Мина, Михаил Валентинович
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаи́л Валенти́нович Ленто́вский ( 1848 — 11 [24] декабря 1906 ), русский артист драматического театра и оперетты , куплетист, режиссёр и антрепренёр.
Выступал в самых разнообразных ролях, начиная с Гамлета и кончая опереттами и водевилями. Под псевдонимом Можарова написал ряд водевилей и феерий .
Родился Михаил Лентовский в семье бедного музыканта в Саратове в 1848 году , но точная дата его рождения неизвестна. Сестра Анна Валентиновна (по мужу Кожина, по сцене — Рюбан, 1859-1942) - актриса, работала в Малом театре (1882-1883) и в антрепризах М.В.Лентовского.
Учился в Саратовской мужской гимназии . Познакомившись с Михаилом Щепкиным и при его содействии Лентовский переехал в Москву, поступил в Московское театральное училище , а затем, уже после смерти Щепкина, в 1865 году — в Малый театр .
Осенью того же года он отправился в провинцию: работал в театрах Орла , Казани , Саратова, Харькова , Одессы и др. (вплоть до 1873 года; служил в труппе П. Медведева , антрепризе Н. Дюкова ). Играл самые разные роли, участвовал во множестве оперетт и водевилей. Дебютировал в Харьковском театре как режиссёр. Такие отпуски актёров в провинциальные антрепризы были в традициях Малого театра — молодых артистов отправляли поднабраться мастерства и сценического опыта, после чего они возвращались на императорскую сцену . В 1870 г. в его харьковскую труппу вступила Марья Гавриловна Подраменцова и, познакомившись с актёром труппы (настоящая фамилия Славич), здесь же вышла за него замуж и стала Марьей Гавриловной Савиной — так и вошла в историю русского театра.
В начале 1870-х годов Лентовский открыл в санкт-петербургской Новой Деревне собственный увеселительный сад «Кинь грусть».
15 августа 1873 года Лентовский заключил договор с Дирекцией императорских театров об исполнении опереточных ролей на сцене Малого театра. Однако опереточный репертуар сходил со сцен, всё более уступая место драматическому . Лентовский назначался, соответственно, на драматические роли.
Роли Лентовского:
Роли на сцене Малого театра :
Однако режиссура спектаклей Малого театра не устраивала молодого артиста, набравшегося опыта и мастерства в провинциальных труппах, и Лентовский сам принялся за постановки, используя для этого в первую очередь собственные бенефисы . В один вечер ставит «Наташу, купеческую дочь, или Жених-разбойник» Е. Воронова по А. Пушкину , комедию А. Плещеева «Нужда пляшет, нужда скачет, нужда песенки поет», оперетту Ж. Оффенбаха «Парижская жизнь» и водевиль В. Билибина «Спириты» (1876). В другой раз — «Цыганский табор» А. Андреева, для участия в котором приглашает в Малый театр опереточную актрису и исполнительницу цыганских романсов В. Зорину , что вызывает бурный успех у публики и негодование рецензентов — позже В. Зорину он будет привлекать к сотрудничеству и в дальнейшем .
Нарастал конфликт с дирекцией императорских театров. В результате:
В связи с преобразованием штатов и сокращением актерского состава Лентовский с собственного его согласия был уволен от службы в Малом театре 1 ноября 1882 (звание артиста императорских театров было за ним сохранено).
Лентовский решает создать собственный театр — ради этого им было отвергнуто даже заманчивое предложение занять должность оперного режиссёра Большого театра от директора императорских театров И. Всеволожского в 1882 г. .
Весной 1877 г. он принимает предложение возглавить летний театр при Артистическом кружке, находившийся в Семейном саду (Ботаническое отделение Зоологического сада ). В его труппе артисты: О. Садовская , , С. А. Бельская, В. Зорина, , В. Соломина и др., создал большой оркестр, хор и балет, пригласил декоратора парижского театра « Гранд-Опера » Левато.
Первый спектакль — «Дочь рынка, или Дочь мадам Арго» Ш. Лекока , 5 мая 1877), затем ставится буквально одна оперетта за другой. Его эстетика близка школа площадного театра, где властвуют общие гуляния, лёгкость и тёплые семейные отношения; его мечта народный театр, идущий от традиций скоморошества , но на высоком современном духовном уровне.
«Энергией этого исключительного человека было создано летнее театральное предприятие, невиданное нигде в мире по разнообразию, богатству и широте». — ( Станиславский К. С. , Собр. соч., т. 1, 1954, с. 75)
В дальнейшем Лентовский возглавил опереточную труппу театра Г. Солодовникова , которая выступала в здании театра на Большой Дмитровке . 5 мая 1878 года Лентовский взял в аренду театр и сад «Эрмитаж» на Божедомке . Над дверью его нового театра появилась надпись: «Сатира и мораль».
Постановки:
Успех окрылил, и Лентовский перестраивает сад, ремонтирует театр и возводит ряд новых зданий. В 1882 году сотрудничавший с Лентовским в это время Франц Шехтель строит новый театр на воздухе, который Лентовский называет « Фантастическим » (позже — театр «Антей»).
Постановки:
Одновременно Лентовский организовывает летний драматический театр в Нижнем Новгороде (на гастроли приезжают Г. Федотова и М. Ермолова ). В том же году арендует в Петербурге сад «Аркадия» для постановки оперетт.
5 ноября 1881 года он арендовал московский цирк Гинне и в наскоро переоборудованном помещении открыл Театр народных представлений « Скоморох », просуществовавший неполных два сезона.
Постановки:
Но и это не всё. Его творческая фантазия неуёмна. Одновременно Лентовский занимается строительством Нового театра, открывшегося 29 декабря 1882 года. В труппе М. Писарев , В. Андреев-Бурлак , и др. Ставятся пьесы А. Островского , И. Шпажинского , М. Салтыкова-Щедрина , позже — феерии и оперетты.
Л. поражал воображение зрителей грандиозностью постановок, новизной, необычностью эффектов, богатством декорационного оформления и костюмов, живописностью массовых сцен. О его постановках положительно отзывались А. Н. Плещеев , В. А. Гиляровский и др.
Несмотря на убытки и долги, Лентовский делает вторую попытку создания народного театра «Скоморох» (открытие состоялось 23 ноября 1886). За «нравственной поддержкой» обращается к Л. Толстому. Для театра «Скоморох» Л. Н. Толстой в 1886 году писал пьесу « Власть тьмы », однако пьесу к постановке не разрешила цензура (была поставлена в театре «Скоморох» только 26 октября 1895 года, когда запрет был снят).
В 1892 году Лентовский из-за отсутствия средств вынужден расстаться с «Эрмитажем», Новым театром, «Скоморохом» и прочими затеями. И к 1894 году разорился окончательно.
Широкие замашки антрепренёра, постановка феерий и дорого стоящих гуляний в летних садах Москвы и Петербурга разорили Лентовского совершенно .
Он много работает, гастролирует, старается собрать средства, играет сам и режиссирует. Но положение осложняет запрет на занятие антрепренёрской деятельностью, действовавший в отношении Лентовского после второго банкротства.
В 1898 году С. Мамонтов неожиданно приглашает его на должность главного режиссера Московской частной оперы (постановки: «Сказка о царе Салтане», «Чародейка» Чайковского, «Хованщина» ).
В 1902 году был приглашен на должность директора сцены в театр Н.И. Собольщикова-Самарина , но по причине разногласий не закончив сезона ушел. Не оставлял попыток организации народных зрелищ и гуляний, обращаясь с прошениями, но разрешения от официальных властей так и не получил. К этому времени, по большей части, жил на пенсию, полагавшуюся ему как актеру императорских театров.
Лентовский — автор ряда обозрений- водевилей и куплетов; издал книгу очерков, лирических стихов и афоризмов «Перед закатом» (1905) и воспоминаний о Щепкине и Олдридже.
Одно из стихотворений Лентовского из книги «Перед закатом» называлось «Мы»:
Бегают людишки, точно муравьи,
Стряпают делишки разные свои.
Один другого давит. С улыбкой, не спеша...
Желудок всеми правит. Нужда и власть гроша.
Умер Михаил Валентинович Лентовский 11 (24) декабря 1906 года в Москве . Похоронен на Ваганьковском кладбище (23 уч.) .
В. А. Гиляровский написал книгу, посвященную артисту — «М. В. Лентовский».
Образ антрепренёра на пике его славы встречается в целом ряде произведений А. П. Чехова , (см. рассказ «Мамаша и г. Лентовский») .