антониса Ван Дейка . Вернувшись из Англии через Кале, Ливенс поселился в Антверпене , где 23 декабря 1638 года женился на Сюзанне Колин де Ноле, дочери скульптора Мишеля Колинса. Ливенс пользовался высоким покровительством, получал множество заказов, вёл роскошную жизнь, но накопил множество долгов. В Антверпене он сотрудничал с Адрианом Брауэром . Поработав придворным художником в Гааге и Берлине , он в 1655 году вернулся в Амстердам.
После смерти первой жены он женился повторно в 1648 году на Корнелии, сестре художника Яна де Брая . В 1663 году он отправился в Гелдерланд (восточные Нидерланды) вместе с Гербрандом ван ден Экхаутом . После 1672 года Ливенс испытывал растущие финансовые трудности, Конец жизни провёл в нищете, и семья после его смерти аннулировала все претензии на наследство из-за его долгов.
Ливенс рано проявил талант к живописи и на протяжении творческой жизни испытывал разные влияния прежде всего Рембрандта. По оценке Константейна Хёйгенса, Ливенс был более изобретательным, но менее выразительным, чем Рембрандт . Сотрудник Эрмитажа Ю. И. Кузнецов писал, что Ян Ливенс в мастерской Рембрандта «был скорее более опытным сотоварищем по работе, чем учеником. Однако, несмотря на свою раннюю зрелость, находился под влиянием Рембрандта. „Портрет старика“, выполненный в рембрандтовской манере, силой и смелостью мазка, а также великолепием и мощью форм превосходит всё, что создавалось самим Рембрандтом в эти годы. „Улыбающийся старик“, часто относимый к этому же лейденскому периоду, написан, возможно, несколько позже, так как обнаруживает влияние фламандской живописи. Уже эта работа показывает, как скоро Ливенс утратил своё превосходство. Дальнейшая эволюция художника к классицизму и декоративности окончательно разделила обоих мастеров» .
Во время трёхлетнего пребывания в Англии Ян Ливенс находился под воздействием картин Антониса Ван Дейка, а в Антверпене — Рубенса . Стиль Ливенса стал более барочным, он писал картины большого размера, а его драматические композиции демонстрируют влияние караваджизма .
При жизни Ливенс считался главным соперником Рембрандта и был широко известен. Он писал картины на библейские сюжеты, наиболее прославлен портретами, среди которых — портрет Декарта (1643). Ряд больших картин (5,5 × 5,5 м) он создал для украшения здания новой Ратуши Амстердама. Картины художника хранятся в музеях Англии, Франции, Германии, Нидерландов, Бельгии, Испании, США. Три его работы имеются в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже :