Interested Article - Здание ассигнационного банка (Санкт-Петербург)
- 2020-01-25
- 1
Здание ассигнационного банка — памятник архитектуры. Расположен в Санкт-Петербурге, современный адрес дома — Садовая улица , 21, набережная канала Грибоедова , 30-32.
На данном месте ранее стоял деревянный Морской рынок , сгоревший в 1780-х годах . Здание построено в 1783—1790 годах по проекту Д. Кваренги . Проект был утверждён 5 мая 1783 года , по мнению ряда исследователей, здание стало первым заказом для Кваренги в Петербурге (хотя дом Иностранной коллегии был перестроен им раньше, в 1782—1783 годах ).
По легенде, сначала здание проектировал Джузеппе Бригонци, но оно рухнуло на начальных этапах строительства под собственным весом, опозоренный Бригонци утопился в канале Грибоедова и его призрак бродит по подвалам банка. Также по легенде усадебная компоновка здания была использована в знак уважения к клиентам-дворянам и для привлечения их к предпринимательству .
Трёхэтажный (два этажа на высоких погребах ) центральный корпус стоит в глубине парадного двора, края которого создаёт подковообразное в плане здание кладовых (хранилищ монет — Ассигнационный банк обменивал бумажные деньги на монеты ). Кладовые с главным корпусом (в котором находились операционные залы ) связывали открытые колоннады-галереи. Боковые павильоны украшены лоджиями , в центре главного фасада расположен ризалит с фронтоном и колоннадой коринфского ордера на два верхних этажа. Над фронтоном стоят статуи, аллегорически изображающие Закон, Справедливость и Мудрость . На нижнем этаже расположены три парадных входа , оформленных рустованной аркадой, (изначально парадным был вход с Садовой, а с канала — служебным, но позднее вход с Садовой был закрыт для большей сохранности золотого запаса ). Окна второго этажа украшали наличники с сандриками .
По замыслу Кваренги кладовые не должны были быть застеклены, на окнах должны были быть лишь решётки — чтобы испарения меди не отравляли воздух. 26 окон всё же были застеклены из-за климата и попадания в помещение снега и дождя .
Чугунная ограда на увенчанных шарами каменных столбах создана в 1791 году в Петрозаводске на Александровском заводе Чарльза Гаскойна по эскизам Кваренги, её ранний вариант напоминает решётку Летнего сада («подвешенные» к остриям копий бронзовые ленты напоминают узор под остриями у Летнего сада ), но финальный вариант согласован с утилитарной ролью здания (и напоминает решётку Мраморного дворца , круговое соединение превращено у Ассигнационного банка в подобие орнаментированных ручек ). Изначально фасад со стороны канала не был проработан, был скрыт каменной стеной . Полукруглый одноэтажный служебный корпус с этой стороны (корпус служб и сарай для пожарных инструментов) был построен в 1786—1788 годах. Казармы для военного караула и конюшни размещались со стороны Банковского переулка, пожарные сараи размещались вдоль канала. В корпусе был коридор в центре и кладовые по обе стороны .
Фасад и боковые флигели украшены львиными масками и фризом из гирлянд и букраниев работы Фёдора Гордеева .
В 1783 году на строительство здания было затрачено 40 740 руб. 31 коп., в 1784 году — 98 090 руб. 64 коп., в 1785 году — 169 508 руб. 29 коп., в 1786 году — 80 401 руб. 49 коп., около 200 000 рублей было истрачено в 1788—1791 годах (в 1787 году случилась задержка, средства не тратились). Созданная Кваренги изначально позолоченная решётка оценивалась в 45 270 рублей, версия из бронзы без позолоты — в 27 420 рублей, реализованный вариант стоил 7 776 рублей .
Монеты в здание привозили из Монетного двора Петропавловской крепости по воде, на баржах .
Из интерьеров, созданных Кваренги, сохранилась отделка вестибюля и главной лестницы. Стены лестницы украшают парные коринфские пилястры и скульптурные медальоны (Муза астрономии и географии, Муза архитектуры, Парусное мореплавание, Птицеводство, Торговля ), в шести нишах стен стоят статуи (из-за утраты атрибутирующих деталей невозможно определить, что они олицетворяли, хотя в одной из них узнаётся Муза-покровительница регистрации с гроссбухом в левой руке ). В вестибюле свободно стоят колонны и полуколонны дорического ордера, членящие плоскости стен по вертикали . Утраченная впоследствии роспись приёмных помещений была выполнена Джузеппе Валесини .
С 1799 по 1805 год, на время строительства специализированного здания, в доме был расположен Банковский монетный двор . В 1810 году правление Ассигнационного банка затребовало Монетный двор вернуть занимаемую часть здания, в 1815 году по проекту Александра Постникова использовавшиеся Монетным двором помещения переделали под жилые квартиры. В 1817 году кладовые Банка также были перестроены под жильё .
Со стороны канала ограду соорудили по рисунку Л. Руска в 1817 году , тогда же архитектор перестроил с этой стороны служебный корпус и построил в нём золотые кладовые. Восточный корпус стал двухэтажным за счёт межэтажных перекрытий, лоджию застроили двухэтажной вставкой с лестницей. Центр ограды выделен колоннадой из шести колонн дорического ордера и двух полуколонн, между ними стена с чугунной решёткой из вертикально поставленных пик. На оси располагаются ворота, в боковых частях ограды расположены разделённые пилонами арочные проёмы; работы обошлись в 500 тыс. руб. В узоре происходит переход от трёх акантовых линий к полукружию копий разной длины, линии проще, чем у решётки со стороны улицы .
До 1817 года в банке выпускали ассигнации, а в 1843 году, после введения государственных кредитных билетов, его закрыли за ненадобностью. В 1849 году в здании начал работать Государственный российский банк .
В 1839 году 1-й и 3-й этажи главного корпуса с частью кладовых с левой стороны были переданы Коммерческому банку, с правой стороны предполагалось создать приёмную медной монеты. В этих целях хотели надстроить полукруглый флигель, но план не был реализован. В то время стены парадной лестницы были палевого цвета, лестничные марши и парапеты — серыми, на потолке были орнаментальные узоры. Остальные помещения были жёлтого, перлового, зелёного, светло-зёленого и палевого цвета .
В 1860-х годах во дворе в железных павильонах со стороны Садовой публично уничтожали (сжигали) ветхие ассигнации и кредитные билеты, что привлекало зрителей ; из-за разлетавшегося пепла к 1894 году была создана принципиально новая печь, позднее, в 1934 году, разобранная. В 1861 году были застеклены колоннады галереи, тогда же на третьем этаже сделали квартиру и сделали ведущую к нему чёрную лестницу. В 1864 году в левом павильоне вместо запасной кладовой и смежной квартиры были сделаны помещения для сберкасс .
Пожар, в 1862 году уничтоживший здание Министерства внутренних дел и дошедший до Садовой, согнул железную решётку банка, его цоколь потрескался. После него деревянные двери здания были заменены на металлические, перекрытия заменены на огнестойкие, создана каменная лестница, устроены 4 брандмауэра .
В 1895—1904 годах по проекту Андрея Бертельса прошла ещё одна перестройка, 3-й этаж в полуциркульном корпусе надстроили. В 1904 году по проекту Матвея Чижова в выходящем на канал корпусе был переделан вестибюль, по всему зданию устроено отопление, в 1905 году проведён водопровод. 12 июня 1905 года на созданном Бертельсом этаже была освящена домовая церковь в честь Александра Невского (закрыта в 1918 году с передачей имущества во Владимирский храм, помещение перестроено в актовый зал около 1939 года). К 1910 году было принято решение о невозможности улучшения функциональности здания дальнейшими перестройками .
3 июня 1930 года в здании открылся Ленинградский финансово-экономический институт .
Во время Великой Отечественной войны была повреждена лепнина фасадов, кровля, разрушены канализация, водопровод и фонари во дворе. На шестой корпус упала 1000-килограммовая авиабомба, вызвавшая сильный пожар. Всего на территории упало 50 крупнокалиберных снарядов. Здание прачечной было разрушено 250-килограммовой бомбой, также повредившей электростанцию. Ещё один пожар, уничтоживший отделку, начался после попадания снаряда в 22 аудитории (2-й этаж главного корпуса). В подвалах располагалось бомбоубежище. С 27 ноября 1941 года в здании работал эвакогоспиталь и курсы санитаров .
В 1967 году, к 150-летию со дня смерти, в саду со стороны Садовой улицы был установлен памятник Кваренги . В 1976 году по проекту реставрации предполагалось снятие со здания третьего этажа и раскрытие соединительных галерей со стороны Садовой, но проект не был осуществлён .
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 16 августа 2023. 16 августа 2023 года.
- ↑ . Дата обращения: 16 августа 2023. 16 августа 2023 года.
- ↑ , с. 280—282.
- , с. 280.
- ↑ Амосова В.В., Дмитриев А.Л., Василенко Д.В. . — Санкт-Петербург, 2020. 16 августа 2023 года.
- ↑ , с. 57.
- . Дата обращения: 16 августа 2023. 30 апреля 2017 года.
- ↑ , с. 9.
- , с. 58—59.
- И.Г.Спасский. Монетная система России в XVIII-XIX вв. // Русская монетная система. — Ленинград, 1962.
- , с. 9—10.
Литература
- Гермонт Г. Н. Решётки Ленинграда и его окрестностей / вступительный текст В. Курбатова . — М. : Издательство всесоюзной академии архитектуры, 1938. — 4000 экз.
- Коршунова М. Ф. Джакомо Кваренги. — Л. , 1977. — 168 с. — ( Зодчие нашего города ). — 40 000 экз.
- Петров А. Н., Борисова Е. А., Науменко А. П., Повелихина А. В. Памятники архитектуры XVIII века // Памятники архитектуры Ленинграда . — Изд. 4-е, исправл. и доп.. — Ленинград: Стройиздат. Ленинградское отделение, 1976. — 576 с.
- 2020-01-25
- 1