Interested Article - Смешарики

«Смеша́рики» (сокр. от рус. сме шные шарики ) — российский анимационный сериал , созданный Анатолием Прохоровым , Ильёй Поповым и Салаватом Шайхинуровым . Сериал рассказывает о приключениях смешариков — шарообразных антропоморфных существ, попадающих в различные ситуации . «Смешарики» насчитывают 7 сезонов, выходящих в эфир с 17 мая 2004 года .

Со временем сериал получил статус культового , критики хвалили его за работу сценаристов, разнообразие жанров эпизодов (в том числе и философскую сторону сериала), наличие отсылок к другим произведениям и визуальный стиль, однако критиковали за художественный примитивизм и вторичность замысла , сравнивали с непедагогичным сериалом, отмечали технические ограничения. С возобновлением показа отмечали, что новый сезон сохраняет тон сериала, который был до приостановки показа, и поднимает актуальные темы, что нет «заигрываний» с современными реалиями.

Сериал был номинирован на премии « Золотой орёл » и « Икар ». Создатели сериала были награждены Государственной премией Российской Федерации . На основе мультсериала была создана многопользовательская компьютерная игра « Шарарам » . В дополнение к основному сериалу созданы полнометражные мультфильмы « Смешарики. Начало » (2011), « Смешарики. Легенда о золотом драконе » (2016) и « Смешарики. Дежавю » (2018), киноальманах « Смешарики снимают кино » (2023), а также ряд сериалов образовательной и культурно-просветительской направленности («Новые приключения», «Пин-Код») .

Вселенная сериала

В большинстве эпизодов действие происходит в вымышленном месте — Ромашковой долине. Однако в некоторых случаях персонажи могут жить на необитаемом острове, плавать в море, путешествовать по пустыне, взбираться на гору и т. д. Сюжет построен на неожиданных ситуациях, с которыми сталкиваются герои и с которыми может столкнуться ребёнок в повседневной жизни . Среди персонажей нет отрицательных героев, все живут по принципу «мира без насилия» .

Персонажи

Концепты персонажей (слева) сильно отличались от их итоговых версий (справа)
  • Крош :
    Жизнерадостный, общительный и озорной кролик девяти лет . Неугомонный весельчак, переполненный идеями и желаниями.
  • Ёжик :
    Сосед и лучший друг Кроша девяти лет , сомнительные авантюры которого не одобряет, но постоянно оказывается в них втянут. Хорошо воспитан, застенчив, иногда мнителен, обладает нордическим характером и философским складом ума.
  • Светлана Письмиченко Нюша :
    Самовлюблённая, капризная и обидчивая свинка тринадцати лет . Старается казаться взрослой и неотразимой, «мечтает о сцене, славе, конфетах и миллионе поклонников». Кокетлива, любопытна и убеждена, что «в девушке должна быть загадка, а ещё лучше тайна».
  • Бараш :
    Лирический поэт, артистическая натура, меланхолик и романтик четырнадцати лет . Привлекает всеобщее внимание к своей «несчастности и непонятности». Симпатизирует Нюше.
  • Совунья :
    Персонаж семидесяти лет . Следует здоровому образу жизни . Применяет на окружающих свои познания в области медицины . Любит дисциплину и чистоту. Запасливая, хозяйственная, снабжает всех советами на любой случай жизни.
  • Сергей Мардарь — Кар-Карыч :
    Смешарик шестидесяти одного года , один из самых пожилых персонажей, ворон, у которого «бурное, никому не известное прошлое». Артист всех жанров одновременно. Любит эпатировать окружающих, хвастлив, демонстративен, сентиментален и харизматичен .
  • Михаил Черняк Пин :
    Пингвин-изобретатель тридцати шести лет , работает в ангаре, заваленном инструментами и деталями, спит в холодильнике. Пин — единственный из персонажей «иностранец» . Говорит с немецким акцентом.
  • Михаил Черняк — Копатыч :
    Прямолинейный и трудолюбивый медведь сорока пяти лет . К любому делу подходит основательно, а в критических ситуациях способен мыслить трезво и контролировать ситуацию. Бывший танцор диско и актёр, игравший супергероя Люсьена в сериале «Шоу Люсьена» .
  • Михаил Черняк — Лосяш :
    Умный, несколько склонный к авантюрам лось сорока лет . Открытый, деятельный и эмоциональный . Предпочитает естественно-научное направление знаний, постоянно что-то читает, ставит лабораторные опыты, предсказывает погоду и будущее.

История создания

Идея

В 2001 году художник-постановщик Салават Шайхинуров , сотрудник фирмы Fun Game , занимающейся разработкой настольных игр, получил заказ на проработку концепции упаковки шоколадных конфет круглой формы — прообраза будущих персонажей . В 2002 году , проработав в общих чертах несколько персонажей, Шайхинуров совместно с дизайнером Ильёй Поповым , по совету Константина Бронзита , обратились к основателю анимационной студии « Пилот » Анатолию Прохорову . Около двух лет ушло на то, чтобы определиться с художественной идеологией проекта и стратегией его продвижения, характерами и дизайном персонажей . В 2003 году после доработки проект был принят к реализации, а в марте зарегистрировано ООО «Смешарики», учредителями которого стали Попов, Прохоров и Шайхинуров . Попов отмечал, что

…с самого начала проект рассматривался исключительно как коммерческий: нам неинтересна была арт-хаусная ниша , мы не ориентировались на фестивали. Идея заключалась в том, чтобы создать продукт, который можно, что называется, продать, ориентированный на конечных потребителей. В нашем случае — на детей: эту аудиторию мы неплохо знали. Тем более что ниша детской анимации была тогда практически пуста» .

Разработка вселенной

Выбор персонажей занял полгода, выбирали из животных средней полосы России . «Там не должно быть кошек, собак и мышей. Потому что это самые популярные животные в мультипликации», — пояснил Анатолий Прохоров в интервью газете « Аргументы и факты » . Разработка дизайнов и характеров персонажей заняла полтора года , на этой стадии проект включал в себя около 20 персонажей, названными «сластёнами» . Однако в итоговом варианте осталось лишь девять героев, названных «смешариками» . Смешарики — стилизованные персонажи шарообразной формы, название для которых было придумано сочетанием двух слов — «смешные» и «шарики». По мнению авторов, шарообразная форма персонажей придавала им доброжелательность, и дети могли легко нарисовать их .

Когда идея сериала только складывалась, команда отказалась от традиционной «аристотелевской» фабулы, основанной на противостоянии протагониста и антагониста : среди персонажей нет отрицательных героев . Сюжеты строятся на бесконфликтном общении и поиске конструктивных решений в нестандартных ситуациях .

Приостановление и возобновление показа

Показ сериала приостановился в 2012 году. Позже, в интервью для информационного агентства « РИА Новости », продюсер сериала Юлия Николаева отметила, что «перерыв был взят, наверное, потому, что команда немного устала от такого количества произведённого контента» . В ноябре 2019 года газета « Коммерсантъ » сообщила, что компания « Яндекс » профинансирует производство пятого сезона, вложив в него 100 миллионов рублей; стоимость всего сезона оценивалась в 130 миллионов рублей. Бюджет одного эпизода составит порядка 2,5 миллионов рублей (40 тыс. долларов на 2019 год). Показ состоится сначала на сервисах « КиноПоиск HD » и « Яндекс.Эфир », а после — на одном из российских телеканалов. Также было указано, что «Яндекс» получит права на эксклюзивный показ другого контента ГК « Рики », включая новый сезон «Малышариков», спин-оффа основного сериала . Премьера нового сезона «Смешариков» состоялась 18 мая 2020 года .

Производство

Сценарий и раскадровка

Ведущие сценаристы Алексей Лебедев , Дмитрий Яковенко и Светлана Мардаголимова присылают в студию синопсисы , где их обсуждают и решают, что будет происходить в новом эпизоде. Сценарий обычно составляет 4—5 страниц. Анатолий Прохоров отметил, что «в сценарии очень важно попасть в атмосферу мира „Смешариков“, почувствовать их взаимоотношения» .

После небольших правок сценарий отправляется режиссёрам, работа которых начинается с раскадровки — последовательности сцен, помогающей визуально представить, каково видение режиссёра. Под каждой сценой описано действие персонажей и реплики. Раскадровку рисуют дигитайзером (ранее рисовали на листах бумаги, которых в конечном итоге выходило 50—60) .

Озвучка

На запись озвучки уходит до 40 минут, если у героев много реплик, и 10—15 минут, если персонаж в эпизоде говорит меньше . Запись проходит в несколько смен. Игорь Яковель , главный звукорежиссёр сериала, записывает реплики всех актёров, которые присутствуют в эпизоде. Режиссёр эпизода же, который присутствует на записи, помогает актёрам подобрать нужную интонацию голоса . Сергей Мардарь, например, озвучивает двух персонажей — Кар-Карыча и Совунью. Поначалу озвучивал их по очереди, чтобы не запутаться в голосах. Если первым в эпизоде говорил Кар-Карыч, сначала записывались все его реплики, а Совуньи следом .

Анимация

Аниматик , поделённый на части, переходит в работу к художникам-аниматорам, каждый из которых трудится над отдельной сценой. На анимацию нескольких секунд эпизода, уходит до 7 дней. «Всё зависит от сложности движений персонажа», — отмечает Анатолий Прохоров . Параллельно художники по фонам работают над фоновой частью эпизода . В 2006 году себестоимость минуты анимации сериала составляла 8 тысяч долларов , а к концу 2007 года приблизилась к 13 тысячам . На создание одного эпизода уходило 3—4 месяца и порядка 50 тысяч долларов . В месяц выпускали четыре эпизода и в производстве находились ещё как минимум 16 эпизодов .

В январе 2023 года создатели сериала сообщили о возможных трудностях с производством из-за истечения срока лицензий на западное программное обеспечение, используемое для создания анимации .

Эпизоды

Сезон Серии Даты показа
Первая серия Последняя серия
1 52 17 мая 2004 ( 2004-05-17 )
TBA
2 52
TBA
TBA
3 52
TBA
TBA
4 52
TBA
2012
5 52 18 мая 2020 ( 2020-05-18 ) 17 июня 2021 ( 2021-06-17 )
6 46 2 сентября 2021 ( 2021-09-02 ) 20 октября 2022 ( 2022-10-20 )
7 12 16 февраля 2023 ( 2023-02-16 ) 25 мая 2023 ( 2023-05-25 )

Восприятие и оценка

В 2004 году « Новая газета » в одном из выпусков писала, что сериал, «несмотря на подрасстрельное название, мог бы стать неплохим проектом, если бы не простодушное воровство с миру по нитке: из „ Ёжика “, „ Винни-Пуха “ и других хитов» . В 2007 году разгорелась дискуссия после выхода интервью журналу « Фома » с Анатолием Прохоровым, в котором тот высказал спорные мысли о сериале, а также о советской мультипликации . В ответном интервью тому же журналу, советские мультипликаторы Эдуард Назаров и Юрий Норштейн поставили в укор создателям «Смешариков» навязывание детям «усечённого эстетического восприятия», а также раскритиковали позиционирование сериала как «продолжателя традиции „Винни-Пуха“». В свою очередь, Норштейн похвалил работу сценаристов, отметив, что по сравнению с первыми эпизодами, сценаристы последующих «сильно продвинулись» в сценарном мастерстве . Мультипликатор Александр Петров также похвалил работу сценаристов, назвав сериал «альтернативой сериальному американскому и японскому искусству, искусству коммерческому», однако отметил, что «раздражает сама картинка и дизайн» и то, что сериал «не культивирует в детском зрителе интереса к красоте» .

Анастасия Маркина, обозревая проект с коммерческой стороны, из плюсов отметила популярность среди отечественных детских брендов, возможность зарабатывать на производстве сопутствующей продукции и лицензировании и продажу прав на зарубежные рынки, а из минусов — непроработанную систему контроля качества сопутствующей продукции и выбора лицензиатов, проблемы с развитием фирменных магазинов и «неясность» перспективы полнометражных проектов . Художественный руководитель « Ералаша » Борис Грачевский сравнил сериал с непедагогичными « Телепузиками »: «Терпеть не могу телепузиков, которые очень вредны для нас, потому что совершенно не образовывают ребёнка. Они только отвлекают его — ровно на те минуты, пока их смотрят. Даже смешарики — чем они не телепузики?» . Украинский телеведущий Руслан Сеничкин отметил философскую сторону сериала: «В чём смысл жизни, откуда всё это появилось, откуда это чувство, откуда могут появиться одиночество, дружба. Всё это в „Смешариках“ есть. Это взросло-детский мультфильм» . Киновед Дина Годер , обозревая конкурсантов XI Открытого российского фестиваля анимационного кино , похвалила разнообразие жанров и сценарии некоторых эпизодов с отсылками к другим фильмам, однако к минусам отнесла примитивность персонажей и технические ограничения из-за использования flash-анимации .

В своём обзоре пятого «Нового» сезона на веб-сайте Film.ru Ефим Гугнин отметил, что после восьмилетнего перерыва, новый сезон — «это действительно тот же самый мультсериал, <…> не искажённый временем и меняющимися условиями индустрии», а также философскую сторону сериала и отсылки к фильмам Альфреда Хичкока и Джима Джармуша , поднимаемые темы гомофобии , кризиса самоидентичности и принятия инаковости . В обзоре премьеры того же сезона Павел Воронков из веб-издания Газета.ru похвалил сериал за визуальный стиль и ярких персонажей, также отметив, что «новые „Смешарики“ — точно такие же, как старые», «никто не заигрывает с реалиями XXI века», и поднимаемую тему эпизода — гомофобию . Денис Ступников из информационного агентства InterMedia также отметил, что новый сезон не заигрывает с «модными девайсами» и поднимает тему гомофобии . Марина Александрова из веб-издания Regnum , разобрав первые восемь эпизодов пятого сезона, в заключение отметила, что «в общем и целом создаётся ощущение, что живости в возрождённом сериале стало несколько меньше, как и совместных дел, забот и приключений» . Политолог Екатерина Шульман выпустила на своём YouTube-канале разбор пятого сезона, где проанализировала основных персонажей, также описав себя как «комбинацию Лосяша и Совуньи с некоторыми элементами Ёжика». Кроме того, Шульман оценила анимацию эпизодов, однако подвергла критике сценарий: «Это мы всё уже видели» .

Награды и номинации

Награда Дата церемонии Категория Номинанты и получатели Результат Ист.
Государственная премия Российской Федерации 4 июня 2009 Социально-культурная программа «Смешарики» Анатолий Прохоров , Салават Шайхинуров , Илья Попов Победа
« Золотой орёл » 27 января 2007 Лучший анимационный фильм «Смешарики» Номинация
25 января 2008 Номинация
29 января 2010 Номинация
« Икар » 9 сентября 2021 Продюсер года Илья Попов Победа
Лучший эпизод эпизод «Рок-опера и что-то ещё» Победа
5 июня 2022 эпизод «Здравствуй, мой дневничок!» Победа
Открытый российский фестиваль анимационного кино 12—16 февраля 2004 Диплом жюри Илья Попов Победа
9—13 февраля 2006 Самый смешной фильм «Смешарики» Победа
12—16 марта 2009 Лучшая драматургия Алексей Лебедев (эпизод «Право на одиночество») Победа

Трансляция мультсериала за пределами России

Права на распространение сериала на английском языке были приобретены у дистрибьютора Fun Game Media американской компанией (англ.) , которая начала транслировать сериал в рамках детского (англ.) (англ.) на телеканале The CW с 13 сентября 2008 года под названием GoGoRiki . В мультфильме изменили имена персонажей и удалили эпизоды, которые были специфическими и понятными только для русской аудитории. Дублированная версия мультфильма включала 104 эпизода, 92 из них транслировали на канале CW4Kids. Мультсериал был также адаптирован для европейского показа бельгийской продюсерской компанией Studio 100 в 2009 году под новым названием BalloonToons . Название Kikoriki предложила выпускающая франшизу и осуществлявшая дубляж российская продюсерская компания «Рики-групп» . Fun Game Media также выпустила версию на немецком языке, которая начала транслироваться на телеканале KiKA с 8 декабря 2008 года под названием Kikoriki . В Китае сериал начал транслироваться с 7 марта 2011 года на детском канале Центрального телевидения Китая под названием «开心球» ( кит. упр. 开心球 , пиньинь kāi xín qiǔ , палл. Кайсиньцю , буквально: «Счастливые шарики») . На 2017 год аудитория сериала в Китае превышает российскую в 12 раз и составляет около 300 миллионов человек .

С февраля 2017 года все права на распространение сериалов «Смешарики» и «Смешарики. Пин-код» за пределами СНГ , включая эпизоды на всех языках, кроме русского, принадлежат компании FUN Union . Мультсериал транслируется в 90 странах и переведён более чем на 60 языков .

Связанные проекты

Товары и прочая продукция

В 2004 году был запущен издательский проект, выпускающий развивающие книжки, азбуки, буквари, журналы, раскраски и альбомы с наклейками. Журнал «Смешарики» стартовал с тиража в 25 тысяч экземпляров, а к 2007 году тираж составлял 117 тысяч копий . В 2006 году на рынке присутствовало более 700 наименований товаров: от мороженого, детских каш и напитков до одежды и обуви ; в 2008 — более трёх тысяч , в 2015 — более 4 тысяч , в 2020 — более 8 тысяч наименований . В 2009 году на основе сериала были созданы многопользовательская компьютерная онлайн-игра « Шарарам » и компьютерная игра под названием «Смешарики. Параллельные миры» . В 2017 году годовая выручка группы компаний «Рики» составила 7,2 миллиарда рублей . В октябре 2023 года к 20-летию сериала группа компаний «Рики» и издательство Bubble Comics выпустили книгу комиксов «Смешарики. Мультивселенная» .

Спин-оффы

В 2006 году стартовала серия спин-оффов «Азбука Смешариков», в которых герои сериала учат детей правилам безопасности дорожного движения , нормам морали , чтению и уважению к книгам, правам ребёнка , уходу за собственным здоровьем , навигации в интернете и финансовой и цифровой грамотности , защите лесов от пожаров и рассказывают о недвижимости , современных профессиях , культуре народов России . В 2012 году стартовал показ сериала «Смешарики. Пин-код» — научно-образовательного проекта, в рамках которого главные герои доступным языком рассказывали зрителям об устройстве мира, последних достижениях науки, законах физики и механики. В октябре того же года состоялась премьера сериала «Смешарики. Новые приключения» — прямого продолжения оригинального сериала, хронометраж эпизодов которого увеличился с шести минут до десяти. В 2015 году стартовал показ сериала «Малышарики» — сериала, рассказывающего о приключениях альтернативных версий младших смешариков .

В 2017 году состоялся показ сериала « Смешарики. Спорт » — спин-оффа оригинального сериала, состоящего из шестиминутных сюжетов о различных видах спорта ( борьбе , горных лыжах , баскетболе и др.) . В 2018 году состоялась премьера «Наследников» — спин-оффа, в котором герои путешествуют по объектам всемирного наследия ЮНЕСКО в России на Шаролёте . В ноябре 2021 года на сервисе « КиноПоиск HD » состоялась премьера «Моднюши» — спецвыпуска, рассказывающего о приключениях альтернативной версии Нюши в европейском городе. В планах у создателей выпустить одноимённый спин-офф . В декабре 2022 года на сервисе «КиноПоиск HD» состоялась премьера «Синема» — спецвыпуска, рассказывающего о съёмках новогоднего кино .

Полнометражные фильмы

В январе 2007 года было объявлено, что компания «Мармелад-медиа» планирует выпустить в конце 2009 года полнометражный анимационный фильм по мотивам сериала . Премьера мультфильма « Смешарики. Начало » состоялась 22 декабря 2011 года . Бюджет фильма составил 11,5 миллионов долларов. Мультфильм провалился в прокате , не собрав и половины от прогнозируемых сборов — 23 миллионов долларов .

Премьера мультфильма « Смешарики. Легенда о золотом драконе » состоялась 17 марта 2016 года . Бюджет фильма составил 6,3 миллионов долларов . Мультфильм также провалился в прокате, собрав 4,2 миллиона долларов .

Премьера мультфильма « Смешарики. Дежавю » состоялась 26 апреля 2018 года . Бюджет фильма составил порядка 5,5 миллионов долларов . Мультфильм не окупился в прокате, собрав 4,5 миллиона долларов .

Премьера мультфильма « Смешарики снимают кино » состоялась 12 октября 2023 года .

Музыка

15 декабря 2023 года группа « Эпидемия » выпустила кавер и клип на песню « Лесник » (1993) группы « Король и Шут » для вселенной «Смешариков», переработку текста песни сделал Даниил Новиков, а Михаил Черняк озвучил пингвина Пина из вселенной .

Примечания

Комментарии

  1. По другим данным — с апреля .
  2. По другим данным — в 2001 году .

Источники

  1. Левинский, Александр. . SmartMoney Россия (3 декабря 2007). Дата обращения: 18 мая 2022. 4 декабря 2007 года.
  2. Годер, Дина . . Полит.ру (19 февраля 2006). Дата обращения: 19 ноября 2022. 18 ноября 2013 года.
  3. Лесик, Алина. . Газета.ru (21 декабря 2022). Дата обращения: 3 марта 2023. 21 декабря 2022 года.
  4. Малюкова, Лариса. . Новая газета (4 июня 2007). Дата обращения: 20 ноября 2022. 7 ноября 2017 года.
  5. , с. 150.
  6. Ионов, Алексей. . DTF (19 мая 2020). Дата обращения: 16 мая 2022. 19 мая 2020 года.
  7. , с. 34.
  8. , с. 60.
  9. , с. 106.
  10. Маршева, Ольга. . Экспресс-газета (28 мая 2020). Дата обращения: 6 августа 2022. 3 сентября 2020 года.
  11. , с. 80.
  12. , с. 152.
  13. , с. 208.
  14. , с. 176.
  15. Тагирова, Ирина. . Аргументы и факты (27 июля 2009). Дата обращения: 19 ноября 2022. 22 января 2017 года.
  16. , с. 196.
  17. Мезенов, Сергей. . Newslab (26 декабря 2011). Дата обращения: 7 августа 2022. 7 августа 2022 года.
  18. , с. 132.
  19. Яфизова, Лениза. . Вокруг ТВ (30 августа 2020). Дата обращения: 16 августа 2022. 16 августа 2022 года.
  20. Терещенко, Мария. . Кинопоиск (18 мая 2020). Дата обращения: 25 ноября 2022. 19 мая 2020 года.
  21. , с. 17.
  22. Хомич, Михаил; Митин, Юрий. . Коммерсантъ (21 марта 2011). Дата обращения: 17 мая 2022. 21 ноября 2011 года.
  23. // Фома : журнал. — М. : Фома Центр, 2007. — Июль ( вып. 51 , № 7 ). — ISSN . 15 мая 2022 года.
  24. Полевиков, Валерий. . Гол.ру (18 марта 2022). Дата обращения: 18 мая 2022. 19 марта 2022 года.
  25. Хозиков, Владимир. // Интербизнес : журнал. — 2007. — Март. — С. 38 . 26 июня 2008 года.
  26. . Известия (4 февраля 2004). Дата обращения: 19 ноября 2022. 17 мая 2022 года.
  27. Сошникова, Екатерина. . РИА Новости (30 июня 2020). Дата обращения: 15 августа 2022. 3 июля 2020 года.
  28. Лебедева, Валерия. // Коммерсантъ : газета. — М. : Коммерсантъ , 2019. — 22 ноября ( № 215 ). — С. 7 . — ISSN . 21 мая 2022 года.
  29. Кибер, Пётр. . Комсомольская правда (22 ноября 2019). Дата обращения: 9 июня 2022. 22 ноября 2019 года.
  30. . Ведомости (22 ноября 2019). Дата обращения: 9 июня 2022. 12 декабря 2019 года.
  31. . РИА Новости (21 апреля 2020). Дата обращения: 17 мая 2022. 21 апреля 2020 года.
  32. Рышкова, Анастасия. . Телепрограмма (18 мая 2020). Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  33. Семёнова, Екатерина. . Кинопоиск (10 июня 2021). Дата обращения: 18 мая 2022. 11 июня 2021 года.
  34. . РБК (24 января 2023). Дата обращения: 6 февраля 2023. 23 января 2023 года.
  35. . Культура (24 января 2023). Дата обращения: 6 февраля 2023. 24 января 2023 года.
  36. . Санкт-Петербург (21 апреля 2020). Дата обращения: 18 мая 2022. 23 апреля 2020 года.
  37. Усков, Олег. . Российская газета (1 сентября 2021). Дата обращения: 17 мая 2022. 1 сентября 2021 года.
  38. . InterMedia (16 февраля 2023). Дата обращения: 16 мая 2023. 16 февраля 2023 года.
  39. // Новая газета : газета. — М. : Новая газета, 2004. — 1 марта ( № 14 ). — ISSN . 16 мая 2022 года.
  40. // Фома : журнал. — М. : Фома Центр, 2007. — Октябрь ( вып. 54 , № 10 ). — ISSN . 6 июля 2022 года.
  41. // Фома : журнал. — М. : Фома Центр, 2008. — Сентябрь ( вып. 65 , № 9 ). — ISSN . 20 ноября 2022 года.
  42. Маркина, Анастасия. . Компания (20 июля 2009). Дата обращения: 20 ноября 2022. 19 ноября 2022 года.
  43. Российская газета (16 ноября 2009). Дата обращения: 20 ноября 2022. 20 ноября 2022 года.
  44. Ковалева, Наталья; Недилько, Наталья; Еременко, Сергей; Аникеенко, Геннадий. . Интер (13 апреля 2009). Дата обращения: 20 ноября 2022. 20 ноября 2022 года.
  45. Годер, Дина . . Русский журнал (22 февраля 2006). Дата обращения: 20 ноября 2022. Архивировано из 18 ноября 2013 года.
  46. Гугнин, Ефим. . Film.ru (28 мая 2020). Дата обращения: 20 мая 2022. 4 июня 2020 года.
  47. Воронков, Павел. . Газета.ru (18 июня 2020). Дата обращения: 6 июня 2022. 18 мая 2020 года.
  48. Ступников, Денис. InterMedia (26 мая 2020). Дата обращения: 16 июля 2022. 5 июня 2020 года.
  49. Александрова, Марина. Regnum (26 мая 2020). Дата обращения: 16 июля 2022. 16 июля 2022 года.
  50. . Meduza (26 мая 2020). Дата обращения: 20 ноября 2022. 19 июня 2020 года.
  51. // Российская газета : газета. — М. : Редакция «Российской газеты», 2009. — 11 июня ( вып. 4929 , № 105 ). — ISSN . 14 июня 2009 года.
  52. . Национальная Академия кинематографических искусств и наук России . Дата обращения: 20 мая 2022. 17 ноября 2015 года.
  53. . Национальная Академия кинематографических искусств и наук России . Дата обращения: 20 мая 2022. 17 ноября 2015 года.
  54. . Национальная Академия кинематографических искусств и наук России . Дата обращения: 20 мая 2022. 7 марта 2016 года.
  55. . Культура (10 сентября 2021). Дата обращения: 20 мая 2022. 10 сентября 2021 года.
  56. . РИА Новости (5 июня 2022). Дата обращения: 6 июня 2022. 5 июня 2022 года.
  57. . Открытый Российский фестиваль анимационного кино . Дата обращения: 20 мая 2022. 28 июня 2017 года.
  58. . Открытый Российский фестиваль анимационного кино . Дата обращения: 6 июня 2022. 29 июля 2017 года.
  59. . Открытый Российский фестиваль анимационного кино . Дата обращения: 6 июня 2022. 30 июля 2017 года.
  60. (англ.) . QuoteMedia (11 августа 2008). Дата обращения: 25 мая 2022. Архивировано из 23 января 2009 года.
  61. (англ.) . Yahoo! (3 сентября 2008). Дата обращения: 25 мая 2022. Архивировано из 4 января 2009 года.
  62. (англ.) . TVTropes . Дата обращения: 11 августа 2022. 22 сентября 2022 года.
  63. Максименко О. И.; Подлегаева Е. П. // Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика : журнал. — 2019. — № 2 . — С. 167—174 . — doi : . 12 августа 2022 года.
  64. (нем.) . KiKA . Дата обращения: 25 мая 2022. Архивировано из 4 сентября 2012 года.
  65. Чаплыгина, Мария. . РИА Новости (1 марта 2011). Дата обращения: 2 августа 2022. 2 августа 2022 года.
  66. Большакова, Елена. . Коммерсантъ (5 июля 2017). Дата обращения: 2 августа 2022. 5 июля 2017 года.
  67. (англ.) . Animation World Network (13 февраля 2017). Дата обращения: 25 мая 2022. 14 февраля 2017 года.
  68. Куликов, Павел. // Коммерсантъ Секрет Фирмы : журнал. — М. : Коммерсантъ , 2006. — 17 апреля ( № 15 ). — С. 1004 . 17 мая 2022 года.
  69. Боровой, Владимир. // Коммерсантъ Деньги : журнал. — М. : Коммерсантъ , 2016. — 4 апреля ( № 13 ). — С. 40 . 22 мая 2022 года.
  70. // Коммерсантъ : газета. — М. : Коммерсантъ , 2008. — 13 сентября ( № 165 ). — С. 3 . — ISSN . 8 марта 2023 года.
  71. Дерябина, Анна. // РБК : газета. — М. : БизнесПресс, 2015. — Сентябрь. — С. 81—86 . — ISSN . 24 октября 2017 года.
  72. . Новые Медиа . Дата обращения: 26 мая 2022. 4 ноября 2011 года.
  73. Епишин, Роман. . Игромания (22 декабря 2008). Дата обращения: 22 мая 2022. 23 июля 2021 года.
  74. Болецкая, Ксения. . Ведомости (29 марта 2018). Дата обращения: 27 мая 2022. 29 марта 2018 года.
  75. . «Российская газета». — статья. Дата обращения: 26 октября 2023. 26 октября 2023 года.
  76. Маркина, Анастасия. Компания (20 июля 2009). Дата обращения: 19 ноября 2022. 19 ноября 2022 года.
  77. . РИА Новости (24 октября 2019). Дата обращения: 15 августа 2022. 25 октября 2019 года.
  78. . Ассоциация анимационного кино России (25 апреля 2019). Дата обращения: 25 марта 2023. 26 сентября 2022 года.
  79. . Ассоциация анимационного кино России (2 июня 2020). Дата обращения: 25 марта 2023. 27 сентября 2022 года.
  80. . Ассоциация анимационного кино России (1 октября 2020). Дата обращения: 25 марта 2023. 29 июня 2022 года.
  81. . ТАСС (14 июня 2022). Дата обращения: 25 марта 2023. 15 сентября 2022 года.
  82. . Film.ru . Дата обращения: 27 мая 2022. 27 мая 2022 года.
  83. Арбатская, Любовь. . Комсомольская правда (27 марта 2018). Дата обращения: 22 мая 2022. 27 марта 2018 года.
  84. Лебедева, Наталья. . Российская газета (24 ноября 2021). Дата обращения: 14 ноября 2022. 24 ноября 2021 года.
  85. . InterMedia (23 декабря 2022). Дата обращения: 16 мая 2023. 22 декабря 2022 года.
  86. Васильева, Анастасия. . РБК daily (24 января 2007). Дата обращения: 21 мая 2022. Архивировано из 29 сентября 2007 года.
  87. . Российская газета (22 декабря 2011). Дата обращения: 14 ноября 2022. 28 сентября 2012 года.
  88. Болецкая, Ксения; Трифонов, Антон. . Ведомости (12 января 2012). Дата обращения: 21 мая 2022. 18 сентября 2020 года.
  89. . Sostav.ru (13 февраля 2017). Дата обращения: 21 мая 2022. 13 февраля 2017 года.
  90. . Кинобизнес сегодня . Дата обращения: 9 ноября 2022. 20 июня 2021 года.
  91. (англ.) . Box Office Mojo . Дата обращения: 21 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  92. Егорова, Анна. . Letidor (24 апреля 2018). Дата обращения: 21 мая 2022. 25 января 2021 года.
  93. . ЕАИС . Дата обращения: 21 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  94. (англ.) . Box Office Mojo . Дата обращения: 21 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  95. . Российская газета (13 сентября 2023). Дата обращения: 27 сентября 2023. 27 сентября 2023 года.
  96. . Наше радио (15 декабря 2023). Дата обращения: 17 декабря 2023.
  97. (рус.) . Смешарики (официальный ютуб-канал (15 декабря 2023). — автор переработки текста и актёр озвучивания Пина указаны в описании. Дата обращения: 17 декабря 2023.

Литература

  • Боева, Г. Н. «Герои нашего времени»: проект «Смешарики» как явление субкультуры детства // Иконникова, С. Н.; Борзова, Е. П. Культура и мир. — СПб. : СПбКО, 2009. — С. 211—214 . — ISBN 978-5-903983-02-5 .
  • Гладких, И. В.; Старов, С. А. // Вестник СПбГУ . — СПб. : СПбГУ , 2009. — Т. 8 , вып. 3 . — С. 149—173 . — ISSN .
  • Елисеев, Н. Л. // Эксперт Северо-Запад : журнал. — СПб. : ЛитРес, 2012. — Январь. — С. 46 . — ISBN 978-5457820395 .
  • Биргер, П. // Эксперт Северо-Запад : журнал. — СПб. : ЛитРес, 2006. — 24 апреля ( вып. 269 , № 16 ). — С. 17—18 . — ISBN 978-5457820395 .
  • Злотникова, Т. С.; Горохова, О. В. // Обсерватория культуры : журнал. — М. : Российская государственная библиотека , 2016. — Т. 1 , № 2 . — С. 164—165 . — ISSN .
  • Хомич, М.; Митин, Ю. 93 и 6 историй успеха в бизнесе . — М. : Эксмо , 2011. — С. 175. — 224 с. — ISBN 978-5-699-51758-9 .
  • Югринова, Н. // Бизнес-журнал : журнал. — Бизнес-журнал, 2013. — Август ( вып. 209 , № 8 ). — С. 22—28 . — ISSN .
  • Корнилова М. В. Смешарики. История культовой вселенной . — Москва: Эксмо , 2024. — 256 с. — ISBN 978-5-04-189003-2 .

Ссылки

  • — официальный сайт сериала «Смешарики»
Источник —

Same as Смешарики