Колонна, Лоренцо I Онофрио
- 1 year ago
- 0
- 0
Коло́нна в архитектуре ( фр. colonne , от лат. cоlumna , « столб ») — часть архитектурной конструкции , столб цилиндрической формы, деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент или арку . Столб квадратного сечения называется пилоном , уплощенной формы — пилястрой . Существуют также полуколонны и трехчетвертные колонны. Полуколонна выступает от плоскости стены на половину своего диаметра; трехчетвертная — на три четверти. Колонна может поддерживать несущие элементы конструкции или выполнять декоративную функцию. Пилястра имеет внешние сходства с колонной, но при этом не имеет энтазиса ; может быть как несущим архитектурным элементом, так и декоративным . Длинная последовательность столбцов, соединённых антаблементом , называется колоннадой .
Колонна — форма, происхождение которой связано с идеей вертикальной опоры строительной конструкции и с подражанием формам природы. Поэтому существуют две основных версии о происхождении колонны: конструктивная и символическая. В древности искусственную колонну уподобляли стволу дерева, «древу жизни», «Мировому древу», считали воплощением фаллического символа. Об этом свидетельствуют колонны древнейших памятников, которые сооружали без конструктивной необходимости ( менгиры , омфалосы ). Ближайшие аналоги таких монументов: фаллические путевые гермы , которые устанавливали на перекрестках дорог, обелиски (солярные символы). В искусстве народов Центральной Европы 1 тыс. до н. э. встречаются наскальные изображения коня (символ земли), через которого проходит столб с колесом на вершине (символ неба) .
Первые каменные колонны применяли в Древнем Египте при постройке Пирамиды Джосера в 2650 году до н. э. Впервые была применена каменная постройка из 40 колонн высотой каждой из них в 10 метров. Так как эти колонны по мнению египтян были первыми на земле, архитектор Имхотеп соединил каждую из них со стеной с одной стороны . Колонны обильно используются в таких образцах древнеегипетской архитектуры, как заупокойные храмы в Дейр-эль-Бахри (правителя Среднего царства Ментухотепа II и женщины-фараона Нового царства Хатшепсут , известный как Джесер-Джесеру ) и Большой гипостильный зал храмового комплекса Карнака , возведённый при Сети I и Рамсесе II . Египетские зодчие использовали колонны разных типов: некоторые копировали растительные прототипы (стебли тростника, стволы пальм или лотосовидные), иные были квадратными в сечении.
За 3—5 тысяч лет до первых египетских колоннад в Гёбекли-Тепе были предприняты попытки изготовить 9-метровые колонны, которые, однако, так и остались в каменоломнях незаконченными. Особую символику имеют парные колонны и обелиски, фланкирующие вход в святилище. Например, металлические столбы Воаз и Яхин Иерусалимского храма .
Одни из самых сложных колонн в Древнем мире были , в том числе массивные каменные колонны, установленные в Персеполе . Они включили структуры двойных быков на капителях . Зал ста колонн в Персеполе, размером 70 × 70 метров, был построен царём Ахеменидов Дарием I (524—486 до н. э.). Многие из древних персидских колонн стоят до сих пор. Размеры некоторых колонн превышают 30 метров в высоту.
Египетские традиции повлияли на колонны первых цивилизаций Греции — минойской и микенской. В Греции различались три ордена колонн: дорийский , ионийский и коринфский .
Римляне не изобрели никакого нового стиля и пользовались при постройках по большей части коринфским стилем . Римляне использовали каменные колонны в качестве дорожных знаков и указателей расстояний. В центре Римского Форума при императоре Октавиане Августе находился Золотой милиарий (лат. Milliarium Aureum ) — мраморный столб, обитый позолоченной бронзой, на котором были начертаны расстояния в римских милях (1,48 км) от Рима до главных городов римских провинций. Отсюда поговорка: «Все дороги ведут в Рим». Позднее, в IV в. близ этого столба императором Константином была воздвигнута колонна « Центр города Рима » ( Umbilicus Urbis Romae ). Фундаменты обоих памятников сохранились . В архитектуре римляне придумали так называемую римскую архитектурную ячейку, используя в качестве несущего элемента массивные пилоны с опирающимися на них арками, а ордерные колонны (чаще полуколонны) приставляли к стене по сторонам арочного проема в качестве исключительно декоративного элемента. Так, например, построены аркады римского Колизея (72-80) и Театра Марцелла (13-11 гг. до н. э.).
В Средневековье тектонический смысл колонн был в значительной мере утрачен, поскольку главным несущим элементом оставалась стена или, в готической архитектуре, — система аркбутанов и контрфорсов. В эпоху итальянского Возрождения колонну снова стали использовать конструктивно, но по-новому, не по античному. Следуя романским образцам, и под влиянием восточной архитектуры, итальянские архитекторы соединяли в аркаду типа лоджии свободно стоящие колонны с арками (так называемая аркада по колоннам). Изобретателем такой схемы считают флорентийца Филиппо Брунеллески .
Известны и витые, атектоничные спиральные колонны, в особенности в архитектуре барокко и маньеризма . При перестройках римских церквей колонны часто брали из разрушаемых древнеримских сооружений, их устанавливали в аркадах, разделяющих центральный и боковые нефы, но вперемежку, разной высоты и с разными капителями, не придавая этому особого значения.
Из триумфальных колонн наиболее известны римские , со статуями императоров на вершине: Колонна Траяна (113 г.) и Колонна Марка Аврелия (176—193 гг.). В Новое время: Вандомская колонна в Париже (1806—1810), Александровская колонна в Санкт-Петербурге (1829—1834). В Дренем Риме возник обычай установки монументальных ростральных колонн .
Вотивные (посвятительные) колонны устанавливали по обету, в качестве надгробия или в честь какого-либо исторического события (например «чумные столбы» в городах средневековой Европы). Вотивные колонны украшали рельефами, изображениями священных предметов и символов. Парные колонны с имитацией в камне связки — как бы соединенные узлом, встречаются в средневековой сакральной архитектуре в качестве символа двух столбов — Боаз и Яхин , находившихся в храме Соломона в Иерусалиме, мистического прообраза всех христианских церквей. Канделябровая колонна имеет балясовидную форму, её применяли в архитектуре, изображали в росписях гротесками в «помпейском стиле». Колонны с рустовкой именуют муфтированными. Изображение сломанной колонны (или колонны без капители) в живописи — символ преждевременно оборвавшейся жизни .
Фигурные антропоморфные колонны, выполняющие функцию опоры, называют кариатидами (в виде женской фигуры) и атлантами , или теламонами (в виде мужской фигуры).
Монументы:
Природные колонны:
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(иврит)
.
|