Interested Article - Кармелитки

Образ Пресвятой Девы Марии горы Кармил
Простой герб кармелитов и кармелиток

Кармелитки католические женские монашеские ордена и конгрегации , связанные общей духовной традицией с кармелитами и живущие по правилам, основанным на .

История

XIII и XIV века

Жанна Кармелитка

Уже в XIII XIV веках , с появлением монахов-кармелитов в Европе, девушки и женщины, желавшие благочестия, принимали их духовное руководство и следовали частным правилам, основанным на уставе кармелитов. Одни становились отшельницами, жившими в совершенном затворе и непрестанной молитве. Другие объединялись в небольшие общины без приношения монашеских обетов.

Первой известной женщиной, получившей во второй половине XIII века правила, основанные на уставе кармелитов, была Жанна Кармелитка . Правила были составлены для неё генеральным приором ордена, Симоном Стоком . Она вела жизнь затворницы при монастыре кармелитов в Тулузе , на юге Франции.

В XIV веке женские общины при монастырях кармелитов, жившие под духовным руководством монахов, появились в Италии (Болонья, Флоренция, Венеция), Нидерландах (Харлем), Бельгии (Льеж), Франции (Валансьен), Испании (Барселона) и Германии (Гельдерн, Динан); в Италии их называли мантелатками , в Германии и Нидерландах бегинками . Девушки и вдовы, вступавшие в такие общины, подписывали акт, по которому передавали мужскому монастырю всё своё имущество, которое затем расходовалось на их содержание.

В 1450 году община в Гельдерне , в Германии первой обратилась к генеральному приору ордена, с просьбой допустить их к принесению вечных монашеских обетов и принятию монашеского облачения, и 10 мая 1452 года получила на то его благословение. В августе того же года такое же благословение генерального приора ордена получила община во Флоренции . Тогда же во Флоренции руководство кармелитов приняло решение обратиться к Папе с просьбой об утверждении женской ветви ордена.

Булла Cum nulla

7 октября 1452 года Папа Николай V буллой Cum nulla утвердил основание женской ветви ордена кармелитов.

« Николай епископ, раб рабов Божьих в вечную память о сем.
Так, как невозможно без разрешения Верховного Понтифика основывать группам верующих монашеские общины, и для того, чтобы монашеским общинам дев, вдов, бегинок, мантеллаток и другим подобным им, живущим под именем и покровом Ордена Пресвятой Девы Марии с горы Кармил, или в будущем пожелающим (так жить), не жить без одобрения Апостольского Престола, мы сим посланием объявляем об утверждении за ними образа жизни, организации и протекции вышеупомянутого ордена и генерального настоятеля, в равной степени, как и провинциальных настоятелей, и предоставляем им те же привилегии дозволенные нами прежде орденам Проповедников и отшельников Святого Августина, при условии, что вышеупомянутые девы, вдовы, бегинки, мантеллатки будут жить в воздержании, послушании, пощении и подвизаться в соответствии со своими правилами и уставами дев, бегинок и мантелаток тех орденов, которые следуют воздержанию и благочестию.
Посему, никто да не посмеет нарушить или противоречить нашему установлению. Но если, кто дерзнет его нарушить, пусть знает, что падет на него гнев Всемогущего Бога и святых апостолов его Петра и Павла.
Дано в Риме, в соборе Святого Петра, в 1452 году от рождества Господа нашего, в седьмой день октября, в шестой год нашего понтификата
».

Таким образом, булла Cum nulla не только позволяла основывать в oрдене женские созерцательные монастыри, но также предоставляла право основывать женские общины терциарного (светского) характера. 28 ноября 1476 года Папа Сикст IV буллой Dum attenta окончательно утвердил организации мирян-кармелитов, мужчин и женщин. Впоследствии терциарная ветвь ордена положила начало многочисленным светским и регулярным институтам кармелиток.

XV и XVI века

Франсуаза д′Амбуаз

Вскоре после своего утверждения, женская ветвь ордена распространилась по всей Европе . Первый монастырь кармелиток был основан в 1454 году во Флоренции .

Кармелитки, или Монахини ордена кармелитов ( лат. Moniales Ordinis Carmelitarum , O.Carm.) жили по уставу Святого Альберта , предусматривавшему сочетание отшельнической и киновиальной форм монашества, строгое соблюдение постов и практику молчания.

В ноябре того же года генеральный приор ордена, Жан Сорет дополнил устав кармелитов для женской ветви ордена особыми правилами, Expositio paraenetica .

В 1468 году в орден вступила Франсуаза д′Амбуаз , вдовая герцогиня Бретани , до этого основавшая монастыри кармелиток Нотр-Дам-де-Бондон близ Ванна и в Нанте . Вместе с Жаном Соретом, она оказала большое влияние на формирование правил кармелиток. По её инициативе, кроме обетов послушания, целомудрия и нестяжания , монахини стали приносить и (затвора), который в 1569 году Папа Пий V утвердил для всей женской ветви ордена.

Еще 15 февраля 1432 года буллой Romani Pontificis Папа Евгений IV смягчил первоначальный устав кармелитов. Некоторые монастыри отказались принимать нововведения и образовали в рамках ордена автономные конгрегации, получившие название по городам в которых они появились, Мантуанская в Италии и Альбийская во Франции.

была утверждена Папой Евгением IV в 1442 году и просуществовала до 1783 года . При монастырях этой конгрегации также находились женские общины, которые после утверждения женской ветви ордена, были преобразованы в монастыри. Среди настоятельниц этих монастырей в XV веке были особенно известны Арканджела Джирлани и Джованна Скопелли .

Монастыри кармелиток в Нидерландах, Германии и Франции находились в большей зависимости от монастырей кармелитов, в то время, как монастыри кармелиток в Италии и Испании пользовались большей автономией. Именно в Испании во второй половине XVI века началось движение, положившее начало реформе женской ветви ордена кармелитов, затем охватившее и мужскую ветвь.

Реформа

Тереса де Аумада-и-Сепеда

Инициатором реформы в ордене была Тереза Иисуса (в миру Тереса де Аумада-и-Сепеда). 7 февраля 1562 года она получила из Рима благословение на создание первого реформированного монастыря кармелиток в Испании, и 24 августа того же года возглавила монастырь Святого Иосифа в Авиле . Реформа проводилась ею под наблюдением генерального приора ордена, и местного епископа Альвареса де Мендосы. Тереза Иисуса поставила целью вернуть кармелиток к первоначальным аскетическим идеалам ордена. Монахини реформированного монастыря ходили исключительно босиком, за что были прозваны босыми кармелитками .

17 июля 1563 года Папа Пий IV утвердил правила босых кармелиток, одобренные также генеральным приором ордена, Джованни Баттиста Росси . 21 октября 1564 года в монастыре Святого Иосифа в Авиле, Тереса де Аумада-и-Сепеда принесла монашеские обеты, приняв имя Терезы Иисуса, а 13 июля 1571 года она официально отказалась от прежнего устава с послаблениями и приняла реформированное правило, став, таким образом, первой босой кармелиткой.

С 1567 по 1582 год Тереза Иисуса основала 17 реформированных монастырей в Испании. 1 ноября 1571 года в университетском городе Алькала-де-Энарес ею был открыт знаменитый Колледж Святого Кирилла, ставший важным центром обучения для мужской ветви реформированных кармелитов, основанной ею вместе с Иоанном Креста (в миру Хуан де Йепес-и-Альварес).

Начавшаяся реформа не была принята среди кармелитов однозначно; «обутые» обвиняли «босых» в непослушании и смуте. 22 июня 1580 года Папа Григорий XIII издал бреве Pia consideratione , в котором закрепил каноническое разделение кармелитов и присвоил босым кармелитам статус автономной провинции в рамках ордена. Только спустя пять лет после смерти Терезы Иисуса, 4 октября 1582 года , в монастыре Альба-де-Тормес в Испании, в 1587 году Папа Сикст V выделил босых кармелитов и кармелиток в отдельную конгрегацию.

20 марта 1597 года Папа Климент VIII буллой Sacrarum Religionum преобразовал конгрегацию в отдельный орден, женская ветвь которого получила название Монахинь Ордена Босых Кармелитов ( лат. Moniales Ordinis Carmelitarum Discalceatarum , O.C.D.). Новый орден также получил статус нищенствующего, и сегодня существует два ордена кармелитов (кармелиток): босых и обутых . В том же году первые реформированные монастыри появились за границами Испании, в Италии.

XVII и XVIII века

XIX и XX века

Духовность

Одеяние и символика

Современное состояние

Статистика

В настоящее время монастыри кармелиток действуют в 97 странах мира (либо в 100 странах, если Конго учитывать как 2 страны, а Великобританию как 3). В 2013 году орден насчитывал 9951 монахинь и 759 монастырей [ источник не указан 3366 дней ] .

Известные монастыри

Монастыри в России и странах бывшего СССР

На территории бывшего СССР действует 7 женских кармелитских монастырей: 2 монастыря на Украине, 2 — в Казахстане, по 1 — в России, Латвии, Литве.

На Украине действует два монастыря кармелиток:

  • в пригороде Киева в селе Софийская Борщаговка с 1994 года находится (достроен в 1996 году) монастырь Кармелиток Босых Милосердия Божьего и Непорочного Сердца Марии (с 1991 до 1994 находился в Киеве);

В Казахстане монастыри находятся:

В России один монастырь:

в Новосибирске

В Латвии:

В Литве:


Терциарные институты

В настоящее время насчитывается более 40 монашеских конгрегаций. Наиболее значительные:

  • (Carmelitane delle Grazie, CSCdG) — основана в Болонье для воспитания девочек из бедных семей; в 1744 в ней был введён строгий затвор; с 1755 основывала новые монастыри в Италии. Конгрегация дважды упразднялась (в 1810 и 1866) светскими властями; восстановлена в 1900; получила официальное утверждение Св. Престола в 1977. В 2002 насчитывала 35 сестер и 9 монашеских обителей.
  • (Hermanas Carmelitas Misioneras Teresianas, CMT) — основана в 1861 в Сьюдаделе (исп. о-в Менорка) для ухода за больными и для христ. воспитания молодежи; вначале действовала в Испании. Утверждена Св. Престолом в 1902. В 1896 сестры стали работать в Аргентине и Уругвае, а после Гражданской войны в Испании (1936-39) — в Бразилии, Франции, Чили, Италии (Рим), Заире, Мали и на Кубе. В 2002 конгрегация насчитывала 757 сестер и 109 обителей.
  • (Sisters of the Congregation of the Mother of Carmel, Carmelamahavinte Sabha, CMC) сиро-малабарского обряда основана в 1866 в Индии босыми кармелитами; утверждена Св. Престолом в 1967. Занимается христианским воспитанием и образованием девочек и девушек, а также уходом за больными и пожилыми людьми. В 2002 насчитывала 6335 монахинь и 581 обитель.
  • (Sisters of the Apostolic Carmel, AC) — основана в 1868 в Байоне (Франция) и переведена в 1870 в Индию; утверждена Св. Престолом в 1926; занимается преимущественно христианским воспитанием и образованием (в том числе на Шри-Ланке, в Австралии и Кувейте). В 2002 насчитывала 1583 сестры и 154 обители.
  • Кармелитки Миссионерки (Carmelitas Misioneras, CM) — основана в 1878 в качестве самостоятельной ветви терезианских кармелдток-миссионерок. В 1906 присоединена (с сохранением автономии) к Ордену босых кармелитов. Помимо Испании сестры работают в Колумбии, Франции, Италии, Португалии, Великобритании, Индии, Конго, Мозамбике, Малави и на Филиппинах. В 2002 конгр. насчитывала 1870 сестер и 271 обитель.
  • (Congregation of the Teresian Carmelites, CTC) — конгр., учрежденная в 1887 в результате отделения монахинь лат. обряда от Конгрегации сестер Матери Кармеля и перевода их в Вераполи. В 1959 присоединена к Ордену босых кармелитов. В 1971 утверждена Св. Престолом. Сестры занимаются христианским воспитанием девочек и делами милосердия. В 2002 конгр. насчитывала 1185 сестёр и 132 обители.
  • (Hermanas de la Virgen María del Monte Carmelo, HVMMC) — основана в 1891 в Каудете (Испания); в 1906 присоединена (с сохранением автономии) к Ордену кармелитов; в 1950 утверждена Св. Престолом. Сёстры работают в Испании, Португалии, Италии, Франции, Германии, Пуэрто-Рико и Доминиканской Республике. В 2002 конгрегация насчитывала 462 монахини и 65 обителей.

Представительницы

Святые и блаженные

Основательницы

Влияние на культуру

Учебные заведения

Социальная деятельность

В литературе

В музыке

В живописи и скульптуре

Фильмы о кармелитках

Действуй, сестра

См. также

Литература

  • W. McGreal, At the Fountain of Elijah: The Carmelite Tradition, (Maryknoll, NY, 1999), ISBN 1570752923

Ссылки

Примечания

  1. от 2 июля 2008 на Wayback Machine
  2. (неопр.) Дата обращения: 30 ноября 2012. 16 августа 2000 года.
  3. (неопр.) Дата обращения: 30 ноября 2012. 4 марта 2016 года.
  4. (неопр.) Дата обращения: 30 ноября 2012. 28 января 2013 года.
  5. (недоступная ссылка)
  6. (неопр.) . Дата обращения: 30 ноября 2012. 5 марта 2016 года.
  7. (неопр.) Дата обращения: 30 ноября 2012. 18 сентября 2012 года.
  8. (неопр.) . Дата обращения: 30 ноября 2012. Архивировано из 23 июля 2013 года.
  9. (недоступная ссылка)
  10. (недоступная ссылка)
  11. C. Catena, Bibliotheca Sanctorum, vol. V, Istituto Giovanni XXIII della Pontificia Università Lateranense, Roma , 1999 , coll. 1005—1006.
  12. (неопр.) Дата обращения: 30 ноября 2012. 16 августа 2000 года.
  13. (неопр.) Дата обращения: 30 ноября 2012. 5 марта 2016 года.
  14. (неопр.) Дата обращения: 30 ноября 2012. 6 августа 2020 года.
  15. (неопр.) . Дата обращения: 30 ноября 2012. 17 августа 2012 года.
  16. (неопр.) . Дата обращения: 8 февраля 2015. Архивировано из 8 февраля 2015 года.
  17. (неопр.) . Дата обращения: 30 июля 2014. 10 августа 2014 года.
  18. «После устава кармелиток, которые должны ходить босыми, носить нагрудники, сплетенные из ивовых прутьев, и никогда не садиться, самым суровым является устав бернардинок»

Same as Кармелитки